План урока 6 класс биология

ТЕМА: «Цветение и опыление растений» ЦЕЛИ: продолжить формирование представлений о цветении, о значении цветка в жизни растения,сформировать представление об опылении, о приспособлениях к опылению различными способами,начать формирование представления об оплодотворении, развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика), воспитывать культуру речи.Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, таблица «Перекрестное опыление».Лабораторная работа №21 «С... Содержание деятельности Методы, формы, приемы работы I Оргмомент Приветствие, определение целей урока. Психологический настрой Беседа IIАктуализация знаний, подготовка к восприятию новой темы 1. Проверка как ведутся фенологические наблюдения 2. Проверка выполнения домашнего задания: гербарии из опавших листьев. Повторение: 1. Тестирование 2. Работа по карточкам , ресурс 1,2 (см.Приложение) 1. Термины: Цветок , Завязь ,Размножение,Самоопыление , Спермии , Яйцеклетки ,Пыльца ,Пыльники ,Гаметы,Зигота ,Зародыш ,Эндосперм Индивидуальный опрос III Изучение нового материала. 1. Назовите органы цветка; т.е. его строение. Главные части цветка: тычинка пестик - тычиночная нить, - столбик, - пыльник; - рыльце, - завязь – нижняя расширенная часть пестика, ... Зачем растение цветет? (При цветении образуется пыльца и происходит опыление) 4. Опыление. Ребята, как бы вы объяснили, что такое опыление. Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Вопрос: -Зачем растению опыление? После опыления происходит оплодотворение. 5. Оплодотворение– это слияние двух половых клеток (гамет). Как вы считаете, ребята, что дает оплодотворение? Как же происходит перенос пыльцы с тычинок на пестики? 4. Виды опылений: o Самоопыление Вопрос: Ребята, используя определение опыления, опробуйте дать определение самоопыления Самоопыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же цветка. Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для самоопыления? Приспособления к самоопылению: v Тычинки должны быть длиннее пестика. v Происходит в закрытом бутоне. Примеры: пшеница, томат, картофель, лен. o Перекрестное опыление Вопрос: Используя определение опыления, опробуйте дать определение перекрестного опыления. Перекрестное опыление – это перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка. Вопрос: Каким образом пыльца с тычинок одного цветка м... ü Перекрестное опыление животными Ребята, какие животные чаще и больше других опыляют цветки? (Насекомые) Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для опыления насекомыми. Приспособления к опылению насекомыми: v Наличие нектара Цветок всю ночь готовит мед, Пчелу-сластену в гости ждет. Бери, мол, но как другу, Мне окажи услугу – Пыльцу мучную эту Перенеси соседу. Пчела несет ее, и вот – Цветок увял, и зреет плод. Л. Н. Домбровская v Много пыльцы v Яркий околоцветник Нынче... Оказывается, что насекомые не равнодушны к окраске цветка. Так «любимыми» цветами пчел и шмелей являются синий и фиолетовый, меньше – желтый. К зеленому они равнодушны, а красный вообще не замечают. А вот некоторые бабочки, напротив, предпочитают красный цвет. v Запах: Приятный аромат Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот сверток алых лепестков, Раскрывшийся благоуханной чашей. Как он прекрасен, холоден и чист, Глубокий кубок, полный аромата. Как дружен с ним простой и скромный лист. Так поэт описал царицу всех цветов Розу. Неприятный запах гниющего мяса (если опылители мухи) Примеры: шиповник, клевер, ландыш, черемуха, стапелия. ü Перекрестное опыление ветром Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для опыления ветром. Приспособления к опылению ветром: v Маленький околоцветник в виде пленчатых чешуй v Мелкие цветки собраны в длинные соцветия v Пестики длинные или раздвоенные, опушенные v Тычинки длинные v Пыльца легкая, летучая Примеры: рожь, кукуруза, ива, верба, тополь, ольха, береза, орешник, осока, мятлик. ü Перекрестное опыление водой Вопрос: Как вы считаете, у каких растений может происходить такое опыление. Происходит у водных растений. Примеры: роголистник, элодея. Анемофилия- опыление растений с помощью ветра. Энтомофилия-опыление растений с помощью насекомых. Орнитофилия– опыление с помощью птиц. Гидрофилия- опыление с помощью воды. 6. таблица Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Признаки цветка Насекомоопыляемые растения Ветроопыляемые растения 1. Венчик Яркий Невзрачный или отсутствует 2. Расположение тычинок Внутри цветка Открыто, пыльники на длинных нитях 3. Рыльца пестиков Небольшие Большие, часто перистые 4. Пыльца Не очень много, липкая, крупная Очень много, сухая, мелкая 5. Запах Есть у многих Нет 6. Нектар Есть у многих Нет Эвристическая беседа с опорой на имеющиеся знания о цветках Совместная работа по заполнению схемы IV Закрепление знаний 7. Выполнение лабораторной работы №15 (ТБ №3) Лабораторная работа №15 (инструкция ТБ №3) Тема: Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Цель: Сравнить цветки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Знать отличительные признаки. Оборудование: плакаты, слайды картинок цветов Ход работы 1.Инструктаж по Т.Б. 2.Рассмотрите предложенные цветы , определите к каким растениям они относяться. 3.Внесите таблицу в тетрадь . Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых расте... Самостоятельное выполнение лабораторной работы V Заключительный Подведение итогов урока. Рефлексия. 2. Д/з: $ Записывают д/з, выставление оценок
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 21 Класс 6 Дата проведения: ________________

