- Преподавателю
- Биология
- Технологическая карта урока на тему Организм - единое целое
Технологическая карта урока на тему Организм - единое целое
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Суркова Е.А. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока:
Учитель: Суркова Е.А.
Класс: 6г
Дата проведения: 15.04.14
Тема урока: Организм как единое целое
Цель и ожидаемый результат (для учителя): сформировать у учащихся представления о живых организмах как целостных биологических системах.
Цель и ожидаемый результат (для обучающихся): выяснить, почему живой организм является единым целым, а не набором отдельных частей.
Задачи урока:
-обучающие: сформировать представления о живом организме как о целостной системе на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
-развивающие: продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, критически оценивать информацию, делать выводы; развивать познавательный интерес к биологии.
-воспитательные: продолжить экологическое воспитание учащихся (сделав акцент на возможность быстрого нарушения экологического равновесия) и формирование у них бережного отношения к объектам природы, своему здоровью.
Оборудование к уроку: компьютер учителя, проектор, учебник, рабочая тетрадь, лист учёта знаний.
Этап урока
Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Организацион ный момент
Проверка готовности учащихся к уроку
Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку. (На группы по 5 человек класс разделен заранее.)
Показывают свою готовность к уроку
Постановка целей и задач урока
Мотивация учащихся, создание положительного эмоционального настроя для работы на уроке.
Учитель формулирует тему урока «Организм как единое целое» , привлекает класс к постановке цели урока. Сегодня на уроке мы должны обобщить знания о строении и жизнедеятельности живых организмов, упорядочить их, систематизировать. Обращает внимание учащихся на шкалу выставления оценок
(Слайды 1-4)
Формулируют цель и задачи урока.
Знакомятся со шкалой выставления оценок:
«5» - 20 и более
«4» - 15 - 19 баллов
«3» - 9 - 14 баллов
«2» - менее 9 баллов
Формирование у учащихся мотивации к познанию и научного мировоззрения
Оформляет свою мысль в форме стандартов
устной коммуникации.
Повторение ранее изученного материала
Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Формирование у учащихся мотивации к познанию и научного мировоззрения.
Сначала давайте немного вспомним, что мы знаем о строении живых организмов. (слайд5)
- Какие свойства живых организмов вы знаете?
- Скажите, как называется самая маленькая структурная часть любого живого организма?
- Во что клетки объединяются по выполняемым функциям?
- Какие вы знаете ткани?
- Какая часть организма образуется разными типами тканей?
- Какие вы знаете органы?
- Что образуют органы, выполняющие одинаковые функции?
- Какие вы знаете системы органов?
По ходу беседы схема (слайд 6) дополняется уровнями организации живых систем и примерами существующих на них структур
Проблемный вопрос:
Борщ - это система? (Вместе с учащимися рассуждаем о понятии система)
Отвечают на вопросы «разминки», выставляют баллы за ответы.
Отвечают на проблемный вопрос.
Формирование у учащихся мотивации к познанию и научного мировоззрения.
Ученик получит возможность научиться оценивать свой ответ и ответы товарищей.
Учится выделять главные и второстепенные признаки
Закрепить знание таких понятий, как свойства живого, клетки, ткани, органы, системы органов, уровни организации.
Развивать умение обучающихся работать в группе, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Молодцы! А теперь давайте посмотрим, насколько вы хорошо ориентируетесь в органах и их системах у животных и растений.
Ваша задача: найти лишний объект и объяснить, почему он является лишним. Право ответа получает та, команда, которая первой поднимет карточку со своим номером.
Полностью выполненное задание оценивается в 1 балл.
Демонстрируются слайды [слайд 7-12].
«Релаксация».
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что вы были внимательны .
Я хочу, чтобы все, кто работает на уроке хорошо - улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше - поаплодировали себе.
Работают в группе, самостоятельно оценивают результаты работы.
Команды выбирают лишние объекты и объясняют свой выбор. После чего объект «вычеркивается» из слайда.
Результаты обучающиеся вносят в лист учета знаний
(Приложение 1) и оценивают в соответствии с набранными баллами. Максимальная оценка 6 баллов.
Критически оценивает информацию.
Ученик научится работать с иллюстрациями, делать выводы на основе анализа полученной информации.
Ученик получит возможность научиться оценивать свой ответ и ответы товарищей.
