Выступление на семинаре Пути повышения уроков биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на семинаре по теме «Пути повышения эффективности уроков биологии.

Введение.

Усвоение учебного материала - это длительный и сложный процесс. Процесс многоступенчатый, в котором выделяют четыре уровня: уровень узнавания, уровень воспроизведения, уровень применения знаний в измененной ситуации и уровень творческого решения задания.

Чтобы в процессе обучения сформировать глубокие, систематические и прочные знания, необходимо использовать не один какой - то тип урока, а серию уроков разных типов, а именно: урок изучения нового материала; урок закрепления новых знаний, умений; урок комплексного применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок контроля и коррекции знаний.

Каковы же пути повышения эффективности всех этих типов уроков?

Один из путей повышения эффективности уроков - активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, сделать какие - то выводы, обобщить, поставить новые вопросы. Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение к миру, к процессу познания. Когда ребенок учится с интересом, увлечением, он способен легко достичь своих целей, а интерес ребенка к учебе можно достичь несколькими путями: сочетая разные способы организации учебного туда, применяя нетрадиционные уроки, проводя семинарские занятия, подбирая разнообразный и увлекательный дидактический материал, используя игры. Большую роль в активизации учения школьников играет правильно организованная познавательная деятельность, основанная на создании оптимального уровня сложности, на активном включении учащихся в поиск новых знаний при выполнении различного рода умственных и практических заданий.

Для постепенного развития познавательной активности и самостоятельности необходимо:

1.включение в деятельность учащихся заданий и вопросов, требующих от них объяснения, выводов, собственных суждений, актуализации знаний, в том числе из других источников, особенно наблюдений.

2. применение вопросов, побуждающих к продуктивному мышлению, с последующим переходом от простых сравнений к обобщениям, к установлению причинно- следственных связей, к умозаключению.

3.увеличение источников знаний.

4. использование заданий на выявление новых знаний и синтез их с имеющими знаниями полученными из других источников.

Принципы прочности, сознательности и активности обучения были и остаются одними из основных в дидактике. Их реализация подразумевает такое качество деятельности ученика, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Активность школьников в процессе обучения сама по

себе возникает не часто, она является следствием определенных педагогических воздействий и применяемой педагогической технологии.

Использование образовательных педагогических технологии ведет к повышению и познавательной активности, и самостоятельности, а самое главное к повышению качества образования.

Образовательные технологии -это способы реализации предусмотренного учебной программой содержания, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающий достижение дидактических целей.

В данной работе я хочу предложить несколько педагогических технологий, которые и являются путями повышения эффективности уроков биологии.









Основная часть:

Игровые технологии. Они обладают набором средств, активизирующих и интенсифицирующих деятельность учащихся. Именно в игре педагог часто становиться организатором самостоятельного учебного познания учащихся; взаимодействие школьников с учебным материалом, друг с другом и с учителем строится как учебно-познавательное, в котором учитель выступает не как источник информации, а как организующее начало в самостоятельном познании материала школьниками.

Игру как метод обучения можно использовать в следующих ситуациях:

- В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела.

- Как элементы более обширной технологии.

- В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

- Как технология внеклассной работы.

Игра - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ, дети создают игру.

Это возможность отыскать себя в обществе, в человечестве, во Вселенной. Игра для детей - способ научиться тому ,чему их никто не может научить.

Практика показывает, что на уроках, где проводиться игра, отмечается 100% активизации деятельности учеников. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени- все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету.

Игра - активная форма обучения. Они способствуют развитию мышления, познания, закрепление новых знаний, формирование умений, навыков. Все больше уделяется внимание сочетанию разных организационных форм обучения биологии. Одним из наиболее важных является дидактическая игра. Дидактическая игра - это игра с готовыми правилами. Использование игры в процессе обучения представляет собой эффективное развитие педагогики и позволяет в кратчайшие сроки обеспечить учащихся знаниями, умениями, навыками.

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ.

1.ПОДГОТОВКА К ИГРЕ. Основная задача учителя на этом этапе заключается в том, чтобы заинтересовать игрой. Желательно избегать следующего целеполагания: « А сейчас, чтобы закрепить( изучать, обобщить) материал, мы поиграем …». Необходимо ввести учащихся в игровые правила, объяснив их всем ясно и четко, познакомить с необходимым оборудованием, принципом подсчета очков и.т.д.

Подготовка к игре может начаться за несколько дней, а может занять несколько минут на уроке, что зависит от вида игры, ее дидактического назначения. В случае необходимости предварительной подготовки к игре нужно заранее определить роли, задания учащимся, организовать необходимые консультации и работу с литературой.

Если игры носят соревновательный характер, возникает необходимость создать команды. Чтобы команды были равноценны, можно использовать такой прем : на стол кладутся разрезанные на части картинки, количество которых соответствует количеству команд, а разрезанные части количеству членов команды, и через некоторое время учащиеся , собравшие картинку, становятся командой.

2.ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ. Игра начинается с эмоционального настроя на нее. В игре участвуют только желающие. В ход игры учителю следует вмешиваться только в исключительных случаях, очень тактично и ненавязчиво. Большое значение в ходе игры имеют юмор учителя, его голос в поддержку отдельных учащихся, убеждение « Ты можешь».

