Жизненная емкость легких. Нейрогуморальная регуляция

цели изадачи: Установить значение для организма большой жизненной емкости легких и глубокого дыхания. 2. Углубить у учащихся понятие о гуморальной регуляции, заложить основы для формирования понятия о единстве нервной и гуморальной регуляции. 3. Выяснить физиологические основы практически важного для сохранения здоровья понятия о профилактике важнейших заболеваний, передающихся через воздух. метод обучения- частично-поисковый. на уроке определяют рефлекторную регуляцию дыхания, гуморальную регуляцию дыхания. благодаря современным средствам обучения.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

Жизненная емкость легких. Нейрогуморальная регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания.

Флипчарты: Страница 1

Цель урока:

Сформировать понятие «жизненная емкость легких», раскрыть механизм нейрогуморальной регуляции дыхания.

Страница 2

Задачи урока:

1. Установить значение для организма большой жизненной емкости легких и глубокого дыхания.

2. Углубить у учащихся понятие о гуморальной регуляции, заложить основы для формирования понятия о единстве нервной и гуморальной регуляции.

3. Выяснить физиологические основы практически важного для сохранения здоровья понятия о профилактике важнейших заболеваний, передающихся через воздух.

Страница 3

Личностная значимость изучаемого для учащегося:

У тренированного человека жизненная емкость легких больше.

Страница 4

Методы обучения

Частично поисковый

Приемы деятельности учителя:

Актуализация знаний, эвристическая беседа, организация работы с текстом, современным оборудованием Xplorer GLX(spirometer PS-2952), механический спирометр, DVD, привлечение личного опыта учащихся.

Организация деятельности учащихся:

Используют имеющиеся знания, работа в группах, работают с текстом, современным оборудованием, умение довести сведения, полученные на уроке до одноклассников.

Развитие умений учащихся:

Высказывать собственное суждение, обосновывать его, выделять общие признаки, использовать личный опыт, опыт эмоционального общения, работать на современном оборудовании.

Основные понятия и термины урока

ЖЕЛ, нервная и гуморальная регуляции дыхания, спирометр, флюорография, хеморецепторы, гипоксия, туберкулез легких, искусственное дыхание.

Оборудования:

Интерактивная доска, Xplorer GLX(spirometer PS-2952), механический спирометр, DVD, учебники, дополнительная информация

План урока:

1.Организационный момент 1 минута

2.Объяснение материала 4 минуты

3.Работа в группах (формируется 4 группы по 6 человек -каждой группе дается задание)

15 минут

А) 1 группа- Xplorer GLX(spirometer PS-2952),

Б) 2 группа -механический спирометр

В) DVD

Г) дополнительная информация, учебники

4.Работа по полученным знаниям в параллельных группах 16 минут

5.Закрепление нового материала 8 минут

6.Домашнее задание 1 минута

Объяснение нового материала:

Регуляция дыхания осуществляется центральной нервной системой самопроизвольно (автоматически) и произвольно. В стволовой части мозга (в частности в продолговатом мозге) размещена группа нервных клеток - дыхательный центр, отвечающий за дыхательный цикл (вдох-выдох. Деятельность дыхательного центра регулируется рефлекторно (импульсами, поступающими от рецепторов) и гуморального (в зависимости от химического состава крови). Рефлекторная регуляция дыхания Дыхательный центр воспринимает информацию, поступающую от хеморецепторов и механорецепторов. Хеморецепторы расположены в крупных сосудах и реагируют на снижение концентрации кислорода и повышение концентрации углекислого газа. В них возникают нервные импульсы, которые по нервам достигают дыхательного центра и стимулируют акт вдоха. В заключительной стадии вдоха, когда легкие растягиваются, раздражаются механорецепторы, расположенные в дыхательных мышцах и легких. Импульсы, возникающие в механорецепторов, направляются в дыхательного центра, тормозят центр вдоха и возбуждают центр выдоха. От центра выдоха импульсы передаются в дыхательных мышц, которые начинают расслабляться. Окончания выдоха рефлекторно стимулирует вдох.

Гуморальная регуляция дыхания

Значительное влияние на дыхательный центр осуществляет химический состав крови, особенно его газовый состав. Например, накопление углекислого газа в крови раздражает хеморецепторы и рефлекторно возбуждает дыхательный центр. Гормон адреналин способен непосредственно влиять на дыхательный центр стимулируя дыхательные движения. Подобное действие может вызвать молочная кислота, которая образуется во время работы мышц. Она способна раздражать хеморецепторы в сосудах, что также приводит к увеличению частоты и глубины дыхания.

Страница 5

Работа в группах.

1 группа. Цель:

Научиться пользоваться электронным Xplorer GLX(spirometer PS-2952). Проанализируйте средние показатели свои показатель ЖЕЛ и разных людей. Как можно объяснить разницу в величине ЖЕЛ? Сделайте выводы.

Работа с учебником.

