Конспект урока Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Цели:

1. Рассмотреть, как отражается на окружающей среде деятельность человека; что является причиной и каковы последствия загрязнений;

2. Развитие познавательной активности;

3. Воспитание экологического мировоззрения, понимания необходимости сохранения окружающей среды.

Тип урока: урок новых знаний.

Форма урока: дискуссия, заседание экспертных групп.

Оборудование: компьютер, проектор, таблица с основными правилами ведения спора.

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Введение

Организационное введение (2 мин)

Готовность группы к занятию в микрогруппах.

Содержательное введение (5 мин)

Вводное слово ведущего (учителя)

Современный человек сформировался около 30-40 тысяч лет назад. С этого времени в эволюции биосферы возник новый фактор - антропогенный. Сегодня вы узнаете о том, как развитие человеческого общества влияет на эволюцию биосферы, как сказывается хозяйственная деятельность человека на состоянии биоценозов.

Ранние стадии эволюции человечества характеризуются добычей пищи посредством охоты и собирательства, в дальнейшем все большее значение приобретает процесс производства пищи, сопровождающийся глубоким воздействием на природе.

Демонстрация фрагментов фильма «антропогенное воздействие»

Как вы успели заметить из представленного фильма, производственная деятельность человека затрагивает различные уровни биосферы: это воздух, пресные водоемы и Мировой океан, почва, растительный и животный мир и многое другое.

Сегодня на уроке будут работать несколько экспертных групп, в состав которых входят ученые- экологи, они то и осветят нам различные экологические проблемы , связанные с производственной деятельностью человека. По окончании заседания экспертных групп будет проведена пресс-конференция с участием корреспондентов.

  1. Общее обсуждение

( 50 мин)

Экспертные группы проводят представление подготовленных докладов с использованием презентаций.

  1. Загрязнение воздуха

  2. Загрязнение пресных вод

  3. Загрязнение Мирового океана

  4. Антропогенные изменения почвы

  5. Влияние человека на растительный и животный мир

  6. Радиоактивное загрязнение биосферы.


  1. Заключение

Содержательное заключение

(15 мин.)

Ведущий.

С РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ РЕЗКО УСИЛИЛОСЬ, КОЛИЧЕСТВО ОТХОДОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА , ВО МНОГО РАЗ ПРЕВЫШАЕТ ТО, КОТОРОЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЕСТЕСТВЕГННЫМ ОБРАЗОМ УТИЛИЗИРОВАНО В БИОСФЕРЕ, НИЗКАЯ УРОЖАЙНОСТЬ С/Х КУЛЬТУР ДЕЛАЕТ НЕОБХОДИМЫМ РАСШИРЕНИЕ ОБРАБАТЫВАЕМЫХ ПЛОЩАДЕЙ, ЧТО НЕГАТИВНО СКАЗЫВАЕТСЯ НА ПРИРОДЕ ВЦЕЛОМ.

Вопросы корреспондентов.

  1. Что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы?

  2. Каковы причины возможного возникновения «водного голода»?

  3. К чему приводит загрязнение вод Мирового океана?

  4. Каково прямое влияние человека на растительный и животный мир?

  5. Как сказывается хозяйственная деятельность человека на структуре и плодородии почв?

Заключение по процедуре проведения

(5 мин.)

- готовность группы

- активность группы

- что нового узнали на уроке

- реализована ли цель урока (для каждого обучающегося)


  1. Домашнее задание

(3 мин.)

Стр.573-587

С какими мероприятиями по охране природы вы знакомы?

Подготовка к уроку.

Тема урока была дана заранее. Группа разбита на 6 микрогрупп.

Каждая микрогруппа получила домашнее задание - подготовить основной вопрос с использование дополнительной литературы и подготовкой презентаций


  1. Загрязнение воздуха

  2. Загрязнение пресных вод

  3. Загрязнение Мирового океана

  4. Антропогенные изменения почвы

  5. Влияние человека на растительный и животный мир

  6. Радиоактивное загрязнение биосферы.

Приложение 1.



ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ СПОРА



  1. Я критикую идеи, но не людей.



  1. Моя цель не в том, чтобы «победить», а том, чтобы прийти к наилучшему решению.