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ. Итоги игры следует подводить исходя из дидактической задачи. Обязательным моментом является обсуждение самой игры: что удалось, а что - не очень, и почему. Производится подсчет очков и награждение команды или отдельных игроков ( если это входило в правила игры). Очень интересным приемом определения результативности игры является рефлексия (самооценка своей деятельности), которую ученик может высказать в творческой работе (мини-сочинение, рисунок, кроссворд, поделка и. т. д.).

Существует несколько классификации игр. Мы рассмотрим дидактические игры, которые наиболее приемлемы на уроках биологии.

Игры упражнения. Они направлены на совершенствование познавательных интересов. Является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала. Их целесообразно включать в традиционные уроки. К играм упражнениям относят викторины, кроссворды, головоломки, анаграммы, ботаническое и зоологическое лото (настольные дидактические игры).

Игры путешествия. Они являются близкими по содержанию и воспитательному значению сюжетно - ролевыми играми. Игры путешествия служат целью углубления, осмысления, закрепления учебного материала. Игры путешествия хорошо сочетаются с уроками темы строения, размножения, местообитания, значения организма.

Игры соревнования. Особенность наличия в ней соревновательной борьбы и сотрудничество. Игры соревнования хорошо включаются в уроки обобщения, закрепления.

Игры загадки( словесные дидактические игры).

Включая игры загадки в учебный процесс, способстствуется создание устойчивого интереса к биологии, развитие творчества. Но не стоит увлекаться играми загадками. Их можно только включать когда происходит перенасыщение информацией. Ну, а чередование теории и игрового момента способствует осмыслению материала и его закреплению.

Имитационные игры. Процесс взаимодействия между игроками и окружающей средой. Задача учителя - создание определенной атмосферы в

процессе обучения, которая будет содействовать взаимодействию учащихся с окружающей средой. Очень важным является обсуждение игры.

Сюжетно - ролевые игры. Здесь помогает мнимая ситуация. Это уже игры без правил, а подражательные, свободные. Эти игры развивают продуктивное воображение, стимулируют процессы мышления, в том числе и творческую интуицию.

Сюжетные дидактические игры. Это, в основном, командные соревновательные игры, сюжет которых «позаимствован « из известных телевизионных игр. Это может быть КВН, «Поле чудес», «Счастливый случай» и.т.д. Эти игры требуют четкого задания, определенной подготовки. Они раскрывают творческий и учебный потенциал учащихся. В основном используются с целью закрепления, обобщения, повторения знаний по большому блоку материала.

Дидактические игры проекты. Чаще всего используются как обобщающие игры, при закрепление материала урока, при изучение новой темы.

На основе предложенных методических разработок можно учиться разрабатывать свои уроки игры. Уроки, разработанные мной по данной классификации смотрите в далее.

Сюжетно - ролевая игра. «ГОСТИ ЗЕМЛИ».

Может быть проведена в конце урока при закреплении материала по изучаемой группе живых организмов, например при изучении морских бурых и красных водорослей.

Класс делится на 2 группы «земляне» и « инопланетяне».

Учитель сообщает, что на Землю прилетел космический корабль с планеты созвездие Льва, опустился на воду и … запутался в водорослях - оказывается , он сел в Саргассовом море. Корабль послал сигнал «SOS», и на помощь ему прибыла экспедиция землян. И, естественно, у гостей Земли оказалось очень много вопросов по поводу того, что это их окружает.

Команда инопланетян задает составленные вопросы, а команда землян отвечает. Учитель регулирует правильность вопрос и ответов.

Имитационная игра. «ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА ».

Игра предназначена для изучения темы « Окружающая среда и здоровье человека». В процессе игры ребята узнают о влиянии окружающей среды и образа жизни на продолжительность жизни человека. Она состоит из набора карточек и листа условных обозначений.

Для игры класс делится на группы по 5-7 человек. Каждая группа получает набор карточек. Задается первоначальная продолжительность жизни, одинаковая для всех групп (70 лет). Игрокам раздается по пять карточек, остальные карточки лежат в стопке. Каждый из учеников собирает « свою продолжительность жизни», то есть кто-то из них собирает те факторы, которые способствуют большей продолжительности жизни, другие- факторы, которые уменьшают продолжительность жизни.

Это осуществляется следующим образом: игрок оставляет у себя те карточки, которые соответствуют той продолжительности жизни, которую он выбрал для своего героя.

Карточки, неподходящие для него, откладываются во вторую стопку. Затем ход переходит ко второму игроку и так далее. Количество карточек на руках у каждого игрока может увеличиваться. Игра заканчивается, когда все игроки собрали нужные им карты. Потом ребята сверяют свои карточки с условными обозначениями и проверяют правильность своего выбора .В результате у каждого оказывается своя продолжительность жизни модельного человека. Выигравшими являются те участники , кто правильно выбрал все факторы, влияющие на продолжительность жизни человека. Затем начинаются обсуждение результатов игры в команде. Учащиеся объясняют, почему у них оказался такой набор карточек, как влияет тот или иной фактор на продолжительность жизни человека. Заключительным является обсуждение изученного материала всем классом.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему одни люди живут дольше, чем другие?

  2. Какие факторы и как влияют на продолжительность жизни?

