• Преподавателю
  • Биология
  • Научно-исследовательская работа «Содержание и дрессировка сирийского хомяка, как один из простых способов анималотерапии для детей и подростков»

Научно-исследовательская работа «Содержание и дрессировка сирийского хомяка, как один из простых способов анималотерапии для детей и подростков»

Недостаток общения, напряженность, конфликт поколений приводит появлению неврозов,  различных психических реакций. Я считаю, что данную проблему в какой то степени может разрешить приобретение и  содержание домашнего питомца. Анималотерапия- способ лечения разных болезней при помощи животных. Приступая к работе, я поставил перед собой следующие цели и задачи: изучить повадки, сирийских хомячков в домашних условиях и выработать у них условные рефлексы,  доказать, что домашние хомячки поддаются дрессировке, изучить и обработать научную литературу, провести анкетирование, провести эксперимент,  создать красочный буклет для начинающих хомяководов.   Для реализации проекта мною использованы следующие методы и приёмы: поиск информации в Интернете, анализ научной литературы по проблеме, разработка анкеты и проведение социологического исследования, наблюдения, проведение эксперимента, теоретическое моделирование и обобщение, статистическая  обработка полученных экспериментальных данных.   Анималотерапия  в последние годы приобретает всё больше сторонников. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. Направленное  лечение заключается в непосредственном общении с животными: физическом контакте, совместных прогулках, играх и «разговорах по душам».
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Секция: биология



«Содержание и дрессировка сирийского хомяка,

как один из простых способов анималотерапии

для детей и подростков»











Место выполнения работы:

с.Ореховка, МКОУ СОШ №13,

7 класс

Руководитель: Калашникова Светлана Ивановна,

учитель биологии- химии

МКОУ СОШ №13





с. Ореховка 2014












Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Литературный обзор

1. 1..Анималотерапия. Общие сведенья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1. 2.В чём состоит терапевтический эффект? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1

1.3.Функции анималотерапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

1. 4 Грызуны - хвостатые доктора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

.

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1. Анкетирование учащихся 1-11 классов МКОУ СОШ №13. . . . . . . . . . .8

2.2.Видовая принадлежность моего хомячка.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.3. Условия проживания хомяков в неволе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2.4. Методика приручения и дрессировки хомяка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.4. 1. Подготовка к проведению эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.4. 2. Обработка результатов эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 13

Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15






Введение

Животные всегда вызывали у человека самые разнообразные эмоции, и соответственно эмоциям, которые мы воспринимали, мы веками награждали их самыми различными качествами. Так, часть животных мы выделили как наиболее приятных для нас, и постепенно одомашнили их. Этих животных мы по сей день мы называем домашними. Во многом восприятие того или иного животного часто зависит от предрасположенностей, воспитания, пристрастий и среды обитания (в детстве) того или иного человека.

Одним из основных ценных качеств, которыми обладают домашние животные, является гармонизирующее действие, то есть способность нормализовать психоэмоциональное состояние хозяина. Основано это качество на том, что любой домашний питомец, независимо от того собака это, кошка или рыбка, появляясь в доме, становится частью энергетического поля хозяина, а также его семьи. «Включившись» в энергетику людей, животные выполняют сразу несколько функций: энергетического щита, «предохранителя» и «аккумуляторной батареи». В результате этого идет постоянный и очень мощный обмен энергией между живыми существами. Этими свойствами наделила их сама природа, а люди просто научились подмечать это и использовать. И, несмотря на то, что каждый вид животных имеет свои особенности, которые проявляются в процессе такого обмена, для человека оно всегда результативно, положительно и выгодно.

Актуальность работы: мы живём в интересном мире и в замечательное время. Его можно назвать время великих перемен и потрясений. У нас на глазах происходит смена политического строя, передел собственности, сознания людей. За полгода в стране прошли дважды выборы, накалилась политическая напряженность, люди выражают недоверие власти. В напряжении находятся взрослые и это конечно передаётся детям. В нашем селе и повсеместно в стране взрослое население разъезжается в поисках заработка, дети остаются на поручении мам или бабушек. Это конкретно отражается на воспитании и обучении. Недостаток общения, напряженность, конфликт поколений приводит появлению неврозов, различных психических реакций. Я считаю, что данную проблему в какой то степени может разрешить приобретение и содержание домашнего питомца. Скрасить минуты одиночества, утешить, компенсировать недостаток общения и выражения эмоций - вот это неполный список их достоинств.

