Новые подходы в обучении

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Средняя общеобразовательная школа №27»,

ГУ «Отдел образования города Семей, ВКО»













Реализация новых подходов в обучении на уроках биологии.

Автор: Краснолобова Елена Владимировна







































Семей 2015



Аннотация.

Наше сегодняшнее общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями и работать в группе и в команде. Просто «знание о знаниях» больше не достаточно, чтобы преуспеть во все более сложном, текущем и быстро развивающемся мире, в котором мы живем. С целью оптимизации процесса непрерывного обучения и потенциального роста, молодым людям нужна возможность развивать личные способности и эффективное мышление, как часть их всестороннего образования.

Эти навыки являются неотъемлемой частью современного образования. В данной работе рассмотрены наиболее важные аспекты успешного преподавания, и как следствие, развитие конкурентно- способной и всесторонне развитой личности.



































Реализация новых подходов в обучении на уроках биологии.

При всем многообразии технологий обучения дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и др. - реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. От него сегодня требуется специальная психолого - педагогическая, дидактическая, методологическая подготовка, так как в профессиональной деятельности реализуются не только специальные знания, но и современные знания из области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. Именно на этой базе формируется готовность учителя к восприятию, оценке и реализации инноваций.

Таким образом, современный учитель - это учитель, подверженный инновациям. Прошло время, когда учитель работал на уровне педагогической интуиции. Сегодня современному учителю невозможно работать без научного осмысления собственной педагогической деятельности. Решающим этапом моей педагогической деятельности стал момент знакомства с основными идеями Программы Кембриджского университета, основанные на работе иностранных и отечественных коллег. Если характеризовать мою работу, то я бы хотела выделить ряд моментов, которые заслуживают, по моему мнению, внимания.


  1. Значение психологической готовности к уроку.

«Человек - это продукт своих собственных мыслей. О чем он думает, тем он и становится». Махатма Ганди

В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создается условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых. Важно понять с каким настроением учащиеся пришли к вам на урок. Что занимает их мысли? Другими словами, подготовить детей к восприятию учебной информации. Как это сделать? Мне в моей педагогической практике помогают следующие сайты: trepsy.net, azps.ru,tonusmozga.ru., где я легко и без труда могу найти нужную мне информацию, подобрать тренинговое упражнение или интересную притчу.

Целью данных упражнений, разминок и логических задач, прежде всего является установление контакта: учителя и учеников, учеников с одноклассниками. Кроме того, это помогает позволить учащимся отвлечься от насущных проблем и в лёгкой, непринуждённой форме перейти к изучению темы урока. В качестве демонстрации хотелось бы описать одно из таких упражнений. «Мне в этой жизни везет». Целью данной разминки является: развивать умение позитивного отношения к себе и друг другу. Учить детей повышать самооценку, внушать веру в свои силы. Умение видеть себя с положительной стороны. Для проведения данной разминки можно использовать расслабляющую музыку. Учащимся предлагается рассказать небольшую историю, начиная с фразы: «мне в этой жизни везет».Затем всем классным коллективом выбрать самого везучего. И как итог под расслабляющую музыку звучат слова о том, что у каждого может все в жизни получится как хочется, надо лишь стремиться к этому. Волшебные слова: Я уверен, у меня все получается. Я все могу!!!

  1. Важность диалога в развитии познавательной деятельности учащихся.

«Умный вопрос - это уже добрая половина дела».
Ф.Бекон

Диалог в обучении, или учебный диалог, - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе которого, происходит информационный обмен между партнерами и регулируются отношения между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.

Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот - взаимным процессом, в котором идеи приходят в двух направлениях и на этой основе продвигает обучение ученика вперёд. В диалоге ученики (а так же их учителя) являются равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как современное приобретение знаний или вовлечённость в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе современного исследования.

Наиболее распространенными в классе являются разнообразные формы диалога учитель -ученик, а так же -ученик- ученик, наиболее типичной из которых является руководимое учителем совместное обсуждение решения учебной задачи всем классом, а также другие формы фронтальной работы (беседы) во время урока.