  3. Как образ жизни человека влияет на его здоровье?

  4. Что может сделать каждый из нас для улучшения собственного здоровья и здоровья окружающих?

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ИГРЫ.

А0 лет. Е- 2года. I-3года.

A- 1 год. E -3 года. J+2года.

A- 2 года. F0лет. J0лет.

A- 3 года. F- 1год. J-1 год.

B 0 лет. F- 2года. J- 2 года.

B- 1 год. G+ 2 года. К+2года. K-0лет.

B- 2 года. G 0 лет. K- 1год.

C 0 лет. G- 1год. L+2 года.

C- 1 год. G- 2года. L0 лет.

C- 2 года. H + 1год. L- 1 год.

C- 3 года. H- 1год. M+1год.

D 0 лет. H- 2 года. M 0лет.

D- 1 год. H- 4года. М- 1год.

D - 2 года. I+ 1 год.

E 0 лет. I 0 лет.

E- 1год. I - год.

Карточки для игры: (приведены только некоторые карточки).

А- химическое загрязнение воды отсутствует. Использование артезианской воды, бытовые фильтры для очистки воды в городских условиях.

В- бактериологическое загрязнение воды отсутствует.

Современные технологии очистки воды( озонирование), тщательное соблюдение санитарных норм при водозаборе.

С- загрязнение атмосферы отсутствует.

А- химическое загрязнение воды слабое.

Неинтенсивное использование химикатов в с/х, отсутствие загрязняющих производств в городе.

С- загрязнение атмосферы слабое.

Сельская местность.

Е- радиационное загрязнение слабое.

Сюжетные дидактические игры. Игра на тему нервная регуляция функций организма человека на основе игры «Счастливый случай».

2 команды игроков. Команды выбирают капитанов. Выбирают название, девиз, эмблему, готовят 1 вопрос соперникам. Есть 1 человек в жюри подсчитывающии баллы.

Звучит музыкальное вступление и представление команд.

1 тур. «Разминка».

Каждой команде задаются по 6 вопросов. Те вопросы, на которые команда не отвечает, передается зрителям. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы:

  1. Как называется главные клетки нервной ткани? (нейроны)

  2. Как называется клетки нервной ткани, выполняющие опорную, защитную, питательную функции? (клетки спутники)

  3. Как называется длинный отросток нейронов? (аксон)

  4. Как называется короткий отросток нейронов? (дендрит)

  5. Как называется скопление аксонов в центре н. с.?

  6. Как называется скопление дендритов и тел нейронов? (серое вещество)

  7. Как называются нейроны, передающие импульсы от органов чувств к спинному и головному мозгу? (чувствительные)

  8. Как называется скопление длинных отростков нервных клеток покрытые оболочкой? (нервы)

  9. Как называются нейроны, осуществляющие связь между чувствительными и двигательными нейронами? (вставочные)

10. Как называются нервы, состоящие из аксонов чувствительных и двигательных нейронов? (смешанные)

11. Как называется часть нервной системы, которая регулирует работу внутренних органов? ( автономная, вегетативная)

12. Как называется отдел нервной системы, состоящий из спинного и и головного мозга? ( центральный)

2 тур. «Заморочки» из бочки.

Команды по очереди вытягивают номера «заморочек». Каждый правильный ответ 1 балл. Время обсуждения 30 сек. По2 заморочке каждой команде.

3 тур. « Ты мне я тебе».

Команды задают по одному заранее подготовленному вопросу.

4 тур. «Темная лошадка».

Вопросы задает жюри. По одному вопросу команде.

5 тур. «Дальше, дальше».

Каждой команде 1 мин для ответа на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.

1.как называется ответная реакция организма, осуществляющая и контролирующая ц.н.с.? (рефлекс)

2.как называется путь по которому проходят нервные импульсы при осуществлении рефлекса? (рефлекторная дуга)

3.рефлекторная дуга начинается… (рецепторами)

4. как называется железа, вырабатывающая гормон избыток которой вызывает базедаву болезнь. (щитовидная)

5.

Подведение итогов. Награждение победителей. Какой либо концертный номер.

Настольные дидактические игры. Или игры упражнения. ЛОТО

« ВОДОРОСЛИ, МХИ, ПАПОРОТНИКИ».

Класс делится на несколько команд. Каждая команда получает игровую карту какого- либо цвета, на которой написаны 8 определений различных терминов. Команды внимательно изучают игровую карту. Затем учитель поднимает карточку с термином и называет его. Команда, на игровой карте которой находиться определение, соответствующее термину на соответствующую клетку игровой карты.

Когда игровая карта полностью заполнена, игроки должны перевернуть карточки и, если были правильно подобраны определения и термины, на поле получается рисунок мха, водоросли, папоротника.

КАРТОЧКИ.

