КТП по биологии (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно - тематическое планирование учебного материала

по предмету «Биология. Человек.» 8 класс

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные понятия

Планируемые результаты

Лаборатор-ные и практичес-кие работы

Домашнее задание

сроки

примечание



1

Место человека в системе органического мира.

Определить место человека в системе орг. мира; черты сходства человека с животными, сущность понятий «рудименты» «атавизмы».

Работать с учебником, совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.

Стр.3-6,



2

Особенности человека

Определить характерные для человека особенности.

Формировать умения: анализировать, сравнивать, обобщать, оформлять рез-ты логических операций в форме таблицы.



Тема 2. Происхождение человека.

3

Происхождение человека. Этапы его становления.

Углубление знаний уч-ся о происхождении человека, этапах его эволюции.

Объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции, работать с дополнительной литературой.



4

Расы человека. Их происхождение, критика расизма.

Сформировать понятие «Человек разумный как единый биологический вид», доказать единство происхождения всех рас и их равноценность; показать антинаучный характер расистских теорий; раскрыть сущность понятий «раса» «народность» «нация» «народ»

Понятие «раса», виды нас и их характеристики, самостоятельно работать с источниками знаний и извлекать из них нужную информацию, осуществлять мыслительные операции т оформлять результаты в виде таблицы, док-ть несостоятельность расизма.



Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека.

5

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Познакомить уч-ся с краткой историей развития знаний о строении и функциях организма человека.

Самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию, совершать мыслительные операции и оформлять их результаты.



Тема 4. Общий обзор организма человека.

6

Клеточное строение организма.

Закрепить знания о клеточном строении организма. Строении животной клетки, функциях частей и органоидов клетки.

Раскрывать особенности строения и функций отдельных частей, органоидов клетки, распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, работать с микроскопом, готовыми препаратами, выделять главное, мыслить.



7

Ткани и органы.

Определить сущность понятий «ткань» «орган», основные типы и виды тканей, их локализацию и функции в организме человека.

Распознавать ткани и органы, самостоятельно работать с учебником, микроскопом и микропрепаратами.



8

Органы. Системы органов. Организм.

Определить сущность понятий «система органов» «организм», функции основных физиологических систем и органов, функционирование органов, систем, аппаратов организма как единого целого.

Самостоятельно работать с учебником и др. источниками знаний, извлекая из них нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной или устной форме.





Тема 5. Координация и регуляция.

9

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

Определить сущность гуморальной регуляции, особенности работ желез внутренней секреции, отличие желез внутр. секреции от желез внешней секреции, роль гормонов.

Работать с различными источниками знаний, извлекая нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной или письменной форме.



10

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения.

Уяснить, что такое гормоны и нервно-гуморальная регуляция, характерные особенности гормонов и их роль в обменных процессах, нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки и профилактику.

Работать с дополнительной литер-ой, составлять небольшие сообщения, свободно излагать их содержание и формулировать вопросы, логически мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы.



11

Зачетный урок по теме «Координация и регуляция»

Закрепить знания уч-ся о науках, изучающих организм человека, особенностях строения органов и систем, функционирования органов.

Выполнять тестовые задания разного уровня сложности.



12

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

Усвоить строение и классификацию н.с., строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов, понятия «рефлекс» «рефлекторная дуга»

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, мыслить и оформлять рез-ты мыслительных операций в устной и письменной форме.



13

Спинной мозг.

Определить место спинного мозга в организме человека, форму, длину, массу его. Внешнее и внутреннее строение, функции.

Работать с текстом учебника, логически мыслить.



14

Строение и функции головного мозга.

Изучить строение основных отделов головного мозга, функции, особенности микроскопического строения мозга.

Строение осн. отделов головного мозга, выполняемые функции.



15

Полушарии большого мозга.

Познакомить с особенностями строения полушарий большого мозга, функциями долей и зон коры полушарий.

Сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека и животных.



16

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции.

Зрительный анализатор..