Как-то в одной телепередаче прозвучал вопрос: «Как называется способ лечения разных болезней при помощи животных?», и я услышал незнакомое тогда мне слово «анималотерапия». Что же это такое? В чём же её чудодейственность?

Гипотеза: Если при изучении поведения домашнего хомячка использовать разные приёмы общения с ним, то это позволит приучить питомца откликаться на кличку, узнавать голос хозяина, выполнять некоторые упражнения.

Цель работы: изучить повадки сирийских хомячков в домашних условиях и выработать у них условные рефлексы, доказать, что домашние хомячки поддаются дрессировке.

Задачи исследования:

  • Изучить и обработать научную литературу.

  • Провести анкетирование.

  • Исследовать и проанализировать повадки наших хомячков, провести эксперимент.

  • Создать красочный буклет для начинающих хомяководов.

Методы и приёмы:

  • поиск информации в Интернете, анализ научной литературы по проблеме;

  • разработка анкеты и проведение социологического исследования;

  • наблюдения;

  • проведение эксперимента (дрессировка);

  • теоретическое моделирование и обобщение;

  • статистическая обработка полученных экспериментальных данных.

Условия и время проведения: исследования проводились в течении двух месяцев с 01.01-01.03 2012 года в домашних условиях.

Объекты исследования: 1, 5 месячный сирийский хомячок Бумер, приобретённый в магазине «Природа» г.Светлоград.

Предмет исследования: условные рефлексы сирийских хомячков.

Основные этапы исследования:

Диагностический этап:

  • Первичный сбор и анализ информации;

  • теоретическое осмысление проблемы;

  • анализ результатов этого этапа;

  • выявление реально реализуемых на практике подходов

Прогностический этап:

  • Установление основных концептуальных положений исследования;

  • анализ и классификация проблем

Опытно-экспериментальй этап:

  • Осуществление опытно-экспериментальной работы по выработки условных рефлексов у сирийского хомяка

Обобщающий этап:

  • Осмысление результатов проекта;

  • соотнесение полученных результатов с поставленными целями и задачами;

  • обобщение и распространение полученного опыта;

  • подведение итогов работы.

Глава 1. Литературный обзор

1. 1.Анималотерапия. Общие сведения.

Анималотерапия (от латинского animal - животное) - вид терапии, который использует животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. Анималотерапия в последние годы приобретает всё больше сторонников. Направленное лечение заключается в непосредственном общении с животными: физическом контакте, совместных прогулках, играх и «разговорах по душам».

Последние исследования английских ученых показали, что каждый седьмой посетитель зоопарка, страдающий головной болью, уже через 40 минут испытывает значительное облегчение. Положительное действие животных на больного человека подтверждено экспериментами. Люди, у которых есть домашние любимцы, живут дольше и болеют меньше - это научный факт. При этом их нервная система находится в куда лучшем состоянии, чем у тех людей, у кого нет питомцев.

1.2. В чем же состоит терапевтический эффект?

Присутствие рядом с человеком живого существа, маленького и беззащитного, пробуждает чувство ответственности. Уход и забота компенсируют потребность быть значимым для других. Животные спасают людей от одиночества, они чувствуют, когда хозяину тяжело морально или плохо физически и вовремя оказываются рядом.

Игра с питомцами, их тренировка и дрессировка вызывают множество положительных эмоций. Даже простое зрительное созерцание живых существ полезно, так как оно расслабляет, умиротворяет и дает массу эстетических переживаний.

Эти мягкие и нежные питомцы дарят человеку тепло и помогают почувствовать себя защищенным. Поэтому если хотите поправить свое здоровье или нервную систему, обрести еще одного друга и реализовать потребности в заботе, подумайте, кто из животных подойдет именно вам. И, может быть, уже через некоторое время в вашем доме появится еще один обитатель.

