Программа по биологии 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕТЛИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей химии, биологии, географии

Протокол № 1 от «30» августа 2015 г.

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета школы

Протокол № 1 от «31» августа 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

по учебной работе

__________________

Козлова О.Л.

«01» сентября 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ Директор школы

_________

Сидоров А.В.

«01» сентября 2015 г.

м.п.





ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«БИОЛОГИЯ»

9 КЛАСС


СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД








П. БЕТЛИЦА, 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального Государственного стандарта;

Примерной программы по биологии основного общего образования;

Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2010.

Программа ориентирована на использование учебника Каменского А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию.9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2010.- рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по биологии в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю 68 часов в год

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологии в 9 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы с внесенными в неё изменениями. Изменения внесены с учетом примерной программы по биологии и стандарта основного общего образования по биологии.

Так как в авторской программе В.В.Пасечника (2010 г) отсутствует глава «Основы экологии», которая включает разделы: «Организм и среда, «Биосфера и человек». Но эти темы рекомендуются к изучению (требования стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии), то они внесены в содержание рабочей программы

В тему 1.4 «Популяционно-видовой уровень» добавлен урок «Приспособления организмов к различным экологическим факторам».

В тему 1.5 «Экосистемный уровень» добавлен материал по изучению типов взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

В Тему 1.6 «Биосферный уровень» включены вопросы изучения эволюция биосферы. Влияние деятельности челове­ка на биосферу и рационального природопользования.

Кроме этого из раздела 2 «Эволюция» тема «Селекция» перенесена в тему 1.3 «Организменный уровень» и изучается после вопросов генетики, это логически правильно, так как изучение материала по селекции опирается на генетические законы.

В связи с этим изменяются часы, отведенные на изучение отдельных разделов. Изменения отражены в тематическом плане.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.

  6. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

  7. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.

Структура курса (9 класс)


Модуль (глава)

Количество часов

1.

Введение.

2

2.

Уровни организации живой природы:

Молекулярный уровень

Клеточный уровень

Организменный уровень

Популяционно-видовой

Экосистемный

Биосферный


10

14

14

4

6

4

3.

Эволюция органического мира:

Основы учения об эволюции

Возникновение и развитие жизни


7

7

Итого

68

Перечень лабораторных работ и экскурсий (9 класс)


Тема


1.

Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках».

2.

Лабораторная работа № 2 Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

3.

Лабораторная работа № 3 Выявление изменчивости организмов.

4.

Лабораторная работа № 4 Изучение морфологического критерия вида.

5.

Лабораторная работа № 5 Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

6.

Экскурсия 1. В биогеоценоз.

7.

Экскурсия 2. Причины многообразия видов в природе.

8.

Экскурсия 3. В краеведческий музей или на геологическое обнажение.

Перечень проверочных работ по модулям (9 класс)

Тема

Вид проверки

1.

Молекулярный уровень.

Проверочная работа.

2.

Клеточный уровень.

Проверочная работа.

3.

Организменный уровень.

Проверочная работа.

4.

Экосистемный уровень.

Проверочная работа.

5.

Эволюция органического мира.

Проверочная работа.

Содержание курса

Введение в общую биологию.

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 ч)

Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки деятельности человека.

Раздел 1

Уровни организации живой природы (52 ч)

Тема 1.

Молекулярный уровень (10 ч)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема.2

Клеточный уровень (14 ч)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и её постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторная работа:

Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема.3

Организменный уровень (14 ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.

Тема.4

Популяционно - видовой уровень (4 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.

Тема 5

Экосистемный уровень (6 ч)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Экскурсия в биогеоценоз.

Тема 6

Биосферный уровень (4 ч)

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

Раздел 2

Эволюция органического мира (14 ч)

Тема 7.

Основы учения об эволюции (7 ч)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.

Тема 8.

Возникновение и развитие жизни (7 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение.


Критерии оценивания

Оценка устного ответа учащихся



Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9класс)


п/п

Дата

Название раздела,

тема урока

Д/з

1(1)

Введение (2 ч)

Биология как наука и методы ее исследования.

Инструктаж по ТБ и правила поведения в кабинете биологии.

П.1,2

2(2)

Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки.

П.3

3(1)

Раздел 1. Уровни организации живой природы (52 ч)

Молекулярный уровень (10 ч)

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика

П.1.1

4(2)

Многомолекулярные комплексные системы.

Углеводы

П.1.2

5(3)

Многомолекулярные комплексные системы.

Липиды

П.1.3

6(4)

Многомолекулярные комплексные системы.

Состав и строение белков

П.1.4

7(5)

Функции белков

П.1.5

8(6)

Многомолекулярные комплексные системы. Нуклеиновые кислоты

П.1.6

9(7)

АТФ и другие органические соединения клетки

П.1.7

10(8)

Биологические катализаторы. Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»

П.1.8

11(9)

Вирусы

П.1.9, повт.п.1.1-1.8

12(10)

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».

13(1)

Клеточный уровень (14 ч)

Основные положения клеточной теории. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

П.2.1

14(2)

Химический состав и строение клетки.

Клеточная мембрана.

П.2.2

15(3)

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

П.2.3

16(4)

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

П.2.4

17(5)

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

П.2.5

18(6)

Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения

П.2.6

19(7)

Прокариоты, эукариоты. Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

П.2.7

20(8)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

П.2.8

21(9)

Аэробное и анаэробное дыхание. Энергетический обмен в клетке.

П.2.9

22(10)

Типы питания. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез.

П.2.10,2.12

23(11)

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

П.2.13

24(12)

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

П.2.13

25(13)

Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки Деление клетки (митоз).

