• Преподавателю
  • Биология
  • Исследовательский проект «Мониторинг физического развития школьников на примере учащихся 9 – 11 классов МОУ Софьинской сош»

Исследовательский проект «Мониторинг физического развития школьников на примере учащихся 9 – 11 классов МОУ Софьинской сош»

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Софьинская средняя общеобразовательная школа


ПРОЕКТ:


«Мониторинг физического развития

школьников на примере

учащихся 9 - 11 классов

МОУ Софьинской сош»

Автор Робенкова Юлия, ученица 11 класса;


Руководитель Л.Л. Лебедева, учитель биологии.


2008-2009 учебный год

Оглавление.

I. Введение.

1) Физическое развитие учащихся - основа их здоровья.

2) Цели и задачи данного исследования.

3) Объекты и методы исследования.

II. Основная часть.

1) Изучение показателей физического развития школьников:

а) измерение длины тела (роста);

б) определение массы тела;

в) измерение окружности грудной клетки (ОГК);

г) обработка результатов и выводы.

2) Оценка антропометрических данных учащихся:

а) экскурсия грудной клетки (ЭГК);

б) индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана);

в) индекс крепости телосложения (индекс Пинье);

г) вычисление индекса гармоничности морфологического развития (метод ИГМР) учащихся;

д) обработка результатов и выводы.

3) Самооценка учащимися текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.

4) Общие выводы проведённых исследований.

III. Заключение.

Предложения для дальнейшего гармоничного физического развития наших школьников.

IV. Литература.

V. Приложения.


«Человек - он ведь тоже ПРИРОДА.

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нем времени года,

И особый в нем музыки ход»

С. Островой


I. 1) Физическое развитие учащихся - основа их здоровья.

Здоровье - одно из несомненных ценностей человека. Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями при оценке благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.

За последние годы у 70 - 80 % детей, поступающих в первый класс, отмечаются различные отклонения в состоянии органов, в том числе хронические заболевания. Значительное место в имеющейся патологии занимают различные нарушения нервно-психической сферы, выявляющиеся у каждого четвертого-пятого первоклассника. До 30 % детей имеют речевые нарушения, до 40 % - хронические заболевания верхних дыхательных путей. Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и режиму массовой общеобразовательной школы, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья. За период обучения с первого по одиннадцатый класс число здоровых учащихся снижается в четыре-пять раз. В 2006-2007 гг. в нашей школе обучались 261 учеников (приложение № 1), из них первую группу здоровья (здоровые) имели 172 детей (69%), в 2007-2008 гг. - 137 детей (51 %) были здоровы из 268 учеников школы, а в этом учебном году из 244 учеников первую группу здоровья имеют 103 ученика (42 %). Ухудшение состояния здоровья происходит главным образом за счет снижения показателей физического развития, а именно за счет увеличения числа учащихся с дисгармоническим физическим развитием, т. е. дефицитом массы тела или ожирением. Физическое развитие - процесс изменения морфологических и функциональных признаков, присущих данному человеку, формирующихся под влиянием наследственности (генотип) и экологической среды (фенотип). Человечество в своем эволюционном развитии всегда было ориентированно на физические нагрузки. Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что невозможно быть здоровым без занятий физической культурой. Древнегреческий философ Платон называл движение целительной частью медицины; по словам русского врача П.Ф. Лесгафта, то, что не упражняется, умирает, а великий русский физиолог И.М. Сеченов утверждал, что «все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению»1.

«Максимум комфорта, минимум движений!» - это лозунг людей, наивно полагающих, что, оберегая себя от лишнего шага и любого движения, они тем самым сберегают свое здоровье. Еще в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведет к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности (приложение № 2). Все это происходит вследствие нарушения обмена веществ. Уменьшение энергетического обмена, связанное с изменением интенсивности распада и окисления органических веществ, приводит к нарушению биосинтеза, а также к изменению кальциевого обмена в организме. Вследствие этого в костях происходят глубокие изменения. Кости начинают терять кальций и это приводит к тому, что кость делается рыхлой, менее прочной. Кальций попадает в кровь, оседает на стенках кровеносных сосудов, они склерозируются, т. е. пропитываются кальцием, теряют эластичность и делаются ломкими. Способность крови к свертыванию резко возрастает. Возникает угроза образования кровяных сгустков (тромбов) в сосудах. Содержание большого количества кальция в крови способствует образованию камней в почках. Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность __________________

1 Сеченов И.М. Избранные произведения. - М., 1952. - с. 124.


энергетического обмена, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечной мышцах.

Многие молодые люди ощущают душевный дискомфорт из-за своего физического нездоровья или телесного несовершенства, подчас не догадываясь, что это дело вполне поправимое, так как физическое здоровье и физическая привлекательность тесно связаны друг с другом. Не следует ставить перед собой нереальные задачи - значительно подрасти, полностью изменить свою фигуру. Достаточно реализовать возможности, заложенные в организме природой. После выполнения определенных измерений и вычислений по общим формулам, сравнив полученные цифры со среднестатистическими, можно получить общее представление о гармоничности своего телосложения.

К показателям состояния здоровья человека относятся: 1) объективные - морфологические: рост, масса тела; 2) функциональные: частота сердечных сокращений (ЧСС), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота дыхания (ЧД), мышечная сила, температура тела; 3) субъективные - самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение.

Данные о физическом развитии и здоровье детей необходимы родителям и педагогам для правильного построения учебно-воспитательной работы, обеспечения рационального режима дня, предупреждения заболеваний детей. Систематические антропометрические измерения позволяют своевременно выявлять нарушения физического развития, которые являются ранними признаками заболеваний или свидетельствуют о нарушении режима, установленного порядка жизни.

2) В этой связи была определена цель нашей работы:

научиться оценивать показатели физического развития, с помощью измерений и формул рассчитывать физическое развитие, на примере учащихся школы.

В работе были поставлены следующие задачи:

1) изучить состояние физического здоровья учащихся;

2) проанализировать состояние физического развития учащихся по результатам анализа объективных и субъективных показателей;

3) разработать по результатам наших исследований предложения для дальнейшего гармоничного физического развития наших школьников.

4. Ознакомить с нашими исследованиями учащихся, их родителей и наших педагогов для дальнейшего формирования навыков здорового образа жизни учащихся нашей школы.

3)Объекты и методы исследования

Объектом исследования были учащиеся:

  • в 2006 - 2007 учебном году - 7 - 9 классов;

  • в 2007 - 2008 учебном году - 8 - 10 классов;

  • в 2008 - 2009 учебном году - 9 - 11 классов.


