Статья Формирование экологического мышления в средней общеобразовательной школе

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ШАМИЛОВА Л. Ш.

учитель биологии МОУ СОШ № 7

г. Минеральные Воды Ставропольского края

Достижения науки и техники убедили человечество в безграничности его возможностей. Невиданная прежде сила разума и техники способна не только созидать, но и разрушать. Разуму нужна мудрость, научно - технической революции должна соответствовать нравственная революция сознания, рождающемуся техническому потенциалу - глобальное экологическое мышление.

Сегодня мы переживаем процесс ломки взглядов. Уже сошла волна восхищения «покорением природы». Еще накатываются волны призывов «сохранения природы в нетронутом виде», получившие название «назад к природе». И то, и другое является признаками слабости сегодняшнего человека. Так, маленький ребенок не может соизмерить силу своих движений и, то разрушает все вокруг себя, то боится прикасаться к окружающим вещам. Однако вскоре на смену неуклюжим шараханьям из стороны в сторону приходят точно рассчитанные умелые движения, движения сильного человека. Так должно быть и с человечеством в целом. Не «покорять» и не просто «сохранять» - но развивать, улучшая. Созидая себя, созидать природу!

Человек как новая форма живого вещества, сам того не ведая, начал преобразование планеты как новая геологическая сила, лишь только выделился из царства животных. Человек охотился в первобытных лесах, использовал огонь. Палы и пожары заметно влияли на характер растительного покрова, на экосистемы, ландшафты. С возникновением скотоводства и земледелия изменялись почвы, природные воды, произошла перестройка климата планеты. Преобразование Земли человеком по своей интенсивности походило на взрыв - так стремительно побежало историческое время на планете. Человек с помощью техники стал господствовать в биосфере. Биосфера Земли превращается в техносферу: искусственные городские, промышленные, сельскохозяйственные ландшафты получают всепланетное распространение. Глобальность нынешних экологических проблем вобрала в себя локальные проблемы, происходившие и происходящие в различных пространственных и временных промежутках человеческой истории. Разум сделал человека могущественным, экологические проблемы возникли вопреки желанию человека, из - за недостатка мудрости.

Потребность в экологическом мышлении - это не только порождение сегодняшнего дня. Вся история человечества - это поиски ответа на вопросы «Как жить в гармонии с природой?»

Экологическое мышление- это и наш образ жизни, обуславливающий принципы нашего взаимодействия с природой. Оно определяет стиль нашей жизни: труда, быта, отдыха, межличностных взаимоотношений. Оно напрямую связано с возможностью реализации целей развития общества и каждой личности. Чтобы сохранить человечество и окружающую среду в будущем всем людям, живущим на Земле, необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими видами. Нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.

Современная общеобразовательная школа призвана, обучая, формировать и развивать экологическое мышление у будущих граждан нашей планеты. Наш быстро меняющийся современный мир сформировал новые требования к личности человека. Востребован человек конкурентоспособный, умеющий воплощать знания практически, быстро переобучаться, мобильно перестраиваясь с изменением окружающего мира.

Традиционно для формирования экологического мышления применяются следующие методы: экологические экспедиции, экологический туризм, слеты юных экологов,участие в детских городских праздниках, участие в городских фестивалях экологических агитбригад, в конкурсах детских рисунков и поделок «Сохраним живую планету» и др.

Однако все эти методы страдают одним недостатком - они поверхностны, быстро завершаются и не дают возможности обучающимся проникнуться глубиной экологических проблем. Более действенным средством является реализация инновационного образовательного проекта «Развитие творческих компетенций учащихся в проектной деятельности во внеурочное время».

В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предложенной президентом страны А.Медведевым отмечено - «Образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся…». Инновационность Проекта заключается в том, что предполагает развитие творческих компетентностей ученика в сфере его собственных интересов и по его собственному выбору в проектной деятельности во внеурочное время. Учащиеся получают возможность раскрыть свои возможности, самореализоваться, сориентироваться в окружающим их социуме. Центральная идея проекта заключается в формировании созидательной личности - самостоятельно добывающей и применяющей знания в новых условиях, генерирующей идеи и воплощающей их в жизнь, способной найти нестандартное решение в любой проблемной ситуации.

Основные принципы реализации проекта - принципы приоритетов, личностной ориентированности, индивидуальности, социализации.

Творческий потенциал учащиеся реализуют при осуществлении и разработке экологических проектов. Эта работа ориентируется на создание положительного образа и формирование престижа природоохранной деятельности, углубление экологических и природоохранных знаний учащихся, создание и распространение информации об охраняемых растениях и территориях, ее ресурсах, биологическом и ландшафтном разнообразии, истории и культуре края, тесно связанных с охраняемым природным наследием сведений. Разрабатывая экологические проекты учащиеся формируют активную гражданскую позицию на окружающий их социум, стремление жить в более благополучных жизненных условиях, настрой на возможности улучшения окружающей среды. Работа над проектом осуществляется в течении нескольких месяцев, а в ряде случаев и лет. Школьник глубоко изучает экологическую проблему, разрабатывает пути и способы ее разрешения, проникается идеей сохранения окружающей природы. Экологические проекты представляются общественности -школьники принимают участие в научно - практических конференциях, конкурсах, олимпиадах городского, регионального, всероссийского уровня, работы публикуются.

Школьники с экологическим мышлением - это будущее страны - предприниматели, депутаты, простые граждане. Формируется новая сила - сила экологической гуманности и разумности.

Ученый Б.Коммонер сформулировал экологические законы. Один из них гласит - «Количественные изменения переходят в качественные». Чем больше будет экологически грамотных, творческих людей, тем быстрее начнется переход к гармоничному сосуществованию Человека и Природы.


© 2010-2022