ТЕМА: «Цветение и опыление растений»

ЦЕЛИ: продолжить формирование представлений о цветении, о значении цветка в жизни растения,

сформировать представление об опылении, о приспособлениях к опылению различными способами,

начать формирование представления об оплодотворении,

развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика),

воспитывать культуру речи.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, таблица «Перекрестное опыление».

Лабораторная работа №21 «Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.»

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание деятельности

Методы, формы, приемы работы

I Оргмомент

Приветствие, определение целей урока.

Психологический настрой

Беседа

II Актуализация знаний, подготовка к восприятию новой темы


  1. Проверка как ведутся фенологические наблюдения

  2. Проверка выполнения домашнего задания: гербарии из опавших листьев.

Повторение:

  1. Тестирование

  2. Работа по карточкам , ресурс 1,2 (см.Приложение)

  1. Термины: Цветок , Завязь ,Размножение,Самоопыление , Спермии , Яйцеклетки ,Пыльца ,Пыльники ,Гаметы,Зигота ,Зародыш ,Эндосперм

Индивидуальный опрос


III Изучение нового материала.

  1. Назовите органы цветка; т.е. его строение.

Главные части цветка: тычинка пестик

- тычиночная нить, - столбик,

- пыльник; - рыльце,

- завязь - нижняя

расширенная часть пестика,

внутри которой находятся

семязачатки.

Околоцветник:

- цветоножка;

- цветоложе;

- чашечка;

- венчик.

2.Однодомные - цветки гермафродитные или мужские и женские, расположены на одном растении.

Двудомные - цветки однополые на двух растениях (облепиха, конопля).

3. Цветение - это состояние растения от начала раскрытия цветков до его засыхания.

Все ли растения цветут?

Существует такая легенда.

В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на папоротнике распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища.

Ребята, права ли легенда?

(Дети отвечают)

Зачем растение цветет?

(При цветении образуется пыльца и происходит опыление)

4. Опыление.

Ребята, как бы вы объяснили, что такое опыление.

Опыление - это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Вопрос: -Зачем растению опыление?

После опыления происходит оплодотворение.

5. Оплодотворение - это слияние двух половых клеток (гамет).

Как вы считаете, ребята, что дает оплодотворение?

Как же происходит перенос пыльцы с тычинок на пестики?

4. Виды опылений:

План урока 6 класс биология


  • Самоопыление

Вопрос: Ребята, используя определение опыления, опробуйте дать определение самоопыления

Самоопыление - это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же цветка.

Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для самоопыления?

Приспособления к самоопылению:

  • Тычинки должны быть длиннее пестика.

  • Происходит в закрытом бутоне.

Примеры: пшеница, томат, картофель, лен.


  • Перекрестное опыление

Вопрос: Используя определение опыления, опробуйте дать определение перекрестного опыления.

Перекрестное опыление - это перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка.

Вопрос: Каким образом пыльца с тычинок одного цветка может попасть на пестики другого цветка?


  • Перекрестное опыление животными

Ребята, какие животные чаще и больше других опыляют цветки?

(Насекомые)

Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для опыления насекомыми.

Приспособления к опылению насекомыми:

  • Наличие нектара

Цветок всю ночь готовит мед,

Пчелу-сластену в гости ждет.

Бери, мол, но как другу,

Мне окажи услугу -

Пыльцу мучную эту

Перенеси соседу.

Пчела несет ее, и вот -

Цветок увял, и зреет плод.

Л. Н. Домбровская

  • Много пыльцы

  • Яркий околоцветник

Нынче удались цветы повсюду.