1.3. Функции анималотерапии:

- Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.
- Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.
- Реабилитационная функция. Контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, способствующим как психической, так и социальной ее реабилитации.
- Функция удовлетворения потребности в компетентности. Потребность в компетентности, выражаемая формулой "я могу", является одной из важнейших потребностей человека.
- Функция самореализации. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.
- Функция общения. Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные в процессе взаимодействия человека с ними - это функция партнеров общения.

1.4. Грызуны хвостатые доктора.

А общение с грызунами помогает неуверенным в себе людям преодолеть замкнутость и победить комплексы. Тактильный контакт с маленькими мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию. Детей они учат бережному и аккуратному отношению.

Учёные, проводя многолетние исследования, пришли к выводам, что у здоровых хозяев обычно бывают здоровые питомцы. Также те люди, которые заботятся о своём духовном и физическом здоровье, как правило, имеют здоровых домашних животных. К тому же, если животное заболевает, то часто источником проблем с его здоровьем является именно хозяин.

То, что животное обладает способностью лечить людей - не новость..На сегодняшний день уже многие учёные уверены в том, что каждый вид домашних животных способен производить мощный терапевтический эффект. Обычно животное перенимает патологию самого уязвимого члена семьи. Часто именно с ним оно проводит большую часть времени. По сути, домашнее животное - это замыкающее звено семейного круга, поэтому одно его присутствие делает энергетическое поле семьи сбалансированным, независимо от количества её членов.

Интересно, что время энергетического воздействия кошек для каждого случая строго ограничено. Заметьте, сколько минут кошка сидит на руках человека, скорее всего и в следующий раз это будет длиться столько же.

Время воздействия зависит не только от состояния самого человека, но и от того насколько хорошо чувствует себя животное. Время непосредственного воздействия у собак не ограничивается состоянием их здоровья. Исследователи пришли к выводу, что это связано с тем, что собаки испытывают большую привязанность к людям, которая часто становится сильнее инстинкта самосохранения.

Когда человек, проникнувшись духом сострадания и любви к своему питомцу, ухаживает за больным животным, у него появляется уникальная возможность навсегда избавиться от своей болезни, без боли и страданий. Помимо эмоционального воздействия, существует ещё и ментальное (энергетическое, внутреннее) воздействие животного, с которым человек часто общается. Издревле, человек подмечал характер животных, некоторые привычки, повадки, и выделял их в особые категории. Так к слову появилось учение о тотемах! Чем больше человек общался с тем или иным животным, тем больше он приобретал повадок, и черт, которые были присущи характеру животного. И в современном мире, люди часто используют эти свойства наших меньших собратьев. Те, кто хотят покоя, заводят рыбок, те, кому нужна радость и общение - собак, те же, кто хочет тепла, ласки и свободы, заводят кошек, и так далее.

Глава 2. Экспериментальная часть

Прежде чем проводить эксперимент, мне было интересно узнать, что думают о домашних животных ребята нашей школы, я составил вопросы и провел анкетирование ребят в 1-11 классах. В анкетировании приняло участие 60 учеников.

Вопросы анкеты:

  • Есть ли у вас домашнее животное?

  • Какое животное у вас живёт?

  • Каких домашних питомцев вы хотели бы иметь ещё?

  • Какие чувства вы испытываете в процессе общения с животными?

  • В каких жизненных ситуациях вы ощущаете помощь животного?

  • Согласны ли вы с утверждением, что животные помогают, исцеляют, снимают стресс?

  • Как вы считаете, какое животное легче всего содержать в домашних условиях?

  • Жил ли у вас хомяк или живёт в настоящее время?

  • Время проживания у вас домашнего хомячка?

  • Назовите причины короткой жизни хомяка?

(Приложение 1)

Результаты анкетирования:

  • У всех сельских ребят есть дома домашние животные.

  • Самые популярные собаки и кошки, потом хомяки, рыбки, попугайчики.

  • Дети мечтают о других домашних животных.

  • При общении с животными дети испытывают к ним ласку, радость и доброту.

  • Большинство детей испытывают поддержку домашнего питомца при плохом настроении.

  • Большинство считают, что животные исцеляют, снимают стресс.

