Методическая разработка урока по дисциплине

Методическая разработка урока на тему: «Кукуруза», представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением активных форм обучения и элементов мультимедийной технологии. Кукуруза одна из ведущих культур, выращиваемых на Кубани. Ее использование универсально, поэтому теме «Кукуруза» уделяется особое внимание. Рассматриваемая тема важна и объёмна. Объяснить тему,  не используя дополнительные технические средства обучения очень сложно, так как большую роль в изложении этого материала...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Краснодарского края

ГБОУ СПО «Брюховецкий аграрный колледж» Краснодарского края















Методическая разработка урока


по дисциплине: «Основы агрономии и зоотехнии».

Тема: Кукуруза




Автор: Пирогова Н.В., преподаватель агробиологических дисциплин ГБОУ СПО «БАК» КК.

















ст. Брюховецкая

2012

В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока по дисциплине: «Основы агрономии и зоотехнии» с применением элементов мультимедийной технологии, методов активного обучения студентов.

В данной методической разработке показано использование элементов мультимедийной технологии, а также элементов методики активного обучения студентов на различных этапах комбинированного урока.

Данная методическая разработка предназначена в помощь преподавателям интересующихся активными формами обучения студентов, работающих с применением компьютерных мультимедийных технологий.

















СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение 3


  1. Подготовительная часть 5


  1. Методика проведения урока 7


  1. Заключение 11


  1. Литература 12



  1. Приложения


























Введение


Методическая разработка урока на тему: «Кукуруза», представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением активных форм обучения и элементов мультимедийной технологии (см. приложение 1).

Применение этой методики обусловлено важностью темы.

Кукуруза одна из ведущих культур, выращиваемых на Кубани. Ее использование универсально, поэтому теме «Кукуруза» уделяется особое внимание. Рассматриваемая тема важна и объёмна. Объяснить тему, не используя дополнительные технические средства обучения очень сложно, так как большую роль в изложении этого материала играет наглядность. При использовании мультимедиа мы решаем эту задачу.

Использование мультимедийной технологии способствует повышению интереса студентов к изучаемой дисциплине, позволяет увеличить объём изучаемого материала; за счёт смены слайдов увеличивается число демонстраций, наглядности на уроке; экономит время на написание опорного конспекта на доске. Всё перечисленное способствует лучшему восприятию и запоминанию учебной информации, положительному эмоциональному настрою при изучении дисциплины.

На данном уроке применены следующие активные формы и методы обучения:

- групповая форма учебной деятельности;

- метод самостоятельной работы студентов;

- объяснительно-иллюстрационный метод;

- опрос-провокация;

- метод релаксации.

Применение методики активного обучения позволяет установить особенно близкие отношения между студентами и преподавателем, привлечь к работе всех студентов и их общий прогресс в учении, а также выделить самостоятельность студентов в выполнении учебной деятельности.

Об эффективности использования данных форм и методов раскрывает данная методическая разработка.

  1. Подготовительная часть.


Урок планируется проводить в виде комбинированного урока. Комбинированный урок позволяет придать учебному процессу относительно законченный характер. На этом уроке сочетаются изложение нового материала и проверка усвоения знаний, их закрепление и совершенствование, т.е. реализуется несколько взаимосвязанных дидактических целей. При продуманной старательной подготовке такой урок может дать значительный эффект.

Выбор темы данного урока не случаен, обусловлен её важностью.

Проанализировав результаты предыдущих уроков, принимается решение о целесообразности организации работы студентов на уроке в микрогруппах, что позволяет вовлечь в учебный процесс максимальное количество студентов. Состав микрогрупп постоянен и равнозначен по силам знаний. Методика проведения данного урока требует специальной подготовки, как преподавателя, так и студентов.

Преподаватель, проанализировав содержание учебного материала, формирует цели данного урока. Тщательно подбирает задания, тренировочный учебный материал с учётом особенностей содержания изучаемой темы и уровня подготовки студентов.

Особое внимание уделяется дидактическим средствам, так как насыщенность урока велика, и всё должно быть рассчитано по минутам. Поэтому отбирается лишь те дидактические средства, которые позволяют экономить время и интенсифицировать учебный процесс. В связи с этим отдаётся предпочтение использованию мультимедиа (см. приложение 2).

Преподаватель, используя программу Power Point, создаёт презентацию урока «Кукуруза». При поурочном планировании значительное внимание уделяется внедрению в учебный процесс элементов здоровьесберегающей технологии:

- корректировка психологического состояния студентов в начале урока;

- релаксационная пауза;

- эффективный хронометраж урока.

Накануне урока ведётся подготовка кабинета. Организация работы на уроке в микрогруппах, поэтому парты необходимо расставить соответствующим образом.

На столах раскладываются листы бумаги; маркеры; папки с подбором заданий, мини-схем; оценочные ведомости, веревочки для релаксационного момента. Обращается внимание на проветривание кабинета.

За несколько дней до проведения урока студентам сообщается тема урока, вопросы, отводящиеся на самостоятельное изучение методом опережающего задания. Называется основная и дополнительная литература.

2. Методика проведения урока.


2.1 Организационный момент.

Занятие следует начинать с взаимного приветствия студентов и преподавателя. Затем преподаватель проводит перекличку студентов. Преподаватель интересуется готовностью студентов к уроку, выявляет: какой из вопросов вызвал затруднение при подготовке к уроку.