  1. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.



  1. Я стремлюсь осмыслить и понять различные взгляды на проблемы.



  1. Я излагаю свою точку зрения, когда факты дают на это явное обоснование.









Приложение 2

1. Загрязнение воздуха

В процессе своей деятельности человек загрязняет воз­душную среду. Над городами и промышленными районами в атмосфере возрастает концентрация газов, которые обыч­но в сельской местности содержатся в очень небольших ко­личествах или совсем отсутствуют. Загрязненный воздух вреден для здоровья. Кроме того, вредные газы, соединяясь с атмосферной влагой и выпадая в виде кислых дождей, ухудшают качество почвы и снижают урожай.

Основные причины загрязнения атмосферы- сжигание природного топлива и металлургическое производство. Ес­ли в XIX и в начале XX в. поступающие в окружающую среду продукты сгорания угля и жидкого топлива почти пол­ностью ассимилировались растительностью Земли, то в на­стоящее время содержание вредных продуктов сгорания неуклонно возрастает. Из печей, топок, выхлопных труб автомобилей в воздух попадает целый ряд загрязняющих веществ. Среди них выделяется сернистый ангидрид- ядо­витый газ, легко растворимый в воде.

Концентрация сернистого газа в атмосфере особенно вы­сока в окрестностях медеплавильных заводов. Он вызывает разрушение хлорофилла, недоразвитие пыльцевых зерен, засыхание и отпадание листьев хвои. Часть S02 окисляется до серного ангидрида. Растворы сернистой и серной кислот, выпадая с дождями на поверхность Земли, причиняют вред живым организмам, разрушают здания. Почва приобретает кислую реакцию, из нее вымывается перегной (гумус) - ор­ганическое вещество, содержащее все компоненты, необхо­димые для развития растений. Кроме того, в ней снижается количество солей кальция, магния, калия. В кислых поч­вах уменьшается и число обитающих в них видов животных, замедлена скорость разложения опада. Все это создает не­благоприятные условия для роста растений.

Каждый год в результате сжигания топлива в атмосферу поступают миллиарды тонн С02. Половина диоксида угле­рода, образующегося цри сгорании ископаемого топлива, по­глощается океаном и зелеными растениями, половина оста­ется в воздухе. Содержание С02 в атмосфере постепенно воз­растает и за последние 100 лет увеличилось более чем на 10% С02 препятствует тепловому излучению в космическое пространство, создавая так называемый парниковый эффект. Изменение содержания С02 в атмосфере в значительной мере влияет на климат Земли.

Промышленные предприятия и автомобили служат при­чиной поступления в атмосферу многих ядовитых соедине­ний- окислов азота, оксида углерода, соединений свинца (каждый автомобиль выделяет за год 1 кг свинца), различ­ных углеводородов- ацетилена, этилена, метана, пропана, толуола, бензпирена и др. Вместе с капельками воды они образуют ядовитый туман- смог, вредно действующий на организм человека, на растительность городов. Жидкие и твердые частицы (пыль), взвешенные в воздухе, уменьша­ют количество солнечной радиации, достигающей поверх­ности Земли. Так, в больших городах солнечная радиация уменьшается на 15%, ультрафиолетовое излучение- на 30% (а в зимние месяцы оно может совсем исчезнуть).

2. Загрязнение пресных вод

Масштабы использования водных ресурсов быстро уве­личиваются. Это связано с ростом населения и улучшением санитарно-гигиенических условий жизни человека, разви­тием промышленности и орошаемого земледелия. Суточное потребление воды на хозяйственно- бытовые нужды в сель­ской местности составляет 50 л на одного человека, в горо­дах- 150 л.

Огромное количество воды используется в промышлен­ности. На выплавку 1 т стали необходимо 200 м3 воды, а 1 т никеля- 4000 м3. На производство 1 т бумаги требуется 100 м3, на изготовление 1 т синтетического волокна от 2500 до 5000 м3. Промышленность поглощает 85% всей воды, рас­ходуемой в городах, оставляя на хозяйственно-бытовые це­ли около 15%.

Еще больше воды необходимо для орошения. В течение года на 1 га поливных земель уходит 12- 14 м3 воды. В на­шей стране ежегодно на орошение расходуется более 150 км , в то время как на все другие нужды - около 50 км3 воды.

