Планирование по биологии, 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АННОТАЦИЯ



к рабочей программе по биологии для 7 а класса

учителя Мухаметшиной Ирины Анатольевны

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №3»

1. Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C. Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений -М.: Вентана-Граф,2014.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 70 часов в год.

2. Цель: освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за животными.

3. В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать: признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы., изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов.

4. Структура рабочей программы: пояснительная записка, календарно- тематическое планирование.



Рассмотрено на заседании ПК «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель предметной Заместитель директора приказом № 297 от «28 » августа2015 г.

кафедры МБОУ «Гимназия №3» Директор МБОУ «Гимназия №3»

________/Межекова О.В./ ________/Мухаметшина И.А./ _________/Абзянова М.Н./

ФИО ФИО ФИО

Протокол №1 от «28» ___августа 2015 г.

«28» августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии для 7 «а» класса


учителя Мухаметшиной Ирины Анатольевны

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №3»




Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«28 » августа 2015 г.


2015-2016 учебный год








Пояснительная записка.

Рабочая программа курса биологии для 7 класса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом от 5 марта 2004г. № 1089,

- Примерной программы по биологии,

- Образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №3», утвержденной приказом №264 от 22.08.2013г.,

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ «Гимназия №3» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного приказом № 228 от 30.05.2015г.,

- Учебного плана МБОУ «Гимназия №3» на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом №296 от 28.08.2015г.

- Авторской программы основного общего образования по биологии к учебному комплексу под редакцией И.Н.Пономаревой

- Учебник «Биология» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, В.Г.Бабенко //М.: Вентана-Граф, 2014.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Контрольных работ -6, лабораторных и практических работ - 22, экскурсий - 2.

Цели и задачи изучения курса.


Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

* овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;

* овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

* формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

* воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

* установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле;

* подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

* иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Ожидаемый результат изучения курса - знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА. (70 часов)

  1. Общие сведения о мире животных (4 ч)

Зоология - наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы Республики Татарстан.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций и учреждения РТ в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных РТ. Красная книга РТ.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.

2. Строение тела животных (3 ч)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Лабораторная работа.

1. «Изучение клеток животных на готовых микропрепаратах»

2.«Распознавание органов и систем органов у животных»

3.Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (4 ч)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы республики.

Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторные работы:

  1. Строение инфузории-туфельки.

  2. Строение эвглены зеленой.

4. Подцарство Многоклеточные животные

Тип кишечнополостные (2 ч)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.


  1. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторные работы:

1.Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение.

2. Изучение внешнего и внутреннего строения дождевого червя.


  1. Тип моллюски (4 ч.)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторные работы:

  1. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.


  1. Тип членистоногие (7 ч)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые - переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых РТ.

Лабораторные работы:

  1. Изучение внешнего строения комнатной мухи

  2. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

  1. Тип хордовые (33 ч)

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные (1 ч)

Ланцетник - представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (6 ч.)

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение для экономики РТ. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах РТ. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы:

  1. Изучение внешнего строения рыб, связанных с образом жизни.

  2. Изучение скелета рыбы. Внутреннего строения рыбы.

Класс Земноводные, или Амфибии (5ч)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Лабораторные работы:

  1. Изучение внешнего строения лягушки.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Лабораторные работы:

  1. Изучение внешнего строения ящерицы.

  2. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.

Класс Птицы (7 ч)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц РТ. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Лабораторные работы:

  1. Внешнее строение птицы. Перьевой покров и различные типы перьев.

2.Строение скелета птицы. Внутреннее строение птицы.

Класс Млекопитающие, или Звери (9 ч)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных РТ. Исторические особенности развития животноводства РТ.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторные работы:

1.. Внешнее строение млекопитающих.

2. Изучение строения скелета млекопитающих.


  1. Развитие животного мира на Земле (7 ч.)

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.

Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники и заказники.


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса на конец года.

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы.

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов.

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы животных; на живых объектах и таблицах животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Требования к уровню подготовки учеников:

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен

знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных;

  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;

  4. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  5. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  6. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  7. анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний животными;

  2. оказания первой помощи при укусах животных;

  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  4. выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Этнонациональный компонент реализован в объёме 7 часов при выполнении практических и лабораторных работ, 1 час при проведении экскурсии и в содержании учебного материала.

