• Преподавателю
  • Биология
  • Интегрированный урок по биологии, экологии, географии, физике, литературе, истории, изобразительному искусству, ОБЖ на тему Стихийные бедствия (9 класс)

Интегрированный урок по биологии, экологии, географии, физике, литературе, истории, изобразительному искусству, ОБЖ на тему Стихийные бедствия (9 класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Микулинская гимназия» Лотошинского района Московской области.

Автор: Озерова Надежда Васильевна, учитель биологии и химии.

Интегрированный урок по биологии, экологии, географии, физике, литературе, истории, изобразительному искусству, ОБЖ.


Тема урока: «Стихийные бедствия».

Класс : 9

Продолжительность занятия: 90 минут (2 учебных часа)

Цели урока:

  • Образовательные: повторение и закрепление материала по теме «Стихийные бедствия».

  • Воспитательные: формирование познавательного интереса, осознание опасности стихийных бедствий для жизни человека, развитие внимания, расширение кругозора учащихся.

  • Развивающие - развитие памяти, умение оценивать степень риска стихийных природных явлений, изучение способов обеспечения безопасности.

Задачи:

  • Обучающие - рассмотреть разновидности опасных природных явлений, познакомить учащихся с их разрушительным действием; дать характеристику опасных природных явлений;

  • Развивающие - проверить подготовленность учащихся к действиям в опасных для жизни и здоровья условиях; совершенствовать умения оказания само - и взаимопомощи;

  • Воспитывающие - воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье свое и окружающих; воспитывать умение работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Подготовка к уроку: класс предварительно делится на исследовательские группы: географы, биологи, физики, историки, литераторы, художники, спасатели. Каждая группа подбирает материал на тему урока с учетом своей специфики. Выступления детей могут сопровождаться презентациями. Парты располагаются буквой «П», учащиеся рассаживаются по группам, для каждой группы приготовлены таблички: «Географы», «Историки» и т.д. На доске записан эпиграф урока: «Она - Природа - была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила» Н.Ф. Реймерс

Материалы и оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, экран, физическая карта Земли, репродукции картин: «Девятый вал» И.К Айвазовского, «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова, фильм «Грозные силы природы» ( Ридерз Дайджест 2000г.).

Ход занятия.

Учитель: Долгий эволюционный путь прошел человек, чтобы возвысить себя над природой. Он научился изготавливать оружие - и обезопасил себя от хищников. Он научился делать лекарство - и оградил себя от болезней. Он перестал зависеть от климата, научившись шить одежду, строить жилища и «приручив» огонь. Наконец, человек перестал бояться голода, перейдя к производящему хозяйству.

Он властелин природы?

Читаем строчки манифеста Н.Ф. Реймерса:

«Она - Природа - была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила.

Он лишь миг в её жизни,

Она же вечна и бесконечна.

Человек для неё - деталь,

Она для него - всё». [1]

Сегодня мы попробуем с разных точек зрения рассмотреть одно единственное понятие - стихия.

Фрагмент фильма 1. Вступление.

Слово географам (примерная тематика сообщений: «География стихийных бедствий», «Коридор торнадо», «Где и почему происходят землетрясения», «Волна в гавани» и др.)

Фрагмент 2. Торнадо

Что же лежит в основе стихийных бедствий? (физические явления)

Слово физикам («Откуда берутся молнии», «В погоню за смерчем»)

Непонятные и грозные явления пугали и притягивали людей. Не случайно поэты и художники большую роль в своих произведениях отводят описанию стихии.

Слово литераторам (зачитывают отрывки из произведений с описанием стихии. «Медный всадник» А.С.Пушкина )

Слово художникам (демонстрируют репродукции картин, рассказывают о их авторах и истории создания)

Фрагмент 3. Вулканы.

Предсказать стихийные бедствия - дело непростое. Государства тратят на это огромные деньги; тысячи учёных день и ночь следят за изменениями в природе, чтобы вовремя предупредить людей о надвигающейся беде. Ведь от этого зависят людские жизни. Но люди, живущие в опасных районах, и сами научились предсказывать стихийные бедствия и в этом им помогают животные.

Слово биологам («Предсказания стихийных бедствий по поведению животных»)

Стихия непредсказуема, последствия её ужасны.

Слово историкам («Самые известные природные катастрофы в истории Земли»)

Фрагмент 4 . Наводнения.

Как же действовать при наступлении чрезвычайной ситуации?

Слово спасателям. («Правила поведения в зоне затопления, землетрясения»)

Рефлексия.

Каждый ученик говорит по одному предложению, начинающемуся словами: «Сегодня на уроке я…»

Учитель: Подведем итог.

Человек подчиняется биологическим законам. Он не всемогущ. Преодолеть стихию не в его власти. Он может спасти свою жизнь, прислушиваясь к голосу природы.

«Мы живём на малом космическом теле, любая часть которого не может быть бесконечной. Не Природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство.

Она - Природа - была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила». [1]

Используемые материалы:

1. Н.Ф. Реймерс «Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы», изд. «Россия молодая», 1994.

© 2010-2022