- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии СПО
Рабочая программа по биологии СПО
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чаплашкина О.А. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Большеглушицкий государственный техникум»
«ОДОБРЕНО»
методической комиссией
Председатель
________ О.А.Чаплашкина
«___»_____________2014г
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ СПО «Большеглушицкий государственный техникум»
_____________ Ю.А.Лазутчев
«___»_____________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 07 БИОЛОГИЯ
ОПОП по профессии
131003.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Квалификация:
- оператор по добыче нефти игаза;
- оператор по поддержанию пластового давления.
Срок обучения: 2 года 5 мес.
Дата начала обучения: 02.09.2014 г.
с. Большая Глушица, 2014 г.
Программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 131003.01 Оператор нефтяных и газовых скважин, примерных программ, рекомендованных Экспертным советом по профессиональному образованию ФГУ ФИРО от 2008 года
Организация - разработчик: ГБОУ СПО «Большеглушицкий государственный техникум»
Разработчик: Чаплашкина Ольга Анатольевна преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО «БГТ»
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт программы учебной дисциплины
2.Структура и содержание учебной дисциплины
3.Условия реализации учебной дисциплины
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.07 БИОЛОГИЯ
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 13 0000 Геология, разведка и добыча полезных ископаемых
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
-
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать:
-
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
-
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
-
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
-
биологическую терминологию и символику1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количествочасов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
77
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
6
контрольные работы
7
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
6
Общая характеристика биологии как науки. Признаки живых организмов.
Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса.
3
1
Практическое занятие
-
Контрольная работа № 1
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
Доклад Роль биологии в формировании научного мировоззрения. Сообщения
Достижения биологии сегодня. Методы организации жизни. Значение биологии в современном мире.
Раздел 1. Основы цитологии
16
Тема 1.1 Учение о клетке.
Содержание учебного материала
9
Изучение клетки - элементарной живой системы и основной структурно-функциональной единицы всех живых организмов.
Освоениехимической организации клетки. Органического и неорганического вещества клетки и живых организмов. Белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот и их роль в клетке.
Применение анализа строения и функции клетки, прокариотических и эукариотических клеток, вирусов и борьбы с вирусными заболеваниями (СПИД и др.), цитоплазмы и клеточной мембраны, органоидов клетки,
обмена веществ и превращение энергии в клетке.
Характеристика строение и функций хромосом, ДНК и её репликации, ген, генетического кода, биосинтеза белка.
Изучение клетки и в многоклеточном организме, клеточной теории строения организмов,жизненного цикла клетки. Митоза.
2
Практическое занятие № 1
1
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.
Контрольная работа № 2 по теме 1.1
1
Самостоятельная работа обучающихся
5
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним. Работа со справочной литературой по теме «Учение о клетке». История изучения клетки
Сообщения на тему. Достижения цитологии.
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
14
Тема 2.1 Организм. Размножение.
Содержание учебного материала
3
Характеристика организма как единого целого, многообразие организмов, размножение - важнейшее свойство живых организмов,
полового и бесполого, мейоза, образование половых клеток и оплодотворение.
2
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма.
Содержание учебного материала
4
Изучение эмбрионального этапа онтогенеза, основных стадий эмбрионального развития. Определениесходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Выявление причины нарушений в развитии организмов.Усвоение индивидуального развития человека, репродуктивного здоровья.Анализ последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
2
Практическое занятие № 2
1
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
Контрольная работа № 3 по разделу 2
1
Самостоятельная работа обучающихся
5
Сравнительный анализ митоза и мейоза, с помощью таблицы. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных при помощи презентаций. Доказательство их эволюционного родства.
Подготовка и организация презентаций на тему: «Последствия влияния: алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека».
Раздел 3. Основы селекции и генетики.
23
Тема 3.1. Генетика
Содержание учебного материала
9
Определение генетики как науки о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Изучение биографии Г.Мендель - основоположника генетики. Генетической терминологии и символики. Формулирование законов генетики, установленных Г. Менделем. Рассмотрение моногибридного и дигибридного скрещивания, хромосомной теории наследственности, генетики пола, значение генетики для селекции и медицины. Анализ наследственных болезней человека, их причин и профилактики.
2
Практические занятия 3-4
2
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.
Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм
Тема 3.2 Селекция.
Содержание учебного материала
4
Уяснение закономерности изменчивости, генетики как теоретической основы селекции, одомашнивания животных и выращивания культурных растений - начальных этапов селекции. Рассмотрение работ Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Освоение методов селекции: гибридизации и искусственного отбора и основ достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Знакомство с биотехнологиями, ее достижениями и перспективами развития.
