- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии на тему История изучения клетки. Методы изучения клетки
Урок по биологии на тему История изучения клетки. Методы изучения клетки
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лисицына О.А. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5 класс
Раздел. Клеточное строение организмов.
Тема. Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов.
Тема урока. История изучения клетки. Методы изучения клетки.
Оборудование и материалы: учебники, рабочие тетради, презентация ««История и методы изучения клетки. Клеточная теория», мультимедийный комплекс, электронной приложение к учебнику, сообщения учащихся, таблицы «Строение клетки», «Увеличительные приборы», микроскоп, микропрепараты.
Базовые понятия и термины: клетка, цитология, микроскоп, лупа, микроскопирование, центрифугирование, флуорисцентная микроскопия, метод культуры клеток и тканей.
-
Вступительное слово учителя.
Задание обучающимся: продолжите мои слова:
Строение живых организмов давно интересовало людей. Но сделать это стало возможным с изобретением Робертом Гуком в 1665 году … и открытием…. (микроскопа, клеточного строения).
Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить?
Сформулируйте самостоятельно тему урока. (Учащиеся формулируют тему урока. Учитель записывает её на доске).
Раздел. Клеточное строение организмов.
Тема. Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов.
Тема урока. История изучения клетки. Методы изучения клетки.
-
Задание обучающимся: сформулируйте сами цель урока. (Учитель корректирует, поставленную учащимися цель урока).
Цель:
образовательная: сформировать у учащихся представление об истории изучения клетки, методах её изучения, основных положениях клеточной теории, её значении в развитии биологии и формировании современной естественнонаучной картины мира.
развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное и формулировать выводы;
воспитательная: формировать научное и практическое мировоззрение у учащихся для применения полученных на уроке знаний в практике.
-
Задание обучающимся: спланируйте способы достижения намеченной цели.
Этапы урока.
-
Работа с учебником и электронным приложением (работа парами)
-
История изучение клеточного строения организмов. Подготовить сообщения:
-
1 пара. Краткая биография Р.Гука. Микроскоп Р.Гука. Открытие клетки (слайды DVD диска к учебнику).
-
2 пара. Из истории создания микроскопа. Знакомство со световым микроскопом, цифровой фотомикроскопической системой, электронным микроскопом по слайдам учебника + учебный световой диоскоп, их назначением (слайды DVD диска к учебнику).
-
3 пара. Краткая биография А. Левенгука, особенностей его микроскопа (по слайдам DVD диска к учебнику).
-
4 пара. Развитие представлений о клеточном строении растений, примеры клеток (по слайдам DVD диска к учебнику).
-
5 пара. Краткая биография Р.Броуна, открытие им ядра (по слайдам DVD диска к учебнику).
-
6 пара. Клетка как целый организм (по слайдам DVD диска к учебнику).
-
7 пара. История создания клеточной теории. Основные положения клеточной теории (по слайдам DVD диска к учебнику).
-
Цитология - наука о клетке (работа в тетрадях с демонстрацией слайдов презентации).
Основные задачи цитологии как науки:
1) Изучать строение и функционирование клеток.
2) Изучать химический состав клетки и функции клеточных компонентов.
3) Исследовать процесс воспроизведения и размножения клеток.
4) Наблюдать и анализировать, как клетка может приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям среды, которая её окружает.
5) Исследовать особенности структуры клеток, которые выполняют специализированную функцию.
6) Изучать развитие отдельных клеточных структур, которые выполняют специфическую функцию.
-
Методы изучения клетки (презентация «История и методы изучения клетки. Клеточная теория»):
-
микроскопирование;
-
центрифугирование;
-
флуорисцентная микроскопия;
-
метод культуры клеток и тканей.
-
Самоконтроль и взаимоконтроль знаний по вопросам и заданиям тренажёра или тестового контроля (по слайдам DVD диска к учебнику).
-
Рефлексия. Оцените свою работу на уроке, выставив от 1 до 3 баллов по каждому критерию:
- Я не отвлекался и был (а) внимательным (ой) -
- Я активно работал (а) -
- Я выдвигал (а) интересные мысли -
- Я помогал (а) одноклассникам, работая в паре -
-
Выводы. Клетка - элементарная единица живого, обладающая всеми признаками организма: она способна размножаться, расти, развиваться, обмениваться веществом и энергией с окружающей средой, реагировать на изменения, происходящие в этой среде. Изучение клетки стало возможным с момента создания микроскопа. Клеточная теория оказала огромное влияние на развитие биологии и на формирование современной естественнонаучной картины мира. Наука, изучающая строение и отправление клеток, называется цитологией. За последнее десятилетие она достигла больших успехов, что в значительной мере связано с разработкой новых методов исследования клетки.
-
Д/З: §13,14 с.38-41, устно ответить на вопросы учебника (с.41) или DVD тесты.
2