Постоянное увеличение водопотребления на планете ве­дет к опасности «водного голода», что обусловливает необ­ходимость разработки мероприятий по рациональному ис­пользованию водных ресурсов.

Кроме высокого уровня расхода нехватка воды вызыва­ется ее растущим загрязнением вследствие сброса в реки отходов промышленного и особенно химического производ­ства и коммунальных сточных вод. Бактериальное загряз­нение и ядовитые химические вещества (например, фенол) приводят к омертвению водоемов. Вредные последствия имеет также молевой сплав леса по рекам, который часто со­провождается заторами. При длительном пребывании дре­весины в воде она теряет деловые качества, а вымываемые из нее вещества губительно действуют на рыб.

В реки и озера поступают и вымываемые из почвы дож­дями минеральные удобрения- нитраты и фосфаты, кото­рые в больших концентрациях способны резко изменять ви­довой состав водоемов, а также различные ядохимикаты- пестициды, используемые в сельском хозяйстве для борьбы с насекомыми- вредителями. Для аэробных организмов, оби­тающих в пресных водах, неблагоприятным фактором слу­жит и сброс предприятиями теплых вод. В теплой воде ки­слород плохо растворяется и его дефицит может приводить многие организмы к гибели.

3. Загрязнение Мирового океана

Значительному загрязнению подвергаются воды морей и океанов. С речным стоком, а также от морского транспорта в моря поступают болезнетворные отходы, нефтепродукты, соли тяжелых металлов, ядовитые органические соедине­ния, в том числе пестициды. Загрязнение морей и океанов достигает таких масштабов, что в ряде случаев выловлен­ные рыбы и моллюски оказываются непригодными для употребления в пищу. ДДТ обнаружен даже в организме пингвинов, обитающих в Антарктиде.

4. Антропогенные изменения почвы

Плодородный слой почвы формируется очень долго. В то же время ежегодно вместе с урожаем из почвы изымаются десятки миллионов тонн азота, калия, фосфора- главных компонентов питания растений. Основной фактор плодоро­дия почвы- перегной (гумус) содержится в черноземах в количестве менее 5% от массы пахотного слоя. На бедных почвах перегноя еще меньше. При отсутствии пополнения почв соединениями азота его запас может быть израсходо­ван за 50- 100 лет. Этого не происходит, поскольку куль­турное земледелие предусматривает внесение в почву орга­нических и неорганических (минеральных) удобрений. Внесенные в почву азотные удобрения используются рас­тениями на 40- 50%. Остальная часть (около 20%) восста­навливается микроорганизмами до газообразных веществ- N2, N20 и улетучивается в атмосферу или вымывается из почвы. Таким образом, минеральные азотные удобрения не обладают длительным действием и поэтому их приходится вносить ежегодно. При недостаточном внесении органиче­ских и неорганических удобрений почва истощается и уро­жаи падают. Неблагоприятные изменения в почве наступа­ют и в результате неправильных севооборотов, т. е. ежегод­ного посева одних и тех же культур, например картофеля. Включение же в севообороты бобовых культур обогащает почву азотом. Посевы клевера и люцерны за счет связыва­ния N2 симбиотическими клубеньковыми бактериями по­зволяют задержать в почве до 300 кг азота на 1 га. Севообо­роты необходимы и для борьбы с растительноядными червя­ми- нематодами, которые значительно снижают урожай. Например, луковично-чесночная нематода может снизить урожай лука на 50% .

К числу антропогенных изменений почвы относится эро­зия (от лат. Erosion- разъедать). Эрозия представляет собой разрушение и снос почвенного покрова потоками воды или ветром. Широко распространена и наиболее разрушительна водная эрозия. Она возникает на склонах и развивается при неправильной обработке земли. Вместе с талыми и дожде­выми водами с полей ежегодно уносятся в реки и моря мил­лионы тонн почвы. Если размыву ничто не препятствует, мелкие промоины превращаются в более глубокие и, нако­нец, в овраги. На юге европейской части страны овраги за­нимают большие территории, уменьшая полезную площадь обрабатываемых земель.

