- Преподавателю
- Биология
- Календарно-тематическое планирование биология 9 класс
Календарно-тематическое планирование биология 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ананьева И.Н. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089; программа основного общего образования по биологии 6-9 классы авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова; федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом разработанным в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241 , от 30.08.2010 № 889 и от 03.06.2011 №1994, Санитарными правилами СП 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ основной школы
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
называть
-
общие признаки живых организмов;
-
признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
-
причины и результаты эволюции;
приводить примеры
-
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
-
природных и искусственных сообществ;
-
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
-
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
-
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
-
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
-
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
-
обмен веществ и превращение энергии;
-
роль ферментов и витаминов в организме;
-
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
-
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
-
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
-
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
-
вирусы как неклеточные формы жизни;
-
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
-
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
-
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
-
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
-
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
-
особенности человека, обусловленные прямо- хождением, трудовой деятельностью;
-
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
-
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
-
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
-
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
-
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
-
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
-
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
-
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
-
строение и функции клеток растений и животных;
-
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
-
семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания
-
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
-
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
-
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
-
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
-
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
-
о клеточном строении организмов всех царств;
-
о родстве и единстве органического мира;
-
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать
-
сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
-
результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
соблюдать правила
« приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
-
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
-
проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
-
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
-
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Кол-во часов
Тема урока
Дата
планир.
Дата
фактич.
Введение. (2 часа)
1
1
Биология - наука о жизни.
Методы исследования в биологии.
2
1
Сущность жизни и свойства живого.
Раздел 1. Уровни организации живой природы. (54 часа)
Тема 1.1. Молекулярный уровень. (10 часов)
3
1
Молекулярный уровень: общая характеристика.
Углеводы.
4
1
Липиды
5
1
Состав и строение белков
6
1
Функции белков
7
1
Нуклеиновые кислоты. ДНК.
8
1
Нуклеиновые кислоты. РНК.
9
1
АТФ и другие соединения клетки
10
1
Биологические катализаторы.
11
1
Вирусы.
12
1
Обобщение по теме: «Молекулярный УОЖ»
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)
13
1
Основные положения клеточной теории
14
1
Клеточная мембрана
15
1
Ядро
16
1
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджию
17
1
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
18
1
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.
19
1
Различия в строении клеток прокариот и эукариот
20
1
Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция
21
1
Энергетический обмен в клетке
22
1
Питание клетки.
23
1
Фотосинтез и хемосинтез
24
1
Гетеротрофы
25
1
Синтез белков в клетке
26
1
Деление клетки. Митоз
27
1
Обобщение по теме: «Клеточный уровень»
Тема 1.3. Организменный уровень. (14 часов)
28
1
Бесполое размножение организмов
29
1
Половое размножение организмов. Оплодотворение.
30
1
Онтогенез. Биогенетический закон.
31
1
Моногибридное скрещивание.
32
1
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание
33
1
Дигибридное скрещивание
34
1
Сцепленное наследование признаков.
35
1
Взаимодействие генов
36
1
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
37
1
Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость.
38
1
Мутационная изменчивость
39
1
Основы селекции. Работа Н.И Вавилова
40
1
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов
41
1
Обобщение по теме: «Организменный уровень»
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень. (3 часа)
42
1
Критерии вида
43
1
Популяции
44
1
Биологическая классификация
Экологические факторы.
Тема 1.5 . Экосистемный уровень. (8 часов)
45
1
Экосистема, биоценоз
46
1
Взаимосвязь популяций в экосистеме.
47
1
Состав и структура сообщества.
48
1
Потоки вещества и энергии в экосистеме
49
1
Искусственные биогеоценозы.
50
1
Саморазвитие экосистемы
51
1
Экскурсия в биогеоценоз.
52
1
Обобщение по теме: «Экосистемный уровень»
Тема 1.6. Биосферный уровень. (4 часа)
53
1
Понятие биосферы. Роль В.И. Вернадского в изучении биосферы.
Среды жизни
54
1
Средообразующая деятельность организмов
55
1
Круговорот веществ в биосфере.
56
1
Экологические кризисы.
Раздел 2. Эволюция. (7 часов)
57
1
Основные положения теории эволюции.
58
1
Движущие силы эволюции.
59
1
Естественный отбор. Приспособленность и ее относительность.
60
1
Искусственный отбор. Селекция.
61
1
Микроэволюция и макроэволюция
62
1
Основные закономерности эволюции
63
1
Причины многообразия видов в природе.
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни. (7 часов)
64
1
Гипотезы возникновения жизни
65
1
Основные этапы развития жизни на Земле
66
1
Развитие жизни на Земле в архее, протерозое и палеозое
67
1
Развитие жизни в мезозое, кайнозое
68
1
Доказательства эволюции