Урок на тему Лишайники

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии в 7 классе. Учебник Сонина Н.Н. 2 часа в неделю.

Тема урока « Лишайники»

Учебный элемент, время

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в процессе работы с учебными элементами вы должны знать особенности строения лишайников, их комплексную приспособленность к природе; определять виды лишайников; раскрывать причинно- следственные связи между компонентами природы; воспитывать чувство ответственности за экологическое состояние природной среды; соотносить результаты своего труда с поставленной целью

Внимательно прочитайте цели урока

УЭ-1

Цель: определить ваш исходный уровень знаний о грибах и циано - бактериях.

Выполните тесты по теме:

1.Где встречаются цианобактерии?

а) в лесу в) повсюду

б) в водоемах г) обитают в других организмах

2.Каковы особенности строения цианобактерий?

а) клетки одиночные в) клетки одиночные и

б)клетки колониальные колониальные

3.Назовите способ питания цианобактерий

а)гетеротрофный б) автотрофный

4.в чем особенность строения грибов(отличительный признак)?

а)мицелий, состоящий из гиф в)имеются многорядные б) лишены хлорофила слоевища

г) в клетках имеются хлоропласты

5.Как питаются грибы (способ).

а) автотрофный б) гетеротрофный

6.Перечислите способы размножения грибов:

а) вегетативно б) кусочками слоевища

в) спорами г) семенами

7.Симбиоз это:

а) взаимополезное сожительство двух организмов

б) сожительство ,полезное для одного и вредного для другого организма.

в) вредное для обоих организмов.

8.Основа гриба :

а) мицелий б) микориза

II.Проверьте правильность выполнения теста.

III. Определите уровень ваших знаний по схеме:

8 правильных ответов-высокий уровень знаний-оценка «5»

7 правильных ответов-средний уровень знаний -оценка «4»

6 правильных ответов-низкий уровень знаний -оценка «3»

IY.Проанализируйте ошибки

Самостоятельная работа с компьютером

УЭ-2

(2 мин)

Цель :определить тему урока

Отгадайте загадку:

Сговорились Ким с Пахомом

Жить совместно одним домом

Ким готовит соль, водицу

А Пахом зерно, мучицу

Ответ вы дадите в конце урока занятия, прослушав материал урока. В этой загадке кроется название темы урока

У осины на коре

На заборе на дворе

Накипь словно золото

К дереву приколота «Лишайники»

Лихенология-наука о лишайниках.

Учитесь мыслить





Сделайте записи в тетрадях

УЭ-3

(8 мин)

Цель: Составить характеристику лишайника, как симбиотического организма совершенствовать умения работать с текстом, рисунками учебника.

I.Рассмотрите результаты опыта ,заложенного на первом уроке. Что вы видите на стенках стакана?(Водоросли, грибница сгнила). Пользуясь текстом учебника с.28(5-6 абзац) и рис на с.29.подготовьте ответы на вопросы.

  1. Какое строение имеет слоевище лишайника?

  2. Определите функцию коркового слоя;сердцевинного слоя.

  3. В чем проявляются симбиотические взаимоотношения гриба и цианобактерий?

  4. Что представляют собой лишайники?

II.Выполните упражнение 16 на стр.9 в рабочей тетради

III. Сверьте выполненное задание с текстом учебника.

IY.Оцените свои знания.Помните, что вы работаете на доверии.

Индивидуаль-

ная работа

УЭ-4

10 мин)

Цель: сформировать общее представление о видах лишайников, в зависимости от строения слоевища и местообитания.

I.Рассмотрите коллекцию лишайников

Пользуясь текстом учебника с.28(1-3 абзац)- с.29 (1,3 абзац), выделите кустистые, накипные. Листоватые.

Заполните таблицу.

Тип слоевища лишайника

Особенности строения

Местообитание лишайника



II.Проверьте правильность выполнения таблицы(см.на доске)

III.Оцените работу(каждый правильный ответ -1 балл, неверный- 0 баллов).Сумму баллов поделите на 3.