Дополнительная литература:

Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (school-collection.edu.ru/).

bio.1september.ru- газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

. bio.nature.ru - научные новости биологии

.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

bird.geoman.ru/ - Птицы

invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые

animal.geoman.ru/ - Животные

fish.geoman.ru/ - Рыбы

Контрольно-оценочные материалы:

1.Тест по теме: «Клетка» (Контрольно-измерительные материалы.Биология 7 класс-М.: «ВАКО»,2015.-112с.)

2.Тест по теме : « Подцарство Простейшие. Многообразие простейших» (Контрольно-измерительные материалы.Биология 7 класс-М.: «ВАКО»,2015)

3.Контрольная работа по теме: «Тип Членистоногие» (Г.И.Лернер,Биология животных. Тесты и задания - М.: «Аквариум»,1997)

4.Контрольная работа по теме: «Тип Хордовые. Внутреннее строение рыб» (Контрольно-измерительные материалы.Биология 7 класс-М.: «ВАКО»,2015)

5. Контрольная работа по теме: « Класс Земноводные» (Контрольно-измерительные материалы.Биология 7 класс-М.: «ВАКО»,2015)

6. Контрольная работа по теме: « Класс Пресмыкающиеся» (Контрольно-измерительные материалы.Биология 7 класс-М.: «ВАКО»,2015)

7. Контрольная работа по теме: « Класс Птицы» (Контрольно-измерительные материалы.Биология 7 класс-М.: «ВАКО»,2015)

8. Контрольная работа по теме: « Класс Млекопитающие или Звери» (Контрольно-измерительные материалы.Биология 7 класс-М.: «ВАКО»,2015)

9. Административная контрольная работа за 3 четверть(Контрольно-измерительные материалы.Биология 7 класс-М.: «ВАКО»,2015)




Тематическое планирование


№ п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

экскурсии

Лабораторные и практические

работы

контрольные работы

1

Общие сведения о мире животных

4

4




2

Строение тела животных

3

3


2


3

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

4

4


2


4

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

2

2




5

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

6


2


6

Тип Моллюски

4

4


1


7

Тип Членистоногие

7

7


2

1

8

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

1

1




9

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

6

6


3

1

10

Класс Земноводные или Амфибии

5

4


1

1

11

Класс Пресмыкающиеся или Рептилии

5

4


1

1

12

Класс Птицы

7

6


3

1

13

Класс Млекопитающие, или Звери

9

8


3

1

14

Развитие животного мира на Земле

7

6

1

2


Итого:

70

65

2

22

6


Календарно - тематическое планирование

7а класс

п/п

Дата

Тема урока


Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Виды контроля

По плану

факт

1.09

Вводный инструктаж по ТБ

Зоология - наука о животных.

Беседа

Учебно-познавательная

Практическая

Знать: Определение Зоологии. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Диких и домашних животных

Устный фронтальный

опрос

4.09

Среды жизни и места обитания животных. Место и роль животных в природе, жизни и деятельности человека.

Беседа

Учебно-познавательная

Практическая

Знать Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

Хищники, конкуренция

симбиоз, паразитизм, растительноядные, всеядные,

биогеоценоз, экосистема,

террабионты, аэробионт, гидробионт, эндобионт, планктон, нектон, бентос.

Индивидуальный устный опрос

8.09

Классификация животных. Основные систематические группы.

Беседа

Учебно-познавательная

Практическая

Знать: Классификация животных. Основные

систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция.

Индивидуальный устный опрос

11.09

Влияние человека на животных

Беседа

Презентация

Заповедники, заказники, памятники природы, природный национальный парк, Красная книга.

Индивидуальный устный опрос

15.09

Клетка.

Л.Р. № 1 «Изучение клеток

животных на готовых

микропрепаратах и их

описание».

Знать: Особенности животной клетки.

Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Основные понятия: Цитология, органоиды,,ядро, цитоплазма

мембрана, рибосомы ,митохондрии.

Тест


18.09

Ткани.

Беседа

Знать: Особенности животных тканей,

нервная, соединительна, мышечная эпителиальная.

Устный

фронтальный

опрос

22.09

Органы и системы органов.

Л.р №2 «Распознавание

органов и систем органов у

животных».

