Рабочая программа по биологии ФГОС 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62 г. Владивостока»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 62 г. Владивостока»

Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО

Кривоносова О.В.

Протокол №

« »___________2014 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР Тархова О.Н.

« »___________2014 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №62 г. Владивостока»

Аширова И.И.

« »__________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Биология. Живой организм»

6 класс

Ступень обучения: среднее общее образование

Уровень: базовый

Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год

Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерных программ основного общего образования по биологии для общеобразовательных учреждений. Н.И. Сонин (Москва: «Дрофа», 2010г.)

Составитель:

Кривоносова О.В., учитель биологии, высшая квалификационная категория


Владивосток

2014


ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ 6 КЛАСС (34 ч., 1 ч в неделю)


Пояснительная записка

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни


Задачи

Обучение:

-привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы

экскурсии, уроки контроля знаний, уроков - конференций, уроков обобщения

-создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей.

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать объекты живой неживой природы через систему лабораторных работ практических экскурсий.

Особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.

Развитие: создать условия для развития у школьников положительного отношения к учёбе, труду и творчеству.

Воспитание: способствовать воспитанию социально-успешных личностей. Формированию у учащихся коммуникативной компетентностей. Особое внимание обратить на воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать).


Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса


Учащиеся должны знать:

  • Названия основных наук, изучающих природу.

  • Методы изучения природы (наблюдение, опыт, измерение).

  • Определение понятий «тело» и «вещество».

  • Примеры многообразия тел и веществ живой и неживой природы,

  • Основные характеристики погоды.

  • Экологические проблемы своей местности.

  • Агротехнические мероприятия.

  • Факторы здорового образа жизни.

Учащиеся должны уметь:

  • Приводить примеры взаимосвязи тел живой и неживой природы, доказательства единства природы.

  • Использовать текст и рисунки учебника для решения поисковых задач.

  • Объяснять результаты опыта, делать выводы.

  • Работать с лабораторным оборудованием ( микроскоп, предметные стекла, микропрепараты и др.).

  • Конструировать модели животной и растительной клеток

  • Использовать дополнительные источники информации.

  • Следовать правилам безопасности при проведении практических и сельскохозяйственных работ.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни:

  • Для измерения длины, температуры, массы, времени.

  • Для оказания первой помощи при несложных травмах.

  • Для соблюдения норм экологического и безопасного поведения в природе.



Тематическое планирование по биологии, 6 класс,

( 1 час в неделю, всего 34 часа УМК В.Б.Захаров, Н.И.Сонин .)

Содержание.


1.Целостность организма 16ч

Многообразие живых организмов, их основные свойства. Строение растительной клетки , животной. Химический состав клетки. Деление клетки. Ткани растений, ткани животных. Органы цветкового растения. Корень. Побег. Цветок. Плод. Строение семени. Органы и системы животных.


2. Жизнедеятельность организма 16 ч

Питание растений. Фотосинтез. особенности питания животных. Пищеварение и его значение. Дыхание растений и животных. Передвижение веществ в растении, особенности передвижения веществ у животных. Выделение у растений и животных. Обмен веществ и энергии. Опорные системы .Движение. Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система, рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Размножение: половое, бесполое, вегетативное. Рост и развитие.

3. Организм и среда 2ч.

.Природные сообщества. Цепи питания.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Всего

часов

Из них

Практические работы

Лабораторные работы

1.

Строение и свойства живых организмов

16

5

2.

Жизнедеятельность организма

Питание и пищеварение

16

2

3

Организм и среда

2

-



Схема календарно-тематического планирования учебного предмета на учебный год


Тема урока

Кол-во уроков

Тип (вид) урока

Планируемый результат

Задание

по учебнику

Дата

Раздел 1.Строение и свойства живых организмов

16


1

Многообразие живых организмов и их основные свойства.

1

Тип: изучение нового материала

Вид: Ур. дискуссия

З. основные свойства живых организмов. У. отличать живые организмы от неживых. Н. распознавать объекты по таблицам и схемам

10-15

2

Химический состав клеток.

Л\р. №1 Определение состава семян ». Инстр. по т\б.

1

Тип: комбинированный

Вид: лаб. раб.


Различать неорганические и органические вещества клетки.Работать с микроскопом и микропрепаратами.

16-19,23

3

Строение растительной клетки

1

Тип: изучение нового материала

Вид: Уч. дискуссия

Называть признаки живых организмов -строение клеток

23 -25

4

Строение животной клетки

Сравнение растительной и животной клетки

1

Тип: комбинированный

Тип: изучение нового материала

Вид: Ур. дискуссия

З. строение растительной и животной клетки, основные органоиды и их функции. У. находить отличия растительной клетки от животной. Н. работать с микроскопом и микропрепаратами.

Уметь сравнивать клетки растений и животных, находить между ними сходство и отличие.

