- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии на тему Строение и работа сердца (8 класс)
Урок по биологии на тему Строение и работа сердца (8 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хусенбаева Т.М. |
Дата | 04.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ
Учитель: Хусенбаева Татьяна Моисеевна
Учитель биологии ГБОУ СОШ с. Рысайкино Похвистневского района Самарской области
Тема урока: Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.
Цель урока: сформировать знания о строении и работе сердца
Задачи:
Образовательные:
- рассмотреть положение сердца в грудной полости;
- изучить основные части сердца: предсердия и желудочки;
- рассмотреть строение стенки сердца;
- рассмотреть клапаны сердца: аортальный, трехстворчатый, легочный, митральный и выявить их функции;
- познакомиться с особенностями работы сердца;
- сформировать представления об особенностях работы клапанов во время сердечного цикла;
- ознакомиться с особенностями ЭКГ здорового сердца;
- проанализировать особенности регуляции работы сердца;
- сформировать понятие автоматизма в работе сердца.
Воспитательные:
- продолжать работу по формированию биологической культуры школьников, как части общечеловеческой культуры;
- продолжать работу по формированию биологического языка через систему понятий: эндокард, миокард, эпикард, перикард, систола, диастола, электрокардиограмма, автоматизм;
- формирование бережного отношения к своему здоровью, при изучении юношеской гипертонии.
Развивающие:
- продолжать работу по развитию познавательного интереса к предмету, при помощи использования наглядных средств обучения, постановки проблемных вопросов;
- продолжать работу по развитию навыков работы с учебной литературой;
- способствовать формированию логического мышления учащихся, посредством постановки проблемных вопросов;
- выявить особенности в строении сердца у разных классов позвоночных животных и их образом жизни;
- выявить взаимосвязь между развитием юношеской гипертонии и развитием нервного аппарата в подростковом возрасте.
Тип урока: урок-объяснение нового материала.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: доска с мелками, модель сердца, мультимедийное оборудование, презентация, технологическая карта для каждого ученика.
Структура урока:
-
Организационный момент: (1 мин)
-
Сообщение целей урока
-
Подготовка класса к работе на уроке
-
-
Изучение нового материала (15 мин)
-
Вступительное слово учителя
-
Целеполагание и мотивация
-
Актуализация знаний
-
Работа с предметным содержанием урока
-
а) изучение внутреннего строения сердца;
б) клапаны сердца;
в) изучение строения стенок сердца;
г) изучение работы сердца;
д) автоматизм сердца.
III. Практическая работа «Определение степени тренированности сердца» (5 мин)
IV. Закрепление знаний (5 мин)
-
Сообщение интересных фактов (Это интересно), ….
-
Выполнение теста
-
Проверка теста
V. Обратная связь осуществляется в ходе объяснения нового материала, в процессе выполнения практической работы, выполнении теста.
VI. Рефлексия (3 мин)
VII. Подведение итогов. ( 1 мин)
-
записать домашнее задание в дневник.
ХОД УРОКА
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Настроим себя на урок. Про себя повторяйте за мной
У нас хорошее настроение
Наши сердца радуются встрече
Биение наших сердец ровное
Мы готовы к плодотворной работе (Слайд 1)
- Как вы думаете, о каком внутреннем органе человека пойдет речь на нашем уроке?
(ответы детей : «О сердце»)
- Правильно, ребята, именно о сердце мы будем говорить и тема нашего урока «Строение и работа сердца» (Слайд 2)
Актуализация знаний
- А где находится сердце?
( Ответы детей: «В грудной клетке»)
А теперь прислушайтесь (звучит запись биения сердца) .
Работа с предметным содержанием урока
-
Учитель: Прислушайтесь, чтобы вы ни делали, спали, бегали, лежали, внутри вас раздается ритмичный стук. Это бьется ваше сердце. Сожмите свою руку в кулак и вы увидите, какой оно формы и размера.. (Слайд 3)
На этом уроке, ребята, Вы должны:
-
Научиться определять расположение сердца в грудной клетке;
-
Уметь находить структурные части сердца на объемной модели;
-
Знать особенности фаз сердечного цикла;
-
Уметь определять степень тренированности сердца (Слайд 4)
-
Издавна люди считали, что физическая и духовная энергия сосредоточена в сердце. Сердце - одно из важнейших «изобретений» природы. . (Слайд 5)
Русское слово «сердце» происходит от слова «середина». Действительно, оно - серединка всего тела и, перемещая кровь по телу, выполняет транспортную функцию и обеспечивает организм всем необходимым. . (Слайд 6)
Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день.
Во все века сердце было в почете у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, поэм, песен написано о нем! Послушайте отрывок из стихотворения Э. Межелайтиса «Сердце»: . (Слайд 7)
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий!
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
IV. Изучение внутреннего строения сердца.
Сердце - полый мышечный четырехкамерный орган. Его масса у взрослого человека составляет 250 - 300 г.
Сердце лежит в грудной полости между легкими, немного левее средней линии тела. По форме сердце напоминает уплощенный конус и состоит из двух частей: правой и левой. Каждая часть включает предсердие и желудочек. . (Слайд 8)
Сердце покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок - околосердечную сумку (перикард).
Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.
Предсердия и желудочки соединяются между собой отверстиями. .
По краям отверстий располагаются створчатые клапаны сердца. (Слайд 9) На стороне клапанов, обращенной в полость желудочков, имеются специальные сухожильные нити. Эти нити удерживают клапаны от прогибания в сторону предсердий. Между левым предсердием и левым желудочком клапан имеет две створки и называется двухстворчатым, между правым предсердием и правым желудочком находится трехстворчатый клапан. Двухстворчатый и трехстворчатый клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении - из предсердий в желудочки.