Ветровая эрозия наиболее сильно проявляется в южных степных областях нашей страны. Она возникает в районах с сухой обнаженной почвой, с изреженным растительным покровом. Чрезмерный выпас скота в степях и полупусты­нях способствует ветровой эрозии и быстрому разрушению травяного покрова. Для восстановления слоя почвы толщи­ной 1 см в естественных условиях требуется 250- 300 лет. Следовательно, пыльные бури приносят невосполнимые по­тери плодородного слоя почвы.

Значительные территории со сформированными почва­ми изымаются из сельскохозяйственного оборота вследствие открытого способа разработки полезных ископаемых, зале­гающих на небольшой глубине. Открытый способ добычи дешев, так как избавляет от сооружения дорогостоящих шахт и сложной системы коммуникаций, а также повыша­ет безопасность. Вырытые глубокие карьеры и отвалы грун­та разрушают не только земли, подлежащие разработке, но и окружающие территории, при этом нарушается гидроло­гический режим местности, загрязняются воды, почва и ат­мосфера, снижается урожай сельскохозяйственных куль­тур. В районах подземной добычи полезных ископаемых формируется провально- терриконовый тип местности. Эти две особенности рельефа тесно связаны друг с другом: про­валы образуются в результате возникновения пустот под земной поверхностью, а терриконы- в тех местах, где складывается пустая порода. Терриконы (земляные конусы) возникают не только вокруг шахт, но и около заводов, элек­тростанций и других промышленных предприятий. Они за­нимают много места, сильно пылят при ветре, а многие из I них продолжают тлеть внутри, выделяя едкий дым и серни­стый газ.

5. Влияние человека на растительный и животный мир

Воздействия человека на живую природу складываются из прямого влияния и косвенного изменения природной сре­ды. Одна из форм прямого воздействия на растения и животных- рубка леса.

Выборочные и санитарные рубки, регулирующие состав и качество леса и необходимые для удаления поврежденных и больных деревьев, существенно не влияют на видовой состав лесных биоценозов. Другое дело- сплошная вырубка древостоя. Оказавшись внезапно в условиях открытого местообитания, растения нижних ярусов леса испытывают не­благоприятное влияние прямого солнечного излучения.

У тенелюбивых растений травянистого и кустарничкового ярусов разрушается хлорофилл, угнетается рост, некоторые виды исчезают. На местах вырубок поселяются светолюби­вые растения, устойчивые к повышенной температуре и не­достатку влаги. Меняется и животный мир: виды, связан­ные с древостоем, исчезают или мигрируют в другие места.

Ощутимое воздействие на состояние растительного по­крова оказывает массовое посещение лесов отдыхающими и туристами. В этих случаях вредное влияние заключает­ся в вытаптывании, уплотнении почвы и ее загрязнении. Уплотнение почвы угнетает корневые системы и приводит к засыханию древесных растений. Вытаптывание трав на­рушает существенные этапы круговорота веществ, обрекая, деревья на частичное голодание. Прямое влияние человека на животный мир заключается в истреблении видов, пред­ставляющих для него пищевую или другую материальную пользу.

Считается, что с 1600 г. человеком было истреблено бо­лее 160 видов и подвидов птиц и не менее 100 видов млеко­питающих. В длинном списке исчезнувших видов значит­ся тур- дикий бык, живший на территории всей Европы. В XVIII в. была истреблена описанная русским натурали­стом Г. В. Стеллером морская корова (стеллерова корова)- водное млекопитающее, относящееся к отряду сиреновых. Немногим более ста лет назад исчезла дикая лошадь тарпан, обитавшая на юге России. Многие виды животных находят­ся на грани вымирания или сохранились только в заповед­никах. Такова судьба бизонов, десятками миллионов насе­лявших прерии Северной Америки, и зубров, прежде широ­ко распространенных в лесах Европы. На Дальнем Востоке почти полностью истреблен пятнистый олень. Усиленный промысел китообразных привел на грань уничтожения не­сколько видов китов: серого, гренландского, голубого.