Вволю им дано покрасоваться.

И смотрю на землю, как на чудо,

Просто не могу налюбоваться.

Вот раскрылся лютик, милый-милый.

А на холм, где расцвела ромашка,

Где калина руки заломила,

Вышел клевер в розовой рубашке.

Оказывается, что насекомые не равнодушны к окраске цветка. Так «любимыми» цветами пчел и шмелей являются синий и фиолетовый, меньше - желтый. К зеленому они равнодушны, а красный вообще не замечают. А вот некоторые бабочки, напротив, предпочитают красный цвет.


  • Запах:

    • Приятный аромат

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей.

Как он прекрасен, холоден и чист,

Глубокий кубок, полный аромата.

Как дружен с ним простой и скромный лист.

Так поэт описал царицу всех цветов Розу.


  • Неприятный запах гниющего мяса (если опылители мухи)

Примеры: шиповник, клевер, ландыш, черемуха, стапелия.


  • Перекрестное опыление ветром

Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для опыления ветром.

Приспособления к опылению ветром:

  • Маленький околоцветник в виде пленчатых чешуй

  • Мелкие цветки собраны в длинные соцветия

  • Пестики длинные или раздвоенные, опушенные

  • Тычинки длинные

  • Пыльца легкая, летучая

Примеры: рожь, кукуруза, ива, верба, тополь, ольха, береза, орешник, осока, мятлик.


  • Перекрестное опыление водой

Вопрос: Как вы считаете, у каких растений может происходить такое опыление.

Происходит у водных растений.

Примеры: роголистник, элодея.

Анемофилия- опыление растений с помощью ветра.

Энтомофилия-опыление растений с помощью насекомых.

Орнитофилия - опыление с помощью птиц.

Гидрофилия- опыление с помощью воды.

6. таблица Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Признаки цветка

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

1. Венчик

Яркий

Невзрачный или отсутствует

2. Расположение тычинок

Внутри цветка

Открыто, пыльники на длинных нитях

3. Рыльца пестиков

Небольшие

Большие, часто перистые

4. Пыльца

Не очень много, липкая, крупная

Очень много, сухая, мелкая

5. Запах

Есть у многих

Нет

6. Нектар

Есть у многих

Нет


Эвристическая беседа с опорой на имеющиеся знания о цветках









Совместная работа по заполнению схемы







IV Закрепление знаний

7. Выполнение лабораторной работы №15 (ТБ №3)

Лабораторная работа №15 (инструкция ТБ №3)

Тема: Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Цель: Сравнить цветки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Знать отличительные признаки.

Оборудование: плакаты, слайды картинок цветов

Ход работы

1.Инструктаж по Т.Б.

2.Рассмотрите предложенные цветы , определите к каким растениям они относяться.

3.Внесите таблицу в тетрадь . Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

4.Заполните таблицу: поставьте «+» или «-»

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

5.Сделайте вывод о значении опыления в жизни растения и природы.

Самостоятельное выполнение лабораторной работы

V Заключительный

  1. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

2. Д/з: $

Записывают д/з, выставление оценок





Лабораторная работа №10 (инструкция ТБ №3)

Тема: Строение цветка

Цель: изучить строение цветка и его органов

Оборудование: живые цветки, рисунок «Строение цветка».

Ход работы

  1. Рассмотрите цветок, найдите все его части, обратите внимание на их цвет, форму и количество.

  2. Зарисуйте рассмотренный цветок. Подпишите рисунок.

  3. Определите, какой тип околоцветника у рассмотренного вами цветка.

  4. Найдите главные части цветка: тычинки и пестик. Какое они имеют строение? Зарисуйте их. Подпишите рисунок.

  5. Сделайте вывод о значении цветка в жизни растения.

Строение цветков с двойным и простым околоцветником

План урока 6 класс биология



Лабораторная работа №10 (инструкция ТБ №3)

Тема: Строение цветка

Цель: изучить строение цветка и его органов

Оборудование: живые цветки, рисунок «Строение цветка».

Ход работы

  1. Рассмотрите цветок, найдите все его части, обратите внимание на их цвет, форму и количество.

  2. Зарисуйте рассмотренный цветок. Подпишите рисунок.

  3. Определите, какой тип околоцветника у рассмотренного вами цветка.

  4. Найдите главные части цветка: тычинки и пестик. Какое они имеют строение? Зарисуйте их. Подпишите рисунок.

  5. Сделайте вывод о значении цветка в жизни растения.

Строение цветков с двойным и простым околоцветником

План урока 6 класс биология




© 2010-2022