Уделяется внимание созданию рабочей обстановки на уроке и настрою студентов на плодотворную работу. С этой целью проводит релаксационное тестирование.

По результатам тестирования проводится работа по снижению эмоционального напряжения отдельных студентов.

Обращается внимание на систему оценки знаний на уроке (см. приложение).

2.2 Формирование новых знаний.

Объяснение нового материала начинается с сообщения темы, постановки целей и задач урока, вопросов, которые планируется рассматривать на уроке. Студентам предлагается записать тему, вопросы, вести конспективную запись в тетрадях.

Далее преподаватель мотивирует студентов на положительное восприятие материала и высокую познавательную активность на уроке.

После того, как сформирована мотивационная сфера урока, начинается изложение материала.

Для активного вовлечения студентов в изучение нового материала преподаватель задаёт вопросы студентам, позволяющие им быть не простыми слушателями, а самостоятельно добывать знания, активно принимать участие в обсуждениях. Дает плодотворные результаты использование метода опережающего задания. При подготовке к занятию студенты самостоятельно прорабатывают рекомендованную для изучения литературу, что стимулирует их познавательный интерес на уроке. Достоинство метода опережающего задания заключаются в том, что изучив отдельные вопросы по заданной теме накануне лекции можно достичь такой готовности студентов, которая повышает эффективность усвоения нового лекционного материала, психологическую готовность студентов к восприятию определенной информации, настроя на конкретную тему. После такой подготовки новый материал воспринимается и запоминается намного легче.

Изложение нового материала проводится методом объяснения с демонстрацией слайдового материала при помощи мультимедиа (см. приложение).

Объяснение наиболее часто встречаемый метод обучения, когда преподаватель сообщает основные сведения, подтверждает их записями на доске или демонстрацией учебно-наглядных пособий, обращается к студентам с вопросами для подтверждения того или иного положения, для активизации познавательной деятельности, организует студентов на оформление записей в тетрадях.

Для сообщения нового учебного материала применяется метод демонстрации слайдов, на которых чётко выделены основные понятия, положения, схемы, способствующие конкретизации воспринимаемого содержания. Содержание слайдов может быть использовано как при изложении материала, так и при закреплении.

Изложение материала с помощью мультимедиа даёт преподавателю большие возможности научить студентов наблюдать за явлениями, выделять главное, побуждать к сопоставлению увиденного с уже известными фактами. Это достигается свободным регулированием смены слайдов, повторов и т.д.

2.3 Закрепление материала.

Закрепление нового материала проводится при помощи тестового контроля.

Студентам каждой из микрогрупп предлагается за определённый интервал времени выполнить тестовое задание, с последующей самопроверкой, пользуясь ключом верных ответов.

Самоконтроль активизирует познавательную деятельность студента, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Всё это необходимо для формирования навыков самообразования.

Под руководством преподавателя проводится подробный анализ ответов студентов, что позволяет сделать вывод о том, как изучен учебный материал.

2.4 Подведение итогов.

Результаты деятельности студентов на уроке, отражаемые в оценочной ведомости (см. приложение) на каждом этапе урока выражаются в оценке за урок. Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности студента, даёт представление о состоянии его знаний, умений и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет обучаемого, какого мнения о нём преподаватель. Всё это корректирует самооценку студентов. При оценке учитывается правильность ответов, их полнота, сознательность, логичность, культура речи, умение увязывать теоретические знания с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.

При подведении итогов урока преподаватель напоминает ключевые моменты урока; объявляет оценки студентов за урок; даёт рекомендации по подготовке к следующему занятию.

2.5 Домашнее задание.

Домашнее задание выводится на экран при помощи мультимедийного проектора, компьютера.

Дается инструктаж по выполнению задания. Называется основная и дополнительная литература.

3. Заключение.



Презентация «Кукуруза» поможет преподавателю интересно провести урок. Данную презентацию можно использовать и при повторении материала, в оказании помощи тем студентам, которые пропустили данный урок или не усвоили материал.

Существует много способов развития познавательного интереса, активности студентов. Опыт проведения урока «Кукуруза» по дисциплине «Основы агрономии и зоотехнии» с применением активных форм и методов обучения и элементов мультимедийной технологии показывает:

- повышается эффективность процесса обучения;

- процесс обучения становится более увлекательным, творческим;

- увеличивает заинтересованность студентов;

- вовлекает в работу на уроке всех студентов;

- стимулирует мыслительную деятельность студентов.

Быстрые положительные результаты в освоении материала по данной дисциплине даёт применение таких приёмов активного обучения как: поисковое задание, опрос-провокация, ситуационный метод, метод опережающего задания, приём релаксации и т.д.

Успешное обучение возможно при систематическом контроле усвоения материала не только поурочно, но и различных этапах одного урока. Поэтому целесообразно применять следующие активные приёмы и методы проверки и закрепления знаний: тестирование, программированное задание, фронтальный опрос и т.д.

Особое внимание следует уделять эмоциональному состоянию студентов на уроке, от которого во многом зависит успешность их работы. При подведении итогов урока, очень удобно использовать оценочный лист.

4. Список литературы.


1. В.Д. Муха. Технология производства, хранения, переработки продукции растениеводства и основы земледелия. М.: Колос, 2010.

2. И.П. Фирсов. Технология растениеводства. М.: Колос, 2009.

3. Г.Г. Гатаулина, В.Е. Долгодворов, М.Г. Объедков «Технология производства продукции растениеводства» - М.: Колос, 2012.


© 2010-2022