Урок биологии Фитолаборатория в классе

Фитолаборатория в классе. Класс 7 Тема: Лекарственные растения села Ушакова и его окрестностей. Цели урока:- углубить и расширить знания о роли лекарственных                              растений;                          - формировать бережное отношение и любовь к    природе;                          - учить  рациональному использованию природных                            ресурсов;                          - профориентация. Задачи: - знакомство с растениями, обладающими целебными свойствами; ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фитолаборатория в классе.

Класс 7

Тема: Лекарственные растения села Ушакова и его окресностей.

Цели урока: - углубить и расширить знания о роли лекарственных

растений;

- формировать бережное отношение и любовь к природе;

- учить рациональному использованию природных

ресурсов;

- профориентация.

Задачи: - знакомство с растениями, обладающими целебными свойствами;

- ознакомление с правилами их сбора и хранения.

Форма проведения: урок - исследовательская конференция.

Оформление класса: - стенд «Лекарственные растения»;

- гербарий лекарственных растений;

- открытки, фотографии;

- выставка лекарств получаемых из целебных растений;

- таблица-календарь сбора трав;

- раскладной альбом «Лекарственные растения»

нашего села.

Место урока в теме: урок проводится в разрезе темы «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, при изучении семейств.









Ход работы.

  1. Введение.

  1. Сообщение учителем темы и целей урока.

  2. Учитель: среди обычных растений, растущих в наших местах: лесах, полях, лугах, обочинах дорог много лекарственных. В этой природной аптеке легко найдутся средства от простуды, кашля, от болезней почек и сердца, и от многих других недугов. Если посмотреть вокруг себя взглядом врача, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств.

  1. Основная часть.

Учитель: сегодня мы познакомимся с самыми распространеными лекарственными растениями, узнаем, какими целебными свойствами они обладают, где они растут, как правильно их собирать и хранить. (Детям раздаются карточки-задания «Заполни пробелы», по которым проводится беседа).

Исследование 1. «Аптека рядом с нами».

1. Наступил август - последний летний месяц. Заметно дыхание осени. Отцветают ромашки (укажите семейство). Но буйным цветом расцветают крестоцветные растения (назовите их). Ветер безжалостно срывает желтые листья березы (охарактеризуйте ее лист). В саду горит костер … (назовите растение семейства розоцветных).

2. «Что лежит в шкатулке?» (дети по устному описанию должны назвать часть растений которое лежит и ней.)

- здесь лежит растение семейства Пасленовых. Завезено в Россию Петром I. Плод - ягода, ядовита. Съедобны подземные, видоизмененные побеги - клубни. (Картофель)

- в народной медицине его считают элексиром жизни. Соцветие - корзинка желтого цвета. Листья собраны в прикорневую розетку, при созревании плодов образуются пушистые зонтики - парашютики, которые при легком дуновении ветра разносят его семена на большие расстояния. (Одуванчик)

- это растение Красной книги, семейства Лилейных. Плод - ягода красного цвета, - ядовита. Растение тенелюбиво. Цветет ранней весной, на опушке леса, однобокой белой кистью. (Ландыш)

- На пустырях и по дорогам

с соцветьем беленьким - сорняк.

Но изучите его свойства,

быть может, взгляните не так:

кровотеченье остановит,

в Китае - он салат к столу.

Сорняк живуч, семян так много

в плодах, похожих на суму. (Пастушья сумка)

- Что за цветик - невеличка

там белеет, как снежок?

Эта прелесть __________ (вставьте название растения)

Скромный беленький цветок. (Земляничка)

( По ходу работы учащиеся находят эти растения на стенде, альбоме, гербариях).

Исследование 2. «Помоги себе сам».

Учитель предлагает ребятам жизненные ситуации, в которых они должны проявить знания о целебных свойствах растений и условно применить их на практике.

- вы пришли в гости к товарищу, а он болен: у него начинается кашель, болит горло, слегка повышена температура. Какое народное средство вы ему посоветуете? (Ребята высказывают свои предложения)

- ты был в лесу, гулял, натер ногу, идти дальше не можешь. Еле-еле доковылял до полянки и повалился на траву. Как облегчить боль и жжение? Оглянись вокруг - ты сидишь на лекарствах. На каких? (Ребята называют растения, которые можно использовать в данной ситуации)

- завтра у вас итоговая контрольная работа по математике, вы очень волнуетесь. Как снять это волнение без лекарств? (Дети предлагают свои рецепты)

Слово специалисту-медику ФАП Сергеевой Н.Ф. Она обобщает все сказанное учащимися и сообщает дополнительную информацию:

  1. Как средство от простуды, кашля, для примочек, полосканий, промывания ран употребляют цветы ромашки. Сухие корзинки ромашки заваривают кипятком, настаивают 15 минут и пьют этот чай с сахаром или медом, чтобы крепко и спокойно спать.

  2. Если в походе вы натрете или пораните ногу, оберните больное место листом подорожника. Вы почувствуете, что боль постепенно проходит. Листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых, нарывах. Сок его - хорошее ранозаживляющее средство.