25-26

25-27

5-6

Деление клетки.

Митоз,его значение

Мейоз

2

Тип: изучение нового материала

Вид: Ур. дискуссия

Объяснять значение деления. Называть основные стадии митоза и мейоза, уметь их сравнивать и делать выводы

26 -29

Ткани растений и животных



7

Ткани растений .

1

Тип: комбинированный


З. основные ткани растений и животных, их строение. У. распознавать различные виды тканей и объяснять их свойства. Н. работать с микроскопом и микропрепаратами.

30-31

8

«Строение клеток и тканей живых организмов».

Л/Р №2 Ткани растений и животных. Инстр по т/б

Ткани животных

1

Тип: комбинированный

Вид: лаб. раб.


З. обобщение и систематизация знаний. У. проверка ЗУНов. Н.работать с индивидуальными заданиями.Работать с микроскопом и микропрепаратами

32-37

Органы и системы органов.


38-39

9

Органы цветкового растения. Корень.

Л/Р №3 Строение корневых систем инстр. по т/б

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный, Лаб.раб

З. органы цветкового растения, строения корня. У. находить объекты на таблицах, характеризовать их функции. Н.работать с таблицами лабораторным оборудованием.

40-41

10-11

Стебель. Лист. Побег.

Л/Р №4 «Описание растений по гербарию». Инстр по т/б

2

Тип: комбинированный

Вид: смешанный. Лаб. Раб.

З. строение стебля, листа. У. объяснять передвижение различных веществ по стеблю. Н. находить объекты среди гербариев и муляжей, работать с лабораторным оборудованием.

46-51

12

Строение цветка. Соцветия

1

Тип: комбинированный

Вид: дискуссия

Давать понятие репродуктивные органы, различать различные виды соцветий, уметь находить их на таблицах

46-51

13

Сухие и сочные плоды

1

Тип: комбинированный

Вид: дискуссия

Давать понятие плод, различать различные типы плодов , находить их на таблицах.

46-51

14

Строение семян и их функции

1

Тип: изучение нового материала

Вид: Ур. дискуссия

Давать определение понятиям двудольные и однодольные растения. Находить сходство и отличие однодольных и двудольных растений

Выучить записи в тетради

15

Л/Р №5 Строение семян. Инстр. по т/б

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный. Лаб. Раб.

Давать определение понятиям двудольные и однодольные растения. Находить сходство и отличие однодольных и двудольных растений. Работать с лабораторным оборудованием

Доделать работу

16

Система органов животного организма.

Органы растительного организма

Система органов растительного организма.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

Тип: комбинированный

З. о системах органов животного организма. У.объяснять основные функции различных систем органов животного и растений. Н. распознавание систем органов животного по влажным препаратам и по рисункам.

З. З. о системах органов растительного организма. У.объяснять основные функции различных систем органов у растений. Н. распознавание систем органов растений по гербариям и по рисункам.

52-56

58-59

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

Питание и пищеварение

16

63-67

17-18

Питание. Особенности питания растительного организма.

Фотосинтез

2

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

З. об особенностях питания растительного организма, рас крыть понятия «питание», «почвенное питание», «фотосинтез». У. объяснять роль корня в почвенном питании, суть фотосинтеза. Н. работать с учебником.

68

19

Особенности питания животных.

Пищеварение у позвоночных

Л/Р №6 Действие ферментов слюны на крахмал. Инстр. по т/б.

Пищеварение и его значение.

1

Тип: комбинированный

Вид: Ур. дискуссия

Лабор. работа

Тип: актуализация раннее усвоенных знаний.

Вид: Ур. дискуссия

З. особенности питания животных: травоядные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Особенности пищеварения, понятие «ферменты». У. объяснять значение пищеварения. Н. работать со схемами, таблицами. Провести самостоятельно эксперимент по заданной инструкции

З. особенности строения пищеварительных систем животных. Особенности пищеварения, понятие «ферменты». У. объяснять значение пищеварения. Н. работать со схемами, таблицами.

69-73

Офор-мить экспери-мент

74-75

76 -79

Дыхание



20

Дыхание растений

Дыхание животных.

1


Тип: актуализация ранее усвоенных знаний

Вид: смешанный

Тип: актуализация ранее усвоенных знаний

Вид: Ур. дискуссия

З. особенности дыхания растений. У. узнавать типы дыхания. Н. работать со схемами и таблицами.

З. особенности дыхания животных. У. узнавать органы дыхания у животных по таблицам и рисункам. Н. работать со схемами, таблицами, влажными препаратами.

80-85

86-91

Передвижение веществ и энергии


93

21

Передвижение веществ в растительном организме

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

1

Тип: комбинированный

З. передвижение веществ в растительном организме. У. объяснять механизмы передвижения различных веществ по стеблю. Н. работать с лабораторным оборудованием.

92-97

22

Передвижение органически веществ в животном организме.