Определить, что такое зрительный анализатор, особенности строения анализатора на примере зрительного, строение, функции глаза, его частей, гигиена зрения.

Выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником.



17

Анализаторы слуха и равновесия.

Сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового анализатора, причины заболеваний слуха, гигиена.

Строение и функции анализаторов слуха и равновесия, гигиену органа слуха. Показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой, работать с текстом учебника и рисунками учебника, правила гигиены, логически мыслить.



18

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Изучить различные виды анализаторов, их локализацию в организме, строение и функции.

Самостоятельно работать с текстом учебника, мыслить, оформлять устно и письменно.



19

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость, обобщение знаний об органах чувств и анализаторах.

Обобщить знания о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов, о роли н.с. в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.

Внимательно слушать и слышать, совершать основные логические операции, работать с тестовыми заданиями.





Тема 6. Опора и движение.

20

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение.

Определить значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, распознавать части опорно-двигательного аппарата, показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета.



21

Строение, свойства костей, типы их соединения.

Познакомить учащихся с видами костей; строением и химическим составом костей; типами соединения.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать текст, сравнивать, обобщать и оформлять в письменной или устной форме результаты логических мышлений.



22

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Углубить знания учащихся о видах травм скелета, их признаки; последовательность действий при оказании первой помощи.

Оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.



23

Мышцы, их строение и функции.

Познакомить уч-ся с особенностями строения и свойствами мышечной ткани, особенностями строения и функции скелетных мышц, основными группами мышц и их предназначение.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать текст, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций.



Работа мышц.

Определить условия функционирования мышц; что такое система, управляющая сокращением мышц; условия, повышающие работоспособность мышц.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать текст, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций



Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

Выявить условия развития костей и мыщц; причины возникновения искривления позвоночника и плоскостопия.

Внимательно слушать и слышать устную речь; коротко записывать суть излагаемого; логически мыслить.



Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата опоры и движения человека.

Обобщить знания учащихся о связи строения и функций скелета и мышц; о чертах сходства и различия в аппарате опоры и движения человека и млекопитающих животных; о значении мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка.

Работать с тестовыми заданиями, давать ответы на вопросы с опорой на таблицы, находить сходство в строении скелета, мышц человека и млекопитающих животных как доказательство их общего происхождения



Административная контрольная работа за 1 полугодие.




Тема 7. Внутренняя среда организма.

Внутренняя среда организма и ее значение.


Формировать знания уч-ся о составе внутренней среды организма; особенностях и значениях тканевой жидкости, крови и лимфы.

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.



Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции.


Познакомить уч-ся с составом, строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и форменных элементов крови.

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.



Иммунитет


Углубить знания уч-ся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки, аллергия.

Самостоятельно работать с учебником, дополнительной

литературой,

логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.



Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.


Расширить знания уч-ся о группах крови и их отличительных признаках, совместимости крови по группам; значение переливания крови и роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей.

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.





Тема 8. Транспорт веществ.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.


Закрепить знания уч-ся о строении и функциях крови; проследить как происходит движение крови и лимфы в организме и каково значение этого процесса; рассмотреть особенности строение органов кровообращения.

Работать с текстом учебника, рисунками. .



Работа сердца.


Углубить и обобщить знания уч-ся о причине неутомимости сердца, стадиях сердечного цикла и их характеристиках, особенности регуляции работы сердца: автоматизме, нервной и гуморальной регуляции.

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.



Движение крови и лимфы по сосудам.


Определить что такое кровяное давление, в каких отделах кровеносной системы оно больше, а где наименьшее, причины изменения кровяного давления и движения крови по организму, что такое пульс, скорость движения крови в отделах к.с. особенности движения крови по венам, особенности работы лимфатической системы.

Подсчитывать пульс, измерять артериальное давление, самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, логически мыслить: сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.



Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.


Обобщить знания уч-ся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечнососудистую систему, роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечнососудистых заболеваний.