На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что современная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:

Позволяет ученикам выражать своё понимание темы;

Помогает им осознавать, что людей могут быть разные идеи;

Содействует аргументированию учениками своих идей;

Помогает учителям понять на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.

И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя - средством обучающей деятельности, для ученика - учебной. В процессе педагогической деятельности учитель ставит перед собой следующие цели: оптимизировать процесс решения учащимися конкретной учебной задачи путем эффективного управления деятельностью; в ходе этого управления создавать условия для стимулирования психического развития учащихся; предпринимать усилия для целостного гармонического развития личности учащихся.

Я полагаю, что диалог важная составляющая на каждом этапе урока. Так на своих уроках, в качестве психологического настроя, я применяю различные коммуникативные упражнения, занимающие 3 -5 минут, в ходе которых учащиеся свободно разговаривают на отдалённые, казалось бы, от урока темы. Так как данные тренинги я применяю согласно возрастным особенностям учащихся, так или иначе, связываю цель проведённых тренингов с последующим этапом урока. Так, например, на одном из уроков в 10 классе, изучая генетику, в начале урока я провела, тренинг, нацеленный на профориентацию, затем продемонстрировала видеоролик о современных достижениях в области генетики, памятуя о том, что есть такая профессия - генетик. Создавая проблемный вопрос и управляя ходом беседы, я подталкиваю учащихся сформулировать тему и цели урок.

В ходе изучения нового материала, после работы с текстом, с помощью диалога можно не только стимулировать познавательную деятельность учащихся, а так же определить степень понимания изученного.

Путём постановки толстых и тонких вопросов (как учителем, так и учащимися) закрепить проработанный материал.

В момент подведения итогов, рефлексии учащиеся могут адекватно оценить на каком уровне понимания темы они находятся, а значит - учитель знает: над чем ему предстоит работать.

Другими словами не могу не согласиться с Антуаном Экзюпери «Единственная роскошь, известная мне - роскошь человеческого общения», и к счастью, мы учителя обладаем этой роскошью и можем поделиться ею с нашими учениками.



  1. Организация групповой работы как условие формирования ключевых компетентностей

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Диккенс Ч.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Идея групповой работы не нова. В 20-х годах прошлого столетия в образовательном процессе широко использовался бригадный метод. В настоящее время коллективная работа учащихся рассматривается с учетом достижений психологии и педагогики, учитывается также и опыт прошедших лет.
Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач, и прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствовать углубленному усвоению программного материала, отрабатывать комплекс практических умений и навыков. Конечные цели групповой формы работы можно определить так:
образовательная - получение знаний за наиболее короткий срок путем перераспределения материала отдельных тем курсов;
воспитательная - способствование сплочению коллектива, выравнивание знаний учащихся;
развивающая - отработка практических умений, требуемых программой.

Основной задачей для реализации групповой работы, я считаю качественное разделение по группам. Так, чтобы работа была максимально продуктивной. Часто групповой метод работы, я практикую на лабораторных работах. Это связано с ограниченностью раздаточных материалов и микроскопов. Слаженная работа группы гарантирует качественное выполнение лабораторной работы и в этом мне помогают, разработанные мной инструктивные карты. Вот один из примеров:

Лабораторная работа №2

Тема: «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука

Цель:

Оборудование:

Плазмолиз - выход воды из цитоплазмы клетки, отставание цитоплазмы от клеточной стенки. Причина плазмолиза: осмос воды через мембрану в сторону раствора с более высокой концентрацией из области раствора с более низкой концентрацией. Деплазмолиз - увеличение объёма цитоплазмы до исходного уровня.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука, рассмотрите его под микроскопом, зарисуйте участок из 2-3 клеток.

2. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора NaCl (0,8 М), а с другой стороны фильтровальной бумагой оттяните воду.

3. Рассмотрите препарат, найдите плазмолированные клетки и зарисуйте участок из 2-3 клеток.

4. Нанесите несколько капель воды с одной стороны покровного стекла, а с другой стороны фильтровальной бумагой оттяните раствор NaCl.

5. Рассмотрите препарат, обратите внимание на явление деплазмолиза.