Закрепить знания о строении функциях различных систем органов у животных и растений.
Обобщение и ситематизация знаний.
Установить степень усвоения обучающимися изученного материала, устранить обнаруженные пробелы.
Учитель создает проблемную ситуацию, используя стихи:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых,
А потом цветов нам стало жалко.
Снова в землю закопали их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без чего расти они не станут?
Ребята, давайте вспомним, какова цель нашего урока : Выяснить, почему живой организм является единым целым, а не набором отдельных частей.
Поможет нам это сделать аудио запись
«Спор растений».
(слайд 13)
Как-то раз в некотором царстве - государстве, разгорелся нешуточный спор между органами растения на тему
«Кто из них главнее?». Сейчас я предлагаю вам прослушать запись этого спора. А потом в течение 3 минут обсудить в группах, прав ли какой-нибудь орган? Решите, поддержите ли вы кого-нибудь?
максимальная оценка 5 баллов.
Организация прослушивания «спора».
(слайд 13)
Организация обсуждения командами вопроса «Прав ли кто-то из органов?» в течение 3 минут (работает секундомер).
(слайд 14)
Организация заслушивания ответов групп в порядке, определенном жеребьёвкой. Учитель контролирует дисциплинированность и взаимное уважение учащихся.
(слайд 15)
Учитель обобщает ответы учащихся, и делает вывод, что у растения нет главного органа, каждый орган выполняет свою функцию
Оценивание ответов групп.
Организм растения состоит из двух взаимосвязанных систем органов - побеговой и корневой, организм животных также состоит из систем органов, каждая из которых выполняет свои функции.
Предположим, произошло нарушение работы одной из систем органов у животных. Отразится ли это на работе организма в целом?
(слайд 18)
Будем решать эту проблему в группах. Группы получают бланки с заданиями (приложение 2) которые они должны выполнить.
Итак, вы совещаетесь в группе, обсуждаете свою проблему и выполняете задание на карточке. Максимальная оценка 5баллов.
Заслушивание ответов команд. При заслушивании ответов демонстрируются слайды с изображениями соответствующих систем органов (слайды 20-24).
Учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос.
Учащиеся, с помощью учителя, делают вывод: (слайд 25)
Нарушение работы одного органа или одной из их систем отражаются на деятельности всех других систем и всего организма в целом, т.к. организм - единое целое, а не набор отдельных частей.
Оценивание ответов команд путем сравнения со сделанным выводом. Заполнение бланка ответов. Максимальная оценка 6 баллов.
Обсуждение командами вопроса «Прав ли кто-то из органов?» в течение 3 минут (работает секундомер).
Заслушивания ответов групп в порядке, определенном жеребьёвкой.
Приводит объяснение произвольно заданного явления с точки зрения законов природы.
Делает и обосновывает прогноз на основе усвоенной учебной информации по поводу развития процессов и ситуаций, являющихся предметом изучения
Делает вывод на основе критического анализа различных точек зрения.
Ученик получит возможность научиться оценивать свой ответ и ответы товарищей.
Устанавливает причинно- следственные связи.
Устанавливает причинно- следственные связи, делает выводы.
Выясняет, что у растения нет главного органа, каждый орган выполняет свою функцию.
Формирование знаний о последствиях для организма нарушения работы различных систем органов.
Рефлексия
Самооценка деятельности учащихся
1. Проведение рефлексии по карточкам (приложение 3).
Учащиеся подводят итог урока. (Слайды 26-27).
- Какие задачи ставили?
- Удалось ли решить поставленные задачи?
Учащиеся заполняют листы учета знаний, подсчитывают итоговый балл. Пользуясь шкалой, выставляют оценки.
Самооценка результатов деятельности обучающимися
Задание на дом.
Закрепить умение и знания по данной теме.
самостоятельно применять изученный материал.
Учитель формулирует домашнее задание и разъясняет учащимся методику его выполнения.
Домашнее задание: (Слайд 28).
1. Учебник стр. 52-55, пересказ.
2.Подготовиться к диктанту по терминам.
3.Творческое задание : составьте экологическую сказку на тему «Как вредные факторы среды хотят превратить живые организмы в набор отдельных частей»
Записывают задание на дом.
Формирование у учащихся мотивации к познанию и научного мировоззрения