Распознавать виды кровотечений. Оказывать первую помощь при повреждении сосудов, самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, логически мыслить: сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.



Зачет по теме Внутренняя среда организма. Транспорт -в-в





Тема 9. Дыхание.

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.


Определить сущность процесса дыхания, роль кислорода в организме человека. Особенности строения и функционирования органов дыхания, их взаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок.

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, выполнять несложные практические задания.



Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция.


Ознакомить уч-ся с особенностями строения легких, механизмом газообмена в легких и тканях, дать понятие о жизненной емкости легких, сущности дыхательных движений, регулировании вдоха и выдоха.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, характеризовать изменения состава вдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу.



Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.


Расширить знания уч-ся о возможных заболеваниях и нарушениях органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; гигиенических требованиях к воздушной среде; правилах дыхания.

Разъяснять необходимость проветривания в жилых помещениях; оказывать первую помощь при нарушении дыхания и сердечной деятельности; обосновывать вредное воздействие курения.





Тема10. Пищеварение

Пищевые продукты и питательные вещества.


Определить понятия «пищеварение», «питательные в-ва», «пищевые продукты»; рассмотреть функции пищеварительной системы; роль питательных в-в.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.



Пищеварение в ротовой полости.


Познакомить уч-ся с процессом пищеварения в ротовой полости.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.



Пищеварение в желудке и кишечнике.


Познакомить уч-ся с особенностями строения желудка и кишечника; процессами, происходящими в них; св-ми ферментов желудочного сока, условиями их активности; рассмотреть роль соляной кислоты в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале, нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; извлекать из них быстро и точно нужную информацию; логически мыслить; выполнять несложные эксперименты, делать предположения и выводы.



Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.


Обобщить знания уч-ся о значении кулинарной обработки пищи; режиме питания; мерах по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний; о первой помощи при ЖК заболеваниях.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; извлекать из них быстро и точно нужную информацию; логически мыслить; свободно формулировать вопросы и отвечать на них.



Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины.

Обмен веществ.


Познакомить уч-ся с энергетическим и пластическим обменом; ролью органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене в-в.

Объяснять биол. роль обмена в-в. Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.



Витамины.


Углубить и обобщить знания о значении витаминов, содержании их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роль витаминов в обмене в-в. Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов.


Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.



Контрольно-обобщ урок по теме Пищеварение. Обмен в-в. Витамины


Семинар, конференция





Тема 12. Выделение.

Выделение.

Строение и работа почек.


Сформировать у уч-ся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма человека.

Значение и строение выделительной системы. Особенности внешнего строения и локализации почек в организме, взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией. Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; распознавать органы выделительной системы по таблицам.



Заболевания почек, их предупреждение.


Рассмотреть влияние заболеваний почек на здоровье человека, роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек на функционирование органов выделения и организма в целом.

Заболевания почек. Гигиена питания. Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными в учебнике.





Тема 13. Покровы тела

Строение и функции кожи.


Сформировать у уч-ся знания о строении и функциях кожи.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи. Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными в учебнике



Роль кожи в терморегуляции организма.


Определить роль кожи в терморегуляции; условия сохранения постоянной температуры тела человека. Рассмотреть физиологическую роль повышения температуры при заболеваниях, причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи.

Разъяснять механизм терморегуляции, оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции.



Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.


Обобщить знания уч-ся о роли закаливания организма, формах, условиях и физиологических механизмах закаливания, гигиенических требованиях к одежде и обуви.



Условия и физиологические механизмы закаливания. Знать гигиенические требования к одежде и обуви.

Оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах.











Тема 14. Размножение и развитие.

Размножение в органическом мире.


Продолжить развитие общебиологических понятий о самовоспроизведении организмов, познакомить с особенностями полового размножения у человека.

Использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека. Находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша млекопитающих жив-ых и плода человека.



Половая система человека


Рассмотреть преимущества полового размножения перед бесполым, строение и функции половой системы, роль половых желез в жизнедеятельности организмов.

Строение половой системы.