ПЛАУН

УЛОТРИКС

ТОРФ

СПОРЫ

ГАМЕТА

ПАПОРОТНИК

СЛОЕВИЩЕ

БЕСПОЛОЕ

РАЗМНОЖЕНИЕ

ХЛАМИДОМОНАДА

ФОТОСИНТЕЗ

ЗИГОТА

ХЛОРЕЛЛА

ЯЙЦЕКЛЕТКА

КРАСНЫЕ ВОДОРОСЛИ

ЗООСПОРА

ХРОМОТОФОР

КУКУШКИН ЛЕН

РИЗОИД

ИГРОВАЯ КАРТА

Имеет ползучий стебель, покрытый мелкими листьями -

Многоклеточная нитчатая зеленая водоросль-

Применяют как удобрение-

Ими размножаются мхи-

Половая клетка-

Травянистое растение, любит влагу, нет цветов-

Тело многоклеточной водоросли-

Размножение спорами, вегетативное размножение-

Одноклеточная зеленая водоросль-

Процесс образования кислорода-

Образуется при слиянии гамет-

Ее космонавты берут в космос

Женская половая клетка-

Встречается на глубине морей-

Подвижные клетки со жгутиками

Органоид, содержащий хлорофилл и другие пигменты-

Зеленый мох-

Корнеобразные выросты.

Словесные дидактические игры. ЗАГАДКИ. По теме «Грибы».

  1. Под березой старичок,

На нем бурый колпачок

И пиджак с пестринкой,

А сапожки с глинкой. (подберезовик)

2. Малая крупица

На свету родится,

А ее потомки

Попадут в потемки. (спора)


  1. Ранней весной

Встал под сосной

Паренечек бравый

С бородой кудрявый. (строчек)

В лесу - чудо: растет блюдо!

Дождь пройдет- воды нальет,

Хороша водица ежику напиться! (груздь)

Беленькая нитка загуляла прытко:

Под землей ходила, землю шила-шила,

А потом снаружи заплелась потуже,

Заплелась в моточек, завилась в клубочек. (грибница)

По молода -она седа,

А постареет - вся почернеет. (плесень)

Велик дубок и мал грибок,

Между собой дружны,

Друг другу нужны. ( симбиоз)

Конское копыто

К дереву прибито. (трутовик)

Стоит мальчонка- рыжая шапчонка. (рыжик)

С шапкой красной знаться опасно:

Даже муха-зуда не садиться сюда. (мухамор)

ИГРА « ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

По теме «Класс пресмыкающиеся».

Учащимся раздаются карточки с рисунками и названиями пресмыкающихся. Нужно отобрать лишнее слово и обосновать свой выбор.

1. уж, желтопузик, кобра, кобра (желтопузик- ящерица).

2. хамелеон, крокодил, тритон, черепаха (тритон- земноводное).

13

3. гадюка, желтопузик, агама, веретеница (гадюка- змея).

4. прыткая ящерица, варан, уж, черепаха (черепаха- отр. Черепахи).

5. гадюка, уж, медянка, кобра (кобра не обитает в средней полосе).

ИГРА «СОСТАВЬ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО».

По теме «Класс млекопитающие».

Из бумаги вырезаются буквы ключевого слова. Учитель составляет вопросы (по количеству букв ключевого слова) и задает их классу. Ученик, правильно ответивший на вопрос, получает один из букв. Когда все буквы розданы, учащиеся с буквами выходят к доске и составляют ключевое слово.

Вопросы:

К - В чем сходство и различие пресмыкающихся и млекопитающих?

Ю - Какие кожные железы встречаются у млекопитающих, и каковы их функции?

Л - Перечислите отделы скелета млекопитающих?

Е - Какие особенности мускулатуры можно отметить у млекопитающих?

О - Какое строение имеет кровеносная система млекопитающих?

Щ - Назвать отделы пищеварительной системы млекопитающих.

П - Какое строение и отличия от других классов позвоночных животных имеет дыхательная система млекопитающих?

Т - Чем представлена выделительная система млекопитающих?

М - Какие типы волос есть у млекопитающих, их функции?

Е - Из каких отделов состоит головной мозг млекопитающих, их функции?

И - Какие органы чувств есть у млекопитающих и чем они представлены?

А - Какие особенности размножения есть у млекопитающих?

И - В чем проявляются более сложное поведение млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?

Технология педагогической мастерской .Это технология является одним из средств, которое предоставляет возможность для развития индивидуальности, имеет рефлексивную, личностно - деятельностную ориентацию, при этом воспитательные цели превалируют над обучающими. В центре технологии - личность.

П.М. позволяет человеку учиться самостоятельно расширять пределы собственных знаний, умений, опыта; помогает определять свои реальные и потенциальные возможности.

ЭТАПЫ МАСТЕРСКОЙ.

  1. ИНДУКЦИЯ- ввод информации, актуализация имеющихся знаний по изучаемому вопросу.

  2. САМО- и СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ- индивидуальные или групповые идеи, проекты, модели).

  3. СОЦИОЛИЗАЦИЯ- предъявление своего интеллектуального или художественного продукта (плакатов, текстов, рисунков и др. работ).

  4. РЕФЛЕКСИЯ- процесс отражения своего внутреннего мира, взаимоотражение участников, критический анализ содержания знания и методов познания. Рефлексия - необходимое условие осознанности обучения участниками мастерской. Это размышление ,самонаблюдение, самопознание.

Этапы проведения П.М. можно представить и несколько иначе:

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. Выявление сущности опыта, авторской технологии, формулирование проблемы творческой мастерской, разработка примерного сценария ее проведения.

  2. РАБОЧИЙ. Проведение работы.

