Рабочая программа по биологии к учебнику В. В. Пасечника

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

ГОРОДА АЛЕЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5



РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании зам. директора по УВР директор школы методического совета ________ / А.Л.Кузмич / ________/Н.А.Клейменова/

протокол № приказ № _________

от ___от _____




Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»

для 10 класса

на 2015-2016 учебный год








Составитель: Богачева Елена Викторовна

учитель биологии

I квалификационная категория









г Алейск

2015 год




Рабочая программа по биологии

10 класс

(1 час в неделю, 35 часов за год)

1. Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. Авторская программа предусматривает резервное время - 2 часа. Эти часы в рабочей программе отведены для закрепления, обобщения, повторения в конце учебного года или для корректировки программы. При проведении лабораторных и практических работ предусмотрено использование образовательных дисков.

Количество лабораторных работ за год - 8.

3. Цели изучения курса


Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

На уроках применяются следующие виды контроля:

Виды контроля

Периодичность

Предварительный (П)

В начале изучения новой темы с целью актуализации знаний

Текущий (Т)

На каждом уроке

Тематический (ТМ)

По окончании изучения темы

Итоговый (И)

В конце изучения раздела, учебного года

Для реализации рабочей учебной программы был выбран УМК из серии «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника, так он соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Содержание тем учебного курса( тематическое планирование)




Раздел

Название темы

Количество часов



10 класс


1

1

Биология как наука. Методы научного познания

4

2

2

Клетка

10

3

3

Организм

19



Резервное время

2



11 класс


4

4

Вид

20

5

5

Экосистемы

11

6


Заключение

1

7


Резервное время

3






Учебно-тематическое планирование (10 класс)


№ п/п

Наименование и разделы темы

Количество часов

Из них


Практические занятия

Экскурсии

Вид контроля

Вид деятельности

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

4


1

Краткая история развития биологии.

1

П

Работа с текстом учебника, в тетради

2

Методы исследования в биологии.

1

Т

Работа с текстом учебника, в тетради

3

Сущность жизни и свойства живого.

1

Т

Работа с текстом учебника, в тетради

4

Уровни организации живой материи.

1

Т

Работа с текстом учебника, в тетради

Раздел 2. Клетка

10


5

Методы цитологии. Клеточная теория.

1

П

Работа с текстом учебника, в тетради

6

Химический состав клетки. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки

1

Т

Работа с рисунками в учебнике, в тетради

7

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

1

Т

Работа с текстом учебника, в тетради

8

Химический состав клетки. Углеводы. Липиды. Белки

1

Т

Работа с рисунками в учебнике, в тетради

9

Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ

1

Т

Работа с рисунками в учебнике, в тетради

10

Строение клетки. Ядро Мембрана. Цитоплазма. Рибосомы

1

Лабораторная работа № 1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом.

Т

Практическая работа

11

Строение клетки. ЭПС. Комплекс Гольджи Митохондрии. пластиды

1

Лабораторная работа № 2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Т

Работа с рисунками в учебнике, в тетради

12

Строение клетки. Сходства и различия в строении клетки прокариот , эукариот, растений, животных, грибов

1

Лабораторная работа № 3. Сравнение строения клеток растений и животных.

Т

Работа с рисунками в учебнике, в тетради

13

Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код транскрипция. Трансляция

1


Работа с текстом учебника, в тетради

14

Вирусы.

1


Работа с текстом учебника, в тетради


Раздел3.Организм

19


15

Организм - единое целое. Многообразие живых организмов. 21

1


Работа с текстом учебника, в тетради

16

Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов.п22

1

Т

Работа с текстом учебника, в тетради

17

Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов.п.23,24,25

1

Т

Работа с текстом учебника, в тетради

18

Размножение .п 28

1

П

Работа с текстом учебника, в тетради

19

Размножение. П29

1

Т

Работа с рисунками в учебнике, в тетради

20

Размножение. п 30

1

Т

Работа с рисунками в учебнике, в тетради

21

Размножение. Формы размножения организмов п31.32

1

Лабораторная работа № 4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Т

Работа с текстом учебника, в тетради

22

Индивидуальное развитие организма. Развитие половых клеток. оплодотворение

1

Т

Практическая работа

23

Индивидуальное развитие организма. Онтогенез. Эмбриональный, постэмбриональный период

1

Т

Работа с текстом учебника, в тетради

24

Наследственности и изменчивость. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости

1

П

Работа с текстом учебника, в тетради

25

Наследственности и изменчивость. Г. Мендель основоположник генетики п38 39

1

Т

Работа с текстом учебника, в тетради

26

Наследственности и изменчивость. Генетическая символика и терминология 40

1

Лабораторная работа № 5. Составление простейших схем скрещивания.

Т

Работа с текстом учебника, в тетради

27

Наследственности и изменчивость. Закономерности наследования 41

1

Лабораторная работа № 6. Решение элементарных генетических задач.

Т

Работа с текстом учебника, в тетради

28

Наследственности и изменчивость. Хромосомная теория наследственности 42,43

1

Т

Работа с текстом учебника, в тетради

29

Наследственности и изменчивость. Половые хромосомы П44, 45

1

Лабораторная работа № 7. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Т

Работа с текстом учебника, в тетради

30

Наследственности и изменчивость. Наследственные болезни человека п 46 - 48

1

П

Работа с текстом учебника, в тетради

31

Генетика-теоретическая основа селекции. Учение Н. И Вавилова.Основные методы селекции п64

1

Т

Работа с текстом учебника, в тетради

32

Селекция. Методы селекции растений, животных, микроорганизмов

1

Т

Практическая работа

33

Биотехнология . п 68

1

Лабораторная работа № 8. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Т

Работа с рисунками в учебнике, в тетради


Резервное время

2


34

Повторение по разделу «Клетка» «Организм»

1

И

Работа в тетради


Итого

34



Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/ понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Перечень учебно-методического обеспечения.

Основные УМК

  1. Программа Биология. 5 - 11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2010. - 92, [4] с.

  2. Каменский А.А. Биология. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений /А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - 2006г.

  3. Рабочая тетрадь В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов Биология. Общая биология 10 -11 кл М., «Дрофа» 2013г



Критерии оценивания

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и тестовых работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Информационно - методическое обеспечение


Основная литература:

  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.

  2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009.

  3. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО, 2009.

  4. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы»/ Т.А. Козлова - М.: Издательство «Экзамен»,2008. - 286с.

  5. Биология. 10 класс: поурочные планы. - Волгоград Учитель, 2009. - 351с.

Дополнительная литература:

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  2. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (school-collection.edu.ru/).

  3. bio.1september.ru- газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  4. bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

6. bio.nature.ru - научные новости биологии

7.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

8. km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  2. djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека

  3. biology.ru/index.php - Сайт является Интернет - версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология". Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета.












© 2010-2022