Гигиенические требования к режиму будущей матери. Сущность процесса оплодотворения и его значение.



Возрастные процессы.


Рассмотреть особенности роста и развития ребенка первого года жизни; периоды формирования организма, их особенности.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебнике, дополнительной литературой.



Тема 15. Высшая нервная деятельность.

Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.


Познакомить уч-ся с особенностями высшей нервной деятельности человека, ее значением в восприятии окружающей среды. Рассмотреть заслуги Сеченова И.М. и Павлова И.П. в изучении ВНД, рефлекс, раскрыть суть рефлекторной теории поведения.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме.



Торможение, его виды и значение.


Рассмотреть роль и физиологическую природу возбуждения и торможения.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме



Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.


Раскрыть биологическое значение чередования сна и бодрствования; проследить расстройства, возникающие у человека, фазы сна и их характеристики.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме, выступать с сообщениями.



Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.


Рассмотреть особенности ВНД человека, значение речи, сознания и мышления.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме, выступать с сообщениями.



Типы нервной системы.


Расширить знания уч-ся о типах нервной деятельности, темпераментах, характерных признаках типов нервной системы.

Знать сущность понятий «темперамент», «характер», «личность».



Повторение


Повторить основные вопросы



Административная контрольная работа за год







№ п/п

Дата

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Методы урока

Оборудование

ЗУН

Л.Р.

Пр.р.

Примечание

1

Введение. Инструктаж по О.Т. и Т.Б.

Беседа. Рассказ.

Журнал инструктажа по О.Т. и Т.Б.




Тема 1. Человек как биологический вид.

2

Место человека в системе органического вида.

Определить место человека в системе орг. Мира; черты сходства человека с животными, сущность понятий «рудименты» «атавизмы».

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Муляжи скелетов человека и млекоп-их, тб., демонстрирующие их внутреннее и внешнее строение, рисунки в учебнике, рабочая тетрадь к учебнику.

Работать с учебником, совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.



3

Особенности человека

Определить характерные для человека особенности.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Муляжи скелетов человека и млек-их, тб., демонстрирующие их внутреннее и внешнее строение, рисунки в учебнике, рабочая тетрадь к учебнику.





Формировать умения: анализировать, сравнивать, обобщать, оформлять рез-ты логических операций в форме таблицы.



Тема 2. Происхождение человека.

4

Происхождение человека. Этапы его становления.

Углубление знаний уч-ся о происхождении человека, этапах его эволюции.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Муляжи скелетов человека и млек-их, тб., демонстрирующие их внутреннее и внешнее строение, рисунки в учебнике, рабочая тетрадь к учебнику.

Объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции, работать с дополнительной литературой.



5

Расы человека. Их происхождение, критика расизма.

Сформировать понятие «Человек разумный как единый биологический вид», доказать единство происхождения всех рас и их равноценность; показать антинаучный характер расистских теорий; раскрыть сущность понятий «раса» «народность» «нация» «народ»

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблицы с изображением представителей человеческих рас.

Понятие «раса», виды нас и их характеристики, самостоятельно работать с источниками знаний и извлекать из них нужную информацию, осуществлять мыслительные операции т оформлять результаты в виде таблицы, док-ть несостоятельность расизма.



Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека.

6

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Познакомить уч-ся с краткой историей развития знаний о строении и функциях организма человека.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Портреты ученых

Самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию, совершать мыслительные операции и оформлять их результаты.



Тема 4. Общий обзор организма человека.

7-8

Клеточное строение организма.

Закрепить знания о клеточном строении организма. Строении животной клетки, функциях частей и органоидов клетки.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Л.р.

Микроскопы, микропрепараты животных клеток, таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки»

Раскрывать особенности строения и функций отдельных частей, органоидов клетки, распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, работать с микроскопом, готовыми препаратами, выделять главное, мыслить.

Л.р.


9-10

Ткани и органы.

Определить сущность понятий «ткань» «орган», основные типы и виды тканей, их локализацию и функции в организме человека.