Между левым желудочком и отходящей от него аортой, а также между правым желудочком и отходящей от него легочной артерией тоже имеются клапаны. Из - за своеобразной формы створок они названы полулунными. Каждый полулунный клапан состоит из трех листков, напоминающих кармашки. Свободным краем кармашки направлены в просвет сосудов. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови только в одном направлении - из желудочков в аорту и легочную артерию. Створки каждого клапана совершают около 80 млн. колебательных движений в год, а в течении жизни - более 1/2 миллиарда. Тонкие, эластичные с идеально гладкой поверхностью они очень прочны, не допускают завихрений тока крови и образования сгустков. Но нередко клапаны выходят из строя. Возникают пороки сердца. Изучение строения стенок сердца. . (Слайд 10)
Стенка сердца состоит из трех слоев: внутреннего - эндокарда, среднего - миокарда и наружного - эпикарда.
Эндокард выстилает изнутри поверхность камер сердца, он образован особым видом эпителиальной ткани - эндотелием. Эндотелий имеет очень гладкую, блестящую поверхность, что обеспечивает уменьшение трения при движении крови в сердце.
Миокард составляет основную массу стенки сердца. Он образован поперечно-полосатой сердечной мышечной тканью, волокна которой в свою очередь располагаются в несколько слоев. Миокард предсердий значительно тоньше, чем миокард желудочков. Миокард левого желудочка в три раза толще, чем миокард правого желудочка..
Учитель. А сейчас посмотрим внутреннее строение сердца на объемной модели.
Изучение работы сердца. (Слайд 11)
Предсердие и желудочек могут находиться в двух состояниях: сокращенном и расслабленном . Сокращение и расслабление предсердий и желудочков сердца происходят в определенной последовательности и строго согласованы во времени.
Работа сердца состоит из ритмических сокращений и расслаблений.
Сокращение сердца называется систолой, расслабление - диастолой. Различают три фазы сердечной деятельности:
-
Сокращение (систола,) предсердий - 0,1с
-
Сокращение ( систола ) желудочков - 0,3с
-
Пауза ( общая диастола),
во время которой предсердия и желудочки расслаблены - 0,4с .
Длительность одного сердечного цикла составляет 0,8секунд.
Предлагаю вам решить задачу: (Слайд 12)
Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении, выбрасывает около 150см³ крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе? .
(Слайд 13 - решение задачи)
Почему же сердце способно работать непрерывно и без видимого утомления в течении всей жизни? Автоматизм - способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Главным центром зарождения автоматических импульсов являются мышечные клетки, расположенные в правом предсердии. (Слайд 14)
Как же происходит регуляция работы сердца?
Регуляция работы сердца:
Нервная:
─ ускорение и усиление работы сердца (возбуждение передается по симпатическим нервам).
─ замедление и ослабление работы сердца (возбуждение передается по парасимпатическим нервам).
Гуморальная:
─ ускорение и усиление работ сердца под действием адреналина надпочечников (при остановке сердца его вводят прямо в сердечную мышцу), солей кальция крови;
─ замедление и ослабление работы сердца под действием Ацетилхолина, солей калия в крови. (Слайд 15)
─ А кому из вас делали электрокардиограмму сердца? (Слайд 16)
ЭКГ - это отражение электрических колебаний сердца на бумаге.
В подростковом возрасте сердце быстро растет. Могут возникнуть нарушения его деятельности - неправильный и учащенный ритм и т.д, а в результате несоответствия между размером сердца и просветом артерии. Иногда возникает юношеская гипертония. - это повышение давления. Трудности роста требуют правильного режима и разумных физических нагрузок, в общем, необходимо вести злоровый образ жизни.
Давайте с вами сравним сердце разных классов позвоночных животных (Слайд 17) У типичных рыб вся кровь от их двухкамерного сердца направляется к телу через жабры. У двоякодышащих рыб и земноводных после появления легких к жабрам идет от сердца только часть крови. В левой верхней его части появляется второе предсердие, получающее от легких артериальную (богатую кислородом) кровь; сердце становится трехкамерным. Такое же его строение сохраняется у типичных рептилий. Однако у крокодилов в желудочке появляется перегородка, разделяющая его на две части, то есть сердце превращается в четырехкамерное. Такое же оно у птиц и млекопитающих. Совершая полный круг по телу, проходит через сердце дважды.
А сейчас проведем практическую работу «Определение степени тренированности сердца» по формуле (Слайд 18-19)
Т=П2 - П1 ×100%
П1
Где Т - тренированность сердца; П1 - частота пульса в положении сидя; П2 - частота пульса после 10 приседаний.
Оценка результатов:
Т < 30% - тренированность сердца хорошая, сердце усиливает свою работу за счет увеличения количество крови, выбрасываемой при каждом сокращении;
Т = 38% - тренированность сердца недостаточная;
Т > 45% - тренированность сердца низкая, сердце усиливает свою работу за счет частоты сокращений. .
А сейчас послушайте о памятнике сердцу . (Слайд 20)
Закрепление знаний.
-
Чтение сообщения (это интересно) . (Слайд 21-22)
-
Выполнение теста
Предлагается тест, в котором нужно определять соответствие (тест получает каждый ученик).
3. Проверка теста (Слайд 23)
Уважаемые учащиеся, вам предлагается проанализировать урок и дополнить высказывания:
Рефлексия Выберите одно из высказываний и закончите его. По возможности, не повторяйтесь (Слайд 24)
-
Было интересно…
-
Было трудно…
-
Я понял (а), что…
-
Меня удивило…
-
Мне захотелось…
Подведение итогов урока.
Таким образом, сегодня на уроке мы рассмотрели особенности строения и работы сердца.
Запись домашнего задания. . (Слайд 25)
-
Стр.130-133
-
Заполнить рабочую тетрадь по теме «Строение сердца»