2
Контрольная работа № 3 по разделу 3
1
Самостоятельная работа обучающихся
7
Выполнение реферата по теме «Основы селекции и генетики».
Решение генетических задач.
Раздел 4. Эволюционное учение.
22
Тема 4.1. История развития эволюционных идей.
Содержание учебного материала
4
Знакомство с историей развития эволюционных идей.
Уяснение значение работ К. Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии, эволюционного учение Ч. Дарвина, естественного отбора.
Рассмотрения роли эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.
1
Тема 4.2. Микроэволюция и Макроэволюция
Содержание учебного материала
11
Характеристика вида и популяции, теории эволюции.
Доказательство микроэволюции и макроэволюции.
Анализ современного представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузена), причин вымирания видов,основных направлений эволюционного прогресса,биологического прогресса и биологического регресса.
2
Контрольная работа № 5 по разделу 4
1
Самостоятельная работа обучающихся
6
Работа с учебной литературой по теме «Эволюционное учение». Составление кроссворда по теме: «Эволюционное учение». Выполнение и защита реферата по теме «Эволюционное учение».
Раздел 5. История развития жизни на Земле
12
Тема 5.1. Гипотезы происхождения жизни.
Содержание учебного материала
2
Знакомство с гипотезами происхождения жизни, историей развития органического мира, усложнениями живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Уяснение современных гипотез о происхождении человека и доказательства их родства с млекопитающими животными.
1
Тема 5.2. Происхождение человека.
Содержание учебного материала
3
Выявление сущности эволюции человека и единства происхождения человеческих рас.
2
Практическое занятие № 5.
1
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
Контрольная работа № 6. по разделу 5
1
Самостоятельная работа обучающихся
7
Работа с учебной литературой по теме «История развития жизни на Земле». Выполнение реферата по теме «История развития жизни на земле».Работа с учебной и справочной литературой « Эволюция человека» Сравнительный анализ человеческих рас с помощью таблицы. Решение кроссвордов по данной теме.
Раздел 6. Основы экологии
19
Тема 6.1. Экология как наука
Содержание учебного материала
6
Рассмотрение экологии как науки о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
Расширение знаний экологических факторах, их значение в жизни организмов.
Проведение анализа экологических систем. Видовых и пространственных структур экосистем. Пищевых связей, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовых взаимоотношениях в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Искусственных сообществах - агроэкосистемах и урбоэкосистемах.
2
Тема 6.2. Биосфера
Содержание учебного материала
4
Определение характеристики биосферы как глобальной экосистеме.
Учение В.И. Вернадского о биосфере.
2
Сравнение живых организмов в биосфере, биомассе, круговороте важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Выяснение изменений в биосфере.
Практическое занятие № 6
1
Контрольная работа № 7 по разделу 6
1
Самостоятельная работа обучающихся
7
Работа со справочной литературой. Решение экологических задач.
Выполнение реферата по теме «Основы экологии»
Подготовка и организация презентаций по данной теме Работа со справочной литературой. Подготовка и организация презентаций по теме: «Биосфера» Составление кроссворда по теме: «Биосфера»
Раздел 7. Бионика
4
Тема 7.1. Бионика - один из разделов биологии
Содержание учебного материала
2
Обобщение знаний о бионике как об одной из направлений биологии и кибернетики, рассматривающей особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.
Изучение принципов и примеров использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнение реферата по теме: «Загрязнение окружающей среды».
Подготовка и организация презентаций по теме: «Бионика»
Работа с учебной литературой.
Дифференцированный зачёт
1
Всего:
117 (78)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплин
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, гербарии );
- приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ;
- муляжи, модели, рельефные таблицы;
- пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);
Технические средства обучения:
-компьютер;3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2011.
2. Каменский А.А., Криксунова Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. - М., 2011.
3. Тупикин Е. И. .Общая биологияс основами экологии и природоохранной деятельности- М., 2011.
Дополнительные источники:
1.Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2010.
2.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 1996
3.Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии.- М 2006.
4.Зверев А.Т., Кузнецов В.Н. Экология методическое пособие 10-11 класс. - М.,2004
5.Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Каменского А.А., Крискуного Е.А., Пасечника В.В. «Общая биология. 10-11 классы»
6.Скорик А.В., Ларина О.В. «Экология тесты».