А) представление общеобразовательного учреждения, учителя как автора творческой мастерской, проблемы и цели мастерской педагога.

Б) демонстрация мастером авторской технологии.

В) организация участия учителей в работе мастерской (эксперты, новаторы, аналитики).

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ. Оценка результатов, анализ представленного опыта. Целесообразно предложить участником мастерской анкету обратной связи.

При конструировании П.М. от руководителя требуется широкая эрудиция, глубокое знание материала темы, нестандартное ведение темы.

Главное- создать в мастерской условия для саморазвития, самовоспитания, самопознания.

В мастерской еще главное социализация. Это не только психологически механизм сотрудничества, соборности, общения, приобщение к социуму отдельной личности, но и процесс предъявления своего интеллектуального или художественного продукта социуму ( группе, всему коллективу).

Произведения участников оформляются в виде плакатов, текстов, рисунков, проектов, моделей и.т.д. Используются разнообразные процедуры предъявления продукта деятельности: афиширование - вывешивание на стенах, озвучивание; краткая, быстрая запись на доске или плакате; живые выступления.

Для учителей П.М. необходимы для повышения профессиональной компетенции, расширение методического мышления, освоение современных пед. Технологий, формирование рефлексии и умение создавать условия для успешного воспитания и обучения.

Реализация задач П. М. осуществляется не только с помощью набора пед. приемов, но важно знать и принципы пед. техники.

ПРИНЦИПЫ ПЕД. ТЕХНИКИ.

1.Принцип свободы выбора.

2.Принцип открытости.

3.Принцип деятельности.

4.Принцип обратной связи.

5.Принцип затратности, оптимальности самого процесса.

1 принцип позволяет создать «свою» конструкцию из заданных кирпичей.

2 принцип позволяет оценить свое личностное знание со знаниями других.

3 принцип путь ведущий к знаниям.

4 принцип обеспечивает анализ полученного результата.

П.М. позволяет человеку самостоятельно расширять пределы собственных знаний, умений, опыта. Помогает ему определять свои реальные и потенциальные возможности; заниматься самостроительством, осваивать разные виды рефлексии.

Пример урока по технологии педагогической мастерской смотрите в приложении.

Урок составленный по технологии педагогические мастерские.

ТЕМА: СНЫ В ОБЛАКАХ.

1.Берем бумагу и вырезам облако.

2.Вспоминаем яркий сон. (Спросить по желанию)

3.Представтье вы можете заказать сон и заказываете в бюро снов. Там задают вопросы:

Эмоциональное состояние вашего сна.

Место действия.

Время действия.

Вы там есть.

Действующие лица.

Крупный план.

Основные цвета.

Музыкальное сопровождение.

Другие органы чувств.

Как будите оплачивать заказ.

Эти вопросы задаем всем. Они отвечают в тетрадях. Зачем это узнаете позже.

4. Написать ассоциации к слову сон. (Ночь, подушка, дом, тишина.)

Из всего написанного выбираем то что больше нравиться(ночь)

5.Даем определение понятию «сновидения». При этом включаем то слово которое выбрали.

(Сновидение-это состояние, которое вас захватывает ночью.)

6. Читаем , обсуждаем определения. Читаю свои определения, а учащиеся выбирают понравившиеся.

Почему вы выбрали именно это определение?

7.Вы получили приглашение на бал. Какой бы костюм вы одели? (нарисовать)

Обсуждение рисунков.

8.Посмотрев на эти рисунки вы представляете сон.

9.Раздаю листочки с текстами. Выписать слова, которые встречались в снах. Делим на приятные и неприятные.

10.Выбрать из каждого по одному.(ребенок , тень) Составить предложение.

(Шел ребенок по улице и увидел что впереди него идет его тень.)

11.Представьте, что вы живете в деревне у деда. Нашли у него сундук где много интересных вещей, но больше всего картин. Раздаем картинки с заданиями. Обсуждаем. Выступают.

12.Еще в сундуке есть дедушкин сон. Раздаю карточку с описанием сна. Вам нужно придумать название.

«По зеленой молодой траве ходят хамы в огромных сапожищах. Пройдут по ней, примнут ее. Прошли. полежал примятый, полураздавленный стебелек. Пригрел его луч солнца и опять он приподнялся и под теплым дыханием дружественного ветерка шелестит о своем , о малом, о вечном.» (Возрождение к жизни; стремление жить)

13.На вырезанном облаке (задание 1) пишем сочинение «Мой сон». Используем вопросы задания 3.При этом:

Действующие лица это из задания 4.

Время посмотреть у левого соседа.

Место у правого соседа.

Когда пишем сочинение, используем предложение

задания 10.

14. Рисуем свой сон. (Написанный).

Здоровье оберегающие технологии. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье- условие активности, успешности и долголетия человека. Недаром великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю - здоровье».

Вместе с тем в настоящее время ухудшение социально-бытовых, экологических, гигиенических, психологических условий жизни в нашей стране особенно сильно сказывается на состоянии здоровья детского организма. Наблюдается рост младенческой смертности, смертности подростков, увеличивается процент хронических заболеваний у детей и подростков (до 60-70%), уменьшается первая группа здоровья, наблюдается увеличение врожденных и приобретенных заболеваний и количество учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья к моменту окончания школы.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и подростков, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками.