Методы исследования

  • Метод индексов:

  1. весо-ростовой индекс (индекс Кетле);

  2. индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана);

  3. индекс крепости телосложения (индекс Пинье);

  4. индекс гармоничности морфологического развития учащихся (метод ИГМР).

Метод индексов применяется для ориентировочной оценки антропометрических данных1. Индексы представляют собой определенное арифметическое соотношение двух-трех показателей физического развития, принимаемое за норму.


  • Самооценка состояния здоровья учащихся по результатам анализа объективных и субъективных показателей.

В качестве критериев оценки физического развития учащихся использованы методики, рекомендуемые Министерством здравоохранения Российской Федерации2.

_________________________________

1См.: Л.И. Губарева. Экология человека, с. 53 - 54.

2См.: Приложение № 4 к приказу Минздрава Р.Ф. и Министерства образования от 30.06.92 г.

I I. 1) Изучение показателей физического развития школьников.

Определили показатели длины тела, массы тела и окружности грудной клетки (ОГК) для учащихся 9 - 11 классов 2008 - 2009 учебного года:

а) измерение длины тела (роста) производилось в медицинском кабинете школы при помощи ростометра. Измерения проводились в первой половине дня, без верхней одежды и обуви. Учащиеся работали в парах. При измерении длины тела обследуемый должен стоять на платформе ростометра, выпрямившись, слегка выпятив грудь и втянув живот, руки по швам, пятки вместе, носки врозь, касаясь вертикальной стойки ростометра пятками, ягодицами, межлопаточной областью, а голову держать так, чтобы верхний край уха и нижний край глазницы находились на одном уровне. Скользящую планку опускают до соприкосновения с верхней точкой головы, не оказывая давления;

б) определение массы тела производилось путем взвешивания учащихся на медицинских

весах, которые перед началом взвешивания были отрегулированы. При взвешивании учащегося просили аккуратно вставать на середину площадки весов при закрытом замке коромысла. Далее замок открывался, и передвижением сначала большой гири, а затем маленькой гирьки устанавливалась масса тела;

в) измерение окружности грудной клетки (ОГК) производилось при максимальном вдохе, максимальном выдохе и при спокойном дыхании с помощью сантиметровой ленты. Лента располагается сзади под углом лопатки, спереди - по нижнему краю околососковых кружков. У девочек лента спереди проводилась на уровне края четвертого ребра. Разность в окружности грудной клетки при максимальном вдохе и максимальном выдохе составила экскурсию грудной клетки. Учащиеся работали в паре.

Из медицинских карт учащихся 9 - 11 классов были выписаны показатели длины тела и массы тела, которые были у этих учащихся, когда они учились в 1 и 4 (5) классах. Все полученные данные мы занесли в таблицу и вычислили по ним индекс Кетле (приложение № 3);

г) обработка результатов и выводы: вычисление индекса Кетле производилось на основе полученных результатов. Учащиеся вычислили индекс Кетле по формуле: массу (кг) разделили на квадрат роста (м). Полученный индекс Кетле учащиеся сравнили с данными, представленными в приложении № 41.Верхняя граница нормы, то есть величина, с которой

масса считается избыточной, определяется путем прибавления к должной величине двух единиц, что составляет 10 % от приведенных возрастно-половых норм. Снижение свидетельствует о дефиците массы тела. Индекс Кетле характеризует гармоничность физического развития и телосложения.

Исходя, из полученных данных можно сделать следующие выводы

(приложение № 5):

1) учащиеся 1993 и 1994 года рождения.

1) при обучении в 1классе из 16 учащихся с нормальной массой тела было - 9 учеников(56 %), с избыточной массой тела - 3 ученика (19 %), а с дефицитом массы тела - 4 ученика (25 %);

2) когда учащиеся обучались в 5классе, то из 16 учащихся с нормальной массой тела было - 7 учеников (43 %), с избыточной массой тела - 6 учеников (38 %), а с дефицитом массы тела - 3 ученика (19 %);

3) в 9 классе из 16 учащихся с нормальной массой тела было - 8 учеников (50 %), с избыточной массой тела - 3 ученика (19 %), а с дефицитом массы - 5 учеников (31 %).

2) учащиеся 1992 и 1993 года рождения:

1) при обучении в 1классе из 15 учащихся с нормальной массой тела было - 7 учеников (46%), с избыточной массой тела - 3 ученика (20 %), а с дефицитом массы тела - 5 учеников (34 %);

2) когда учащиеся обучались в 4 классе, то из 15 учащихся с нормальной массой тела было - 3 ученика (20 %), с избыточной массой тела - 7 учеников (46 %), а с дефицитом массы тела - 5 учеников (34 %);

3) в 10 классе из 16 учащихся с нормальной массой тела было - 7 учеников (46 %), с избыточной массой тела - 4 ученика (27 %), а с дефицитом массы - 4 ученика (27 %).

___________________________________________

1См.: О.Е. Аверчикова. Биология, с. 154.

3) учащиеся 1991 и 1992 года рождения:

1) при обучении в 1классе из 15 учащихся с нормальной массой тела было - 4 ученика (27 %), с избыточной массой тела - 5 учеников (34 %), а с дефицитом массы тела - 6 учеников (39 %);

2) когда учащиеся обучались в 5 классе, то из 15 учащихся с нормальной массой тела было - 8 учеников (53 %), с избыточной массой тела - 2 ученика (13 %), а с дефицитом массы тела - 5 учеников (34 %);

3) в 11 классе из 15 учащихся с нормальной массой тела было - 3 ученика (20 %), с избыточной массой тела - 11 учеников (73 %), а с дефицитом массы - 1 ученик (7 %).

2) Оценка полученных антропометрических данных учащихся:

используя показатели, полученные при измерении окружности грудной клетки у учащихся

9 - 11 классов мы произвели оценку их антропометрических данных:

а) определили экскурсию грудной клетки (ЭГК) - это разность в окружности грудной клетки при максимальном вдохе и максимальном выдохе; в норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в состоянии глубокого выдоха равна 6 - 9 см;

б) вычислили индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана) - он равен разности: ОГК в покое (см) минус рост (см), деленной на 2; он составляет 5,8 см для юношей и 3, 3 см для девушек, если индекс равен или превышает названные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки; если он ниже указанных величин или имеет отрицательное значение, это свидетельствует об узкогрудии;

в) вычислили индекс крепости телосложения (индекс Пинье) - он выражает разность между ростом стоя и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе: Х = Р - (М + О), где Х - индекс, Р - рост стоя в см, М - масса тела в кг, О - окружность грудной клетки в фазе выдоха в см. Чем меньше разность, тем выше показатель физического развития, крепости телосложения (при отсутствии избыточных жировых отложений). Индекс меньше 10 - телосложение крепкое, от 10 до 20 - хорошее, от 21 до 25 - среднее, от 26 до 35 - слабое, более 36 - очень слабое. Полученные результаты занесли в таблицу (приложение № 6).