Знать Органы и системы органов животных.

Пищеварительная, кровеносная, дыхательная, нервная,

эндокринная системы,рефлексы.

Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Индивидуальный

устный опрос

25.09

Подцарство Одноклеточные

Тип Саркодовые и

Жгутиконосцы. Класс

Саркодовые. Корненожки в

водоемах нашей

области и их значение.

беседа

Знать Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Внешний вид и внутреннее строение амёбы (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: питание дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, движение, раздражимость, инцистирование.

Устный

Фронтальный

опрос

29.09

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. Значение

эвглены в местных

водоемах

Л.р. №3 «Изучение

строения эвглены

зелёной».

Знать Признаки эвглены зеленой как простейшего, сочетающее черты животных и растений.

Индивидуальный

устный опрос

2.10

Тип Инфузории.

Инфузория и ее

значение в водоемах

нашего региона.

Простейшие-возбудители

заболеваний, профилактика

этих заболеваний

Л.р. №4 «Изучение

строения инфузории

-туфельки»

Знать Признаки инфузории-туфельки как более сложного простейшего.

Уметь определять основных представителей разных типов простейших.

Устный

Фронтальный

опрос

6.10

Обобщение знаний по теме : «Подцарство Простейшие».

Учебно-познавательная

Практическая

Знать основные понятия темы, уметь применять полученные знания

Тест

9.10

Подцарство

Многоклеточные.

Тип Кишечнополостные

Общая характеристика на примере пресновод. гидры.

Рассказ

Знать Общую характеристику типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Основные процессы жизнедеятельности. Эктодерма и энтодерма. Раздражимость.

Раздражимость. Размножение гидры.

Индивидуальный

устный опрос

13.10

Морские кишечнополостные.

Конференция ИКТ

Знать Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Устный

Фронтальный

опрос

16.10

Тип Плоские черви. Белая планария.

Беседа

ИКТ

Знать Разнообразие червей. Типы червей. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия.

Индивидуальный

устный опрос

20.10

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Рассказ

ИКТ

Знать Свиной (либо бычий) цепень и печеночный сосальщик как представители паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Профилактика заражения плоскими паразитическими червями.

Устный

Фронтальный

опрос

23.10

Тип Круглые черви. Класс Нематоды

Учебно-познавательная

Практическая

Знать Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных, профилактику заражения паразитическими круглыми червями.

Индивидуальный

устный опрос

27.10

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые.

Учебно-познавательная

Практическая

Знать Кольчатые черви. Многообразие, Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие.

Индивидуальный

устный опрос

30.10

Класс Малощетинковые.

Л.р. №5 «Изучение внешнего строения дождевого червя, передвижения, раздражимости»

Л.р. №6 «Изучение внутреннего строения дождевого червя»

Знать Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах

Устный фронтальный

опрос

10.11

Обобщение знаний по теме: «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».

Практическая

Знать основные понятия темы, уметь применять полученные знания

Фронтальный опрос

13.11

Общая характеристика типа Моллюсков.

беседа

Знать Понятие о двухсторонней симметрии. Внешнее внутреннее строение. Происхождение.

Индивидуальный устный опрос

17.11

Класс Брюхоногие моллюски

беседа

Знать :Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Строение и жизнедеятельность. Роль в природе и жизни человека.

Устный фронтальный

опрос

20.11

Класс Двустворчатые моллюски.

Л.р. №7 «Изучение строения раковины моллюсков»

Знать Беззубка (или перловица. Их места обитания. Особенности строения и жизнедеятельности.

Индивидуальный устный опрос

24.11

Класс Головоногие моллюски.

беседа

Знать Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения.

Устный фронтальный

опрос

27.11

Класс Ракообразные

Л.р. №8 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»

Знать Общая характеристика типа. Общая характеристика класса Ракообразные. Речной рак. Особенности строения. Многообразие ракообразных.

Индивидуальный

устный опрос

1.12

Класс Паукообразные.


Беседа

презентация

Знать Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее и внутреннее строение. Значение паукообразных.

Клещи - переносчики тяжелых заболеваний, профилактика энцефалита.

Устный

Фронтальный

опрос

4.12

Класс Насекомые.

Особенности строения и жизнедеятельности.

Л.р. №9 «Внешнее строение насекомого»

Знать Общую характеристику класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого).

