- Преподавателю
- Биология
- Из опыта работы: педагогические технологии
Из опыта работы: педагогические технологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Можаева В.М. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Можаева Валентина Михайловна
учитель биологии, химии, экологии
МОУ «Лопъювадская ООШ»
В своей педагогической работе, в условиях реализации требований ФГОС, я использую разные технологии обучения.
Технология развития критического мышления. Критическое мышление один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности:
-
не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией, искать, находить в ней смысл, применять в жизни.
-
на первом месте коммуникативный вид деятельности, предполагает диалог, совместный поиск решений проблем, а также партнерские отношения между педагогом и учеником;
-
стимулирование самостоятельной, поисковой, творческой деятельности.
Цели технологии:
-
формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
-
развитие базовых качеств личности - коммуникативность, мобильность, самостоятельность
Особенности:
-
у учеников активизируются имевшие знания, и пробуждается интерес к теме (вызов);
-
осмысление;
-
рефлексия (размышление).
Ученик формирует личностные отношения к теме.
Использую в учебной деятельности приемы «Толстые и Тонкие вопросы», «Дедукция» (что общего между фактами), «Кластеры» (лепестки по здоровью, вписать признаки жука); тесты «Правда или ложь», «Да или нет»; «Музейная технология» (животные на гербах городов).
«Исследователь - это идти первым и открывать то, что не знаю» Исследовательский метод обучения - организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Педагог консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы.
Распределение ролей в исследовании:
-
исследователь - координатор (предлагает план, задает вопросы по теме, делает обзор по литературе, обобщение, выводы)
-
организатор коммуникации (задает вопросы по теме, выстраивает дискуссию, редактирует текст)
-
организатор и участник принятия решений (оценивает необходимость для принятия решения, принимает решение на основе имеющихся информаций)
Типы уроков исследования - урок- лаборатория («Исследование пищевых добавок»), урок-изобретательства («Дерево жизни»- что могу, что хочу), урок-экспертиза («Какой сок полезный») . Самоанализ исследования, например, в форме презентации (я могу наглядно показать свои результаты работы).
Проектная технология «Я в биологи пошел, пусть меня научат» - День фиалок, День борьбы с курением , День медведя, День яблок (поделки, вязание, натюрморт), День домашних животных (проекты презентаций).
Я думаю, что многие учителя биологии в учебной деятельности используют элементы Игровой технология. Например, «Отгадай термин» , одна группа загадывает понятие и пытается его изобразить; «Переводчик» - перевод термина (фразы) с научного языка на обычный бытовой или наоборот . Элементы игры - «Лото» при первичном закреплении темы «Побег», рефлексия «Светофор» (проверка степени осмысленности знаний, способность в них ориентироваться), «Перевёртыши» (ГУ-КЕН-РУ, КО-ПОД-НОС-ВО), при обобщении темы «Аукцион» (представление описаний своего товара, ответы не обсуждаются; например, водный , Отряд китообразные, планктон, - СИНИЙ КИТ); «Третий лишний» (яблоня, вишня, капуста); «Задачки путаницы» (цветочек, чтобы, маленький, нужно, жить, Солнце).
Дидактическая игра «Мусор в лесу» (экология). Ребятам предлагается представить, что, проходя через лес, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдаётся набор карточек с названиями видов бытовых отходов.) Время на уборку ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5 мин. расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той последовательности, с какой группы планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:
• Пакеты из непрозрачного полиэтилена
• Металлическая консервная банка
• Стеклянная бутылка
• Пластиковая бутылка
• Бумажные фантики от конфет
• Гвозди
• Кожура банана, огрызки яблок
• Метла из веток
• Старая футболка
• Газеты
• Жестяная банка с остатками машинного масла
Примеры обоснования ответов: кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакеты из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимеров требуется около 200 лет), поэтому собрать их следует в первую очередь и сдать на перерабатывающее предприятие. (Пособие для учителя биологии, экологии. Составитель Чалышева Л.В. Сыктывкар: КРИРОиПК, 2005).
Элементы здоровьесберегающей технологии. На уроках должна присутствовать физминутка. Использую эмоциональные разрядки: поговорки, улыбку, уместную остроумную шутку; двигательную активность - «руки подняли, покачали - это деревья в лесу; руки опустили, встряхнули - ветер сбивает росу».