Комбинированный

Л.р.

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Ткани» «Органы человека»

Распознавать ткани и органы, самостоятельно работать с учебником, микроскопом и микропрепаратами.



11

Органы. Системы органов. Организм.

Определить сущность понятий «система органов» «организм», функции основных физиологических систем и органов, функционирование органов, систем, аппаратов организма как единого целого.

Комбинированный

Л.р. Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблицы с изображением тканей, систем органов человека, макеты скелета, микроскопы и микропрепараты тканей.

Самостоятельно работать с учебником и др. источниками знаний, извлекая из них нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной или устной форме.

Л.р.




Тема 5. Координация и регуляция.


12

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

Определить сущность гуморальной регуляции, особенности работ желез внутренней секреции, отличие желез внутр. секреции от желез внешней секреции, роль гормонов.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблицы с изображением схемы строения кожи человека, желез внутренней секреции, пищеварительной системы, вегетативной н.с., модель почки с надпочечником.

Работать с различными источниками знаний, извлекая нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной или письменной форме.



13

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения.

Уяснить, что такое гормоны и нервно-гуморальная регуляция, характерные особенности гормонов и их роль в обменных процессах, нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки и профилактику.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица с изображением схемы строения кожи человека, желез внутренней секреции, пищеварительной системы вегетативной н.с., модель почки с надпочечниками.

Работать с дополнительной литер-ой, составлять небольшие сообщения, свободно излагать их содержание и формулировать вопросы, логически мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы.



14

Зачетный урок по теме «Координация и регуляция»

Закрепить знания уч-ся о науках, изучающих организм человека, особенностях строения органов и систем, функционирования органов.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Тетради для к.р.

Выполнять тестовые задания разного уровня сложности.



15

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

Усвоить строение и классификацию н.с., строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов, понятия «рефлекс» «рефлекторная дуга»

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблиц: схема строения н.с., нервные клетки и схема рефлекторной дуги.

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, мыслить и оформлять рез-ты мыслительных операций в устной и письменной форме.



16

Спинной мозг.

Определить место спинного мозга в организме человека, форму, длину, массу его. Внешнее и внутреннее строение, функции.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблицы «Схема строения нервной системы», «Спинной мозг и схема коленного рефлекса».

Работать с текстом учебника, логически мыслить.



17

Строение и функции головного мозга.

Изучить строение основных отделов головного мозга, функции, особенности микроскопического строения мозга.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблицы «Схема строения нервной системы» «Спинной мозг и схема коленного рефлекса» «Головной мозг человека», разборные модели головного мозга.

Строение осн. отделов головного мозга, выполняемые функции.



18-19

Полушарии большого мозга.

Познакомить с особенностями строения полушарий большого мозга, функциями долей и зон коры полушарий.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Разборные модели головного мозга, таблица «Головной мозг человека», портреты отечественных ученых И.П. Павлова и И.М. Сеченова.

Сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека и животных.



20-21

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции.

Зрительный анализатор..

Определить, что такое зрительный анализатор, особенности строения анализатора на примере зрительного, строение, функции глаза, его частей, гигиена зрения.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Зрительный анализатор», разборная модель глаза.

Выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником.



22

Анализаторы слуха и равновесия.

Сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового анализатора, причины заболеваний слуха, гигиена.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Анализаторы слуха и равновесия», модель уха.

Строение и функции анализаторов слуха и равновесия, гигиену органа слуха. Показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой, работать с текстом учебника и рисунками учебника, правила гигиены, логически мыслить.



23

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Изучить различные виды анализаторов, их локализацию в организме, строение и функции.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Обонятельные и вкусовые анализаторы»

Самостоятельно работать с текстом учебника, мыслить, оформлять устно и письменно.



24

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость, обобщение знаний об органах чувств и анализаторах.