г) Вычисление индекса гармоничности морфологического развития (метод ИГМР).

Имея данные окружности грудной клетки, роста и массу тела исследуемых учащихся мы определили по формуле индекс гармоничности их морфологического развития:

ИГМР = (L - Р) * L / К * 2 Т,

Где L - длина тела (рост) в см; Р - масса тела в кг; К - коэффициент развития, который находится по таблице (приложение № 4); Т - окружность грудной клетки. Нормальный показатель составляет от 90 до 100; показатель ИГМР снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки и повышается с увеличением длины тела. Полученные результаты занесли в таблицу (приложение № 7).

д) Обработка результатов и выводы.

Исходя, из полученных данных можно сделать следующие выводы:

1) учащиеся 1993 и 1994 года рождения:

  • в 9 классе из 16 учащихся нормальная величина экскурсии грудной клетки (ЭГК) была у 10 учеников (63 %), а ниже нормальной величины у 6 учеников (37 %);

  • индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана) соответствующий хорошему развитию грудной клетки был у 8 (50%) учеников, индекс, указывающий на узкогрудие у 8 (50%) учеников;

  • при вычислении индекса крепости телосложения (индекс Пинье) получили следующие данные о физическом развитии и крепости телосложения учащихся: а) телосложение крепкое - 1 (6 %) ученик; б) телосложение хорошее - 2 (12%) ученика; в) телосложение среднее - 3 (19 %) ученика; г) телосложение слабое - 7 (44 %) учеников;

д) телосложение очень слабое - 3 (19 %) ученика;

  • индекс гармоничности морфологического развития (ИГМР) в норме у 8 учеников; повышен у 5 учеников; снижен у 3 учеников.

2) учащиеся 1992 и 1993 года рождения:

  • в 10 классе из 15 учащихся нормальная величина экскурсии грудной клетки (ЭГК) была у 9 учеников (60 %), а ниже нормальной величины у 6 учеников (40 %);

  • индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана) соответствующий хорошему развитию грудной клетки был у 8 (54%) учеников, индекс, указывающий на узкогрудие у 7 (46%) учеников;

  • при вычислении индекса крепости телосложения (индекс Пинье) получили следующие данные о физическом развитии и крепости телосложения учащихся: а) телосложение крепкое - нет; б) телосложение хорошее - 6 учеников (40 %); в) телосложение среднее - 3 ученика (20 %); г) телосложение слабое - 6 учеников (40 %); д) телосложение очень слабое - нет;

  • индекс гармоничности морфологического развития (ИГМР) в норме у 6 учеников; повышен у 4 учеников; снижен у 5 учеников.

3) учащиеся 1991 и 1992 года рождения:

  • в 11 классе из 15 учащихся нормальная величина экскурсии грудной клетки (ЭГК) была у 7 учеников (47 %), выше нормальной величины у 2 учеников (13 %), а ниже нормальной величины у 6 учеников (40 %);

  • индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана) соответствующий хорошему развитию грудной клетки был у 14 учеников (93 %), индекс, указывающий на узкогрудие у 1 (ученика 7 %);

  • при вычислении индекса крепости телосложения (индекс Пинье) получили следующие данные о физическом развитии и крепости телосложения учащихся: а) телосложение крепкое - 4 ученика (27 %); б) телосложение хорошее - 9 учеников (60 %); в) телосложение среднее - 2 ученика (13 %); г) телосложение слабое - нет; д) телосложение очень слабое - нет;

  • индекс гармоничности морфологического развития (ИГМР) в норме у 5 учеников; снижен у 10 учеников.

3. Самооценка текущего состояния здоровья учащихся по результатам анализа объективных и субъективных показателей

Чтобы определить уровень здоровья учащихся были проведены следующие практические работы:

1. Определение функциональной жизнедеятельности организма по состоянию кожных покровов и их образований:

а) рассмотрите кожу и оцените ее состояние:

  • упругая, эластичная, розового цвета, + 1 балл;

  • красная, имеет сальный вид или сухая, шероховатая. На коже часто появляются покраснения, сыпь, прыщики, - 1 балл.

  • б) рассмотрите ногти.

Здоровые ногти имеют выпуклую форму, гладкую блестящую поверхность и розовую окраску. Оцените их состояние ( + 1 балл или - 1 балл).

в) рассмотрите волосы. Здоровые волосы мягкие, эластичные, имеют естественный блеск и украшают человека. Оцените их состояние:

  • мягкие, эластичные, с естественным блеском, + 1 балл;

  • ломкие, жесткие; наблюдается сечение и выпадение волос, - 1 балл.

Выпадение волос и ломкость ногтей - это звонок при сбоях в работе щитовидной железы.

2. Оцените свое самочувствия: вы бодры, у вас много сил и вы деятельны, + 1 балл;

вы испытываете усталость, у вас выраженная слабость, - 1 балл.

3. Определите работоспособность организма:

а) оцените умственную работоспособность. Если:

  • при выполнении домашнего задания вы легко можете сосредоточиться, не отвлекаетесь на посторонние раздражители + 1 балл;

  • вы с трудом заставляете себя сделать домашнее задание, отвлекаетесь, не можете собраться с мыслями, - 1 балл;

б) определите физическую работоспособность организма:

Для этого в среднем темпе и без остановки учащиеся поднимались по школьным лестницам (что соответствовало подъему на 5 этаж типового жилого дома):

  • отсутствие одышки, + 1 балл; одышка, - 1 балл.

4. Оценка сна.

Если сразу, после того как вы легли спать:

  • наступает сон, крепкий, дающий на следующий день ощущение бодрости, + 1 балл;

  • длительное засыпание, раннее пробуждение или пробуждение среди ночи, - 1 балл.

5. Оценка настроения:

  • если вы жизнерадостны, увлечены какой-то деятельностью, в любой жизненной ситуации надеетесь на лучшее, + 1 балл; если часто испытываете отчаяние, скуку, печаль, страх в тяжелых жизненных ситуациях, - 1 балла.

6. Оценка аппетита:

  • наличие хорошего аппетита, + 1 балл; отсутствие аппетита, - 1 балл.

7. Оценка иммунитета:

  • если вы болеете редко, переносите заболевание без осложнений, быстро выздоравливаете, можете устоять перед болезнью даже во время массовых эпидемий,

+ 1 балл;если болеете два раза в год и более, подвержены простудным заболеваниям, при малейших изменениях погоды, процесс выздоровления длительный, - 1 балл.