  3. Успокаивающее действие на нервную систему оказывают настои и отвары пустырника, мелисы, душицы. Их можно сделать в домашних условиях, заварив одну ч.л. травы на стакан кипятка. Траву можно приобрести в аптеке. На каждой упаковке предлагается приготовление лечебного снадобья.

Исследование 3. «Азбука травника».

На столе в стеклянных сосудах находятся отвары трав (сосуды пронумерованы). Учащимся предлагается определить по вкусу, на основе какого растения приготовлен данный чай. Когда и для чего его можно применять (В сосудах отвары шиповника малины, мяты, липы, смородины, иван-чая, мелисы, земляники).

Слово знатоку местной лекарственной флоры Шестаковой Е.П. Она дает оценку результатов дегустации ребятами чаев и сообщает дополнительную информацию:

Мало знать лекарственные растения. Важно знать, какие его органы целебны, когда их заготавливают, как сушат и хранят. (Дети записывают информацию в тетрадь)

  1. Листья и стебли в наибольшем количестве накапливают целебные вещества во время цветения;

  2. Цветки - в начале цветения;

  3. Плоды в период полного созревания;

  4. Корни и корневища - поздней осенью.

Вниманию детей предлагается таблица «Календарь сбора лекарственных растений». Идет комментарий по ней.

Учащимся сообщаются общие правила сбора растений, правила сушки и хранения .

Учитель. Ребята, вы познакомились с некоторыми лекарственными растениями, узнали при каких заболеваниях используют, как заготавливают. Никогда не забывайте, что в природе все взаимосвязано, каждый вид растений живет в определенных условиях и, собирая лекарственные растения нельзя нарушать их. Помните, при заготовке можно брать только часть растений, чтобы их запасы не истощились. Массовая заготовка лекарственных растений, особенно неправильная, приводит к резкому сокращению их численности. Нельзя выдергивать растения, надо срезать их ножом или ножницами. Плоды и семена собирать выборочно, по мере их созревания. Корни выкапывают, осторожно вытряхивают землю, промывают и сушат без доступа солнца. Нельзя собирать растения вблизи дорог - в них скапливается огромное количество тяжелых металлов, вызывающих тяжелые отравления, подчас смертельные.

Ребята, вы можете помочь стране сохранить ценные лекарственные растения: ландыш, подснежники, калину. Эти растения варварски истребляются. В ваших силах вести разъяснительную работу среди населения, о непоправимом вреде, наносимом природе, при неправильном использовании ее богатств.

Исследование 4. «Ядовитые растения - лекарства»

Учащийся. В растениях: белена, дурман содержаться вещества -

алкалоиды, в ландыше - гликозиды. В больших дозах эти вещества - яды, а в малых они используются при лечении болезней сердца, нервной системы, при желудочно-кишечных заболеваниях. Но даже, если речь идет о не ядовитом растении, нужно помнить, что яд в малых дозах может быть лекарством, а лекарства в больших дозах - ядом.

Слово специалисту - фармацевту Южалина Н.П. Она демонстрирует лекарства, изготовленные на основе ядовитых трав и рассказывает, об их фармакологическом действии, предупреждая, что их следует использовать только по назначению врача.

  1. Заключение.

Учитель. Сегодня мы узнали много нового о медицинском значении растений, растущих в нашей местности. Рассказ можно было бы продолжить и поговорить о растениях, вырабатывающих вещества - фитонциды, которые убивают микробы и вирусы. Можно вспомнить и об «аптеке на окне» (алое, каланхоэ, олеандр, герань, бегонию и др.). Этот перечень могут пополнить растения - «копилки витаминов» (шиповник, рябина, крапива, морковь, ячмень, кукуруза, тыква, смородина, капуста и др.). Но о них мы поговорим на следующем уроке.

  1. Домашнее задание.

- 2 учащимся подготовить сообщения по следующим рубрикам: «витаминные растения», «аптека на окне»;

- Заполнить таблицу «Лекарственные растения»:

Названия растения

Какая часть используется

Для каких целей используется

1




2




- Заполнить таблицу «Ядовитые растения»:

Название растения

Как человек использует растение?

Какие части растения ядовиты

По каким признакам легко узнать это растение?

1

Ландыш майский




2

Вороний глаз




3

Волчье лыко




4

Дурман вонючий




5

Белена черная




6

Жимолость лесная




Если вам известны другие ядовитые растения, внесите их в таблицу.

Учитель благодарит всех присутствующих за участие в практической конференции.


Литература.

Губанов И.А., Киселев К.В., Новиков В.С.. Дикорастущие полезные растения. М. Издательство МГУ 1993 год.

Лесная энциклопедия в двух томах под редакцией Воробьев Г.И. М. Советская энциклопедия 1985 год том первый.

Журнал «Биология в школе» №3 1994 год стр.40

№5 1991 год стр.28

№1 1996 год стр.39

© 2010-2022