Электронные ресурсы:
nrc.edu.ru/est/
livt.net/
bio.1september.ru/
evolution.powernet.ru/
dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm
sci.aha.ru/biodiv/index.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов
устный опрос
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию
тестирование
практическая работа
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности
устный опрос
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа
практическая работа
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде
устный опрос
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях
устный опрос
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать
тестирование
Знания
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности
устный опрос
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем
тестирование
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере
тестирование
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки
тестирование
биологическую терминологию и символику
тестирование
№ урока
№ урока по теме
Содержание разделов, тем, уроков
Колич.
час
Календарные
сроки изучения тем
Тип урока
(вид занятий)
Самостоятельная (внеаудиторная)
работа
(тема, вид работы)
1
2
3
4
5
6
7
Введение
4
1
1
Общая характеристика биологии как науки
1
сентябрь
теоретический
2
2
Признаки и многообразие живых организмов.
1
сентябрь
теоретический
[2].стр.14-15
3
3
Уровневая организация и методы познания живой природы.
1
сентябрь
теоретический
[2].стр.16-20
4
4
Контрольная работа №1
1
сентябрь
Раздел 1. Основы цитологии
Тема 1.1.Учение о клетке
11
5
1
Клетка - элементарная живая система.
1
сентябрь
теоретический
[2].стр.25
6
2
Химическая организация клетки,(Органические и неорганические вещества)
1
сентябрь
теоретический
7
3
Строение и функции клетки. (Прокариотические и эукариотические клетки.)
1
сентябрь
теоретический
[2].стр.73-74
8
4
Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.
1
сентябрь
теоретический
9
5
Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
1
октябрь
теоретический
[2].стр.59-73
10
6
Обмен веществ и превращение энергии в клетке (Пластический и энергетический обмен).
1
октябрь
теоретический
11
7
Строение и функции хромосом. ДНК.
1
октябрь
теоретический
12
8
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.
1
октябрь
теоретический
13
9
Жизненный цикл клетки. Митоз.
1
октябрь
теоретический
[2].стр.111-113
14
10
Практическая работа № 1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.
1
октябрь
практический
[2].стр.25-73
15
11
Контрольная работа №2 по теме «Учение о клетке»
1
октябрь
Раздел 2.Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
9
Тема 2.1.Организм. Размножение
3
16
1
Организм - единое целое. Многообразие организмов.
1
октябрь
теоретический
17
2
Половое и бесполое размножение.
1
октябрь
теоретический
[2].стр.118-120
18
3
Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
1
ноябрь
теоретический
[3].стр.40
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма
6
19
1
Эмбриональное и постэмбриональное развитие.
1
ноябрь
теоретический
[2].стр.135-137
20
2
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.
1
ноябрь
теоретический
21
3
Индивидуальное развитие человека. Влияния загрязнения среды на развитие человека.
1
ноябрь
теоретический
[2].стр.179-180
22
4
Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ.
1
ноябрь
теоретический
[2].стр.183-184
23
5
Практическая работа № 2 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
1
ноябрь
практический
24
6
Контрольная работа №3 по разделу «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»
1
ноябрь
Раздел 3. Основы селекции и генетики
16
Тема 3.1. Генетика
11
25
1
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.
1
ноябрь
теоретический
[2].стр.142
26
2
Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
1
ноябрь
теоретический
27
3
Законы генетики, установленные Г. Менделем.
1
декабрь
теоретический
[2].стр.149
28
4
Моногибридное и дигибридное скрещивание
1
декабрь
теоретический
29
5
Хромосомная теория наследственности.
1
декабрь
теоретический
[2].стр.154
30
6
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
1
декабрь
теоретический
31
7
Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) модификационная изменчивость
1
декабрь
теоретический
[2].стр.158
32
8
Генетика человека. Методы исследования.
1
декабрь
теоретический
[2].стр.176-177
33
9
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
1
декабрь
теоретический
34
10
Практическая работа № 3Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.
1
декабрь
практический
35
11
Практическая работа № 4. Анализ фенотипической изменчивости.Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.
1
январь
практический
Тема 3.2 Селекция
5
36
1
Генетика - теоретическая основа селекции. Достижения и основные направления современной селекции.
1
январь
теоретический
37
2
Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
1
январь
теоретический
[2].стр.96-98
38
3
Методы селекции растений, животных, микроорганизмов.
1
январь
теоретический
39
4
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.Клонирование животных (проблемы клонирования человека).Мутагены, их виды.