Работа в паре.

Делайте записи в таблице.

ОУ-5

(5 мин)

Цель: сформировать знания о размножении лишайников и факторах обуславливающих широкое распространение лишайников4 развивать память, запомнить прочитанное.

  1. Прочитайте 1 и 2 абзацы на с.31.

Закончите предложения:

1. В основном лишайники размножаются……

2. Факторами, обуславливающими широкое распространение лишайников являются …а)….б).в…

II. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

III. Проверьте правильность выполнения работы.

IY. Обсудите ошибки. Сверьте ответы с учебником.

Работа в паре.





Взаимопроверка

ОУ-6

(6 мин)

Цель: сформировать знания о значении лишайников, продолжить формировать умение выделять главное из лекции.

  1. Прослушайте выступление учащегося.

  2. Заполните таблицу 20 на с.10 в рабочей тетради

Название лишайника

Значение

в природе

В жизни человека



III.Оцените правильность выполнения задания.(Ответы у учителя)

Работайте индивидуаль-но.

ОУ-7

(6 мин)

Цель:закрепить знания по теме «Лишайники».

  1. Прослушайте стихотворение.

  2. «Лишайники» Т.Агафонова

Если грустно вам, войдите в лес

Окунитесь в лесную прохладу

Много здесь загадочного есть

Познанье будет вам наградой

В туманной дымке увидишь ты

Деревья, мхи, грибы, кустарники

И эти удивительные организмы-

Лишайники

Организмы симбиотические сложные

Хочу развеять представленья ложные

Это не мхи, как люди считают

А сожительство гриба и водоросли-

Вот чего многие не знают

Растут повсюду: на земле, деревьях,

На голых камнях и на крыше

Растут, питаются, размножаются и дышат

Рост медленный-миллиметры в год

На счет питанья нет забот

(Оно симбиотическое)

Воду гриб из росы, тумана пьет

Пища- образование фотосинтетическое

(Её водоросль даёт)

Размножение разное:половое и бесполое

Вегетативное и кусочками слоевища (примитивное)

Лишайники -пионеры везде поселяются первыми

Превращая голый склон в сочный травяной газон

Всего видов тысяч двадцать шесть

Жаль, не подсчитано, сколько в Мордовии есть

И семь из них в мордовской Книге красной

Мы сбережем их, ведь они прекрасны

Лишайники-индикаторы среды

Если воздух грязный-не растут

В чистой среде их увидишь там и тут

Лишайники используют повсюду:

На корм скоту и для оленей в тундре,

В химической промышленности

Для изготовления разных веществ

А «манну небесную» в пустыне каждый ест

Вот такие они лишайники

Первопоселенцы разных мест

Накипные, листоватые, кустистые

Цвета разного и даже золотистые

II.Составьте вопросы по содержанию текста.

  1. Задайте вопросы соседу по парте.

  2. Оцените вашу работу .Критерий оценок:

6 верных ответов и грамотно поставленных вопросов-оценка «5», за 5- оценка «4»,за 4 -оценка «3», 3 и менее-«2»

Самостоятельная работа























Взаимопроверка

ОУ-8

(4 мин)

Цель: подведение итогов.

I.Прочитайте еще раз цель урока. Достигли ли вы заданных целей?

II.Оцените свою работу на уроке.

III.Выберите домашнее задание.

а)упражнения 17-19 из рабочей тетради.

б)Повторите записи в тетради, если ваш исходный уровень получил 4 балла и вы ошибались на уроке.

в)Повторите тему по учебникус.28-31, поработайте дома с данным модулем. Если ваш исходный тест получил 2 или 3 балла, то поработайте с заданиями на с.32.

контроль за выполнением заданий поручите родителям(ответы даны на с.33 в правом нижнем углу).



© 2010-2022