Индивидуальный

устный опрос

8.12

Типы развития насекомых.

Беседа

презентация

Знать типы развития

Полное превращение,

неполное превращение,

метаморфоз.

Устный

фронтальный

опрос

11.12

Пчелы и муравьи - общественные насекомые.

Конференция

Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых,

Уметь определять классы членистоногих, а в этих классах - основных представителей. Знать охрану насекомых.

одомашнивание

шелководство

Индивидуальный

устный опрос

15.12

Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний чел.

конференция

Методы борьбы с вредителями..Сыпной тиф

Устный

фронтальный

опрос

18.12

Обобщение по теме

«Тип Членистоногие»

Практическая

Контрольная

работа

22.12

Общие признаки хордовых животных. Признаки подтипа Бесчерепные на примере ланцетника.

беседа

Знать Значение хорды, классификация типа. Подтип Бесчерепные Ланцетник - представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника.

Индивидуальный устный опрос

25.12

Надкласс Рыбы. Общая характеристика.

Л.р. №10 «Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни»,

Л.Р. №11 «Наблюдение за поведением аквариумных рыб».

Знать Общая характеристика подтипа. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания

Устный

фронтальный

опрос

12.01

Внутреннее строение костной рыбы.

Л.р. №12 «Внутреннее строение рыбы»

Знать Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Расположение и значение органов чувств.

Индивидуальный

устный опрос

15.01

Особенности размножения рыб.

беседа

Знать Особенности размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Живорождение, миграции,

нерест

Индивидуальный

устный опрос

19.01

Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые и Костные рыбы.

Конференция. ИКТ

Знать Особенности классов Хрящевые и Костные рыбы.

Устный

Фронтальный

опрос

22.01

Промысловые рыбы. Их рацион.использование и охрана.

Конференция. ИКТ

Знать каким образом разводят рыб в прудовых хозяйствах Рыболовство, лососевые.

Акклиматизация, аквариум

Индивидуальный

устный опрос

26.01

« Класс Рыбы»

Контрольная работа

Практическая

тест

29.01

Места обитания и внешнее строение земноводных.

Л.р. №13 «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

Знать Особенности класса Земноводные. Более совершенные черты строения.

Индивидуальный устный опрос

2.02

Строение и деятельность систем внутренних органов земноводных

Учебно-познавательная

Практическая

Знать Система внутренних органов и их функции.


5.02

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных.

Беседа

Знать Размножение и развитие земноводных. Роль земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных Разнообразие древних земноводных. Причины их вымирания.

Индивидуальный

устный опрос

9.02

Многообразие земноводных.

Конференция. ИКТ

Знать основные отряды земноводных

Устный фронтальный

опрос

12.02

К.р. по теме « Класс Земноводные»

Знать основные понятия темы, уметь применять полученные знания

Тест

16.02

Особенности класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся на примере ящерицы.

Л.р. №14 «Внешнее строение ящерицы в связи с образом жизни»

Знать Особенности класса Пресмыкающиеся. Более совершенные черты строения. Отличия строения скелета пресмыкающихся от скелета земноводных

Индивидуальный

устный опрос

19.02

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

Учебно-познавательная

Практическая

Знать Система внутренних органов. Размножение и развитие.

Устный

фронтальный

опрос

23.02

Многообразие пресмыкающихся.

Учебно-познавательная

Практическая

Знать Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Пищевые связи

Эволюция

Индивидуальный

устный опрос

26.02

Значение пресмыкающихся.

Происхождение пресмыкающихся.

Учебно-познавательная

Практическая

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания.

Устный

фронтальный

опрос

1.03

Административная контрольная работа.

Практическая

Контр.раб.

4.03

Общая характеристика класса Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц.

Л.р. №15 «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

Знать Общая характеристика класса. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Строение пера.

Индивидуальный

устный опрос

8.03

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц.

Л.р. №16«Строение скелета птицы. Л.Р. № 17 «Внутреннее строение птицы»

Знать Строение скелета и его особенности. Приспособленность к полету.

Устный

фронтальный

опрос

11.03

Внутреннее строение птиц.

Беседа. ИКТ

Знать Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения.

Индивидуальный

устный опрос

15.03

Размножение и развитие птиц.

Рассказ.

