Применение элементов ИКТ на уроках биологии

Современный мир уже невозможно представить без компьютера и Интернета. С их помощью мы можем создать много интересного, они помогают нам работать, получать образование, совершенствоваться в области информационно-коммуникативных технологий  и даже учить, воспитывать детей.   Количество пользователей сети с каждым днем возрастает. Большая часть молодежи не представляет свою жизнь без Интернета, так как он стал привычным и доступным, легким средством для общения. Ученики активно используют Интернет...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т.В.Киряева

учитель биологии МБСКОУ «Школа №27», г. Абакан

Применение элементов ИКТ на уроках биологии

Современный мир уже невозможно представить без компьютера и Интернета. С их помощью мы можем создать много интересного, они помогают нам работать, получать образование, совершенствоваться в области информационно-коммуникативных технологий и даже учить, воспитывать детей. Количество пользователей сети с каждым днем возрастает. Большая часть молодежи не представляет свою жизнь без Интернета, так как он стал привычным и доступным, легким средством для общения. Ученики активно используют Интернет. В связи с этим возрастает требование и к педагогу: сегодня каждый эрудированный преподаватель должен обладать самой новой и интересной информацией - как о преподаваемом предмете, так и о методах его преподавания. И для этого неисчерпаемые возможности предоставляют ресурсы Интернета. Современным ученикам стало легче находить информацию в Интернете, а не в учебниках и в энциклопедиях. Но приходится констатировать и тот факт, что дети чаще используют Интернет для общения, для игр. Поэтому необходимо учить молодежь более продуктивно использовать возможности Интернет, в частности, в области информационно-коммуникационных технологий, направленных на учебу и получения новых знаний.

С внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта по биологии, современные информационно-коммуникативные технологии требуют новых форм и методов преподавания, заставляют по новому подходить к обучению и воспитанию. Уроки, построенные с применением информационно-коммуникативных технологий, основаны на активных самостоятельных формах приобретения знаний и работы с информацией, в результате чего развивается познавательная самостоятельность, учащиеся учатся находить необходимую информацию. Они вытесняют иллюстративно-объяснительные и демонстрационные методы, ориентированные в основном на коллективное восприятие информации.

На сегодняшний день преподавание естествознания в новой школе немыслимо без применения современных информационно-коммуникативных технологий.

Возможности использования компьютера как сверхэффективного средства создания проблемных ситуаций на уроках биологии. При этом учитель может, например:

- отключить звук и попросить прокомментировать учеников наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если ребята успешно справились с заданием. Условное название этого приема: «Что бы это значило?»;

- остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса. Дадим этому приему условное название «А дальше?»;

- продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так. Назовем этот принцип «Почему?».

Широко распространённая в последнее время проектная деятельность может быть представлена в форме мультимедийной презентации, позволяющая сделать доступным и привлекательным результаты исследовательской работы.

Очень широкие возможности открываются перед учителем при использовании ИКТ во внеклассной деятельности. Они помогают сделать мероприятия зрелищными и интересными для учащихся.

Использование ИКТ помогает и при проведении исследовательских работ, открываются большие возможности использования цифровых и компьютерных технологий.

Поэтому использование ИКТ является одним из возможных путей повышения качества знаний.

Возможно использование следующих педагогических приемов при реализации нового стандарта, при помощи которых возможен переход от репродуктивного усвоения информации к интерактивным и продуктивным.

1. Поиск новой информации по ссылкам, данным в учебнике или предложенным учителем. Данный прием можно использовать при изучении нового материала, закреплении или подготовке к итоговой, контрольной, самостоятельной работе. Учащимся предлагается составить конспект или план; составить схемы или таблицы; активизирует работу составление вопросов к тексту; нахождение ответов на вопросы, данные учителем; работа с рисунками, изображениями.

2. Прослушивание аудио файлов (например, при изучении темы "Голоса птиц и животных"); просмотр и обсуждение видеофрагмента, фильма в целом.

3. Работа с презентациями (просмотр и обсуждение готовых презентаций, создание собственных).

4. Самостоятельная подготовка к контрольным работам, экзаменам при помощи примерных билетов для итоговой аттестации, демонстрационными вариантами контрольных работ в формате Единого государственного экзамена.

5. Для проверки уровня знаний можно использовать тесты с самопроверкой; решение контрольных работ, выложенных в сети, с последующей самопроверкой; сетевые викторины, конкурсы, олимпиады.

6. При создании проектов учащиеся могут посетить виртуально:

- библиотеки (поиск материала из энциклопедий, справочников, научных газет и журналов, недоступного в обычных библиотеках);

- научные и творческие лаборатории (при моделировании опасных или очень сложных опытов);

- музеи, которые позволяют побывать в различных уголках планеты;

- электронные муляжи и гербарии.

7. Участие в он-лайн конференциях, тестированиях, учебных телекоммуникационных проектах; выступление на форумах, что дает возможность для живого общения.

8. Применение электронной почты (учащимся предлагается выполнить домашнее задание с последующей отправкой его на электронную почту учителя).

И что немало важно, возможен дифференцированный подход:

- сильные учащиеся работают над составлением доклада, сообщения, презентации, применяя информацию из Сети.

- слабые - поиск материала по теме урока и составление вопросов.

Использование Интернета школьниками дает возможность получения информации по нескольким темам, порой не отраженных в учебниках. Кроме того, нужно иметь в виду и то, что информация в Сети постоянно обновляется.

Использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии. Использование ИКТ на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся. ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники. Использование тестовых заданий дает возможность детям самим оценить свои знания. Применение ИКТ на уроках позволяет учащимся рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме. активное использование ИКТ на уроках биологии приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.

Все это будет способствовать успешному использованию ИКТ в обучении естествознания. Задача современного учителя - не только иметь представление о новых технологиях обучения, но так же осваивать их и применять в своей практике.

Китайская мудрость гласит - «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму». Школа должна подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе. Использование ИКТ на уроках биологии это маленькая крупица в подготовке учащихся к будущей жизни в информационном обществе.


Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

2. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании».- г. Москва.-2013. - с. 2-5

3. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования //Школьные технологии.- 2012.- №3. - с. 7-11

4. Булычева М.Б. Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках биологии //Биология в школе.- 2011.- №16. - с. 36-39

5. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения //Школьные технологии.-2011.-№3. - с. 2-4

6. Дистанционное обучение и методика использования ИКТ на уроке ito.edu.ru/2005/Moscow/IV/IV-0-5706.html - портал Информационные технологии в образовании.

7. Использование Интернет-технологий в организации учебного процесса школы. cito.ru/gdenet/ - глобальная сеть дистанционного образования. teachpro.ru/ - сайт «Обучение через Интернет» (содержит видеокурсы по компьютерной грамотности, иностранным языкам, по школьным и вузовским дисциплинам, по компьютерной графике, web-версии обучающих программ и методику обучения работы с ними и др.)

8. fpru.org/ - фонд поддержки российского учительства.

9. pedsovet.org/ - Всероссийский Интернет-педсовет. lang.ru - научная лаборатория школьников.

© 2010-2022