Обобщить знания о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов, о роли н.с. в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблицы «Зрительный анализатор» «Анализатор слуха и равновесия» «Обонятельные и вкусовые анализаторы»

Внимательно слушать и слышать, совершать основные логические операции, работать с тестовыми заданиями.





Тема 6. Опора и движение.


26

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение.

Определить значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Модели скелета и черепа; «Скелет млекопитающего животного», «Скелет и мышцы человека».

Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, распознавать части опорно-двигательного аппарата, показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета.



27-28

Строение, свойства костей, типы их соединения.

Познакомить учащихся с видами костей; строением и химическим составом костей; типами соединения.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать текст, сравнивать, обобщать и оформлять в письменной или устной форме результаты логических мышлений.



29

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Углубить знания учащихся о видах травм скелета, их признаки; последовательность действий при оказании первой помощи.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Л.Р.

Модель скелета человека, таблица «Строение костей и типы их соединения», палочки, дощечки, бинт, линейки.

Оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.



30

Мышцы, их строение и функции.

Познакомить уч-ся с особенностями строения и свойствами мышечной ткани, особенностями строения и функции скелетных мышц, основными группами мышц и их предназначение.

Комбинированный

Л.р.

Эвристическая беседа. Рассказ.

Модели скелета и торса человека, таблица «Скелетные мышцы», микроскопы, микропрепараты мышечных тканей.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать текст, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций.

Л.р.


31

Работа мышц.

Определить условия функционирования мышц; что такое система, управляющая сокращением мышц; условия, повышающие работоспособность мышц.

Комбинированный

Л.р.

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблицы «Скелетные мышцы», портрет Сеченова И.С., динамометр ручной, гири.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать текст, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций

Л.р.


32

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

Выявить условия развития костей и мыщц; причины возникновения искривления позвоночника и плоскостопия.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Модель скелета человека; таблицы «Скелетные мышцы» «Влияние физических упражнений на организм человека» «Предупреждение искривлений позвоночника» «Предупреждение плоскостопия».

Внимательно слушать и слышать устную речь; коротко записывать суть излагаемого; логически мыслить.



33

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата опоры и движения человека.

Обобщить знания учащихся о связи строения и функций скелета и мышц; о чертах сходства и различия в аппарате опоры и движения человека и млекопитающих животных; о значении мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

.

Работать с тестовыми заданиями, давать ответы на вопросы с опорой на таблицы, находить сходство в строении скелета, мышц человека и млекопитающих животных как доказательство их общего происхождения



34

Административная контрольная работа за 1 полугодие.






Тема 7. Внутренняя среда организма.

35

Внутренняя среда организма и ее значение.

Формировать знания уч-ся о составе внутренней среды организма; особенностях и значениях тканевой жидкости, крови и лимфы.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблицы «Эпителиальные, соединительные мышечные ткани» «Кровь»

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.



36

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции.

Познакомить уч-ся с составом, строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и форменных элементов крови.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.



37

Иммунитет

Углубить знания уч-ся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки, аллергия.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Кровь», портреты И.И. Мечникова, Л.Пастера.

Самостоятельно работать с учебником, дополнительной

литературой,

логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.



38

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

Расширить знания уч-ся о группах крови и их отличительных признаках, совместимости крови по группам; значение переливания крови и роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Кровь человека» «Ткани».

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.





Тема 8. Транспорт веществ.


39

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Закрепить знания уч-ся о строении и функциях крови; проследить как происходит движение крови и лимфы в организме и каково значение этого процесса; рассмотреть особенности строение органов кровообращения.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Кровеносная система человека», «Схема кровообращения», «Сердце» модель сердца».

Работать с текстом учебника, рисунками. .

.


40

Работа сердца.

Углубить и обобщить знания уч-ся о причине неутомимости сердца, стадиях сердечного цикла и их характеристиках, особенности регуляции работы сердца: автоматизме, нервной и гуморальной регуляции.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблицы «Схема кровообращения», «Сердце», «Фазы работы сердца», муляжи сердца.

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.



41

Движение крови и лимфы по сосудам.

