Конспект занятия по теме Лесные растения

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План проведения занятия детского объединения

Тема: Лесные растения.

Занятие разработано для обучающихся 1класса, занимающихся по программе «Сказка природы». Форма проведения занятия - заочная экскурсия. Для проведения занятия составлена слайд - презентация, при просмотре которой происходит изучение нового материала. В соответствии с возрастными особенностями детей на занятии используются объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы, групповые задания. Предложенный план занятия может быть использован для проведения занятия в детском объединении в системе дополнительного образования, а так же может быть использован для проведения классного часа или внеклассного мероприятия по теме «Орана природы родного края» для детей начального звена общеобразовательной школы.


Цель: Сформулировать понятие о растительном сообществе леса, подчеркнуть необходимость бережного отношения к родной природе.

Планируемые результаты: дети научатся выделять и сравнивать признаки деревьев, кустарников и трав, будут учиться замечать и ценить красоту мира растений.


Задачи

дидактические: познакомиться с растениями, представителями лесного сообщества, их декоративными свойствами и значением этих растений в жизни людей.

Расширять знания детей о разнообразии растений в природе.

развивающие: развивать эстетический вкус и познавательную активность обучающихся, умение работать в группе.

воспитательные: воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения занятия: заочная экскурсия.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой.

Оборудование: дидактический материал «Деревья», «Кустарники», «Лесные и луговые травы», слайд-презентация «Растительный мир Прибайкалья».

Структура занятия.

  1. Актуализация знаний по теме предыдущего занятия «Домашние животные и животные зооуголка».

  2. Мотивация учебной деятельности.

Задание для учащихся: Прослушайте стихотворения и постарайтесь определить, о чём пойдёт речь на занятии.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи.

Ты же видишь - мы свои!

Определение темы и сообщение цели занятия.

Подготовка к изучению нового материала.

Вопросы для обучающихся:

- На занятиях мы изучаем природу. Что такое природа?

- Чем отличаются живые организмы от объектов неживой природы?

- Дополните предложение: «К живой природе наряду с растениями относятся…»

- Как вы считаете, могут ли жить другие живые организмы на планете Земля, если растения исчезнут? Приведите доказательства, подтверждающие ваши слова.

- Мир растений разнообразен. По внешнему строению растения можно разделить на три группы. Знаете ли вы, как они называются? ( Схема №1 на магнитной доске)

- Чем отличаются между собой деревья, кустарники и травы?

- Деревья, травы и кустарники по внешнему виду отличаются друг от друга, но состоят из одних и тех же частей, или органов.

Из каких органов состоит травянистое растение?

-Для чего нужны растению корень, стебель, лист, цветок и плод с семенами?

Вывод: растение - живой организм. Все части растения взаимосвязаны и важны для жизни. В то же время ни одно растение в природе не существует изолированно от внешнего мира.

В природе растения живут совместно, группой. Такую группу растений называют сообщество. На территории Прибайкалья наиболее часто встречаются следующие сообщества растений: лес (таёжные и смешанные леса), луг, болота и водоёмы.

Большую часть территории нашего региона занимают леса. Для изучения растительного лесного сообщества мы с вами отправляемся на заочную экскурсию.


  1. Изучение нового материала.

Просмотр и изучение слайд - презентации «Растительный мир Прибайкалья».

Комментирование слайдов. Необходимость охраны природы.

«Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они -

На планете мы останемся одни».

Идите в лес в мороз и в зной,

Любите лес, как дом родной!

Он будет рад приветить вас

И - чем богат - всё вам отдаст.

Лесной родник прильнёт к губам,

Гриб - боровик к вам выйдет сам.

Даст ягод луг, орехов - кедр,

Зелёный друг богат и щедр.

Идите в лес в мороз и в зной,

Храните лес, как дом родной!

Мы с вами долго были в пути, я думаю, вы устали. Нам необходимо отдохнуть и сделать разминку.

Физкультминутка.

На зарядку Солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Крылья сложили назад.


  1. Продолжение работы по теме занятия.

  1. Выполнение групповых заданий.

Каждая группа обучающихся получает набор карточек с изображением различных растений и выполняет задания учителя.

а) Найдите растения, не встречающиеся в Сибирских лесах.

б) Распределите полученные карточки на три группы: деревья, кустарники, травы.

в) В группе дикорастущих растений найдите редкие, нуждающиеся в охране виды.

г) Найдите карточки с изображением лекарственных и ядовитых растений.

д) Какие из растений, изображённые на карточках, обитают в лесу?

е) Найдите изображения луговых трав на выданных вам карточках.

2. Викторина «Что растёт в тайге?»

1) Я травянистое растение

с цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение -

И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

2)Она весну встречает,

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаёшь … (берёзку).

3) Слева от тропинки

На тоненькой былинке

Цветочек гнётся над травой,

Звоночек это луговой. (Колокольчик)

4) Листики с глянцем,

ягодки с румянцем.

А сами кусточки - не выше кочки. (Брусника)

5) У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви - только на макушке. (Сосна)

6) Не боится он мороза,

Он совсем неприхотливый,

А цветы на нём, как розы,

Ароматны и красивы. (Шиповник)

7) На лугу вдоль речки

Зажглись малиновые свечки.

Пышным розовым султаном

Украшает он поляну. (Иван-чай)

8) В каждый дом под Новый год

Это деревце придёт.

Зелёное и колкое,

Оно зовётся … (ёлкою).

9)Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

10) В лесу и на болоте

Травку вы найдёте.

А на ней синеет гроздь -

Кисло-сладких ягод гроздь. (Голубика)

11) На лугах растут сестрички -

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

12) В поле есть такой цветок:

Ярко-синий лепесток

На ветру качается,

Нежно называется. (Василёк)

13) Этот куст зелёный, колкий,

Вместо листиков - иголки,

И зимой, и жарким летом

Он одним окрашен цветом. (Можжевельник)

14)Глядит из-под снега

Зелёный росток -

Он первый весенний, студёный цветок. (Подснежник)

15) Встретишь на опушке ты

Эти майские цветы.

Колокольцы чистые

Те цветы душистые. (Ландыш)


  1. Рефлексия.

Мы познакомились с разными растениями. Что у них общего? Чем три группы растений отличаются друг от друга? Как отличить деревья от кустарников и трав?

Что нового вы узнали сегодня?

  1. Подведение итогов занятия.

Краткий обзор изученного материала. Выводы.


Н. Рыжова.


Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки ели не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

И цветы не стоит рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришёл не убивать!

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу - всего лишь гость,

Здесь хозяин - кедр и лось.

Их покой побереги -

Ведь они нам не враги!

И тогда любой зверёк -

Будь то ласка иль хорёк,

Рысь и волк, речная рыба -

Скажут «Ты наш друг!

Спасибо!»


© 2010-2022