Разноуровневые задания по биологии

Статья посвящена актуальной проблеме использования системы разноуровневых заданий при организации проверки знаний и умений учащихся по биологии. Применение данной системы в школьной практике помогает учащимся создать «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору, позволяет выявить знания по теме, проверить усвоение их в комплексе, создает возможность для самосовершенствования.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование системы разноуровневых заданий по биологии

при организации проверки усвоения учебного материала учащимися

Контроль знаний и умений учащихся - обязательное условие результативного учебного процесса. Организация проверки знаний и умений учащихся при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета:

  1. Учебный курс биологии представляет собой единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделить проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.

  2. Биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения, эксперимент, практические и лабораторные работы, решение логических задач и т.д.

Предлагаемые учащимся варианты проверки знаний и умений должны учитывать оценку не только теоретических знаний, но и практических умений.

В целях индивидуального подхода к обучению могут быть предложены разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся.

3. При организации и планировании проверки знаний нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся, т.к. именно разнообразие методических приемов, используемых в биологии, дает возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности.

Вопросы и задания для учащихся 6-8-х классов должны быть составлены с учетом следующих возрастных особенностей:

- любознательность и наблюдательность;

- интерес к динамическим процессам;

- желание общаться с живыми объектами;

- предметно-образное мышление;

- быстрое овладение умениями и навыками;

- эмоциональная возбудимость.

4. В настоящее время актуальны уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, интернет - ресурсов. Эти уроки представляют собой симбиоз новых информационных технологий с традиционными педагогическими. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске, вовлекаются в процесс самообучения.

Система разноуровневых заданий, применяемая при проверке знаний и умений учащихся по биологии предъявляет определенные требования к составлению самостоятельных, проверочных, контрольных и других работ.

В дидактике выделяются общие требования к разноуровневым заданиям, которые нашли свое отражение и в методике обучения биологии:

1. Уровень А (воспроизведение и описание) отвечает за знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения.

Например, проверить правильность написания и усвоения базовых понятий по строению и жизнедеятельности клетки растительного организма (6 класс).

А) Зеленые пластиды называются…….

Б) Под оболочкой находится вязкое полужидкое вещество…….

В) Клетка обладает всеми признаками живого. Она:……,……., ……., …….

Г) Делению клетки предшествует деление ее …….

Д) В старых клетках хорошо заметны ……..

Можно также предложить учащимся описать опыт, доказывающий процесс транспирации (испарения воды растением) с момента всасывания воды корнем.

Для учащихся 7 класса задание может быть следующим:

Вставьте пропущенные слова в тексте:

Тип Членистоногие подразделяется на три основные класса____________,___________ и ___________. Речной рак имеет _________ пар ног, насекомые __________, а пауки ___________. Рак дышит при помощи ___________, паук __________, а майский жук ____________.

Другой вариант: Дополните схему, вписав представителей ракообразных в соответствии с предложенными характеристиками этих животных. Перечислите общие признаки, по которым их относят к одному классу.

Представители класса Ракообразных

…………

Разноуровневые задания по биологииРазноуровневые задания по биологии

Свободноживущие

………….

Паразиты

………….

Разноуровневые задания по биологииРазноуровневые задания по биологии

Обитатели водной среды

…………..

Обитатели суши

……………

Общие признаки класса:_________________

На уровне А проверяется знание фактического материала.

2. Уровень В (интеллектуальный уровень) оценивает и диагностирует умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал. Самым простым вариантом такой учебно-познавательной деятельности является сопоставление, классификация, а наиболее сложным сравнение двух или более явлений с формированием конкретных выводов, установление причинно-следственных связей.

Правильно выполненные задания этого уровня оцениваются четверкой.

Например, установите соответствия между понятиями и явлениями: сравните два процесса - фотосинтез и дыхание, сделайте вывод (6 класс).

Вопросы для сравнения

Фотосинтез

Дыхание

В какое время суток происходит?

Какой газ поглощается?

Какой газ выделяется?

Поглощается или выделяется тепло?

