Рабочая программа по биологическому краеведению (7 класс)

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологическому краеведению 7 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы, разработанной группой учителей Нижегородской области под руководством Алексеевой Е.А.М: Дрофа 2008г, с учетом требований ФГОС.

Цель изучения курса: формирование естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Задачи: формировать знания о биологическом разнообразии родного края на основе краеведческого принципа, формировать умений проводить наблюдения над объектами природы, развивать познавательнее интересы учащихся, воспитывать патриотические чувства на основе ответственного отношения к природным объектам и культурному наследию.

Программа рассчитана на поддержку базового курса биологии 6,7 класса. Она раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну Ростовской области.

Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знания о биологическом разнообразии объектов живой природы родного края. Она рассчитана на 35ч. (1ч в неделю).

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, фронталь­ная, парная. Для рациональной организации педагогического процесса большое значение имеет реа­лизация дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных особенностей уча­щихся при определении домашнего задания.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ. Использование теоретических знаний на практике предполагает экскурсии в природу, ГМЗШ. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении курса.Наша школа является областной пилотной площадкой по здоровьесбережению, в связи с этим на уроках предусмотрено применение различных элементов здоровьесберегающих технологий: смена видов учебной деятельности в течении урока, наличие в содержательной части вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни, наличие эмоциональных разрядок: поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворения, музыкальные минутки, дозировка объёма учебного материала.

Содержание учебного курса.

Тема 1.Введение в биологическое краеведение (4ч).

Предмет биологического краеведения. Исторический обзор.

Методы исследования. Феносигналы. Понятие о биоиндикации.

Природа родного края и методы ее исследования.

Тема 2. Флора родного края (10ч).

Разнообразие растений. Флора. Зональность. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротникообразные.

Разнообразие растений: голосеменные, покрытосеменные. Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения. Ядовитые растения. Лекарственные растения. Практическое значение дикорастущих растений. Правила сбора, хранения и заготовки. Структура Красной книги.

П.р №1 «Изучение лекарственных трав края по гербарным экземплярам».

П.р.№2 «Деревья и кустарники в осенне-зимний период».

Тема 3. Грибы и лишайники Ростовской области (2ч).

Биологическое разнообразие грибов, их значение. Лишайники. Лишайники как биоиндикаторы.

П.р.№3.Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников.

Тема 4.Фауна родного края (8ч).

Разнообразие животных. Фауна. Зональное распределение животного мира Ростовской области. Основные группы животных: беспозвоночные, позвоночные. Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. Промысловые животные области. Сельскохозяйственные животные края. Охраняемые животные нашего края (животные Красной книги). Опасные животные. Правила поведения в природе.

Тема 5. Организм и среда (5ч).

Общие понятие об экологических факторах, приспособленность организмов к среде обитания. Природные сообщества Ростовской области. Историческая смена сообществ. Изменение ландшафта в результате деятельности человека.

Тема 6. Охрана природы родного края (4ч).

Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Виды охраняемых территорий: заповедники, заказники, памятники природы. Охраняемые территории Ростовской области.

Экскурсия «Весенние явления в природе».



Требования к результатам освоения учебного предмета

Представленная программа обеспечивает реализацию личностной, метапредметной, предметной компетенций.

Раздел

Компетенции

Введение в биологическое краеведение

Предметная компетенция: Ученик научится:

Освоение доступных способов изучения признаков биологических объектов: живых организмов родного края.

Ученик получит возможность научиться:

Развитие умения объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности, определять признаки биологических объектов

сравнивать биологические объекты (представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.

Личностная компетенция:

Осознание своей этнической принадлежности в контексте единого и целостного отечества, формировать чувство ответственности за сохранение природы родного края, формировать установку на безопасный здоровый образ жизни.

Метапредметная компетенция:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Флора родного края

Предметная компетенция: Ученик научится:

Освоение доступных способов изучения признаков биологических объектов: растений родного края. Освоение умений изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе;

Ученик получит возможность научиться: распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах распространенные грибы и лишайники своей местности

Личностная компетенция:

освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;

формирование уважительного отношения к истории и культуре другого народа.

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование уважительного отношения к мнению других.

Метапредметная компетенция:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Грибы и лишайники Ростовской области

Предметная компетенция:

овладение умениями распознавать признаки биологических объектов: грибов своего региона; строение и жизнедеятельность грибов, распознавать и описывать, съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; овладение способностью проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

Личностная компетенция:

Осознание своей этнической принадлежности в контексте единого и целостного отечества, формировать чувство ответственности за сохранение природы родного края, формировать установку на безопасный здоровый образ жизни.

Метапредметная компетенция:

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки)

Фауна родного края

Предметная компетенция: Овладение навыками называть признаки типов и классов животных Ростовской области, проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов, изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе, делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).

Личностная компетенция

уметь строить монологическое высказывание,

учитывать разные мнения и стремиться к координации

различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

владеть диалогической формой речи.

Метапредметная компетенция:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

использование знаково-символических средств представления информации, схем решения учебных и практических задач.

Организм и среда

Предметная компетенция:

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Личностная компетенция:

- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметная компетенция:

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки)

Охрана природы родного края

Предметная компетенция: формирование представлений о системе охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Формирование умений определять виды охраняемых территорий: заповедники, заказники, памятники природы. Формирование понятий об охраняемых территориях Ростовской области.

Личностная компетенция:

Осознание своей этнической принадлежности в контексте единого и целостного отечества, формировать чувство ответственности за сохранение природы родного края, формировать установку на безопасный здоровый образ жизни.

Метапредметная компетенция:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Учебно-методические средства.

Литература для учителя:

1.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000

2.Галушкова Н. И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс Поурочные планы - Волгоград:Учитель, 2007

3. 5. Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 3005

4.Бенуж Е. М. Тесты по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2008

5. Корнакова Н.В. Мой дон. Ростов -на-Дону Баро пресс 2009г.


Литература для учащихся:

1.Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 2 - М., Аванта +, 1997

2.Журнал «Биология для школьников».

3.Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. - М., Просвещение, 1992, 1995 гг.

4.Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения - М., Просвещение, 1996

Электронные издания:

1.Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2005.

2.1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

3.Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.


© 2010-2022