8. Оценка адаптивных возможностей:

  • если вы легко переносите поездки в любом виде транспорта, ваш организм быстро и легко приспосабливается к изменениям условий окружающей среды, + 1 балл;

  • если при изменении погоды, вы чувствуете себя разбитым, ощущаете сонливость, головную боль, плохо переносите поездки, - 1 балл.

9. Определение массы тела.

Используем для этого индекс Кетле, который вычислили при изучении антропометрических данных учащихся.Если ваша масса соответствует индексу гармоничности в таблице результатов (приложение № 4), + 1 балл, если нет, - 1 балл.

Полученные результаты занесли в таблицу (приложение № 8).

Оценка полученных показателей:


  • сумма от + 10 до + 12 показывает высокий уровень здоровья;

  • сумма от + 6 до + 9 показывает средний уровень здоровья;

  • сумма менее + 6 показывает низкий уровень здоровья.

Определяем долю детей в классе с высоким, средним и низким уровнями здоровья (приложение № 9).

Исходя, из полученных данных можно сделать следующие выводы:

- в 9 классе высокий уровень здоровья имеют лишь 2 ученика: один мальчик и одна девочка; средний уровень здоровья имеют 9 учеников: 6 девочек и 3 мальчика; низкий уровень здоровья имеют 5 учеников: 3 девочки и 2 мальчика;

- в 10 классе высокий уровень здоровья имеют лишь 3 ученика: два мальчика и одна девочка; средний уровень здоровья имеют 8 учеников: 5 девочек и 3 мальчика; низкий уровень здоровья имеют 4 ученика: 2 девочки и 2 мальчика;

- в 11 классе высокий уровень здоровья имеет лишь 1 девушка; средний уровень здоровья имеют 8 учеников: 4 девушки и 3 юношей; низкий уровень здоровья имеют 6 учеников: 5 девушек и 1 юноша.

4) Общие выводы.

I. По полученным показателям физического развития школьников 2008-2009 учебного года:

1) показатели массы тела учащихся с 1 по 9 - 11 классы:

из 46 учащихся 9 - 11 классов нормальная масса тела у 18 учеников; дефицит массы у 10 учеников, а избыточную массу тела имеет 18 учеников;

- у учеников 1993-1994 г.р. с 1 по 9 класс снизилось число учащихся с нормальной массой тела на 6 %, доля учащихся с дефицитом массы тела увеличилось тоже на 6 %, а доля учащихся с избыточной массой тела не изменилась и составила 19 %;

- у учеников 1992 и 1993 г. р. с 1 по 10 класс доля учащихся с нормальной массой тела не изменилась и составила 46 %, доля учащихся с дефицитом массы тела снизилась на 7 %, а доля учащихся с избыточной массой тела повысилась на 7 %;

- у учащихся 1991 - 1992 г. р. с 1 по11 класс доля учащихся с нормальной массой тела снизилась на 7 %, доля учащихся с дефицитом массы тела снизилась на 32 %, а доля учащихся с избыточной массой тела повысилась на 39 %.

Следовательно, за период обучения с первого по десятый - одиннадцатый классы увеличивается число учащихся с избыточной массой тела с 7 - 34 до 27 - 73 %.

2) показатели антропометрических измерений и расчетов:

а) из 46 учащихся 9 - 11 классов нормальную величину экскурсии грудной клетки (ЭГК) имеют 26 учеников; ЭКГ выше нормальной величины у 2 учеников, а ЭКГ ниже нормальной величины у 18 учеников;

б) из 46 учащихся 9 - 11 классов хорошее развитие грудной клетки выявлено у 30 учеников; а узкогрудие обнаружено у 16 учеников;

в) из 46 учащихся 9 - 11 классов крепкое телосложение имеют 5 учеников; хорошее телосложение у 17 учеников; среднее телосложение у 8 учеников; телосложение слабое у 17 учеников; а очень слабое у 3 учеников;

г) из 46 учащихся 9 - 11 классов индекс гармоничности развития (ИГМР) в норме у 19 учеников; ИГМР повышен у 14 учеников, что указывает на увеличение длины их тела; ИГМР снижен у 18 учащихся, что указывает на увеличение массы их тела и окружности грудной клетки.

II. По показателям уровня здоровья учащихся (приложение № 10):

- из 46 учащихся 9 - 11 классов высокий уровень здоровья имеют 6 учеников; средний уровень здоровья у 25 учеников, а низкий уровень здоровья у 18 учеников.

Основываясь на проведенных исследованиях, мы оцениваем физическое развитие учащихся 9 класса, как среднее; 10 и 11 классов, как дисгармоническое.

Основными причинами этого можно считать:

- не соблюдение режима дня;

- нерациональный режим питания учащихся1;

- недостаточная двигательная активность;

Также к причинам, оказывающим наиболее выраженное отрицательное влияние на физическое развитие растущего организма, по мнению С.Д. Полякова2 нужно отнести и следующие:

- отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;

- нарушение гигиенических требований к учебной и трудовой деятельности;

- неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе.





____________________________________

1См.: Чудакова М., Робенкова Ю. Изучение режима питания учащихся Софьинской сош, с. 15.

2См.: Поляков С.Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников, с. 5.

III. Предложения для гармоничного физического развития школьников.

1. Нормальному росту и развитию организма ребенка способствуют физические нагрузки в разумных объемах, улучшающие кровообращение, снабжение органов и тканей кислородом и усиливающие обмен веществ, поэтому школьником необходимо:

- каждый день начинать с утренней зарядки;

- не уклоняться от занятий физической культуры в школе;

- ежедневно рационально проводить динамичные паузы во внеурочное время (подвижные игры, плавание, катание на лыжах и коньках и т. д.);

- правильно выбрать вид спорта и систематически им заниматься.

2. Рацион питания школьника должен отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать постоянство массы тела и соответствовать возрастным нормам ученика данного телосложения;

- покрывать все энергетические траты, включая необходимые виды деятельности;

- обеспечивать нормальную работу органов пищеварения, содержать все необходимые питательные вещества в нужном ассортименте;

- правильно сочетать высококалорийные и низкокалорийные продукты.

3. Несоблюдение режима дня подростком приводит к серьезным отклонениям от нормы его здоровья, нарушению функций различных систем органов, отставанию в физическом развитии, поэтому правильно организованный режим дня - основа здорового образа жизни. Он должен определяться рациональным чередованием различных видов деятельности и отдыха; способствовать длительному сохранению работоспособности подростка в течение дня.

4. Родителям и педагогам обеспечивать максимальную заинтересованность учащихся занятиями спортом путем предоставления им возможностей самостоятельного выбора форм физической активности.

