Урок по экологии с применением ИКТ Я человек. Я посредине - миоа

АннотацияУрок разработан с применением ИКТ. Использовались цифровые образовательные ресурсы: слайды "Экология (разминка), компьютер, экран.Продолжительность - 1 урок(40 минут). Урок разработан для учащихся 8 класса. ИКТ применяется на уроке на этапе разминки.На этапе разминка высвечиваются слайды и по ним ведется работа, учащиеся отвечают на поставленные вопросы на слайдах, а затем сверяют свои ответы с верными ответами, данными на последующих слайдах.На данном уроке учитель применяет такие форм...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Ситниковская СОШ Баевского района Алтайского края

Урок

«Я человек.

Я посредине - мира»

Экология. 8класс.

Урок с применением ИКТ



Дрожанова Нина Григорьевна

Учитель биологии, экологии

Стаж 32 года, категория высшая

Ситниково 2015

Содержание



  1. Аннотация 3

  2. Описание разработки 4-5

  3. Разработка урока 6-12

  4. Самоанализ урока 13

  5. Отзыв 14

  6. Литература 15

  7. Приложения 16







Аннотация

На конкурс представлена разработка урока по экологии. Тема: «Я - человек, я - посредине мира» 8класс.

Урок разработан с применением ИКТ.

Использовались цифровые образовательные ресурсы: Слайды презентации «Экология. Разминка» 8класс, компьютер, экран.

Продолжительность -1 урок (40минут).

Урок разработан для учащихся 8 класса.

ИКТ применяется на уроке, на этапе разминка.

На этапе разминка высвечиваются слайды и по ним, ведётся работа. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы на слайдах, затем сверяют свои ответы с верными ответами, данными на слайдах.

На данном уроке учитель применяет такие формы работы как сообщение, постановка перед учащимися проблемных вопросов, организация работы учащихся по слайдам, организация решения экологических задач, инсценировка учащимися приготовленных заранее экологических моментов и литературный монтаж.

Учащиеся активно участвуют в беседе со слайдами и решении экологических задач, отвечают на проблемные вопросы, слушают сообщение учащегося, производят самооценку своих работ, работают со слайдами, выступают в экологических сценках и участвуют в литературном монтаже.

При этом учитывается техника безопасности работы с электронными носителями, чередование различных видов деятельности учащихся, воздушно - тепловой режим и освещённость кабинета.

Результатом урока для учащихся являются отметки, выставленные за количество набранных жетонов в течение всего урока и словесная отметка за активное участие в этом нестандартном уроке.

При выставлении отметок было выявлено, что 85% учащихся получили отметку хорошо, а 15% получили отметку удовлетворительно.



Описание разработки

Учитель: Дрожанова Нина Григорьевна.

МКОУ Ситниковская СОШ

Урок экологии. 8класс.

Тема: «Я - человек, я - посредине мира»

Тип урока: Нетрадиционный.

Продолжительность урока: 1урок (40 минут)

Цель урока: опираясь на приобретённые знания, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека; убедиться в важности бережного отношения к природе, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учётом сохранения взаимосвязей в природе; понять необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.

Задачи урока - осознать своё положение в природе;

- развивать экологическое мышление;

- формировать экологическую совесть;

- учиться принимать правильные решения в различных ситуациях;

- закреплять навыки работы с презентацией.

Методы.

Словесный:

рассказ учителя,

сообщения учащихся,

беседа,

чтение текстов слайдов и учебника,

работа с таблицами.

Наглядный:

Работа с презентацией, картинками, таблицами, карточками.

Частично-поисковый:

Нахождение ответов на предлагаемые проблемные ситуации,

работа по заполнению таблиц.

Формы организации урока:

фронтальная,

индивидуальная,

групповая.

Оборудование:

рабочие тетради,

таблица, презентация «Экология. Разминка. 8кл».

рисунки, плакаты, диски с музыкой, велосипед.

раздаточный материал (конверты с задачами), жетоны, «Банки» на команду.

Формируемые умения: умение работать с учебником, дополнительными материалами и умение логически мыслить, громко, чётко, с соответствующей интонацией произносить речь, умение работать с тестами на электронных носителях, развивать актёрские способности, креативность в вопросах пропаганды экологически чистых вещей.

Формы организации работы детей: изучают и работают по слайдам, работают с дополнительной литературой, с учебниками, заполняют таблицу, решают экологические задачи выступают в экологических сценках и участвуют в литературном монтаже.

