Конспект интегрированного урока биологии и химии в 10 классе

целью данного урока является обобщение знаний учащихся о негативной роли человека в процессе уничтожения животных и растений, о влиянии антропогенного фактора на экологию; развивать умение высказывать свою мысль, обобщать, делать выводы; систематизировать знания по разным предметам; воспитывать любовь к природе; формировать ответственное отношение к окружающей среде; содействовать экологическому воспитанию, профориентации; формировать умение работы в группах,развивать умения организовывать учебн...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК.БИОЛОГИЯ И ХИМИЯ( 10 класс)

ТЕМА: Экологические проблемы и пути их решения.

ЦЕЛИ: обобщить знания учащихся о негативной роли человека в процессе уничтожения животных и растений, о влиянии антропогенного фактора на экологию; развивать умение высказывать свою мысль, обобщать, делать выводы; систематизировать знания по разным предметам; воспитывать любовь к природе; формировать ответственное отношение к окружающей среде; содействовать экологическому воспитанию, профориентации; формировать умение работы в группах.

ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: урок-игра

МЕТОДЫ И ФОРМЫ: работа в группах.

ОБОРУДОВАНИЕ: химические реактивы.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Предварительно класс разделен на 4 группы.

2.СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УРОКА.

Учитель. Наша сегодняшняя встреча проходит под девизом: «Экология - наука будущего, и, возможно, само существование человека на нашей планете зависит от ее прогресса» (Ф.Дрио) Украина может служить наглядным примером всего спектра антропогенных экологических проблем современности. В 1992 году она была признана страной экологических катастроф.

Есть ли выход из экологического кризиса?

Возможно ли начать работу по улучшению экологической ситуации уже сейчас?

Над решением этих проблем мы с вами будем работать весь урок.

МОТИВАЦИЯ.

Ученики зачитывают информацию об экологической ситуации на Земле. (прилагается)

ЗАДАНИЕ. 1- ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

  1. Воздушная оболочка земли?

  2. Все формы взаимоотношений между организмами?

  3. Реакция организмов на продолжительность светового дня?

  4. Все компоненты окружающей среды?

  5. Приспособления организмов?

  6. Производители органического вещества?

  7. Территория распространения вида?

  8. Совокупность живых и не живых компонентов на определенной территории, связанных между собой круговоротом веществ и превращением энергии (экосистема)

  9. Наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой?

  10. Обитатели дна. (Бентос)

ЗАДАНИЕ 2

Каждая группа получает карточку с экологической проблемой. Вам необходимо обосновать проблему и наметить пути решения. Заполнить схемы: факторы влияющие на возникновение проблем:

Кислотных дождей

Загрязнение почв

Загрязнение гидросферы

Загрязнение атмосферы

На выполнение задания дается 5 минут. Представитель каждой группы у доски рассказывает о путях решения проблемы.

ЗАДАНИЕ 3

«Что мы выбрасываем или Золотые россыпи помоек»

Группы получают одинаковые карточки с ответами. Учитель читает вопрос, а команды выбирают ответ.


  1. Биоиндикатор чистой воды

  2. Главным виновником химического загрязнения воды является

  3. К первому классу опасности относится загрязняющее почву вещество

  4. Главный виновник разрушения озонового слоя

  5. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют

  6. Какую страну называют «Мусорным ящиком Европы»?

  7. Гарбология - это

  8. Выброшенную бумагу «съедят» микробы за

  9. появление несанкционированных свалок ведет за собой

ЗАДАНИЕ 4 «Ромашка».

На доске прикреплена ромашка. На лепестках с внутренней стороны формулы веществ, которые загрязняют окружающую среду: CO, CO SO NO тяжелые металлы, уран, стронций, мыло. По одному из каждой группы участники срывают лепестки. Необходимо объяснить, что и как загрязняют данные вещества.

ЗАДАНИЕ 5

Учитель. Настоящие экологи - это хорошие химики. Они должны уметь с закрытыми глазами определять вещества. По одному представителю от каждой команды определяют вещества: спирт, ацетон, бензин, аммиак.

ЗАДАНИЕ 6 «Утилизация отходов»

Участникам предлагается провести утилизацию различных предметов быта:

  1. Холодильник

  2. Диван

  3. Телевизор

  4. Обувь

ЗАДАНИЕ 7

Каждой команде предлагается запись высказывания с пропущенными словами. В течении 15 сек. команда должна восстановить текст высказывания (прилагаются)

ЗАДАНИЕ 8

Демонстрируется химический опыт по действию на белок различных солей. Предлагается объяснить увиденное и сделать вывод.

ИТОГ. Сегодня мы с вами обговаривали очень важную глобальную проблему: как уменьшить негативное влияние человека на окружающую среду. Как рационально использовать достижения цивилизации и сохранить природу. Какова роль каждого конкретного человека? А каждый человек должен сажать, а не рубить, строить, беречь, спасать, а не рассуждать о спасении Земли.





ПРИЛОЖЕНИЕ

МОТИВАЦИЯ

Знаете ли вы, что….

Ежемесячно на нашей планете

  • 1700 акров продуктивной земли превращается в пустыню?

  • 55 человек отравляются и гибнут от пестицидов и других химических веществ?

  • 1000 человек умирает от отравленной воды?

  • 2 тысячи тонн кислотных дождей выпадают в северном полушарии?

  • 5 - 6 видов животных и растений исчезают?

Ежеминутно

  • В атмосферу выделяется свыше 12 тысяч тонн углекислого газа?