6. Влияние химических факторов на плазматическую мембрану: предварительно обработать клетки кожицы лука йодом, спиртом проверить будет ли наблюдаться плазмолиз.

7. Обсудите результаты в группе.

8. Сформулируйте вывод:

Что поддерживает постоянным внутренний химический состав клетки? Благодаря чему это происходит? Как это можно использовать в медицине?

Для успешной работы в группах могу порекомендовать один из способов образования групп:

Предлагается отгадать загадку на биологическую тему (три загадки - три группы, количество загадок зависит от количества планируемых групп)

  1. Два организма взаимно полезны,
    Связаны вместе просто железно.
    Жить в одиночку? - огромный вопрос.
    Такое сожительство есть симбиоз.

  2. Можем резать гидру смело -
    Восстановит свое тело.
    Это - не сенсация,
    А регенерация

  3. Ваша пища в рот попала,
    Сразу мелкой она стала.
    Амилаза и мальтоза тут содержатся в слюне,
    Расщепляют углеводы.
    В слабощелочной среде.
    И белки, и углеводы
    Все, что нужно, мы едим,
    Чтобы не было бактерий,
    Помогает лизоцим.
    Посмотреть на них нам любо.
    32 их - это зубы.
    Все нужны нам, как один,
    В них содержится дентин

Правильно ответивший ученик автоматически становился лидером команды. Затем, всем трём лидерам предлагалось выбрать в свою группу учащихся по следующим критериям:

1.Кому бы вы хотели помочь в выполнении домашнего задания? (лидеры выбирают учащегося)

2. С кем из учащихся вы бы проконсультироваться при выполнении творческой работы?

3.Кому бы вы доверили свою тайну?

4.Чьи человеческие качества вам нравятся больше всего?

Таким образом, группы были образованы по желанию учащихся и, в то же время, с учётом способностей детей, что, на мой взгляд, должно повысить эффективность работы на уроке.



  1. Личностно - ориентированный подход, как средство повышения учебной мотивации.

Не диво, что знаньем богаты сыны, которые мудрым отцом взращены.

Фирдоуси.

Следующим аспектом своего преподавания я считаю личностно - ориентированный подход. Под данным вопросом я рассматриваю возрастные особенности учащихся, потребности в обучение, способности и уровень знаний на текущий момент. Конечно, это очень сложно проследить среди всех параллелей учащихся, но данный момент и не терпит спешки. Кроме того, есть возможность проводить исследования с помощью коллег, на факультативных и кружковых занятиях.

Так мной был проведён небольшой тест среди учащихся 10 классов.

Тест №1(Слайд№2 )

Это психофизиологический тест. Посмотрите на картинку с движущейся девушкой.

Данный тест помогает определить, какое из полушарий вашего мозга более активно. Тест показывает Ваше состояние на данный момент. И ещё, вращается в ту или иную сторону не только и не столько картинка, сколько перцептивный образ движущегося пространства, сформированный вашим мозгом. Короче, девушка на самом деле вращается у вас в голове!! Вы определяете наиболее сильные стороны работы своего мозга.

Особенно это относится к амбидекстрам (лат. ambi - двойной; dextrum - правый). То есть людям, одновременно имеющим правополушарную и левополушарную асимметрию, доминирование в работе головного мозга.

При доминировании левого полушария, у «логиков» девушка вращается вправо. При доминировании правого полушария, у «эйдетиков художественного типа» девушка вдруг начинает вращаться влево. У амбидекстров - при наклоне головы в соответствующую сторону - то вправо, то влево!

Тест №2 И.П. Павлова (Слайд №5)

На слайде девять слов, надо разложить таким образом, чтобы получилось три группы по три слова (в каждой группе должно быть что-то общее).

Если были сформированы слова таким образом:

Карась + орел + овца

Бегать + плавать + летать

Шерсть + перья + чешуя,

то это говорит о преобладании логического мышления над образным, т.е. о доминировании левого полушария.

Если участник формирует три группы слов таким образом:

Карась + чешуя + плавать

Орел + перья + летать

Овца + шерсть + бегать

то это говорит о преобладании образного мышления над логическим, т.е. о доминировании правого полушария.