5. Организовывать в школе систематически не только спортивные соревнования между классами, но и спортивные праздники, фестивали и т. д.

6. Воспитание у учащихся самостоятельности и ответственности за свое здоровье путем их привлечения к планированию, организации и проведению спортивных мероприятий в школе.

7. Проводить систематические антропометрические измерения учащихся 1 - 11 классов с заполнением информационной карты (приложение № 11) для родителей и классных руководителей, чтобы своевременно выявлять нарушения физического развития учащихся, которые являются ранними признаками заболеваний или свидетельствуют о нарушении режима, установленного порядка жизни.

8. Родители и педагоги школы постоянно должны оказывать интеллектуальную и психологическую поддержку детям и подросткам в соблюдении правильного режима дня, так как привычка соблюдать правильный режим дня не складывается сама по себе и требует много знаний и волевых усилий.

9. С целью снижения утомления, повышения физического здоровья и познавательной потребности детей и подростков учебный процесс в школе должен осуществляться при определенном чередовании различных видов деятельности:

- определенная продолжительность различных видов деятельности (учебы, игры и т. д.), их регулярность и рациональное чередование;

- достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

- регулярное питание.

Здоровье не существует само по себе и не является раз и навсегда данным и неизменным. Оно постоянно нуждается в тщательной заботе. Простая истина о необходимости укрепления здоровья смолоду трудно признается и усваивается, ей не придают особого значения. Поэтому с детских лет правилом должен стать режим самоограничения и функциональных нагрузок. Став нормой, он дает человеку много радостей на протяжении его долгой жизни.


IV. Л и т е р а т у р а


1. В. В. Балабанова, Т. А. Максимцева. Биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград. Издательство " Учитель ", 2001 г.

2. Б. И. Тешкин. Школьная гигиена. - М.: "Просвещение", 1996 г.

3. Л. И. Губарева, О. М. Мизирева, Т. М. Чурилова. Экология человека. - М. : " Владос " 2005 г.

4 С. В. Дендебер, О. В Ключникова, Т. В. Иванникова и др. Электив - 9 : «Физика, Химия, Биология». - М. : ООО " 5 за знания " ,2005 г.

5. Л. П. Анастасова, В. С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. Формирование здорового образа жизни подростков. - М.: " Вентана - Граф ", 2006 г.

6. О. Е. Аверчинкова. Биология. Элективные курсы 9-11 классы. - М.: «Айрис Пресс ",

2007 г.

7. М. З. Фёдорова, В. С. Кучменко, Т. П. Лукина. Экология человека - культура здоровья. - М.: " Вентана - Граф " ,2004 г.

8. Н.А. Агаджанян, В.И. Торшин, Экология человека. Избранные лекции. - М.: 1994 г.

9. Окружающая среда и здоровье человека. - М.: 1979 г.

10. Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. Здоровый образ жизни и его составляющие. - М.: Академия, 2007 г.

11. Т.И. Алексеева. Географическая среда и биология человека. - М.: 1977 г.

12. В.И. Демченко, А.В. Лукьянов, С.К. Кудренко. Справочник врача детского оздоровительного лагеря. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008 г.

13. Н.А. Сауров, В.К. Балябин, А.Д. Тиселько. Стандарты физического развития школьников г. Ульяновска: пособие для медицинских работников, преподавателей физической культуры, тренеров. Ульяновск, 1994 г.

14. Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. Основы индивидуального здоровья человека.

М.: «Владос», 2000 г.

15. Г.Н. Сердюковская. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников. М., 1995 г.

16. С.М. Громбах. Актуальные вопросы изучения состояния здоровья детей и подростков. М., 1981 г.




V. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Данные о группах здоровья учащихся 1-11 классов2006 - 2007 учебного года


Класс

Число учащихся

Группы здоровья

Физкультурные группы

I

II

III

Основная

Подготовительная

Специальная

1 «А»

15

10

4

1

10

4

1

1 «Б»

15

6

9

-

9

5

1

2 «А»

16

11

3

2

11

5

-

2 «Б»

15

10

4

1

11

4

-

3 «А»

18

9

8

1

12

6

-

3 «Б»

16

11

4

1

13

3

-

4

17

8

7

2

11

4

2

5

20

11

5

3

12

7

1

6

21

11

8

3

13

8

-

7

20

10

7

3

14

6

-

8 «А»

17

12

3

2

13

4

-

8 «Б»

15

11

2

2

12

3

-

9

16

9

4

3

11

5


10

17

10

4

3

12

5

-

11

23

12

8

3

15

8

-

Всего

261

151 (58 %)

80 (30 %)

30 (12 %)

179 (69 %)

77 (29 %)

5 (2 %)

Данные о медицинских и физкультурных группах учащихся 1-11 классов 2007 - 2008 гг.

Класс

Число учащихся

Группы здоровья

Физкультурные группы

I

II

III

Основная

Подготовительная

Специальная

1

20

11

7

2

19

1

-

2 «А»

20

10

9

1

19

-

1

2 «Б»

14

5

8

1

12

1

1

3 «А»

20

10

4

6

15

5

-

3 «Б»

15

10

4

1

14

1

-

4 «А»

17

7

8

2

15

2

-

4 «Б»

15

9

5

1

13

2

-

5

24

12

9

3

20

3

1

6

23

10

10

3

14

7

2

7

22

9

9

4

14

8

-

8

20

12

4

4

14

6

-

9 «А»

15

9

4

2

10

5

-

9 «Б»

14

8

5

2

10

4


10

16

7

6

3

12

4

-

11

13

8

3

2

10

3

-

Всего

268

137 (51 %)

95 (35 %)

36 (14 %)

211 (79 %)

52 (19 %)

5 (2 %)

Данные о медицинских и физкультурных группах учащихся 1-11 классов 2008-2009 гг.

Класс

Число учащихся

Группы здоровья

Физкультурные группы

I

II

III

Основная

Подготовительная

Специальная

1

22

13

7

2

19

3

-

2

20

10

8

2

19

1

-

3»А»

20

8

11

1

18

1

1

3 «Б»

12

3

8

1

10

1

1

4 «А»

18

8

4

6

13

5

-

4 «Б»

14

7

6

1

13

1

-

5 «А»

17

6

9

2

14

3

-

5 «Б»

14

7

5

2

11

3

-

6

20

7

10

3

15

4

1

7

21

7

10

4

10

9

2

8

20

6

9

5

11

9

-

9

16

8

5

3

10

6

-

10

15

8

4

3

11

4

-

11

15

5

6

4

10

5

-

Всего

244

103 (42 %)

102 (42 %)

39 (16 %)

184 (75 %)

55 (23 %)

5 (2 %)

Приложение № 2 Исследовательский проект «Мониторинг физического развития школьников на примере учащихся 9 – 11 классов МОУ Софьинской сош»
Приложение № 3

Полученные показатели физического развития школьников

Возраст

1993 и 1994 г.р.