1
январь
теоретический
[1].стр.111-112
40
5
Контрольная работа №4 по разделу «Основы селекции и генетики»
1
февраль
Раздел 4. Эволюционное учение
16
Тема 4.1. История развития эволюционных идей
4
41
1
Эволюционные идеи в античном мире, средние века и в эпоху возрождения.
1
февраль
теоретический
42
2
Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.
1
февраль
теоретический
43
3
Эволюционное учение Ч. Дарвина.
1
февраль
теоретический
[1].стр.124-128
44
4
Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.
1
февраль
теоретический
Тема 4.2. Микроэволюция и Макроэволюция
12
45
1
Концепция вида, его критерии.
1
февраль
теоретический
[1].стр.129-131
46
2
Популяция - структурная единица вида и эволюции.
1
февраль
теоретический
47
3
Роль наследственности и изменчивости в эволюции.
1
февраль
теоретический
48
4
Борьба за существование и ее формы.
1
февраль
теоретический
[3].стр.104-106
49
5
Естественный отбор и его формы.
1
март
теоретический
50
6
Возникновение приспособлений.
1
март
теоретический
[3].стр.108-111
51
7
Видообразование
1
март
теоретический
52
8
Доказательства эволюции.
1
март
теоретический
[1].стр.150-159
53
9
Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития.
1
март
теоретический
54
10
Основные направления эволюционного прогресса (прогресс и регресс в эволюции).
1
март
теоретический
[1].стр.160-165
55
11
Эволюционная теория и генетика.
1
март
теоретический
56
12
Контрольная работа №5 по разделу «Эволюционное учение»
1
март
Раздел 5. История развития жизни на Земле
7
Тема 5.1. Гипотезы происхождения жизни
2
57
1
Развитие жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни.
1
март
теоретический
[1].стр.181-190
58
2
Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
1
апрель
теоретический
[1].стр.165-180
Тема 5.2. Происхождение человека
5
59
1
Современные гипотезы о происхождении человека.
1
апрель
теоретический
[1].стр.193-202
60
2
Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека.
1
апрель
теоретический
61
3
Единство происхождения человеческих рас.
1
апрель
теоретический
[1].стр.202-204
62
4
Практическая работа № 5.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
1
апрель
практический
[1].стр.181-204
63
5
Контрольная работа №6. по разделу «История развития жизни на Земле»
1
апрель
Раздел 6.Основы экологии
12
Тема 6.1. Экология как наука
6
64
1
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
1
апрель
теоретический
65
2
Экологические факторы, их значение в жизни организмов.
1
апрель
теоретический
[2].стр.296-299
66
3
Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем.
1
май
теоретический
[1].стр.210-213
67
4
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.
1
май
теоретический
68
5
Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
1
май
теоретический
[1].стр.226-235
69
6
Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
1
май
теоретический
[1].стр.217-220
Тема 6.2. Биосфера
6
70
1
Биосфера - глобальная экосистема.
1
май
теоретический
[1].стр.236-245
71
2
Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
1
май
теоретический
72
3
Последствия деятельности человека в окружающей среде.
1
май
теоретический
[2].стр.338-339
73
4
Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
1
май
теоретический
[3].стр.317
74
5
Практическая работа № 6.
1
май
практический
75
6
Контрольная работа №7.
1
июнь
Раздел 7. Бионика
2
Тема 7.1. Бионика - один из разделов биологии
76
1
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики
1
июнь
теоретический
[1].стр.247-253
77
2
Принципы использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
1
июнь
теоретический
[2].стр.263
78
Дифференцированный зачёт
1
июнь
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Большеглушицкий государственный техникум»
«ОДОБРЕНО»
методической комиссией
Председатель
________________ О.А.Чаплашкина
«___» ___________ 2014 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ СПО «Большеглушицкий государственный техникум»
_________________ Ю.А. Лазутчев
«_____»___________ 2014 г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дисциплина: Биология
Профессия: Оператор нефтяных и газовых скважин
Преподаватель: Чаплашкина Ольга Анатольевна
Максимальная учебная нагрузка студента по учебному плану: 117 час;
из них:
I курс
II курс
III курс
Семестр
1
2
3
4
5
Обязательные аудиторные учебные занятия (час)
34
43
В том числе:
Теоретические занятия
28
36
Лабораторные работы
-
-
Практические занятия
3
3
Контрольные работы
3
4
Курсовые работы
-
Самостоятельная (внеаудиторная) работа (час)
17
22
Завершающая форма контроля
1