Календарно-тематическое планирование биология 9 класс

В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.     Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьн...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089; программа основного общего образования по биологии 6-9 классы авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова; федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом разработанным в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241 , от 30.08.2010 № 889 и от 03.06.2011 №1994, Санитарными правилами СП 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ основной школы

В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:

называть

  • общие признаки живых организмов;

  • признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

  • причины и результаты эволюции;

приводить примеры

  • усложнения растений и животных в процессе эволюции;

  • природных и искусственных сообществ;

  • изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

  • наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

  • вирусы как неклеточные формы жизни;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

  • особенности человека, обусловленные прямо- хождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

  • меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

  • роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

  • организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

  • клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

  • наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать

  • строение и функции клеток растений и животных;

  • организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

  • семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

применять знания

  • о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

  • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

  • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

  • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

  • о клеточном строении организмов всех царств;

  • о родстве и единстве органического мира;

  • об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

наблюдать

  • сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

  • результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

соблюдать правила

« приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  • проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Кол-во часов

Тема урока

Дата

планир.

Дата

фактич.

Введение. (2 часа)

1

1

Биология - наука о жизни.

Методы исследования в биологии.

2

1

Сущность жизни и свойства живого.

Раздел 1. Уровни организации живой природы. (54 часа)

Тема 1.1. Молекулярный уровень. (10 часов)

3

1

Молекулярный уровень: общая характеристика.

Углеводы.

4

1

Липиды

5

1

Состав и строение белков

6

1

Функции белков

7

1

Нуклеиновые кислоты. ДНК.

8

1

Нуклеиновые кислоты. РНК.

9

1

АТФ и другие соединения клетки

10

1

Биологические катализаторы.

11

1

Вирусы.

12

1

Обобщение по теме: «Молекулярный УОЖ»

Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)

13

1

Основные положения клеточной теории

14

1

Клеточная мембрана

15

1

Ядро

16

1

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджию

17

1

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

18

1

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

19

1

Различия в строении клеток прокариот и эукариот

20

1

Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция

21

1

Энергетический обмен в клетке

22

1

Питание клетки.

23

1

Фотосинтез и хемосинтез

24

1

Гетеротрофы

25

1

Синтез белков в клетке

26

1

Деление клетки. Митоз

27

1

Обобщение по теме: «Клеточный уровень»

Тема 1.3. Организменный уровень. (14 часов)

28

1

Бесполое размножение организмов

29

1

Половое размножение организмов. Оплодотворение.

30

1

Онтогенез. Биогенетический закон.

31

1

Моногибридное скрещивание.

32

1

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

33

1

Дигибридное скрещивание

34

1

Сцепленное наследование признаков.

35

1

Взаимодействие генов

36

1

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

37

1

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость.

38

1

Мутационная изменчивость

39

1

Основы селекции. Работа Н.И Вавилова

40

1

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

41

1

Обобщение по теме: «Организменный уровень»

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень. (3 часа)

42

1

Критерии вида

43

1

Популяции

44

1

Биологическая классификация

Экологические факторы.

Тема 1.5 . Экосистемный уровень. (8 часов)

45

1

Экосистема, биоценоз

46

1

Взаимосвязь популяций в экосистеме.

47

1

Состав и структура сообщества.

48

1

Потоки вещества и энергии в экосистеме

49

1

Искусственные биогеоценозы.

50

1

Саморазвитие экосистемы

51

1

Экскурсия в биогеоценоз.

52

1

Обобщение по теме: «Экосистемный уровень»

Тема 1.6. Биосферный уровень. (4 часа)

53

1

Понятие биосферы. Роль В.И. Вернадского в изучении биосферы.

Среды жизни

54

1

Средообразующая деятельность организмов

55

1

Круговорот веществ в биосфере.

56

1

Экологические кризисы.

Раздел 2. Эволюция. (7 часов)

57

1

Основные положения теории эволюции.

58

1

Движущие силы эволюции.

59

1

Естественный отбор. Приспособленность и ее относительность.

60

1

Искусственный отбор. Селекция.

61

1

Микроэволюция и макроэволюция

62

1

Основные закономерности эволюции

63

1

Причины многообразия видов в природе.

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни. (7 часов)

64

1

Гипотезы возникновения жизни

65

1

Основные этапы развития жизни на Земле

66

1

Развитие жизни на Земле в архее, протерозое и палеозое

67

1

Развитие жизни в мезозое, кайнозое

68

1

Доказательства эволюции


© 2010-2022