Ф.И.О.

Длина тела, см

Масса тела, кг

Индекс Кетле

2000 г.

1 класс

2004 г.

5 класс

2008 г.

9 класс

2000 г.

1 класс

2004 г.

5 класс

2008 г.

9 класс

2000 г.

1 класс

2004 г.

5 класс

2008 г.

9 класс

15

Ангели Е.В.

118

142

165

15,400

30,000

49,700

11

15

18,4

14

Бородина.Т.В.

109

140

157

16,500

28,100

41,500

15

14,7

17,2

15

Виткалов С.Ю.

117

144

167

19,300

38,000

51,800

14,8

19

19,1

15

Волова А.С.

119

142

158

15,200

29,600

46,300

10,8

14,8

19,2

15

Деркач К.Г.

126

155

169

21,000

46,400

58,200

14

19,3

20,7

15

Кашков

116

148

164

19,500

40,000

49,800

15

18

18,8

14

Корягина Д.Д.

125

149

160

24,500

48,000

59,800

16

22

24

15

Кузьмина Е.М.

121

153

162

22,500

46,000

52,100

16

20

21

15

Лахтикова Е.С.

127

149

159

26,700

40,000

47,000

16,6

20

18,8

15

Лазарева М.А.

132

154

164

30,000

41,000

48,000

17,6

17,8

18,4

15

Мисакян Д.Г.

130

156

167

34,600

52,300

74,500

20,3

21,7

26,6

15

Маер Е.Л.

116

145

160

21,000

39,200

45,900

16,1

18,6

18,3

15

Попов А.И.

111

148

161

20,000

39,500

51,000

16,6

18

19,8

15

Озаренко Е.Н.

120

152

167

22,600

46,000

56,900

16,1

20

20,3

15

НикушинаН.В.

128

150

160

20,000

43,000

52,500

12,5

19,5

21

15

Харченко А.А.

122

154

183

28,000

62,400

98,500

20

27,1

29,8

Возраст

1992 и 1993

г р.

Ф.И.О.

Длина тела, см

Масса тела, кг

Индекс Кетле

1999 г.

1 класс

2002 г.

4 класс

2008 г.

10 класс

1999 г.

1 класс

2002 г.

4 класс

2008 г.

10

класс

1999 г.

1 класс

2002 г.

4 класс

2008 г.

10 класс

15

Ананьев К.Н.

120

134

167

22,000

27,900

59,100

15,7

15,5

21,8

16

Гусарова Д.В.

129

134

164

24,000

26,800

52,200

15

14,8

20

15

Денисов А.С.

127

144

169

28,300

36,700

63,900

17,6

18,3

23

15

Игнатин И.К.

119

139

170

21,200

29,600

60,600

15,1

15,5

21

16

Кашков А.А.

121

145

165

23,000

41,400

49,000

16,4

19,7

18,4

15

Крылова А.С.

119

140

166

21,800

45,500

54,900

15,5

24

20,3

16

Кузьмина В.И.

116

142

158

21,700

34,000

60,600

16,6

17

24,2

16

Первезенцев А.

132

150

186

34,500

48,000

76,000

20,2

21,8

22

16

Робенкова Ю.В

123

136

167

20,700

30,600

56,800

13,8

17

20,1

16

Рожнова А.П.

121

146

162

20,400

44,000

46,500

14,5

21

17,8

15

Темных Е.Д.

116

133

172

21,000

29,000

64,000

16,1

17

22

17

Трофимова П.

126

144

165

21,000

41,000

65,800

14

20,5

24

16

Чудакова М.А.

122

134

165

20,000

28,000

50,100

14,2

15,5

18,5

15

Шегушев З.Э.

134

152

172

32,000

46,000

66,200

17,7

20

23

16

Цырульник Г.

128

145

168

21,700

32,500

49,900

13,5

15,4

17,8

Возраст

1991 и 1992

г. р.

Ф.И.О.

Длина тела, см

Масса тела, кг

Индекс Кетле

1998 г.

1 класс

2002 г.

5 класс

2008 г.

11 класс

1998 г.

1 класс

2002 г.

5 класс

2008 г.

11 класс

1998 г.

1

класс

2002 г.

5 класс

2008 г.

11 класс

16

Амелина Н.В.

123

144

166

27,500

40,400

75,100

18,3

20,2

27,3

16

Боровик Н.В.

129

150

179

31,200

48,100

68,800

18,7

13,8

21

17

Горожанкина Л.С.

126

143

163

22,300

35,900

58,500

14,1

18

23

17

Донцова Н.Н.

120

142

166

19,200

34,000

60,200

13,3

17

22

17

Зайцева В.В.

116

139

157

20,000

36,100

48,300

15

19

19,3

16

Лазарев Е.А.

120

140

176

27,200

36,100

72,500

18,8

18,6

24

17

Мартыненко О.Н.

125

152

167

23,500

46,000

65,600

15

20

24

17

Морис М.Н.

128

149

165

24,800

45,500

79,400

15,5

20

29

16

Никулина А.В.

118

145

162

27,300

46,500

72,800

20

23

28

17

Никольский Н.С.

119

144

172

24,500

45,000

65,500

18

23

33

16

Панченко М.Д.

122

130

164

20,500

27,000

57,900

14

16

22

16

Скороход Т.А.

117

141

163

24,800

50,200

90,800

15

17

28

16

Чепцов Е.Н.

120

141

178

21,000

34,400

75,200

14,5

18

25

16

Чумичев Р.В.

121

140

175

22,000

36,000

68,200

14,6

18

22,7

17

Янковая О.О.