В каких клетках происходит?

Образуется или разрушается органическое вещество?

Или, задание такого типа:

Расположите последовательно события, происходящие во время листопада (6 класс):

А) образование отделительного слоя на черешке

Б) изменение окраски листьев

В) накопление в листьях вредных веществ в течение лета

Г) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света

Д) опадение листьев.

Для учащихся 7 класса задание может быть следующим:

Дано:

Способы питания хордовых:

- хищные (в том числе насекомоядные);

- всеядные;

- травоядные.

Способы питания цветковых растений:

- фотосинтез;

- корневое питание;

- хищники (в том числе насекомоядные).

1. Решите, какая главная, на ваш взгляд, особенность клеток делает их гетеротрофами.

2. Как объяснить неподвижность растений и большую подвижность животных?

3. Уровень С (творческий уровень) оценивает и диагностирует умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, вывести интеллектуальным путем новое для учащегося явление, не данное в готовом виде.

Правильно решенные задания всех трех уровней оцениваются пятеркой, все задания проверяются в классе и дается правильный ответ, показывается правильность оформления задания в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Этот уровень можно разделить на задания различных типов, например:

А) Задания на применения биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированные).

Во время высадки рассады капусты в открытый грунт у одних растений прищипывается главный корень, а у других нет. Какие растения дадут более высокий урожай? Почему вы так считаете? (6 класс)

Б) Задания для работы с текстом или рисунком.

Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. (7 класс)

  1. Хордовые имеют внутренний скелет. 2. Хорда - плотный, упругий стержень, идущий от головы до хвоста, сохраняется у всех представителей типа в течении всей жизни. 3. Центральная нервная система имеет вид трубки и располагается на брюшной стороне тела. 4. Кровеносная система незамкнутого типа, находится на спинной стороне тела. 5. Тип Хордовые включает три подтипа: Оболочники (Личиночно- хордовые и Черепные (Позвоночные).

В) Задания на обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов.

Дайте научное обоснование следующим пословицам и поговоркам: «Аппетит приходит во время еды», «Кода я ем, я глух и нем», «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» (8 класс).

Г) Задания на обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях.

Например:

- Используя знания по географии, объясните, почему баобаб сбрасывает листья летом.(6 класс).

- Среди насекомых есть медлительные растительноядные существа палочники, по форме напоминающие веточку или лист. Назовите тип приспособления этих животных, объясните его значение и характер. (9 класс).

Если ученик испытывает затруднения при выполнении задания уровня С, то ему предлагается памятка по решению учебно-познавательных задач.

Например, для успешного решения задач по генетике учащимся 10-11 класса можно предложить следующую памятку:

1. Внимательно прочтите условия задачи

2. Сделайте краткую запись условия

3. Запишите генотип и фенотип скрещиваемых особей.

4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.

5. Определите и запишите фенотипы и генотипы, полученные от скрещивания потомства

6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу, и запишите их в виде численного соотношения.

7. Запишите ответ на вопрос задачи.

При решении задач по определенным темам школьного курса биологии последовательность этапов может меняться, а их содержание модифицироваться

Таким образом, как показывает школьная практика, применение разноуровневых заданий помогает учащимся создать «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору, позволяет выявить знания по теме, проверить усвоение их в комплексе, создает возможность для самосовершенствования. Даже «слабые» учащиеся стремятся выполнить задания более высокого уровня.

Все задания разного уровня сложности подобраны в соответствии со спецификацией и кодификатором экзаменационной работы ЕГЭ по биологии, поэтому их можно использовать не только для проверки усвоения материала при прохождении конкретной темы, но и для повторения материала при подготовки к Единому государственному экзамену.

Литература:

  1. Васильева М.З. Методика преподавания биологии: учебно-методический комплекс, 2008.

  2. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Тематические тесты. - Ростов-на-Дону, изд-во «Легион», 2013.

  3. Сухова Т.С. Газета «Первое сентября». Биология. №20 / 2005

  4. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы. - Дрофа. - 1996.


© 2010-2022