После выяснения какой тип мышления характерен индивидуальным особенностям учащихся , важно подчеркнуть, что это не значит, что решение логических задач будет не под силу эйдетикам. Другими словами выяснить это можно только на практике. И в качестве проверки предлагаю решение логических задач, имеющих связь с биологией.

ДОБЫЧА «ЗЕМЛЯНОГО МАСЛА» (Слайд №15)

Нефть и газ на побережье Каспия добывали с незапамятных времен. Местные жители использовали глиняные светильники, в которых сжигалось «земляное масло». Добывали нефть в глубоких колодцах. Мастер, спускаясь в колодец, обвязывался веревкой. Но в колодце были вредные испарения, и человек мог там быстро потерять сознание. А длительное пребывание в колодце в таком состоянии могло закончиться трагически. Как узнать оставшимся сверху, не потерял ли мастер сознание?

Противоречие: мастер должен дать сигнал о потере сознания, чтобы его быстро подняли наверх, и не может дать сигнал, потому что он уже без сознания.

ИКР: мастер сам дает сигнал - «Я потерял сознание». Используйте звуковой сигнал, точнее - изменение звукового сигнала.

Мастер, работая, пел песни, а его помощники, стоя наверху, держали конец веревки и прислушивались. Как только прекращалась песня, они тянули мастера наверх. (Заметим, что сходную «сигнализацию» использовали русские помещики: чтобы собирающие клубнику крестьянки не смогли ее есть, их заставляли петь...)

21. - С. 47.

Для учащихся с преобладанием образного мышления я предлагаю разыграть ситуацию по технологии РАФТ:

R - role (роль)

A - audience (аудитория)

F - format - (форма)

T - topic (тема).

  1. Отметка или оценка? Что лучше стимулирует учащихся?

Ни в коем случае нельзя отчитывать тех, кто старался изо всех сил, но совершил ошибку.

Ричард Брэнсон

Увлеченные и целеустремленные ученики достигают успехов, и это, в свою очередь, делает их еще более увлеченными и целеустремленными. Таким образом, круг замыкается. Можно спорить и говорить, что удачными уроками являются только те уроки, в ходе которых учащиеся добиваются выдающихся результатов, но, если все ученики добиваются хоть какого-то успеха, тогда, по моему мнению, данный урок можно считать успешным. В конце концов, много уроков, в которых трудно выделить какой-либо явный успех, тем не менее, их можно назвать удачными. Кроме того, нельзя оставить без внимания даже крошечный прогресс учащихся, и не в коем случае, не порицать ошибочного мнения или высказывания. Потому как, ошибаясь, мы тоже учимся. Данный принцип поощрения успехов тесно связан со следующим важным аспектом.

Дерево оценивают по его плодам

Автор неизвестен

Оценивание. Наверняка, у многих учителей возникает ряд трудностей именно с оцениванием знаний и умений учащихся. На сегодняшний момент, многие учителя знают о трёх типах оценивания: диагностирующем, с помощью которого можно определить уровень знаний на текущий момент, формативном, помогающим учителю направить, подбодрить и дать условную оценку работе учащегося, и наконец, суммативном оценивании, целью которого является констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта. Хотелось продемонстрировать опыт именно в суммативном оценивании, которое, на мой взгляд, невозможно без определённых критериев.

Критерии оценивания лабораторной работы.

Формулировка цели: чёткость, конкретность, соответствие теме.

Оформление работы: аккуратность, последовательность.

Порядок выполнения работы: участие в исследовании, последовательность в соответствии с инструкциями.

Иллюстрации: наличие или отсутствие рисунков, аккуратность.

Вывод: самостоятельная формулировка; вывод, основанный на предложенных вопросах; практическое применение полученных знаний.

Критерий

0,5 балла

0,75 балла

1 балл

Формулировка цели:

Чёткость

Соответствие теме

Оформление работы:

Аккуратность

последовательность

Порядок выполнения работы:

участие в исследовании

последовательность в соответствии с инструкциями.