114

138

161

18,500

35,000

59,200

14

18

23

Приложение № 4


Возрастно-половые нормы для оценки массы тела


Возраст

( лет)

Массо-ростовой индекс Кетле


1

2

3

Дефицит массы

гармоничное


тучное


6 (обоего пола)

<13

15,0 - 17,0

>19

7 (обоего пола)

<13

15,0 - 17,0

>19

8 (обоего пола)

<13

15,0 - 17,0

>19

9 (обоего пола)

<14

16,0 - 18,0

>20

10 (обоего пола)

<14

16,0 - 18,0

>20

11 (обоего пола)

<15

17,0 - 19,0

>21

12 (обоего пола)

<16

18,0 - 20,0

>22

13 (обоего пола)

<17

19,0 - 21,0

>23

14 (обоего пола)

<17

19,0 - 21,0

>23

15 (юноши)

<17

19,0 - 21,0

>23

15 (девушки)

<18

20,0 - 22,0

>24

16 (юноши)

<18

20,0 - 22,0

>24

16 (девушки)

<19

21,0 - 23,0

>25

17 (юноши)

<19

21,0 - 23,0

>25

17 (девушки)

<20

22,0 - 24,0

>26

18 (юноши)

<19

21,0 - 23,0

>25

18 (девушки)

<20

22,0 - 24,0

>26


Коэффициент развития детей школьного возраста


Возраст, лет

Девочки


Мальчики

7

1,038

1,017

8

1,060

1,045

9

1,093

1,076

10

1,117

1,094

11

1,150

1,139

12

1,145

1,138

13

1,140

1,146

14

1,091

1,158

15

1,067

1,139

16

1,036

1,134

17

0,992

1,106



Показатель индекса гармоничности морфологического развития (ИГМР) снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки и повышается с увеличением длины тела.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Вычисленные показатели индекса Кетли

Учащиеся 1993-1994 года рождения


Исследовательский проект «Мониторинг физического развития школьников на примере учащихся 9 – 11 классов МОУ Софьинской сош»

Исследовательский проект «Мониторинг физического развития школьников на примере учащихся 9 – 11 классов МОУ Софьинской сош»

Учащиеся 1992-1993 года рождения

Учащиеся 1991-1992 года рождения

Исследовательский проект «Мониторинг физического развития школьников на примере учащихся 9 – 11 классов МОУ Софьинской сош»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Показатели индекса крепости телосложения (индекс Пинье)

учащиеся 1991 и 1992 года рождения

Возраст

Ф.И.О.

Обхват грудной клетки

Показатели физического развития

на вдохе

на выдохе

в состоянии

покоя

ЭКГ

индекс

Эрисмана

индекс

Пинье

16

Амелина Н.В.

102

90

98

12

15

1

16

Боровик Н.В.

103

93

98

10

8,5

17,2

17

Горожанкина Л.С.

94

88

90,5

6

9

16,2

17

Донцова Н.Н.

95

87

90

8

7

18,8

17

Зайцева В.В.

90

87

88

3

9,5

21,7

16

Лазарев Е.А.

99

92

95

7

7

11,1

17

Мартыненко О.Н.

92

85

88

7

4,5

16,4

17

Морис М.Н.

88

84

86

4

3,5

1,6

16

Никулина А.В.

89

82

85

7

4

7,2

17

Никольский Н.С.

95

90

93

5

7

16,5

16

Панченко М.Д.

92

87

88

5

6

19,1

16

Скороход Т.А.

103

99

101

4

19,5

- 26,8

16

Чепцов Е.Н.

107

100

102

7

13

2,8

16

Чумичев Р.В.

96

90

93

6

5,5

16,8

17

Янковая О.О.

87

82

84

5

3,5

19,8





Учащиеся 1993 и 1994 года рождения



Возраст

Ф.И.О.

Обхват грудной клетки


Показатели физического развития

на вдохе

на выдохе

в состоянии

покоя

ЭКГ

индекс

Эрисмана

индекс

Пинье

15

Ангели Е.В.

86

80

84

6

1,5

35,3

14

Бородина.Т.В.

82

77

80

5

1,5

38,5

15

Виткалов С.Ю.

89

83

85

6

1,5

32,2

15

Волова А.С.

85

81

84

4

5

30,7

15

Деркач К.Г.

93

86

89

7

4,5

24,8

15

Кашков Д.А.

89

83

86

6

4

32

14

Корягина Д.Д.

87

82

84

5

4

18,2

15

Кузьмина Е.М.

88

82

85

6

4

27,9

15

Лахтикова Е.С.

84

78

81

6

1,5

34

15

Лазарева М.А.

89

82

86

7

4

34

15

Мисакян Д.Г.

93

87

90

6

6,5

6,5

15

Маер Е.Л.

83

78

81

5

1

36,1

15

Попов А.И.

88

83

84

5

3,5

27

15

Озаренко Е.Н.

91

85

88

6

4,5

25,3

15

НикушинаН.В.

90

85

87

5

7

22,5

15

Харченко А.А.

105

99

102

6

10,5

-14,5



Учащиеся 1992 и 1993 года рождения




Возраст

Ф.И.О.

Обхват грудной клетки

Показатели физического развития

на вдохе

на выдохе

в состоянии

покоя

ЭКГ

индекс

Эрисмана

индекс

Пинье

15

Ананьев К.Н.

91

86

88

5

4,5

21,9

16

Гусарова Д.В.

92

86

90

6

8

25,8

15

Денисов А.С.

91

86

88

5

3,5

19,1

15

Игнатин И.К.

92

87

89

5

4

22,2

16

Кашков

90

84

87

6

4,5

31,2

15

Крылова А.С.

91

84

87

7

4

27,1

16

Кузьмина В.И.

90

84

86

6

7

14

16

Первезенцев А.А.

103

95

99

8

6

15

16

Робенкова Ю.В.

95

87

90

8

6,5

25,5

16

Рожнова А.П.

89

84

86

5

4

31,5

15

Темных Е.Д.

95

88

92

7

6

20

17

Трофимова П.Л.

90

84

87

6

4,5

16

16

Чудакова М.А.

87

81

84

6

1,5

33,9

15

Шегушев З.Э.

92

87

90

5

4

14,8

16

Цырульник Г.В.

88

83

86

5

2

35,1


















ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Показатели индекса гармоничности морфологического развития школьников

9 класс

Возраст

Ф.И.О.

Т

(окружность

грудной

клетки)

L

(длина

тела, см)

Р

(масса тела, кг)

К

(коэффициент

развития)

ИГМР

15

Ангели Е.В.

84

165

49,7

1,067

106

14

Бородина.Т.В.

80

157

41,5

1,091

104

15

Виткалов С.Ю.

85

167

51,8

1,139

99

15

Волова А.С.

84

158

46,3

1,067

98

15

Деркач К.Г.

89

169

58,2

1,067

99

15

Кашков Д.А.

86

164

49

1,139

96

14

Корягина Д.Д.

84

160

59,8

1,091

87

15

Кузьмина Е.М.

85

162

52,1

1,067

98

15

Лахтикова Е.С.

81

159

47,0

1,067

103

15

Лазарева М.А.

86

164

48,0

1,067

103

15

Мисакян Д.Г.

90

168

74,5

1,139

77

15

Маер Е.Л.

81

160

45,9

1,067

105

15

Попов А.И.

84

161

51,0

1,139

93

15

Озаренко Е.Н.