  • Легче содержать грызунов, они неприхотливы, занимают мало места и времени.

  • Большинство детей знакомо с хомяками, в домах живут они недолго, очень много убегает, гибнет в зубах кошек, от болезней, очень редко доживают до старости.

  • Многие дети не знают как правильно содержать хомячков.

2.2.Видовая принадлежность моего хомячка

У меня дома живёт уже четвёртый хомяк, это были представители разных видов, срок проживания их был непродолжительный, они или убегали, или были съедены кошкой, или погибали от болезней и травм. Ознакомившись с соответствующей литературой мы просмотрели много интернет-сайтов, на которых была информация об этих зверьках, проанализировав свой личный опыт, я пришел к выводу, что большую роль играет вид хомяка. Изучив видовое разнообразие хомяков, мы остановились на самом популярном в качестве домашнего животного сирийском хомячке. Сирийские хомяки - безусловно, самые забавные из обычных домашних животных. Именно поэтому они за один век завоевали сердца многих любителей природы. Это идеальное животное для детей, так как сирийского хомяка очень просто содержать дома, к тому же он абсолютно ручной (если вы купили не совсем ручного хомяка, немного терпения - и животное вам доверится). Научная классификация:

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Класс: Млекопитающие

Отряд: Грызуны

Семейство: Хомяковые

Подсемейство: Хомяки (Cricetinae)

Род: Средние хомяки (Mesocricetus)

Вид: Сирийский хомячок (Mesocricetus auratus)

2.3. Условия проживания хомяков в неволе

Чтобы животное жило долго и счастливо, радовало нас своим присутствием, мы разработали кодекс правил его содержания. (Приложение 2)

2.4. Методика приручения и дрессировки хомяка

Изучив разные методы дрессировки животных и учитывая тип высшей нервной деятельности, мы остановились на поощрительном методе, только он подходит в нашем случае. Методы дрессировки (Приложение 3)

Виды вырабатываемых условных рефлексов:

  • приучают к месту, помещению, к виду и запаху человека;

  • идти на руки;

  • реакция на интонацию и запоминание голоса хозяина;

  • реакция на звуки;

  • вращение колеса;

  • лазанье по вертикальной лестнице;

  • откликаться на кличку.

2.4. 1. Подготовка и проведение эксперимента

У моего хомячка очень спокойный и уравновешенный характер, поэтому он быстро освоился в клетке. Сначала мы осторожно сквозь решетку давали ему из рук разные лакомства, когда убедились, что зверек перестал нас бояться. Сейчас он спокойно дается в руки. Использовать можно только поощрительный метод дрессировки, где рефлексы закрепляются дачей корма или лаской. Сирийского хомячка можно обучить некоторым нехитрым номерам. Все время надо разговаривать с хомячком, чтобы он запомнил голос хозяина. Нельзя делать резких движений руками: хомячок может сильно испугаться. После нескольких упражнений стали приучать хомячка к колесу. Прежде чем что-то выполнить, он обнюхивает его. Затем посадили в колесо и начали постепенно вращать. Следующий этап дрессировки - это ползание по вертикальной доске. Сначала он её грыз. Затем мы начали подсаживать его наверх этой дощечки так, чтобы хомячок цеплялся передними лапками и передвигался по вертикальной доске. Мы решили пронаблюдать, как хомяки реагируют на интонации человеческого голоса и заметили, что когда к ним обращаются или говорят рядом с клеткой тихим, спокойным голосом, они прислушиваются и проявляют интерес к источнику звука, при этом ведут себя спокойно. Если говорить громко, кричать, то зверёк пугается, проявляет беспокойство и прячется. Мы так же решили пронаблюдать реакцию хомяков на другие источники звуков. Эксперимент с реакцией хомяков на различные звуки мы проводили несколько дней, что бы сильно не пугать зверушек, т.к. в литературе написано, что они сильно восприимчивы к шуму. Когда кормят рыб, то постукивание пальцев по аквариуму способствует у них формированию рефлекса на кормления. Когда мы постучали по клетке хомяков, это вызвало отрицательную реакцию обитателей. Хомяки присели на задние лапы и раздули щёки, так они делают в природе, когда возникает угроза. Звук глиняного свистка с начало насторожил хомяков, затем они успокоились и стали искать источник звука, а затем и во все перестали обращать на этот звук внимание. Звук игрушечного барабана напугал хомяков, и они сразу же спрятались в « норке». Звук маленького металлического колокольчика не вызвал негативной реакции. Хомяки с начало прислушивались, а затем продолжили заниматься своими делами. Реакцию на звуки можно было оценить только во время бодрствования, во время сна хомяки продолжали спать в своей норке под домиком. Мы убедились, что хомякам не нравятся резкие и громкие звуки. Затем мы приступили к эксперименту: попытаться выработать условный рефлекс - принимать вертикальное положение на звук. В качестве источника звука мы выбрали колокольчик, который не вызвал негативной реакции у хомяков и приступили к эксперименту. Каждый день во время кормления хомячков мы звонили в колокольчик. Сначала хомяки прислушивались, а затем приступали к трапезе, не обращая внимания на звук. На третий день мы из рук стали давать хомякам семечки подсолнуха и в это время звонили в колокольчик. На 5день звук колокольчика стал сразу же вызывать интерес, и с 8 дня эксперимента хомячок стал принимать вертикальное положение на звонок без семечек.