Существующая система образования пока что не работает на сохранение и улучшение состояния здоровья учащихся. По статистике 80-85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье, более 60% студентов требует стационарного лечения, 85% учителей имеют хронические заболевания.

Уже при поступлении в1 класс первая группа здоровья отмечается только у 12-15% учащихся.

За период обучения с 1 по 9 класс число здоровых детей уменьшается в 4 раза, а детей с близорукостью- увеличивается с 3до 50%, с нарушением осанки- до 65%, с нервно-психическим расстройствами- с 15-до 40%, хроническими заболеваниями: болезни желудочно-кишечного тракта до 18%, отклонения в работе с.с с.до 33% , до 70% детей страдают гиподинамией.

Причинами такого положения, по данным Мин. образования и науки РФ, являются факторы внутри школьной среды: неоправданно завышенный объем учебных программ, многообразие учебников, недостаток их качества и полиграфического оформления, несоответствие мебели и оборудования гигиеническим нормам, загрязнение воздуха в школьных помещениях, совместное обучение детей с разным уровнем подготовки и разными психофизиологическими качествами, недостаточная дифференциация учебных предметов, отсутствие помещений для отдыха, плохая организация питания, перегруженность учащихся, авторитарный стиль работы учителя. Усугубляет положение отсутствие у большинства учителей специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей.

Снижение качества и уровня здоровья школьников, а также населения в целом - это неопровержимый факт, реальность нашего времени, которая вызывает тревогу у специалистов и государственных деятелей во всем мире.

Однако лишь признание актуальности проблемы недостаточно, если за ним не следуют радикальные практические шаги к решению самой проблемы здоровья.

Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья человека, а в большей степени школьников должна стать предметом пристального внимания в науке и практике. Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Здоровью надо учить, воспитывать у человека культуру и культ здоровья, связанный с идеалами физическими, психическими, и духовно здоровой личности. Решение этой задачи начинается с изучения собственного здоровья. В процессе самостоятельной познавательной и практической деятельности учащиеся должны научиться исследовать собственное здоровье , зависящую от него работоспособность, свои адаптационные возможности; правильно взаимодействовать со средой, устанавливать оптимальные социальные контакты. А главное, о чем должен помнить педагог,- ребенок это не просто ученик, объект и субъект учебно- воспитательного процесса, его организм - это уникальная сложная биологическая система. И учебный процесс необходимо организовать так, чтоб с одной стороны, успешно решать образовательные и воспитательные задачи, а с другой- не наносился вред здоровью учащихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей. Расширение пределов адаптивных возможностей ребенка помогает сохранить его здоровье, определяет успех в обучении и дальнейшей жизни.

Решением данной проблемы должны заниматься не только мы учителя, а объединение усилий врачей, педагогов, психологов, социологов. А также должно быть желание самих учащихся и обязательная помощь родителей. Предлагаю вам простейшие упражнения для развития опорно-двигательной, дыхательной системы, предупреждение нарушения зрения. Эти упражнения рекомендуется использовать для утренней гимнастики, гимнастики во время уроков (дневной гимнастики), вечерней гимнастики.

Упражнения, которые необходимо постоянно использовать на уроках смотрите в далее.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСАНКИ.

Осанка- это привычное положение тела человека при стоянии, ходьбе или сидении.

Все упражнения в положении стоя выполняются медленно, спину держать прямо.

  1. Выправить осанку. Поднять руки вверх и потянуться, напрягая мышцы туловища, шеи и рук, приподнимаясь на носочки.

  2. Руки вытянуты в перед, туловище прогнуто в грудном отделе позвоночника. Движения медленные, но с усилием, как будто что то тяжелое хочется отодвинуть от себя.

  3. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеча. Медленно с усилием руки отводятся назад, постепенно разгибаясь в локтевых суставах.

  4. Руки на поясе. С усилием свести локти вперед, выгибая весь позвоночник. А затем расслабиться, отводя руки в стороны.

Ходьба- прекрасный способ снять мышечное утомление ног, возникающее при длительном сидении, нормализовать кровообращение в нижних конечностях и малом тазу, улучшить кровообращение головного мозга, восстанавливая тем самым интеллектуальную работоспособность, отрегулировать деятельность кишечника.

Ходьба на месте или с продвижением вперед. Вначале выправить осанку, подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянут.

1.Напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4счета- напряженные руки вниз, ходьба на полной стопе. Повторить 3-4 раза.

2.Ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Выполнять 30 сек.

3.Медленная ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Упражнение можно выполнять с продвижением вперед.

4.Груз на голове- ходьба. Это упражнение позволяет проверить правильность осанки во время движения.

ГИМНАСТИКА МОЗГА.

Девять десятых нашего счастья

зависит от здоровья.

Гимнастика мозга дает высокую умственную энергию и помогает преодолеть трудности в учебе.

1.Во время движения в такт с правой ногой двигается левая рука, а затем- левая нога и правя рука. Движения выполняются вперед, в стороны, назад. Параллельно выполняются движения глазами во всех направлениях.

2. При ходьбе на месте коснуться левой рукой правого колена и наоборот.