Цели использования ИКТ: Расширить информацию, получаемую на уроке, закрепить способность работать с тестами на электронных носителях и тут же получать независимую оценку своих знаний, что очень важно для самостоятельного вывода об уровне своих знаний. Красочная наглядность способствует лучшему запоминанию материала урока, способствует увлечённой работе на уроке.

Этап урока, на котором использовались ИКТ; это этап разминка.

Формы организации работы учителя: актуализирует необходимость новых знаний данного урока, информирует, какими видами деятельности будут добываться новые знания, задаёт вопросы, организует работу с тестами с соблюдением техники безопасности, проводит рефлексию, объясняет выполнение домашнего задания.

Технологические особенности урока: использование ИКТ.

Технические условия: использование компьютера, видеопроектора.

Используемое оборудование: таблицы, рабочие тетради, компьютер, экран, рисунки, велосипед.

Использование цифровых образовательных ресурсов: презентация «Экология. Разминка. 8кл».





Разработка урока

Урок по экологии. 8 класс.

Тема: «Я - человек, я - посредине мира»

Цель: - опираясь на приобретённые знания, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека; убедиться в важности бережного отношения к природе, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учётом сохранения взаимосвязей в природе; понять необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.

Задачи:

- осознать своё положение в природе;

- развивать экологическое мышление;

- формировать экологическую совесть;

- учиться принимать правильные решения в различных ситуациях.

Тип урока: нетрадиционный.

Методы и приёмы обучения: словесно-наглядный, самостоятельная работа в командах, инсценировки, литературный монтаж.

Форма проведения: ролевая игра.

Оборудование: карточки, жетоны, «Банки» из банок, компьютер, костюмы для выступлений, диск с музыкой, велосипед.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: приветствует ребят, называет тему урока, цель. Почему именно так звучит тема? Думаю, в конце урока будет ясно.

Звучит музыка. Рассказ ведущего.

Герои рассказа Рея Брэдбери « И грянул гром» из исполненного благополучия настоящего на машине времени совершают путешествие в отдалённое прошлое. Одно из обязательных условий такого перемещения - категорическое требование ничего не трогать, ничего не пытаться изменить, ни к чему не прикасаться. И вот один из путешественников совершает пустяковый и, казалось бы, невинный поступок: он наступает на бабочку, и она погибает. Вроде бы ничего не меняется в окружающем мире, и жизнь продолжается. Но по возвращении домой, в исходную точку времени, путешественники находят свой мир совсем иным, не похожим на тот, что был, - и « грянул гром».

Фантастика? Красивая литературная аллегория? Нет и ещё раз нет. Всё в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна на всех землян. И другой не будет…



  1. Экологическая разминка.

Учитель: Класс делится на 3 экипажа. Мы будем совершать путешествие на корабле «Экология». Путешествие будет не лёгким. И начнём мы с экологической разминки.

В процессе всего путешествия вы зарабатываете жетоны, и в конце будем подводить итоги. У кого жетонов будет больше. Складывать их будете в свои «банки».

а. Дать определение терминам. На экране слайды с терминами. Ответы подбирают из розданного дополнительного материала. И следом слайд для проверки с правильным ответом.

Биосфера -

Экосистема -

Лимитирующий фактор -

Гумус -

Антропогенный фактор -

Озоновая дыра -

б. Что изучают прикладные экологические науки.

Сельскохозяйственная экология -

Медицинская экология -

Юридическая экология -

Экономическая экология -

Промышленная экология -

Приложения 1-7.

  1. Экологические задачи. Для работы каждый экипаж получает карточку с задачей.

а. Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 8 см почвы. Сколько лет потребуется для её восстановления?

б. Один легковой автомобиль в сутки способен выбросить до 20 кг вредных выхлопных газов. Сколько килограммов вредных газов выбросят в воздух 50 автомобилей за двое суток?

в. В квартире протекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан воды. Сколько воды вытекает за 12 часов, если в 1 л , 5 стаканов воды?

(Ответы на задачи. 1. 800 лет 2. 2 тонны 3. 24 литра). Показывают решение на доске.

Урок по экологии с применением ИКТ Я человек. Я посредине - миоа

Фото № 0. Работа по экипажам.

  1. Экипажи на задании.

Ну вот, теперь вы во всеоружии и готовы разрешить все накопившиеся у землян вопросы и проблемы. У вас есть заклеенные конверты с заданиями. Вскройте их. Найти нужно не только правильное, но и быстрое решение. Время 1 минута.

Экипаж №1.

В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыболовства. Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?