Иллюстрации:

наличие или отсутствие рисунков

аккуратность


Вывод:

практическое применение полученных знаний 3 балла

самостоятельная формулировка 2 балла

вывод, основанный на предложенных вопросах 1 балл

Итого:

от 3-4 - удовлетворительно.

5 баллов - хорошо.

6-7 - отлично.

Критерии оценивания решения задач по генетике

Фамилия

Решение задач

Составление и решение задачи

Защита






Решение задачи на моногибридное скрещивание - 1 балл

дигибридное скрещивание - 2 балла

полигибридное скрещивание - 3 балла

Составление и решение задачи на полигибридное скрещивание - 5 баллов.

1-2 балла - удовлетворительно,

3-4 балла - хорошо,

5 баллов - отлично.


  1. Установление обратной связи для совершенствования учебного процесса.

В жизни, как и в стрельбе, одна из составляющих успеха - правильная оценка расстояния до цели.

Конечно же, успех не является делом случая. Хороший наблюдатель оценит, насколько учительский анализ предшествующего обучения повлиял на план урока. То есть, возникает необходимость провести рефлексию обучения. В течение урока и после него проверяющие будут искать доказательства того, что все ученики извлекли пользу из урока и имеют возможность использовать полученную информацию.

Тем не менее, еще более важным является степень, в которой оценивание для обучения влияет на ход преподавания на уроке. Учителя сознательно внедряют возможность измерить уровень понимания учеников. Эти учителя с удовольствием займут оставшуюся нетронутой часть урока на выяснение того, что осталось недопонятым, и рассуждения о том, какого прогресса они добились.

В качестве примера проиллюстрирую один из видов успешного проведения рефлексии:

Спираль искусства

Навыки:

  • Творческое мышление

  • Мышление, принятие решений

Что это?

  • Этот вид деятельности позволяет ученикам творчески размышлять и озвучивать свои мысли, идеи и чувства по определенным вопросам.

Расположение класса

  • Необходимо большое пространство для облегчения движения и общения. Или, если ученики будут сидеть за партами, они смогут использовать отдельный лист бумаги, который они смогут превратить в групповой коллаж или спираль.

Как это работает?

  1. Большой рулон бумаги помещается в центре открытого пространства. Бумага должна быть достаточно большой, чтобы все ученики могли подходить и что-то писать с любой из сторон.

  2. Каждый член группы выбирает свободное пространство на спирали и рисует что-то, что представляет их мысли по определенной теме. Ученикам можно предложить написать несколько слов, которые приходят на ум по этой теме рядом с рисунком.

  3. После отведенного на задание времени, ученики могут перейти на другой свободный участок бумаги и графически изобразить их мысли по соответствующему вопросу.

Таким образом, хотелось бы подвести черту и обозначить ещё раз, что научная организация своего труда, это деятельность, требующая от педагога широкого спектра качеств: научный склад ума, креативность, постоянное стремление к самообразованию и саморазвитию. Только при таком подходе возможно создание инновационного поля высокого напряжения, которое не позволит учителю попасть во власть механичности, рутинности и банальности.








Литература:

1. Кузнецова И., Почему нужно работать в группах.// Начальная школа: плюс до и после. - 2002. - № 11. - с. 16
2. Чиханова О. В., Групповая работа на уроке и деятельностный подход в обучении.// Начальная школа: плюс до и после.- 2002. - № 11. - с. 22.
3.Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Педагогика, 1998.
Пересмотренный учебный план Северной Ирландии «Методы активного обучения»

4.Ваниосова Н.В. Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучения.
5.Гринченко Л.С. Формирование социокультурной компетенции учащихся через реализацию межкультурных образовательных проектов

6.Freeman, J. (1998) Educating the Very Able. [Преподавание для очень способных]. The Stationery Office, London.

7.Eyre, D. & Lowe, H. (2002) Curriculum Provision for the Gifted and Talented in the Secondary School. [Преподавание талантливым и одаренным ученикам в средн ей школе]. David Fulton.

Интернет - ресурсы:

1. trepsy.net,

2. azps.ru,

3. tonusmozga.ru









1



© 2010-2022