Урок на темуСтроение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы

Цель урока: Изучить общий план строения кожи, функции кожи

Задачи: Образовательная - сформировать понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, ознакомиться с производными кожи и их функциями.

Развивающая - развивать логическое мышление, внимательность, умение сравнивать и обобщать, работать в заданном темпе; развивать умение устанавливать связи между строением и функциями, анализировать и делать выводы.

Воспитательная - воспитывать бережное отношение учащихся к собственному телу, заинтересовать и пробудить интерес к биологии.

Оборудование: Таблица «Строение кожи», тесты, лупы, мультимедийная презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с наиважнейшим органом человеческого тела, без которого человек жить не может. Посмотрите на таблицу и ответьте, какой это орган?

  1. Контроль знаний.

На ваших партах лежит приложение №1. Это тест, который поможет вам проверить свои знания по теме: «Обмен веществ и энергии». Выполняйте задания (время работы 5 минут)

  1. Изучение нового материала

Посмотрите на экран (слайд 1) как вы думаете, о каком органе человеческого тела идет речь?

Актуализация познавательной деятельности.

  • Откройте рабочую тетрадь и найдите тему «Кожа» и заполните задание №1.

Кожа человека и животных - это специальное образование, служащее границей между организмом и внешней средой, ограждающее его от внешних влияний, позволяющая сохранять постоянство внутренней среды организма. Площадь поверхности кожи 1,5 - 2 кв.м., а ее вес достигает 2,7 кг. Ее называют «Зеркалом здоровья и болезней»

Какие же особенности строения кожи позволяют ей выполнять множество функций (слайд 3-5)

  • Рассмотрите слои кожи по таблице и рисунку в учебнике.

  • Выполните в рабочей тетради задание №2 (таблица, слайд 6)

Эпидермис - наружный слой кожи. Возьмите лупу и рассмотрите кожу, согните и разогните. Что изменилось? Он образован многослойным эпителием, клетки внутреннего слоя постоянно делятся, оттесняя отмершие клетки наверху. Эти клетки постоянно слущиваются и заменяются новыми. Толщина эпидермиса от 0,07 до 2,5 мм. Это самые мало живущие клетки (4 недели)

От чего зависит цвет кожи? От содержания в эпидермисе пигмента меланина, количество которого увеличивается под действием солнца. Он необходим для защиты организма, т.к. задерживает УФ солнечные лучи. Здесь же образуется витамин Д. Еще один пигмент - каратин. Это желтое вещество, которое присутствует еще в моркови и желтке яиц. Его много в коже народов Восточной Азии, что придает их лицам желтоватый оттенок.

  • Рассмотрим второй слой по таблице и сладу 7.

Дерма - слой самых деятельных клеток, он толще и не содержит плотных слоев клеток. Ткань соединительная пронизана коллагеновыми и эластиновыми волокнами, которые придают ей прочность и упругость. На своей руке образуйте складку и отпустите ее, что произошло?

В дерме много кровеносных сосудов, нервных волокон и их окончаний (рецепторы: холода, тепла, боли, прикосновений и давления). На одном см.кв. около 400 чувствительных окончаний, 1млн. болевых рецепторов и 1,5 млн. осязательных. Найдите на рисунке железы: потовые, сальные и волосяные сумки. Выполните задания слайда 9 (соотнесите функцию и часть кожи).

  • Проведем небольшие опыты:

  • выдохните себе на руку, что вы почувствовали? (тепло)

  • подуйте на руку, что вы почувствовали (холод)

  • дотроньтесь до руки, что вы почувствовали (прикосновение)

  • слегка ущепните себя, что вы почувствовали (боль)

Какие выводы вы можете сделать из результатов этих опытов?

  • Сальные железы: прилегают к волосяной сумке, их секрет выделяется в нее и выходит вместе с волосом на поверхность. Кожное сало (секрет), состоит из жирных водоотталкивающих веществ, которые покрывают кожу и защищают ее

(образуется 300 гр. в неделю).

  • Потовые железы состоят из тел и протоков. Тело лежит в нижнем слое дермы, а проток открывается наружу и выделяет секрет - пот. Как вы думаете, каков его химический состав? (поваренная соль, мочевина т др.). В сутки выделяется около 40 гр. соли и много жидкости, облегчая работу почек. Главная их роль - участие в теплоотдаче (в сутки 600-900 мл. пота). Как пот понижает температуру тела?

Откуда возникает к пота запах? (деятельность бактерий).

  • Строение волоса. Слайд 7 и рисунок учебника. Из чего состоит волос? Почему волос может «подняться дыбом»? (к волосяной сумке подходят кровеносные капилляры, которые приносят питательные вещества и уносят продукты обмена)

Ногти выполняют защитную функцию (слайд 8). Как ноготь растет? (корень ногтя, нервные окончания и кровеносные сосуды).

  • Подкожная жировая клетчатка - самый глубокий слой кожи, который состоит из рыхлой соединительной ткани и большого количества жировых клеток, в нем находятся кровеносные сосуды и нервные волокна. Какие функции выполняет этот слой? (работа с учебником).

  1. Общие выводы урока и закрепление изученного материала.

  1. Наружный покровный орган кожа выполняет следующие функции: защитную, рецепторную, терморегуляторную, выделительную.

  2. Состоит из 2-х слоев: эпидермы и дермы.

  3. Подкожная жировая клетчатка (гиподерма) обуславливает подвижное прикрепление кожи к подлежащим тканям, чем предохраняет кожу от механических разрывов и повреждений.

  4. Имеет железы: потовые и сальные; а так же роговые образования - волосы и ногти.

  5. Выполните задания в рабочей тетради №4.

  1. §39, задание в тетради №5 письменно.

Тема «ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ»

I вариант

  1. При недостатке витамина С в организме происходит:

а) снижение иммунитета;

б) нарушение роста костей;

в) нарушение зрения в сумерках;

г) мышечная слабость, отеки.


  1. В свежих овощах и фруктах содержится:

а) витамин В1

б) витамин А

в) витамин С

г) витамин И


  1. Какая функция НЕ характерна для углеводов?

а) Структурно-пластическая;

б) защитная;

в) энергетическая;

г) ферментативная.


  1. Минеральные соли необходимы для:

а) транспорта веществ;

б) поддержания кислотно-щелочного равновесия;

в) потоотделения;

г) образования энергии.


  1. Дайте определение терминам:

Энергетический обмен

Витамины



  1. Установите соответствие между названием этапа обмена и его характеристикой.

Название этапа обмена


Характеристика этапа обмена

А

Энергетический

обмен

1

Органические вещества переходят в неорганические

Б

Пластический обмен

2

Сложные органические вещества превращаются в более простые

3

Простые органические вещества превращаются в более сложные

4

Образуются жиры, белки, углеводы

5

Образуются вода, углекислый газ и др.

6

Образуются глюкоза, аминокислоты, глицерин, жирные кислоты

7

Выделяется энергия

8

Энергия поглощается



© 2010-2022