Показатели ЖЕЛ, мл

Подростки, 15-16 лет

2700

Неспортсмен

3300

Штангист

4000

Футболист

4200

Гимнаст

4300

Легкоатлет

4700

Пловец

4900

Гребец

5500-6000

Xplorer GLX(spirometer PS-2952).

Учебник.

2 группа. Цель:

Научиться измерять ЖЕЛ механическим спирометром ( мешочки с делениями, при глубоком вдохе выдохнуть в специальное отверстие (предварительно протереть дезинфицирующей салфеткой) и зафиксировать показатель. Работа с учебником.

Ответить на вопросы

Что такое жизненная емкость легких?

Как называется прибор для измерения ЖЕЛ?

От чего зависит ЖЕЛ?

Как можно увеличить свою ЖЕЛ?

Как спорт и физическая нагрузка способствует развитию мышц, участвующих в дыхательных движениях.

Механический спирометр. Учебник.

3 группа. Цель:

Научиться приемам первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию, последовательность действий при методах реанимации и условия его применения( просмотр видеофильма по DVD «Приемы искусственного дыхания»), работа с учебником.

Объясните поговорку «Это нам нужно как воздух».

Объясните, что такое гипоксия.

Расскажите правила последовательности при искусственном дыхании.

Как следует поступить при остановке дыхания.

Телевизор, DVD.

Учебник.

4 группа. Цель:

Разъяснить необходимости обмена воздуха в жилых помещениях. Профилактика заболеваний органов дыхания(туберкулез, ОРЗ, ОРВИ, грипп). Профилактика табакокурения.

Дополнительная литература, учебник.

Немалую роль в развитии неблагоприятных сдвигов в организме играет пребывание в непроветриваемом помещении. Каждый знает, как тяжело длительное время находиться в таком помещении: от духоты начинает болеть голова, появляются вялость, сонливость… Опыты показывают, что накапливается - углекислота, окись углерода(2), метан, аммиак, альдегиды. Помещения необходимо постоянно проветривать.

1. Какое влияние оказывает на работу дыхательного центра углекислый газ

2. Можно ли сознательно изменить глубину и скорость дыхания? О чем это свидетельствует?

3. Почему заболевания дыхательных путей осложняют течение сердечнососудистых заболеваний?

4. Для каких категорий людей характерны следующие симптомы болезней органов дыхания: повышенная утомляемость, снижение ЖЕЛ, раздраженные слизистые оболочки дыхательных путей, затемнение в легких?

Учебник, дополнительная литература.

Учащиеся меняются. От каждой группы по 2 человека - дают информацию, которую получили в своей группе (с Xplorer GLX(spirometer PS-2952) работаю по-очереди, пока другие дают теоретический материал)

Закрепление:

«Заморочки из бочки»


Закончи предложение(на интерактивной доске записано начало предложения - учащиеся по-очереди дописывают.

1.Перед тем как нырнуть в воду, нужно набрать в легкие, как можно больше воздуха или сделать ряд быстрых глубоких вдохов и выдохов. В каком случае человек дольше продержится под водой? Ответ поясните.

2. зная, что выдыхаемый воздух содержит4% углекислого газа, определите, сколько ученик выделит в 1 минуту, 1час?

*Смена воздуха в помещении(вентиляция)

*Прибор для измерения ЖЕЛ(спирометр)

*Вид спорта, тренирующий дыхание (плавание)

*Инфекционное заболевание, вызываемое бактериями (туберкулез)

*Кислородное голодание (гипоксия)

Страница 6



Страница 7

Тест (учащиеся отвечают с помощью






Составить синквейн:

1.Где расположен центр дыхания?

А) в легких В)в продолговатом мозге С)в коре больших полушарий Д)в мозжечке Е)в носовой полости

2. Где усваивается кислород?

А)в митохондриях клетки В)в носоглотке С)в легких Д)в эритроцитах крови Е)в сердце

3. В плевральной полости и грудной клетке давление ниже, чем атмосферное, что оно обеспечивает?

А)вдох и выдох В)всасывание воздуха в легкие

С)всасывание крови из венозных сосудов в полые вены Д) А, В Е)В, С

4. Чем объяснить признаки гипоксии при понижении атмосферного давления?

А)нарушением кровообращения В)понижением количества эритроцитов в крови С)повышением эритроцитов в крови Д)повышением в организме углекислого газа Е)недостатком в организме кислорода

5. Укажите заболевания органов дыхания?

А)плеврит, ринит, фарингит В)гастрит, отит, колит С)энтерит, ринит, бронхит Д)трахеит, паротит, отит Е)плеврит, отит, ринит

Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка - три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Страницы вбитых тестов.

Домашнее задание:

Составить кроссворд по разделу «Дыхание».

Оценки за урок

Учащиеся оценивают друг друга.







ГУ «ГИМНАЗИЯ №2»


ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ. НЕЙРОГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

НОМИНАЦИЯ: «ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИКТ».

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: ПРИЩЕПИНА АЛЛА ВИКТОРОВНА







Жизненная емкость легких. Нейрогуморальная регуляцияЖизненная емкость легких. Нейрогуморальная регуляция




2013 ГОД.

© 2010-2022