3.Согнуть колени, прижать голову к плечу и вытянуть руку вперед. Рисовать восьмерку в воздухе, одновременно вытягивая верхнюю часть туловища вслед за рукой. Повторить с другой рукой.

4.Вращать головой - при этом дышать глубоко, плечи расслабить.

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.

Красота телесных форм всегда

совпадает с понятием о здоровой силе,

о деятельной жизненной энергии.

Дыхание- синоним жизни. Поэтому для человека важно не только дышать , но и не менее важно дышать правильно. Дыхание влияет на все функции организма, включая и сознание. Древнее изречение: «Ум-властелин чувства, а дыхание- властелин ума».

1.Делается глубокий вдох и без задержки дыхания - выдох. На выдохе живот вытягивается.

2. На вдохе разворачиваются плечи, грудь, голова поднимается, живот втягивается. Выдох- все в обратном порядке.

3.Вдох и выдох выполняется с несильными, мягкими ударами в грудь, выдох сопровождается звуком «ХА».

4.На вдохе следует сжать грудную клетку, а на выдохе - расслабить.

ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСИТИ.

Ничего не может страшнее, как потерять

зрение: это невыразимая обида, она

отнимает у человека девять десятых мира.

М.Горький

1.Исходное положение: сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 5-7 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует кровообращению.

2.Исходное положение: сидя. Моргать быстро в течение 20-30 сек. Способствует кровообращению.

3. Исходное положение: сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять 20-30 сек. Расслабляет мышцы глаза.

4. Исходное положение: стоя. Смотреть перед собой 2-3 сек. Вытянуть руку в перед на расстояние 20-30 см. и перевести взгляд на конец пальца и смотреть 3-5 сек. Повторять5-6 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5. Исходное положение: стоя. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4-6 раз. Облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, наклонами вперед, назад, в стороны.

Технология проблемного обучения. Проблемное обучение - один из видов развивающего обучения. Его содержание представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация, развитие деловитости и организаторских способностей, развитие самостоятельности. Суть проблемного обучения - творческое усвоение знаний.

Структура проблемного урока.

  1. Организационная часть.

  2. Формулирование проблемы.

  3. Выдвижение гипотезы и вариантов решения.

  4. Поиск решения проблемы.

  5. Обсуждение результатов.

  6. Оценка педагогом работы учащихся.

  7. Обобщение учителя.

  8. Задание на дом.

  9. Окончание урока.

Проблема- это вопрос. Первая форма проблемы - это проблема как тема урока. Вторая форма - это несовпадение вопроса с темой урока.

  1. Проблема - это вопрос, который охватывает два противоречия, два положения, два факта. На уроке даются, какие либо два факта, один из которых правильный другой нет. У учеников возникает вопрос, на который они и отвечают.

  2. Проблема - это вопрос, который охватывает противоречия между житейскими представлениями и научными фактами.

  3. Проблема - это вопрос, охватывающий противоречия между необходимостью и невозможностью выполнить задания.

Тип проблемной ситуации.

Тип противоречий.

Приемы создания проблемных ситуации.

С удивлением.

1.м/у двумя фактами, двумя противоречиями.

1.одновременное предъявление двух фактов.

2.столкнуть разные мнения.

2. м/у житейскими представлениями и научными фактами.

3.Шаг 1. Обнажить житейские проблемы.

Шаг 2. Предъявить научный факт или эксперимент.

С затруднением.

3.м/у необходимым и невозможным.

4.практические задания невыполнимые вообще.

5.дать практическое задание не сходное с предыдущим.

6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание сходное с предыдущим.

Шаг 2. Доказать, что задание выполнено неверно.

Существует три метода создания проблемной ситуации на уроке:

  1. Побуждающий диалог. Развивает творческие способности детей и речь. Побуждающий диалог требует терпимое отношение учителя к неправильным ответам. При проведении побуждающего диалога тема формулируется только тогда когда будет сформулирована проблема. При побуждающем диалоге не просить объяснять тех детей у которых все было правильно.

  2. Подводящий диалог. Развивает логическое мышление.

  3. Метод яркого пятна. Это формулировка проблемы с фактами, датами, сказками. Развивающий эффект отсутствует, он просто помогает формулировать проблему.

Все три метода заканчиваются формулировкой проблемы и при этом ученики формулируют все проблемы сами.

Учебная проблема - это вопрос, а решение учебной проблемы - это искать ответ. Решение учебной проблемы - это выдвижение гипотезы. Какие бывают гипотезы:

  1. Учитель может предложить свою гипотезу правильную или неправильную.

  2. Дети сами выдвигают гипотезу, но при этом говорим: «Так хорошо, давайте проверим ее».

  3. Нужно детей побудить к выдвижению гипотезы пи помощи определенных вопросов.

Способы создания проблемного обучения:

  1. способ аналогий - есть опыт и то что не знают - сравнивают.

  2. индуктивный - самостоятельно исследуют явления, факты, делают выводы.

  3. отыскание причин, обуславливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изученного материала т.е. выдвижение проблемного вопроса.

  4. творческое использование полученных знаний.

  5. выдвижение гипотез, предположений.

  6. создание проблемной ситуации на основе высказываний ученых.

  7. сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт.

Правила создания проблемных ситуаций:

  1. следует поставить такое задание выполнение которого требует открытие новых знаний и овладение новыми знаниями, умениями.