88

167

56,9

1,139

92

15

НикушинаН.В.

87

160

52,5

1,067

93

15

Харченко А.А.

102

183

98,51

1,139

67

10 класс

Возраст

Ф.И.О.

Т

(окружность

грудной

клетки)

L

(длина

тела, см)

Р

(масса тела, кг)

К

(коэффициент

развития)

ИГМР

15

Ананьев К.Н.

88

167

59,1

1,139

90

16

Гусарова Д.В.

90

164

52,2

1,036

98

15

Денисов А.С.

88

169

63,9

1,139

89

15

Игнатин И.К.

89

170

60,0

1,139

92

16

Кашков

87

165

49,1

1,134

96

15

Крылова А.С.

87

166

54,9

1,067

99

16

Кузьмина В.И.

86

158

60,6

1,036

86

16

Первезенцев А.А.

99

186

76,0

1,134

86

16

Робенкова Ю.В.

90

167

54,5

1,036

101

16

Рожнова А.П.

86

162

46,5

1,036

105

15

Темных Е.Д.

92

172

64,0

1,139

89

17

Трофимова П.Л.

87

165

65,0

0,992

96

16

Чудакова М.А.

84

165

50,1

1,036

109

15

Шегушев З.Э.

90

172

66,2

1,139

89

16

Цырульник Г.В.

86

168

49,9

1,036

111

11 класс

Возраст

Ф.И.О.

Т

(окружность

грудной

клетки)

L

(длина

тела, см)

Р

(масса тела, кг)

К

(коэффициент

развития)

ИГМР

16

Амелина Н.В.

98

166

75,1

1,036

74

16

Боровик Н.В.

98

179

68,8

1,134

89

17

Горожанкина Л.С.

90,5

163

58,5

0,992

95

17

Донцова Н.Н.

90

166

60,2

0,992

98

17

Зайцева В.В.

88

157

48,3

0,992

86

16

Лазарев Е.А.

95

176

72,9

1,134

84

17

Мартыненко О.Н.

88

167

65,6

0,992

97

17

Морис М.Н.

86

165

79,4

0,992

82

16

Никулина А.В.

85

162

72,8

1,036

87

17

Никольский Н.С.

93

172

65,5

1,106

89

16

Панченко М.Д.

88

164

57,9

1,036

95

16

Скороход Т.А.

101

163

90,8

1,036

56

16

Чепцов Е.Н.

102

178

75,2

1,134

79

16

Чумичев Р.В.

93

175

68,2

1,134

89

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8


Показатели самооценки текущего состояния здоровья учащихся по результатам анализа объективных и субъективных показателей

Учащиеся 1991 и 1992 г. р.


Класс

Пол

БАЛЛЫ

Состояние

Само-

чувствие

Работоспо-

собность:

умственная/

физическая

Сон

Настро-

ение

Аппе-

тит

Сос-

тояние

имму-

нитета

Адапти-

вные

возмо-

жности

Масса

тела

Итого

кожи

ногтей

волос

11

класс

жен.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1/- 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

4

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

- 1

7

+ 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1/+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

8

+ 1

- 1

+ 1

- 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1

- 1

4

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1

- 1

- 1

4

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

- 1/+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

8

+ 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1/- 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

4

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

12

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

- 1

8

- 1

- 1

+ 1

+ 1

- 1/+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

4

11

класс

муж.

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1/- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

8

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1

- 1

6

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1/- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

6

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1

- 1

8

- 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

- 1

4


учащиеся 1992 и 1993 г. р.


Класс

Пол

БАЛЛЫ

Состояние

Само-

чувствие

Работоспо-

собность:

умственная/

физическая

Сон

Настро-

ение

Аппе-

тит

Сос-

тояние

имму-

нитета

Адапти-

вные

возмо-

жности

Масса

тела

Итого

кожи

ногтей

волос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

10

класс

жен.

- 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1/+ 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

6

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

10

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

- 1

6

- 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

8

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1/- 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

4

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1/- 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

6

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

6

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

- 1/+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

4


10

класс

муж.

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1/- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

6

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1/+ 1

- 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

4

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

8

+ 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1/+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

6

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

10

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

10

- 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1/- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

4











учащиеся 1993 и 1994 г.р.


Класс

Пол

БАЛЛЫ

Состояние

Само-

чувствие

Работоспо-

собность:

умственная/

физическая

Сон

Настро-

ение

Аппе-

тит

Сос-

тояние

имму-

нитета

Адапти-

вные

возмо-

жности

Масса

тела

Итого

кожи

ногтей

волос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

9

класс

жен.

+ 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1/- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

6

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

- 1

+ 1

- 1

+ 1

- 1

- 1

4

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

- 1/+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

8

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1/- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

10

+ 1

- 1

+ 1

- 1

+ 1/+ 1

+ 1

- 1

+1

+ 1

+ 1

- 1

4

- 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

8

- 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

6

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1

- 1

8

- 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

- 1

4

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

- 1

- 1

+ 1

+ 1

6


9

класс

муж.

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1/- 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

8

- 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

- 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

4

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

- 1

6

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

12

- 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1/+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1

8

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

+ 1/- 1

+ 1

- 1

+ 1

+ 1

+ 1

- 1

4


ПРИЛОЖЕНИЕ № 9


Показатели уровня здоровья учащихся





Уровень здоровья учащихся


Доля учащихся по уровню здоровья


9 класс


10 класс

11 класс

Высокий уровень здоровья


13 %


20 %


7 %

Средний уровень здоровья


56 %


53 %


53 %

Низкий уровень здоровья


31 %


27 %


40 %



Приложение № 10

Показатели уровня здоровья учащихся


2008 - 2009 учебный год

Исследовательский проект «Мониторинг физического развития школьников на примере учащихся 9 – 11 классов МОУ Софьинской сош»


Приложение № 11

Образец информационной карты школьника


ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА

Фамилия, имя ______________________________________________________________

Возраст __________________ пол (жен., муж.) __________________________________

Школа ____________________________________ класс ___________________________

Дата обследования __________________________________________________________

Данные обследования

Длина тела, см ___________________ Масса тела, кг ___________________

Обхват грудной клетки: на вдохе ______________________

в состоянии покоя _________ на выдохе ________________

Индексы, показатели


Полученные значения

Оценка физических показателей

Индекс Кетле

телосложение:

Индекс Эрисмана

уровень:

Индекс Пинье

уровень:

Показатель ЭКГ (экскурсия грудной клетки)

уровень:

Индекс гармоничности морфологического развития

уровень:

Общий уровень физического развития:

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Рекомендации______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Предупреждения_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

26

© 2010-2022