На численность животных оказывает влияние и хозяй­ственная деятельность человека, не связанная с промыслом. Резко сократилась численность уссурийского тигра. Это про­изошло в результате освоения территорий в пределах его ареала и сокращения кормовой базы. В Тихом океане еже­годно погибает несколько десятков тысяч дельфинов: в пе­риод лова рыбы они попадают в сети и не могут из них выбраться. Еще недавно, до принятия рыбаками специаль­ных мер, число погибающих в сетях дельфинов достигало сотен тысяч. На морских млекопитающих очень неблаго­приятное действие оказывает загрязнение воды. В таких случаях оказывается неэффективным запрет на отлов жи­вотных. Например, после запрещения отлова дельфинов в Черном море их численность не восстанавливается. При­чина заключается в том, что в Черное море с речной водой и через проливы из Средиземного моря поступает много ядо­витых веществ. Эти вещества особенно вредны для детены­шей дельфинов, высокая смертность которых и предотвра­щает рост поголовья этих китообразных.

Исчезновение сравнительно небольшого числа видов жи­вотных и растений может показаться не очень существен­ным. Однако главная ценность живущих ныне видов заклю­чается не в их хозяйственном значении. Каждый вид за­нимает определенное место в биоценозе, в цепи питания, и заменить его не может никто. Исчезновение того или ино­го вида ведет к уменьшению устойчивости биоценозов. Еще важнее то, что каждый вид обладает уникальными, прису­щими только ему свойствами. Утрата генов, определяющих эти свойства и отобранных в ходе длительной эволюции, лишает человека возможности в будущем воспользоваться ими для своих практических целей (например, для селек­ции).

6. Радиоактивное загрязнение биосферы

Проблема радиоактивного загрязнения биосферы воз­никла в 1945 г. после взрыва атомных бомб, сброшенных на японские города Хиросиму и Нагасаки. Испытания ядерно­го оружия, производимые до 1962 г. в атмосфере, вызвали глобальное радиоактивное загрязнение. При взрыве атом­ных бомб возникает очень сильное ионизирующее излу­чение, радиоактивные частицы рассеиваются на большие расстояния, заражая почву, водоемы, живые организмы. Многие радиоактивные изотопы имеют длительный период полураспада, оставаясь опасными в течение всего времени своего существования.

Все эти изотопы включаются в круговорот веществ, по­падают в живые организмы и оказывают губительное действие на клетки. Очень опасен стронций-90 вследствие своей близости к кальцию. Накапливаясь в костях скелета, он слу­жит постоянным источником облучения организма. Радио­активный цезий (137Cs) сходен с калием, его много в мышцах пораженных животных. Исследования показали, что в ор­ганизме эскимосов Аляски, питающихся мясом северных оленей, в значительных количествах содержится цезий-137.

У испытаний ядерного оружия (а тем более при исполь­зовании этого оружия в военных целях) есть еще одна от­рицательная сторона. При ядерном взрыве образуется гро­мадное количество мелкой пыли, которая долго держится в атмосфере и поглощает значительную часть солнечной ра­диации. Расчеты отечественных ученых, подтвержденные учеными разных стран мира, показывают, что даже при ог­раниченном, локальном применения ядерного оружия обра­зовавшаяся пыль будет задерживать большую часть солнеч­ного излучения. Наступит длительное похолодание (ядерная зима), которое неизбежно приведет к гибели все живое на Земле.

В настоящее время практически любая территория пла­неты от Арктики до Антарктиды подвержена многообраз­ным антропогенным влияниям. Очень серьезный характер приобрели последствия разрушения природных биоценозов и загрязнения окружающей среды. Вся биосфера находится под все более усиливающимся давлением деятельности че­ловека, поэтому актуальной задачей становятся природо­охранительные мероприятия.

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

В соответствии с плотностью населения меняется и сте­пень воздействия человека на окружающую среду. Однако при современном уровне развития производительных сил деятельность человеческого общества сказывается на био­сфере в целом.

В этом и последующих параграфах будет показано, к че­му приводит производственная деятельность человека и как предотвратить или ликвидировать ее отрицательные послед­ствия.











ГОУ НПО РА «Усть-Коксинское Профессиональное училище № 2»





Тема занятия: «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды».

Из опыта работы Тодошевой Г.Е. преподавателя биологии АПОУ РА «ТОТ»





с. Усть-Кокса



© 2010-2022