1

Тип: изучение нового материала

Вид: Ур. дискуссия

З. передвижение веществ в животном организме. У. объяснять механизмы передвижения органических веществ по стеблю. Н. работать со схемами и таблицами.

98-107

108 -109

Выделение



23-24

Выделение у растений.

Выделение у животных.

Обмен веществ и энергии.

2

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

Тип: изучение нового материала

Вид: Ур. дискуссия

З. органы и процесс выделения у растений. У. объяснять значение выделения у растений. Н. находить органы выделения на таблицах и рисунках.

З. органы и процесс выделения у животных. У. объяснять значение выделения у животных. Н. находить органы выделения на таблицах и рисунках.

110

110-115

Опорные системы



25

Опорные системы животных.

Опорные системы растений.

1


Тип: комбинированный

Вид: смешанный

З. опорную систему живых организмов (животных) и их значение. У. узнавать объекты. Н. работать с рабочей тетрадью.

З. опорную систему живых организмов (растений) и их значение. У. узнавать объекты. Н. работать с рабочей тетрадью.

122-127

128-133

Движение



26

Движение.

Движение многоклеточных животных.

1


Тип: комбинированный


З. движение и способы движения живых организмов. У. узнавать объекты по таблицам.

Н. работать по таблицам.

140-145

З. движение и способы движения живых организмов. У. узнавать объекты по таблицам.

Н. работать по таблицам.

146-151

Регуляция процессов жизнедеятельности


152-154

27

Регуляция процессов жизнедеятельности. Передача накопленной энергии растениями животным.

Регуляция процессов жизнедеятельности позвоночных животных.


1

Тип: изучение нового материала

Вид: объяснительный


З. основная регуляция процессов жизнедеятельности. У. узнавать системы органов и объяснять их функции. Н. работать с учебником и рабочей тетрадью.

156-163

Размножение



28-29

Размножение и его виды.

Вегетативное размножение. Бесполое размножение

Половое размножение животных.



2

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный и

смешанный


З. о значении размножения и его видах. У. объяснять механизмы этого процесса. Н. распознавать объекты на рисунках и таблицах.

З. о видах вегетативного размножения. У. объяснять значение и механизм вегетативного размножения. Н.проводить черенкование комнатных растений

З. об особенностях полового размножения животных, образование половых клеток. У. распознавать объекты на таблицах. Н. работать по таблицам

164-171

Рост и развитие



30-31

Рост и развитие.

Особенности индивидуального развития.

Л/Р №7 « Наблюдение за прорастанием семян фасоли с разным количеством эндосперма» Инст по ТБ

2

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения


З. об особенностях роста и развития организмов. У. проращивать семена, распознавать на объекте органы и системы органов. Провести опыт ( в домашних условиях) проращивание семян фасоли -целое семя, половина, четверть семени

32

Особенности развития животного организма.

Постэмбриональное развитие.

Прямое и непрямое развитие

1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения


З. об особенностях развития животного организма. У. различать особенности прямого и непрямого развития насекомых. Н. работать с учебником и рабочей тетрадью.

Раздел 3. Организм и среда

3


33-34

Среда обитания.

Факторы среды. Экологические факторы среды. Природные сообщества.

Влияние человека на живые организмы

2

Тип: комбинированный

Вид: смешанный


З. основные среды жизни организмов, природные сообщества У. распознавать среды жизни и природные сообщества различных животных, объяснять основные черты приспособленности. Н. работать с учебником и рабочей тетрадью.

35

Итоговый урок - зачет по всем пройденным темам за год.

1

Тип: обобщение и систематизация

Вид: письменный индивидуальный

З. обобщение и систематизация знаний. У. проверка ЗУНов. Н.работать с индивидуальными заданиями



Учебно-методическое обеспечение:

· литература для учащихся:

  1. "Книга для чтения по ботанике"

(сост. Д.И. Трайтак") М., "Просвещение", 1985 г.

  1. Генкель П.А.

"Физиология растений", М., "Просвещение", 1985 г.

  1. «Книга для чтения по ботанике» М., «Просвещение», 2001г.

· литература для учителя:

1. Беркинблит М.Б., Чуб В.В.

"Биология - 6 кл." (экспериментальный учебник) М., изд. "Вентана-Граф", 1993 г.

2. Петров В.В

"Растительный мир нашей родины" (М., "Просвещение", 1991 г.)

3. Демьяненков Е.Н.

"Биология в вопросах и ответах" (М., "Просвещение", 1996г.)

4. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.

"Занимательная ботаника" (М., "АСТ-Пресс", 1999 г.)

5. Боброва Н.Г

"Эта увлекательная ботаника" (Самара, 1994 г.)

6. «Из опыта преподавания биологии в 6 классе по УМК И.Н. Пономаревой, М, изд. «Первое сентября», 2009г


© 2010-2022