2.4. 2. Обработка результатов эксперимента

Проведя исследование по выработке условных рефлексов у сирийского хомячка, хочу сказать, что моя гипотеза частично подтвердилась. Мой хомячок Бумер приучился к месту, помещению, к виду и запаху человека, свободно идёт на руки, реагирует на интонацию и различные звуки, с удовольствием вращает колесо, лазит по вертикальной лестнице, единственное, что не удалось приучить его откликаться на кличку.

Выводы

Поскольку хомячок не социальное животное, он никогда не научится узнавать в вас хозяина, зато питомец способен откликнуться на ваше доброе отношение. Считаю работу незаконченной. Буду продолжать дрессировать хомяка. Я буду стремиться к этому. Мне хочется научить зверька отзываться на свою кличку, узнавать и другие слова, например «гулять» или «кушать», так что, какие чудеса интеллекта проявит мой питомец, зависит в большинстве от меня и от его способностей.

Итак, наша исследовательская работа доказала, что если использовать разные приёмы общения с животным - хомячком, то можно добиться интересных результатов. Постоянное наблюдение за животным может очень многому научить. Сирийский хомяк может быть обучен некоторым нехитрым номерам, но при дрессировке надо учитывать его естественное поведение, чтобы трюки не оказались слишком сложными. Дрессировка не должна быть мучением для животного. У каждого хомячка свой характер, свои привычки и разная степень приручаемости. Так как хомяк - не социальное животное, вы никогда не добьетесь, чтобы он узнавал в вас хозяина. К сожалению, его мозг не способен на такую сложную деятельность. Единственное, что он в состоянии понять - это доброе отношение. В заключение хочется добавить - все то, чему я научился, останется со мной на всю мою жизнь. Пытаясь приручить пугливое животное или вылечить больное, я приобрел бесценный жизненный опыт и, что более важно, этот опыт мне «по росту».

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения и результаты исследования будут внедряться на уроках природоведения в 5 классе и биологии, раздел «Зоология» в 7 классе при изучении темы «Класс млекопитающие», во внеклассной работе при проведении классного часа в начальных классах.

Список литературы и интернет ресурсов

  1. Груздев К.Н. Хомячки, морские свинки и их родственники /К.Н.Груздев, Л.К.Груздев.- М: Зоомаркет, 1997.

  2. Котенкова Е. Жизнь хомячков / Е. Котенкова // Кот и Пес- 2001.- №10.

  3. Рахманов А.И. Хомяки и морские свинки.- М.: Аквариум, 2003.

  4. Д.Баксис, Б.Самервиль Дрессировка и воспитание хомячка. - М.: Аквариум, 2006

  5. homhom.narod.ru/

  6. vladimirka.ru/

  7. ellvinglight.narod.ru/okras.htm

  8. zoomagazinchik.ru

  9. hamster-pets.ru/vidi/siriskie

  10. r.mail.ru/cgi-bin/banners/get/1347


© 2010-2022