ИКТ

Знать Органы размножения. Развитие зародыша. Выводные и гнездовые птицы.

Устный

Фронтальный

опрос

18.03

Годовой жизненный цикл птиц. Сезонные явления в жизни птиц.

Беседа. ИКТ

Знать: особенности поведения птиц в период размножения.

Индивидуальный

устный опрос


1.04

Многообразие и значение птиц.

Значение и охрана птиц. Происхождение.

Конференция. ИКТ

Знать Систематические группы птиц, надотряды: Пингвины, Страусовые, типичные Птицы. Экологические группы: по местам гнездования, по типу питания, общность происхождения, степень родства. Птицы леса, открытых пространств, водоплавающие, побережий водоемов и болот. Хищники. Домашние птицы.

Устный

Фронтальный

опрос


5.04

К.р. «Класс Птицы».

Учебно-познавательная

Практическая

Знать основные понятия темы, уметь применять полученные знания

Контрольная работа

8.04

Внешнее строение Млекопитающих. Среды жизни и места обитания млекопитающих

Л.р. №18 «Внешнее строение млекопитающих»

Знать Общая характеристика класса (особенности внешнего строения, шерсть, строение желез). Места обитания млекопитающих.

Индивидуальный

устный опрос

12.04

Внутреннее строение млекопитающих.

Л.р. №19 «Внутреннее строение млекопитающих»

Знать Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения.

Устный

фронтальный

опрос

15.04

Размножение и развитие млекопитающих.

Беседа

ИКТ

Знать Размножение. Развитие зародыша: плацента. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл .

Уметь наблюдать за сезонными изменениями у млекопитающих.

Индивидуальный

устный опрос

19.04

Происхождение и многообразие млекопитающих.

Конференция

ИКТ

Знать Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи. Медвежьи).

Происхождение млекопитающих.

Индивидуальный

устный опрос

22.04

Многообразие млекопитающих.

Конференция

ИКТ

Знать Особенности отрядов Ластоногие, Китообразные.

Индивидуальный

устный опрос

26.04

Многообразие млекопитающих.

Конференция

ИКТ

Знать Особенности отрядов Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные, Приматы

Индивидуальный

устный опрос

29.04

Экологические группы млекопитающих.

беседа

Знать: Основные экологические группы млекопитающих лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные. Домашние животные. Примеры разведения домашних животных, ухода за ними.

Устный

фронтальный

опрос

3.05

Значение млекопитающих

в природе и в жизни человека.

Редкие и исчезающие

Млекопитающие.

Л.Р. № 20 «Распознавание домашних животных»

Виртуальная экскурсия «Домашние звери».

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных

Индивидуальный устный опрос

6.05

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции орган.мира.

Рассказ

ИКТ

Знать основные положения теории Ч.Дарвина, понятие об эволюции.

Устный

фронтальный

опрос

10.05

Основные этапы развития животного мира на Земле.

Л.Р.21 «Распознавание животных разных типов»,

Л.Р. №22 «Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)»

Уметь охарактеризовывать основные этапы развитии животного мира. Иметь представление об усложнении животных в процессе эволюции.

Знать уровни организации живой природы.

Индивидуальный

устный опрос

13.05

Вирусы - неклеточные формы жизни.

Беседа

ИКТ

Знать: строение, особенности жизнедеятельности, меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. Внутриклеточные паразиты.

Капсид,вирус СПИДа

Индивидуальный устный опрос

17.05

Контр.работа «Класс Млекопитающие».

Практическая

Знать основные понятия

Тест

20.05

Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества

Беседа

ИКТ

Знать: экосистема, биоценозы, цепи питания.

Экосистемы своей местности.

Устный фронтальный

опрос

24.05

Охрана и рациональное использование животных

Беседа

ИКТ

Знать: заповедники, заказники, национальные парки.

Иметь представление о

сельскохозяйственных животных.

Устный фронтальный

опрос

27.05

Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира.

Беседа

ИКТ

Знать: законы охраняющие флору и фауну.

Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы

Индивидуальный устный опрос

31.05

Обобщение по курсу «Биология. Животные»

Экскурсия 1.

«Многообразие животных своей местности,

их роль в природе и жизни человека»

Учебно-познавательная

Практическая

Знать основные понятия темы, уметь

применять полученные знания

Устный фронтальный

опрос




© 2010-2022