Определить что такое кровяное давление, в каких отделах кровеносной системы оно больше, а где наименьшее, причины изменения кровяного давления и движения крови по организму, что такое пульс, скорость движения крови в отделах к.с. особенности движения крови по венам, особенности работы лимфатической системы.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Секундомер. Тонометр, таблицы «Круги кровообращения» «Лимфообращение»

Подсчитывать пульс, измерять артериальное давление, самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, логически мыслить: сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.



42

Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Обобщить знания уч-ся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечнососудистую систему, роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечнососудистых заболеваний.



Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Л.р.

Распознавать виды кровотечений. Оказывать первую помощь при повреждении сосудов, самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, логически мыслить: сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

Л.р



Зачет по теме Внутренняя среда организма. Транспорт -в-в



Тема 9. Дыхание.

43

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

Определить сущность процесса дыхания, роль кислорода в организме человека. Особенности строения и функционирования органов дыхания, их взаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, выполнять несложные практические задания.



44-45

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция.

Ознакомить уч-ся с особенностями строения легких, механизмом газообмена в легких и тканях, дать понятие о жизненной емкости легких, сущности дыхательных движений, регулировании вдоха и выдоха.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Модель гортани, таблицы «Органы дыхания, гортань. Органы полости рта при дыхании и глотании»

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, характеризовать изменения состава вдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу.



46

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

Расширить знания уч-ся о возможных заболеваниях и нарушениях органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; гигиенических требованиях к воздушной среде; правилах дыхания.

Комбинированный

П.р.

Эвристическая беседа. Рассказ..

Таблицы «Органы дыхания», «Гигиена дыхания», куклы (муляжи);. Марлевые салфетки.

Разъяснять необходимость проветривания в жилых помещениях; оказывать первую помощь при нарушении дыхания и сердечной деятельности; обосновывать вредное воздействие курения.

П.р.




Тема10. Пищеварение.


47

Пищевые продукты и питательные вещества.

Определить понятия «пищеварение», «питательные в-ва», «пищевые продукты»; рассмотреть функции пищеварительной системы; роль питательных в-в.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Схема строения органов пищеварения»

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.



48

Пищеварение в ротовой полости.

Познакомить уч-ся с процессом пищеварения в ротовой полости.

Комбинированный

Л.р.

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Схема строения органов пищеварения», «Зубы», накрахмаленный сухой бинт, чашка Петри(блюдце) со слабым раствором йода; ватные палочки.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Л.р.


49

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Познакомить уч-ся с особенностями строения желудка и кишечника; процессами, происходящими в них; св-ми ферментов желудочного сока, условиями их активности; рассмотреть роль соляной кислоты в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале, нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока.

Комбинированный

Л.р.

Эвристическая беседа. Рассказ.

Модель торса человека; Таблица «Схема строения органов пищеварения»; пробирки; водяная баня; желудочный сок; хлопья белка куриного яйца, полученные при кипячении ½ белка куриного яйца в 0.5 л воды.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; извлекать из них быстро и точно нужную информацию; логически мыслить; выполнять несложные эксперименты, делать предположения и выводы.

Л.р.


50

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

Обобщить знания уч-ся о значении кулинарной обработки пищи; режиме питания; мерах по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний; о первой помощи при ЖК заболеваниях.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Схема строения органов пищеварения», «Гигиена питания», «Предупреждение ЖК заболеваний».

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; извлекать из них быстро и точно нужную информацию; логически мыслить; свободно формулировать вопросы и отвечать на них.



Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины.

51

Обмен веществ.

Познакомить уч-ся с энергетическим и пластическим обменом; ролью органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене в-в.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблицы «Схема строения живой клетки», «Схема кровообращения», «Схема строения органов пищеварения».

Объяснять биол. роль обмена в-в. Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.



52

Витамины.

Углубить и обобщить знания о значении витаминов, содержании их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роль витаминов в обмене в-в. Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов.





Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Суточные нормы витаминов».

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.