П.2.14, повт.

26(14)

Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы»

27(1)

Организменный уровень (14 ч)

Бесполое и половое размножение организмов.

П.3.1,3.2

28(2)

Половые клетки. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

П.3.2,3.3

29(3)

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

П.3.4

30(4)

Основные закономернос­ти передачи наследственной информации. Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

П.3.5

31(5)

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

П.3.6

32(6)

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

П.3.6

33(7)

Дигибридное скрещивание.

П.3.7

34(8)

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

П.3.8

35(9)

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

П.3.10

36(10)

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости организмов».

П.3.11

37(11)

Закономерности из­менчивости. Мутационная изменчивость.

П.3.12

38(12)

Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

П.3.13

39(13)

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

П.3.14, повт.гл.3

40(14)

Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого».

41(1)

Популяционно - видовой уровень (4 ч)

Вид его критерии. Структура вида. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4

«Изучение морфологического критерия вида»

П.4.1

42(2)

Популяция - форма существования вида. Биологическая классификация

П.4.2

43(3)

Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Условия среды.

П.9.1,9.2

44(4)

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

П.9.3,9.4

45(1)

Экосистемный уровень (6 ч)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз.

П.5.1

46(2)

Состав и структура сообщества.

П.5.2

47(3)

Взаимо­связь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

П.9.5

48(4)

Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы

Практикум. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

П.5.3

49(5)

Экологи­ческая сукцессия. Сукцессионные измене­ния. Значение сукцессии.

П.5.5

50(6)

Экскурсия 1. В биогеоценоз.

Оформить отчёт

51(1)

Биосферный уровень (4 ч)

Биосфера и ее структура, свойства, закономер­ности.

П.6.1,6.2

52(2)

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

П.6.3

53(3)

Эволюция биосферы. Влияние деятельности челове­ка на биосферу. Экологические кризисы. Рациональное природопользование.

П.10.1

54(4)

Обобщающий урок по темам: «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень».


55(1)

Раздел 2. Эволюция органического мира (14 ч).

Основы учения об эволюции (7 ч)

Развитие эволюционного учения.

П.7.1,7.2,

7.3

56(2)

Основные положения теории эволюции. Движу­щие силы эволюции.

П.7.4,7.5

57(3)

Борьба за существование. Естественный отбор.

П.7.5

58(4)

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Приспособленность и ее относительность.

П.7.6

59(5)

Образование видов - мик­роэволюция.

П.7.7

60(6)

Макроэволюция

П.7.8,7.9

61 (7)

Экскурсия 2. Причины многообразия видов в природе.

Оформить отчёт

62(1)

Возникновение и развитие жизни на Земле (7 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

П.8.1

63(2)

Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

П.8.2-8.6

64(3)

Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

П.8.7,8.8

65(4)

Доказательства эволюции. Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №5 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции».

66(5)

Экскурсия 3. В краеведческий музей или на геологическое обнажение.

отчет

67(6)

Обобщающий урок по темам: «Эволюция органического мира», «Возникновение и развитие жизни на Земле».

68

Повторение материала.





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:

называть

• общие признаки живых организмов;

• признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

• причины и результаты эволюции;

приводить примеры

• усложнения растений и животных в процессе эволюции;

• природных и искусственных сообществ;

• изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

• наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

• строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

• деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

• строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

• обмен веществ и превращение энергии;

• роль ферментов и витаминов в организме;

• особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

• дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

• иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

• размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

• вирусы как неклеточные формы жизни;

• среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

• природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

• искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

• взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

• родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

• особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

• роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

• влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

• меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

• влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

• роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

• организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

• клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

• наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать

• строение и функции клеток растений и животных;

• организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

• семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

применять знания

• о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

• о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

• о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

• о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

• о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

• о клеточном строении организмов всех царств;

• о родстве и единстве органического мира;

• об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

• сезонные изменения в жизни растений и животных , поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

• результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

соблюдать правила

• приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

• наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

• проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

• бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

• здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

Учебно - методическая литература:

Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2010.

Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2009.

Биология. Введение в общую биологию.9кл.: рабочая тетрадь/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов.-М.: Дрофа,2015.

Дополнительная литература:

  1. Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2004.

  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2006..

  3. Биология: Весь школьный курс в таблицах / сост. Л. В. Ёлкина. - Минск : Букмастер: Кузьма, 2012. - 5-е изд. -416 с.

  4. Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы /Сост. С.М. Курганский. - М.: ВАКО,2015. - 288с. - (Мастерская учителя биологии).

  5. Заяц Р.Г. и др. Пособие по биологии для абитуриентов / Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. - 2-е изд. - Мн.: Высш. шк.,1997. - 510с.

  6. Сухова Т.С. Тесты по биологии. 6-11 кл.: Учебно - метод. пособие. - М.: Дрофа, 1997. - 80с.

  7. Сорокина Л. В. Тематические зачеты по биологии. - М.: ТЦ СФЕРА, 2003. - 96с.

  8. Биология. Всероссийские олимпиады. Под ред. Пасечника В.В. - М.: Просвещение, 2008. - 191с.: ил. - (Пять колец).

  9. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

  10. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы / авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. - М.: Глобус, 2010.

  11. Интернет-ресурсы:

bio.1september.ru, bio.nature.ru

Учебное оборудование:


  1. Комплект таблиц по общей биологии.

  2. Мультимедийный проектор, ноутбук

  3. ЦОРы: «1С: Школа. Биология»; «Лабораторный практикум. Биология 6-11»

7

© 2010-2022