Конспект урока по биологии на тему Лимфа, лимфатические сосуды, их значение (8 класс)

Данный урок по биологии на тему"Лимфа, лимфатические сосуды, их значение" разработан для учащихся 8 класса.                                      Одной из задач урока является сформировать четкое представление о лимфе, лимфатических сосудах, их значении и отличие от кровеносной системы.                                                                                              На всех этапах урока я использую "Электронное пособие п биологии. 8 класс" (ISBN 978-601-7438-01-2; videouroki.net/filec...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Класс: 8

Тема урока: Лимфа, лимфатические сосуды, их значение.

Цель: познакомить учащихся с лимфатической системой человека.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о составе и значении лимфы, лимфатических сосудах;

Развивающие: развивать умения использовать имеющие знания, рассуждать, систематизировать информацию, делать выводы;

Воспитательные:: воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Оборудование: таблицы «Лимфатическая система», «Открытая биология», «Электронное пособие по биологии» (ISBN 978-601-7438-01-2).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Я рада этой встрече
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием послушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать
Выводы делать и рассуждать
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно в работу включайся дружок.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Установите, какую группу крови имеет человек, если ему можно перелить кровь любой группы?

2. Почему при переливании крови, даже учитывая группу крови, бывают осложнения?

3. Задача:

У мальчика первая группа крови, у девочки четвёртая группа, что можно сказать о группах крови родителей?

III. Изучение нового материала.

(Использование ИСЭТа «Лимфа, лимфатические сосуды, их значение»).

1. Лимфатическая система способствует оттоку лишней жидкости из тканей. Рис. 1

Конспект урока по биологии на тему Лимфа, лимфатические сосуды, их значение (8 класс).

2. Меньшая часть тканевой жидкости поступает в лимфатические капилляры, образуя лимфу. Лимфа представляет собой молочно - белую жидкость, сходную по составу с плазмой крови, но с меньшим (в 3 - 4 раза) содержанием белка. Она содержит в небольшом количестве лейкоциты, главным образом лимфоциты.

3. Лимфа движется очень медленно, в крупных лимфатических сосудах скорость её движения 0,25 - 0,3 мм/с.

4. Лимфатические капилляры начинаются слепо между клетками тканей, имеют более проницаемую стенку, чем кровеносные, и переходят в лимфатические сосуды, которые соединяются в более крупные и впадают в полые вены около сердца. Лимфатические сосуды пронизывают все ткани и органы. В стенке сосудов имеется мышечный слой. В крупных лимфатических сосудах имеются клапаны, препятствующие обратному току жидкости. Самые крупные лимфатические сосуды образуют главный грудной и правый лимфатический протоки, которые впадают в верхнюю полую вену, затем в правое предсердие. В сутки в кровь возвращается около 1 - 3 л лимфы. Рис. 2

Конспект урока по биологии на тему Лимфа, лимфатические сосуды, их значение (8 класс).

5. По ходу сосудов располагаются лимфатические узлы, в которых лимфа обогащается лимфоцитами. Лимфатические узлы являются биологическими фильтрами, в которых происходит обезвреживание, не попадая в кровь, микробов и чужеродных веществ путем фагоцитоза и образования антител.

6. Наиболее крупные лимфатические узлы находятся на ноге (подколенные), в паху, локтевые, подмышечные, поясничные, шейные.

7. Большое значение имеют лимфатические узлы и миндалины пищеварительного канала. Семь миндалин в виде кольца расположены в ротовой полости; они представляют собой скопление лимфоидной ткани. При ангине, скарлатине, дифтерите в первую очередь воспаляются миндалины, т.к. в них происходит борьба между микробами и защитными веществами организма.

8. Функции лимфатической системы регулируется гуморальным путем, тимусом и селезенкой. При нарушении функции тимуса тяжелее переносятся воспаление легких, грипп и другие болезни.

9. На функцию лимфатической системы положительно влияют занятия спортом, физической культурой, соблюдение личной гигиены, режима питания, гигиена дыхания и нормальная работа кровеносной системы.

III. Закрепление:

  1. Вставьте пропущенные слова в предложения:

…- прозрачная желтоватая жидкость. Она образуется в … … , движется по … сосудам и через венозные сосуды вливается в правое предсердие. В организме взрослого человека массой 60 кг содержится примерно 1200- 1600 мл … . В отличие от крови, ядовитые вещества в организме быстро проникают в … . … …, как и кровеносная, транспортирует питательные вещества и минеральные соли в клетки и ткани, а также выводит ненужные и ядовитые вещества из клеток.

  1. Работа в группах:

Почему при некоторых заболеваниях возникают воспалительные реакции в лимфатических узлах?

V. Д/З: конспект,

Ответить письменно на вопрос:

Почему мать беспокоится, когда врач говорит, что у ребёнка «припухли лимфатические железы»?

VI. Рефлексия.

"Я получил полезную информацию о том, что…"

Закончи предложение:

«Знания, полученные на уроке мне необходимы…»


© 2010-2022