Контрольно-обобщ урок по теме Пищеварение. Обмен в-в. Витамины

Семинар, конференция

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Л.р.

Анкетирование. Тестирование.





Тема 12. Выделение.


53

Выделение.

Строение и работа почек.

Сформировать у уч-ся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма человека.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблицы «Эволюция органов выделения», «Органы выделения человека».

Значение и строение выделительной системы. Особенности внешнего строения и локализации почек в организме, взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией. Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; распознавать органы выделительной системы по таблицам.



54

Заболевания почек, их предупреждение.

Рассмотреть влияние заболеваний почек на здоровье человека, роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек на функционирование органов выделения и организма в целом.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Органы выделения человека». «Вред алкоголя»

Заболевания почек. Гигиена питания. Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными в учебнике.







Тема 13. Покровы тела.


55

Строение и функции кожи.

Сформировать у уч-ся знания о строении и функциях кожи.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Строение кожи».

Устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи. Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными в учебнике



56

Роль кожи в терморегуляции организма.

Определить роль кожи в терморегуляции; условия сохранения постоянной температуры тела человека. Рассмотреть физиологическую роль повышения температуры при заболеваниях, причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Кожа».

Разъяснять механизм терморегуляции, оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции.



57

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

Обобщить знания уч-ся о роли закаливания организма, формах, условиях и физиологических механизмах закаливания, гигиенических требованиях к одежде и обуви.





Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Кожа», «Закаливание организма».

Условия и физиологические механизмы закаливания. Знать гигиенические требования к одежде и обуви.

Оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах.





Тема 14. Размножение и развитие.

58

Размножение в органическом мире.

Продолжить развитие общебиологических понятий о самовоспроизведении организмов, познакомить с особенностями полового размножения у человека.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Модели зародышей позвоночных, таблица «Зародыши позвоночных животных». Схема «Размножение».

Использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека. Находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша млекопитающих жив-ых и плода человека.



59

Половая система человека

Рассмотреть преимущества полового размножения перед бесполым, строение и функции половой системы, роль половых желез в жизнедеятельности организмов.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

в/ф «Внутриутробное строение человека».

Строение половой системы.

Гигиенические требования к режиму будущей матери. Сущность процесса оплодотворения и его значение.



60

Возрастные процессы.

Рассмотреть особенности роста и развития ребенка первого года жизни; периоды формирования организма, их особенности.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Брошюры «Как изменяются девочки», «Как изменяются мальчики». В/ф

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебнике, дополнительной литературой.





Тема 15. Высшая нервная деятельность.

61

Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.

Познакомить уч-ся с особенностями высшей нервной деятельности человека, ее значением в восприятии окружающей среды. Рассмотреть заслуги Сеченова И.М. и Павлова И.П. в изучении ВНД, рефлекс, раскрыть суть рефлекторной теории поведения.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблицы «Рефлекс. Рефлекторная дуга» «Строение головного мозга» Портреты Сеченова И.М., И.П. Павлова.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме.



62

Торможение, его виды и значение.

Рассмотреть роль и физиологическую природу возбуждения и торможения.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Портреты И.М. Сеченова, И.П. Павлова.

Таблица «Головной мозг».

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме



63

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

Раскрыть биологическое значение чередования сна и бодрствования; проследить расстройства, возникающие у человека, фазы сна и их характеристики.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Головной мозг».

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме, выступать с сообщениями.



64

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Рассмотреть особенности ВНД человека, значение речи, сознания и мышления.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблицы «Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Строение головного мозга человека», портрет И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме, выступать с сообщениями.



65-66

Типы нервной системы.

Расширить знания уч-ся о типах нервной деятельности, темпераментах, характерных признаках типов нервной системы.

Комбинированный

Эвристическая беседа. Рассказ.

Таблица «Строение головного мозга человека»,

Знать сущность понятий «темперамент», «характер», «личность».



67

Повторение

Повторить основные вопросы




68

Административная контрольная работа за год






© 2010-2022