- Преподавателю
- Биология
- Разноуровневые задания по биологии
Разноуровневые задания по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Проскурикова М.А. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Использование системы разноуровневых заданий по биологии
при организации проверки усвоения учебного материала учащимися
Контроль знаний и умений учащихся - обязательное условие результативного учебного процесса. Организация проверки знаний и умений учащихся при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета:
-
Учебный курс биологии представляет собой единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделить проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.
-
Биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения, эксперимент, практические и лабораторные работы, решение логических задач и т.д.
Предлагаемые учащимся варианты проверки знаний и умений должны учитывать оценку не только теоретических знаний, но и практических умений.
В целях индивидуального подхода к обучению могут быть предложены разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся.
3. При организации и планировании проверки знаний нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся, т.к. именно разнообразие методических приемов, используемых в биологии, дает возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности.
Вопросы и задания для учащихся 6-8-х классов должны быть составлены с учетом следующих возрастных особенностей:
- любознательность и наблюдательность;
- интерес к динамическим процессам;
- желание общаться с живыми объектами;
- предметно-образное мышление;
- быстрое овладение умениями и навыками;
- эмоциональная возбудимость.
4. В настоящее время актуальны уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, интернет - ресурсов. Эти уроки представляют собой симбиоз новых информационных технологий с традиционными педагогическими. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске, вовлекаются в процесс самообучения.
Система разноуровневых заданий, применяемая при проверке знаний и умений учащихся по биологии предъявляет определенные требования к составлению самостоятельных, проверочных, контрольных и других работ.
В дидактике выделяются общие требования к разноуровневым заданиям, которые нашли свое отражение и в методике обучения биологии:
1. Уровень А (воспроизведение и описание) отвечает за знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения.
Например, проверить правильность написания и усвоения базовых понятий по строению и жизнедеятельности клетки растительного организма (6 класс).
А) Зеленые пластиды называются…….
Б) Под оболочкой находится вязкое полужидкое вещество…….
В) Клетка обладает всеми признаками живого. Она:……,……., ……., …….
Г) Делению клетки предшествует деление ее …….
Д) В старых клетках хорошо заметны ……..
Можно также предложить учащимся описать опыт, доказывающий процесс транспирации (испарения воды растением) с момента всасывания воды корнем.
Для учащихся 7 класса задание может быть следующим:
Вставьте пропущенные слова в тексте:
Тип Членистоногие подразделяется на три основные класса____________,___________ и ___________. Речной рак имеет _________ пар ног, насекомые __________, а пауки ___________. Рак дышит при помощи ___________, паук __________, а майский жук ____________.
Другой вариант: Дополните схему, вписав представителей ракообразных в соответствии с предложенными характеристиками этих животных. Перечислите общие признаки, по которым их относят к одному классу.
Представители класса Ракообразных
…………
Свободноживущие
………….
Паразиты
………….
Обитатели водной среды
…………..
Обитатели суши
……………
Общие признаки класса:_________________
На уровне А проверяется знание фактического материала.
2. Уровень В (интеллектуальный уровень) оценивает и диагностирует умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал. Самым простым вариантом такой учебно-познавательной деятельности является сопоставление, классификация, а наиболее сложным сравнение двух или более явлений с формированием конкретных выводов, установление причинно-следственных связей.
Правильно выполненные задания этого уровня оцениваются четверкой.
Например, установите соответствия между понятиями и явлениями: сравните два процесса - фотосинтез и дыхание, сделайте вывод (6 класс).
Вопросы для сравнения
Фотосинтез
Дыхание
В какое время суток происходит?
Какой газ поглощается?
Какой газ выделяется?
Поглощается или выделяется тепло?
В каких клетках происходит?
Образуется или разрушается органическое вещество?
Или, задание такого типа:
Расположите последовательно события, происходящие во время листопада (6 класс):
А) образование отделительного слоя на черешке
Б) изменение окраски листьев
В) накопление в листьях вредных веществ в течение лета
Г) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света
Д) опадение листьев.
Для учащихся 7 класса задание может быть следующим:
Дано:
Способы питания хордовых:
- хищные (в том числе насекомоядные);
- всеядные;
- травоядные.
Способы питания цветковых растений:
- фотосинтез;
- корневое питание;
- хищники (в том числе насекомоядные).
1. Решите, какая главная, на ваш взгляд, особенность клеток делает их гетеротрофами.
2. Как объяснить неподвижность растений и большую подвижность животных?
3. Уровень С (творческий уровень) оценивает и диагностирует умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, вывести интеллектуальным путем новое для учащегося явление, не данное в готовом виде.
Правильно решенные задания всех трех уровней оцениваются пятеркой, все задания проверяются в классе и дается правильный ответ, показывается правильность оформления задания в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Этот уровень можно разделить на задания различных типов, например:
А) Задания на применения биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированные).
Во время высадки рассады капусты в открытый грунт у одних растений прищипывается главный корень, а у других нет. Какие растения дадут более высокий урожай? Почему вы так считаете? (6 класс)
Б) Задания для работы с текстом или рисунком.
Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. (7 класс)
-
Хордовые имеют внутренний скелет. 2. Хорда - плотный, упругий стержень, идущий от головы до хвоста, сохраняется у всех представителей типа в течении всей жизни. 3. Центральная нервная система имеет вид трубки и располагается на брюшной стороне тела. 4. Кровеносная система незамкнутого типа, находится на спинной стороне тела. 5. Тип Хордовые включает три подтипа: Оболочники (Личиночно- хордовые и Черепные (Позвоночные).
В) Задания на обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов.
Дайте научное обоснование следующим пословицам и поговоркам: «Аппетит приходит во время еды», «Кода я ем, я глух и нем», «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» (8 класс).
Г) Задания на обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях.
Например:
- Используя знания по географии, объясните, почему баобаб сбрасывает листья летом.(6 класс).
- Среди насекомых есть медлительные растительноядные существа палочники, по форме напоминающие веточку или лист. Назовите тип приспособления этих животных, объясните его значение и характер. (9 класс).
Если ученик испытывает затруднения при выполнении задания уровня С, то ему предлагается памятка по решению учебно-познавательных задач.
Например, для успешного решения задач по генетике учащимся 10-11 класса можно предложить следующую памятку:
1. Внимательно прочтите условия задачи
2. Сделайте краткую запись условия
3. Запишите генотип и фенотип скрещиваемых особей.
4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
5. Определите и запишите фенотипы и генотипы, полученные от скрещивания потомства
6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу, и запишите их в виде численного соотношения.
7. Запишите ответ на вопрос задачи.
При решении задач по определенным темам школьного курса биологии последовательность этапов может меняться, а их содержание модифицироваться
Таким образом, как показывает школьная практика, применение разноуровневых заданий помогает учащимся создать «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору, позволяет выявить знания по теме, проверить усвоение их в комплексе, создает возможность для самосовершенствования. Даже «слабые» учащиеся стремятся выполнить задания более высокого уровня.
Все задания разного уровня сложности подобраны в соответствии со спецификацией и кодификатором экзаменационной работы ЕГЭ по биологии, поэтому их можно использовать не только для проверки усвоения материала при прохождении конкретной темы, но и для повторения материала при подготовки к Единому государственному экзамену.
Литература:
-
Васильева М.З. Методика преподавания биологии: учебно-методический комплекс, 2008.
-
Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Тематические тесты. - Ростов-на-Дону, изд-во «Легион», 2013.
-
Сухова Т.С. Газета «Первое сентября». Биология. №20 / 2005
-
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы. - Дрофа. - 1996.