  2. задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся.

  3. проблемное задание дается до объяснения нового материала.

В процессе проблемного обучения используются методы различных уровней сложности. Это позволяет, с одной стороны, более дифференцированно подходить к изучению разных тем, а с другой стороны работать с группами учащихся, которые имеют различный уровень подготовленности.

В качестве примера приведем фрагмент проблемного урока при изучении темы «Сообщества организмов». Данный урок составлен на основе одного из методов проблемного обучения - частично - поисковый и одного из приемов этого метода -эвристическая беседа.

Учитель. Прежде чем изучить новую тему, давайте вспомним, что из себя представляет биосфера.

Ученик. Биосфера- это геологическая оболочка Земли, населенная организмами.

Учитель. Как вы думаете, организмы в биосфере существуют независимо друг от друга или они связаны между собой?

Ученик. (ученики дают варианты ответов ,а учитель обобщает).

Учитель. Можем ли мы сказать, что организмы существуют сообща?

Ученик. Да. Организмы существуют сообща.

Учитель. Верно. Организмы взаимосвязаны и образуют сообщества. Я назову несколько сообществ, а вы подумайте, на какие две группы можно их разделить: луг, сад, лес, теплица, река, море, огород, болото, аквариум.

Ученик. (ученики дают варианты ответов ,а учитель обобщает).

Учитель. …

Эвристическая беседа стимулирует активный интерес к изучаемому материалу, стремление принять участие в поиске правильных ответов; обучает последовательности шагов в поиске решения проблемы.

Другой метод проблемного изложения. Обозначив проблемную ситуацию, учитель раскрывает логику движения к решению, показывает противоречия и источники их возникновения, аргументирует каждый шаг к решению проблемы.

Исследовательский метод. Как и описанных методах, проблемные задачи ставит учитель, а ученики решают их самостоятельно, осуществляя тем самым творческий поиск.

Данный метод целесообразно использовать на обобщающих уроках , когда ученики получили определенную базу знаний по теме. При решении проблемных исследовательских задач учащиеся постепенно овладевают приемами научного познания , у них формируются черты творческой деятельности.

Поисковый метод. Этот метод представляет собой высший уровень проблемного обучения. Он характеризуется тем, что ученики сами самостоятельно, без участия учителя, открывают и усваивают новые знания и способы действия через постановку учебных проблем и их решение. Задачи учителя в этом случае - нацелить школьников на постановку проблемы, стимулировать их познавательную активность. Собственно, в ходе поискового обучения и формируется творческое мышление.

Информационные технологии. Применение информационных технологии качественно меняет образование, трансформирует его в соответствии с общими принципами информатизации общества на пути его развития в информационное общество.

Необходимые для реализации НИТ аппаратные и программные средства называют средствами новых информационных технологий СНИТ). К ним относят персональный компьютер, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), а так же современные средства и системы информационного обмена.

Выделяют три взаимосвязанных области применения НИТ: обеспечение аудиторных занятий, электронные библиотеки, Интернет.

Основные задачи НИТ в образовании:

1. Информационно- справочное обеспечение занятий.

2. Моделирование и демонстрация объектов, явлений, процессов, которые невозможно показать с помощью традиционных средств обучения;

3. Обеспечение игровых форм занятий.

4. Обработка различных образовательных действий.

5 Контроль и оценка уровня подготовки учащихся.

Среди организационных форм с использованием НИТ преобладают индивидуальная или парная работа за компьютером, реже групповая работа. Использование НИТ в образовании изменяет характер, место и методы совместной деятельности учителя и учащихся. Поэтому при использовании НИТ складывается новая модель обучения: «учитель- посредник (НИТ)- учащийся».

При обучении с использованием НИТ деятельность учителя направлена на следующие стороны образовательного процесса:

  1. Мотивирование и стимулирование познавательной деятельности учащихся.

  2. Постановка творческих проблем и указание направления поиска в затруднительной ситуации.

  3. Обсуждение проблем и ведение дискуссий.

  4. Помощь учащимся в тех случаях, когда недостаточно помощи, оказываемой средствами НИТ.

  5. Анализ хода занятий и подведение итогов.

Обучение биологии с использованием НИТ следует рассматривать как новую форму организации самостоятельного освоения школьниками содержания учебного предмета и их развития.

Использование НИТ в общем биологическом образовании наиболее целесообразно в тех случаях, если:

1.Требуется индивидуализировать обучение, особенно в связи с большими различиями в уровне подготовленности учащихся.

2. Цифровые образовательные ресурсы содержат материал, который нельзя показать традиционными способами (модели и анимационные иллюстрации, видеофрагменты, и.т.д.).

3. Необходимо выполнить многочисленные и однообразные упражнения, осуществляя при этом оперативный контроль правильности их выполнения.

4. Проверяется уровень овладения значительным объемом материала с использованием заданий, отличающихся по содержанию и порядком следования в обычной или тестовой форме.

5. Требуется быстрый поиск информации в большом массиве.

6. Решаются задачи, требующие значительного объема вычислений.

НИТ необходимы там, где они повышают информативность, наглядность; обеспечивают формирование системного образа осваиваемого понятия, целостного, законченного представления о нем.



© 2010-2022