- Преподавателю
- Биология
- Конспект занятия по теме Лесные растения
Конспект занятия по теме Лесные растения
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Глебко А.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План проведения занятия детского объединения
Тема: Лесные растения.
Занятие разработано для обучающихся 1класса, занимающихся по программе «Сказка природы». Форма проведения занятия - заочная экскурсия. Для проведения занятия составлена слайд - презентация, при просмотре которой происходит изучение нового материала. В соответствии с возрастными особенностями детей на занятии используются объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы, групповые задания. Предложенный план занятия может быть использован для проведения занятия в детском объединении в системе дополнительного образования, а так же может быть использован для проведения классного часа или внеклассного мероприятия по теме «Орана природы родного края» для детей начального звена общеобразовательной школы.
Цель: Сформулировать понятие о растительном сообществе леса, подчеркнуть необходимость бережного отношения к родной природе.
Планируемые результаты: дети научатся выделять и сравнивать признаки деревьев, кустарников и трав, будут учиться замечать и ценить красоту мира растений.
Задачи
дидактические: познакомиться с растениями, представителями лесного сообщества, их декоративными свойствами и значением этих растений в жизни людей.
Расширять знания детей о разнообразии растений в природе.
развивающие: развивать эстетический вкус и познавательную активность обучающихся, умение работать в группе.
воспитательные: воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения занятия: заочная экскурсия.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой.
Оборудование: дидактический материал «Деревья», «Кустарники», «Лесные и луговые травы», слайд-презентация «Растительный мир Прибайкалья».
Структура занятия.
-
Актуализация знаний по теме предыдущего занятия «Домашние животные и животные зооуголка».
-
Мотивация учебной деятельности.
Задание для учащихся: Прослушайте стихотворения и постарайтесь определить, о чём пойдёт речь на занятии.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь - мы свои!
Определение темы и сообщение цели занятия.
Подготовка к изучению нового материала.
Вопросы для обучающихся:
- На занятиях мы изучаем природу. Что такое природа?
- Чем отличаются живые организмы от объектов неживой природы?
- Дополните предложение: «К живой природе наряду с растениями относятся…»
- Как вы считаете, могут ли жить другие живые организмы на планете Земля, если растения исчезнут? Приведите доказательства, подтверждающие ваши слова.
- Мир растений разнообразен. По внешнему строению растения можно разделить на три группы. Знаете ли вы, как они называются? ( Схема №1 на магнитной доске)
- Чем отличаются между собой деревья, кустарники и травы?
- Деревья, травы и кустарники по внешнему виду отличаются друг от друга, но состоят из одних и тех же частей, или органов.
Из каких органов состоит травянистое растение?
-Для чего нужны растению корень, стебель, лист, цветок и плод с семенами?
Вывод: растение - живой организм. Все части растения взаимосвязаны и важны для жизни. В то же время ни одно растение в природе не существует изолированно от внешнего мира.
В природе растения живут совместно, группой. Такую группу растений называют сообщество. На территории Прибайкалья наиболее часто встречаются следующие сообщества растений: лес (таёжные и смешанные леса), луг, болота и водоёмы.
Большую часть территории нашего региона занимают леса. Для изучения растительного лесного сообщества мы с вами отправляемся на заочную экскурсию.
-
Изучение нового материала.
Просмотр и изучение слайд - презентации «Растительный мир Прибайкалья».
Комментирование слайдов. Необходимость охраны природы.
«Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они -
На планете мы останемся одни».
Идите в лес в мороз и в зной,
Любите лес, как дом родной!
Он будет рад приветить вас
И - чем богат - всё вам отдаст.
Лесной родник прильнёт к губам,
Гриб - боровик к вам выйдет сам.
Даст ягод луг, орехов - кедр,
Зелёный друг богат и щедр.
Идите в лес в мороз и в зной,
Храните лес, как дом родной!
Мы с вами долго были в пути, я думаю, вы устали. Нам необходимо отдохнуть и сделать разминку.
Физкультминутка.
На зарядку Солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
-
Продолжение работы по теме занятия.
-
Выполнение групповых заданий.
Каждая группа обучающихся получает набор карточек с изображением различных растений и выполняет задания учителя.
а) Найдите растения, не встречающиеся в Сибирских лесах.
б) Распределите полученные карточки на три группы: деревья, кустарники, травы.
в) В группе дикорастущих растений найдите редкие, нуждающиеся в охране виды.
г) Найдите карточки с изображением лекарственных и ядовитых растений.
д) Какие из растений, изображённые на карточках, обитают в лесу?
е) Найдите изображения луговых трав на выданных вам карточках.
2. Викторина «Что растёт в тайге?»
1) Я травянистое растение
с цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение -
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)
2)Она весну встречает,
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка,
А платьице в полоску.
Ты узнаёшь … (берёзку).
3) Слева от тропинки
На тоненькой былинке
Цветочек гнётся над травой,
Звоночек это луговой. (Колокольчик)
4) Листики с глянцем,
ягодки с румянцем.
А сами кусточки - не выше кочки. (Брусника)
5) У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (Сосна)
6) Не боится он мороза,
Он совсем неприхотливый,
А цветы на нём, как розы,
Ароматны и красивы. (Шиповник)
7) На лугу вдоль речки
Зажглись малиновые свечки.
Пышным розовым султаном
Украшает он поляну. (Иван-чай)
8) В каждый дом под Новый год
Это деревце придёт.
Зелёное и колкое,
Оно зовётся … (ёлкою).
9)Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
10) В лесу и на болоте
Травку вы найдёте.
А на ней синеет гроздь -
Кисло-сладких ягод гроздь. (Голубика)
11) На лугах растут сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
12) В поле есть такой цветок:
Ярко-синий лепесток
На ветру качается,
Нежно называется. (Василёк)
13) Этот куст зелёный, колкий,
Вместо листиков - иголки,
И зимой, и жарким летом
Он одним окрашен цветом. (Можжевельник)
14)Глядит из-под снега
Зелёный росток -
Он первый весенний, студёный цветок. (Подснежник)
15) Встретишь на опушке ты
Эти майские цветы.
Колокольцы чистые
Те цветы душистые. (Ландыш)
-
Рефлексия.
Мы познакомились с разными растениями. Что у них общего? Чем три группы растений отличаются друг от друга? Как отличить деревья от кустарников и трав?
Что нового вы узнали сегодня?
-
Подведение итогов занятия.
Краткий обзор изученного материала. Выводы.
Н. Рыжова.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки ели не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
И цветы не стоит рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость,
Здесь хозяин - кедр и лось.
Их покой побереги -
Ведь они нам не враги!
И тогда любой зверёк -
Будь то ласка иль хорёк,
Рысь и волк, речная рыба -
Скажут «Ты наш друг!
Спасибо!»