  • Уничтожается 50 тонн плодородного грунта из-за неправильного его использования?

  • Используется около 35 тысяч баррелей нефти?




ЗАДАНИЕ 2


Источники загрязнения атмосферы: топливо, транспорт, промышленные предприятия, сельское хозяйство, естественные источники.

К естественным источникам загрязнения атмосферы относят: извержения пепла и газа вулканами, лесные и степные пожары, насыщенные солями морские брызги и туманы, пыль с эрозировавших почв, песок пустынь, выделения животных, микроорганизмы, космическую пыль.

Загрязнение аимосфероного воздуха при сжигании топлива зависит от его вида, особенности горения, а так же от отчистки выбросов. При неполном сгорании твердого топлива в атмосферу поступают твердые частицы (пыль, сажа, зола), токсические компоненты (оксиды углерода, серы, азота), водяные пары, ртуть и др. За год в атмосферу выбрасывается более 200 млн.т. оксида углерода(II), более 50 млн.т. оксидов азота. Один авиалайнер за 8 часов полета потребляет такое количество кислорода, которое вырабатывается за то же время 25-50 тыс.га леса. Оксид серы и азота образуют кислоты, что приводит к закислению воды пресных водоемов и почвы, в результате чего гибнет рыба, исчезают планктон и водоросли.

Мощным источником загрязнений атмосферы являются все виды транспорта, работающего на тепловых двигателях. С выхлопными газами автомобилей в воздух попадают оксиды углерода, азота, серы, альдегиды, несгоревшие углеводороды, а так же продукты, содержащие хлор, бром, фосфор, свинец и др.

Основными источниками загрязнения вод являются: сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод промышленными предприятиями, коммунальным и сельским хозяйством. Сюда относятся отходы при обработке ископаемых, воды шахт, рудников, нефтепроводов, первичной обработке льна, сбросы водного, железнодорожного транспорта, отходы древесины при заготовке сплавов, вод химических, целлюлозно-бумажных и гидролизных заводов, предприятий легкой и пищевой промышленности; бытовые стоки из кухонь, туалетных комнат, бань, душевых, больниц; воды, используемые как охладитель на предприятиях машиностроения, металлообработки, остатки удобрений и ядохимикатов, вымываемые из почвы.

Распространенный контроль за химическим составом сточных вод заключается в определении кислотности и щелочности. Анализ проводится с применением специальных приборов.

Оксиды серы и азота, которые выбрасываются в атмосферу вследствие работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей, соединяются с атмосферной влагой и образуют мелкие капельки серной или азотной кислоты. Они переносятся ветрами в виде кислотного тумана и выпадают кислотными дождями, которые негативно влияют на окружающую среду. При этом снижается урожайность большинства сельскохозяйственных культур вследствие повреждения листьев кислотой. Вымываются из почвы кальций, калий, магний, что вызывает деградацию фауны и флоры; отравляется вода озер, рек, где гибнет рыба и исчезают птицы; исчезают водоплавающие птицы и животные, которые питаются насекомыми; гибнут леса в горных районах, увеличивается количество заболеваний средина селения (болезни дыхательных путей, аллергические реакции и др.).

Загрязнение почв. Большой ущерб почвам наносят различные ядохимикаты: пестициды, инсектициды, гербициды. Пестициды вредны для личинок полезных насекомых, насекомых - опылителей, птиц и млекопитающих. Остатки пестицидов вместе с собранным урожаем и водой могут попасть в пищу и причинить вред здоровью человека. Другим источником загрязнения почвы являются неправильно использованные химические удобрения. Неудачный подбор минеральных удобрений может вызвать избыточное подщелачивание или подкисление почвы. Отрицательное влияние могут оказывать отходы промышленных предприятий, выхлопные газы автотранспорта, шахтные воды, отходы нефтепромыслов. Загрязняют почву радиоактивные элементы, которые могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков после ядерных взрывов.






ЗАДАНИЕ 3

Варианты ответов

1 Вопрос:

  1. аир болотный

  2. водяной орех

  3. ряска

2 Вопрос:

  1. водяная эрозия

  2. ветровая эрозия

  3. человек

  4. гниение растений

3 Вопрос:

  1. бензопирен

  2. медь

  3. хром

  4. стронций

4 Вопрос:

  1. угарный газ

  2. фреон

  3. углекислый газ

  4. сернистый газ

5 Вопрос:

  1. пластмасса

  2. стекло

  3. металл

6 Вопрос:

  1. Британию

  2. Россию

  3. Польшу

7 Вопрос:

  1. Наука о доме

  2. наука, изучающая почву

  3. мусороведение

8 Вопрос:

  1. 1-2 года

  2. 5-8 лет

  3. 20 лет и более

9 Вопрос:

  1. загрязнение почвы

  2. уродство ландшафта

  3. изменение климатических условий

ЗАДАНИЕ 7


  1. «как это получается, что вода, столь …., что без нее было бы невозможно жить, ценится так….., тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так……» А.Симт

(нужная, низко, высоко)


  1. «Замена мыла детергентами не сделала нас…, чем мы были, но окружающую среду она сделала более…..» Б. Коммонер

(чище, грязной)


  1. «Нельзя допустить чтобы….. направляли на свое собственное уничтожение те силы……, которые они сумели открыть и покорить» Ф. Жолио-Кюри

(люди, природы)


  1. «Чтобы уметь ….. природой, надо уметь ей…….» Японская мудрость.

(управлять, покоряться)


© 2010-2022