Ответ. Выдра питается в первую очередь больной рыбой и поддерживает, таким образом нормальное состояние популяции.

Экипаж №2.

Почему бабочки берёзовой пяденицы, имеющие в большинстве своём светлые крылья, в прошлом веке в Англии приобрели тёмную окраску?

Ответ. Это явление промышленного меланизма, вызванного загрязнением среды в связи с широким использованием каменного угля. Продукт его сгорания - оседал на стволах берёз, и в результате выживали особи с тёмными крыльями.

Экипаж №3.

В степных районах проводилось истребление сусликов путём разбрасывания отравленной приманки. Помимо сусликов гибли и лисицы, не евшие эту приманку. В чём причина?

Ответ. В цепочке пищевых связей лисицы как консументы 2 порядка поедали сусликов - консументы 1 порядка, что и стало причиной гибели.

  1. Представление экипажами домашних заданий.

Учитель. Ну что ж, думается, жителям Земли теперь, не так тяжело будет нести груз своих экологических проблем. А ведь наши экипажи захватили с собой ещё и различные советы, рекомендации, предостережения для землян. Экипажи представляют свои домашние задания. Урок по экологии с применением ИКТ Я человек. Я посредине - миоаФото.№2. Экипаж №1. «Пессимистический прогноз».

Экипаж №2. «Возвращение в лоно природы».

Реклама транспорта. Транспорт светлого будущего - велосипед. Звучит песня «Солнце на спицах, синева над головой». Выезжает на трёх колёсном велосипеде один из участников команды.

Урок по экологии с применением ИКТ Я человек. Я посредине - миоа

Фото №3. Демонстрация транспорта будущего.

Экипаж №3.

Реклама одежды. Одежда будущего должна быть только из природного материала - всегда свежая, не имеет статистического заряда электричества т.д.

Звучит песня: Ксюша (3 раза)

Юбочка из плюща,

Русая коса.

Ксюша (3раза)

Никого не слушай

И ни в чём другом

Ты не гуляй.

Выходит девочка из состава команды в юбочке из кусочков искусственного плюща. Ну что, убедились в преимуществе выбора нашей команды?!

Тогда вперёд, в будущее, с оптимизмом! Ведь вы этого достойны!

Урок по экологии с применением ИКТ Я человек. Я посредине - миоа

Фото №4. Демонстрация одежды будущего.

  1. Подведение итогов.

Подсчитывается количество жетонов. Экипаж победитель получает сосуд с «живой водой» для «залечивания ран Земли, нанесённых человечеством» и «рецепт» приёма этого средства.

  1. Заключение. Литературный монтаж.

Предупреждение.

Ещё в скорлупе мы висим на хвощах,

Мы, ранняя проба природы.

У нас ещё кровь не красна, и в хрящах

Шумят силурийские воды.

Ещё мы в пещере костра не зажгли

И мамонтов не рисовали,

Ни белого неба, ни чёрной земли

Богини ещё не назвали.

А мы уже в горле у мира стоим

И бомбою мстим водородной

Ещё не рождённым потомкам своим

За собственный грех первородный.

Нам снится немая, как камень, земля

И небо, нагое без птицы,

И море без рыб и без корабля,

Сухие, пустые глазницы… А. Тарковский.

Человек

…Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она - одна! В. Шефнер.

Учитель. Урок окончен. Всем спасибо. До встречи!

Урок по экологии с применением ИКТ Я человек. Я посредине - миоа

Фото №5. Урок окончен эмоционально.




Литература


  1. Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки. Биология. 5 - 11 классы. Волгоград. Учитель. 2004.

  2. Журнал «Биология для школьников» №2 2009г.

  3. Журнал «Биология в школе» №3 2003г, №4 2008г.









Приложение 1

Урок по экологии с применением ИКТ Я человек. Я посредине - миоа

Экономическая экология



Приложение 2

Урок по экологии с применением ИКТ Я человек. Я посредине - миоа

Сельскохозяйственная экология



Приложение 3

Урок по экологии с применением ИКТ Я человек. Я посредине - миоа

Промышленная экология





Приложение 4

Урок по экологии с применением ИКТ Я человек. Я посредине - миоа

Юридическая экология



Приложение 5

Урок по экологии с применением ИКТ Я человек. Я посредине - миоа

Сельскохозяйственная экология

Приложение 6

Урок по экологии с применением ИКТ Я человек. Я посредине - миоа

Юридическая экология



Приложение 7

Урок по экологии с применением ИКТ Я человек. Я посредине - миоа

Медицинская экология



© 2010-2022