Конспект урока по культуре общения

Конспект открытого урока по культуре общения "Эти трудные роли мальчик и девочка" 5 класс. На уроке учащимся дается понятие  ролевого поведения мальчика и девочки в обществе,  особенности  поведения мальчиков. Этикет рыцарей. Особенности поведения девочек. А так же  воспитывается умение устранять причины  конфликтов между мальчиками и    девочками,   умение строить собственное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствии с нормами этикета и дружбы. Учащиеся должны  знать: по...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по культуре общенияКонспект урока по культуре общенияКонспект урока по культуре общения

Конспект урока по культуре общения

Конспект урока по культуре общения



Конспект урока по культуре общенияКонспект урока по культуре общенияКонспект урока по культуре общения

Конспект урока по культуре общения

2013--2014 учебный год.













Открытый урок по культуре общения в 5 классе

Тема: «Эти трудные роли - мальчик и девочка»

Цель урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи урока:

Обучающие: Дать понятие ролевого поведения мальчика и девочки в обществе, особенности поведения мальчиков. Этикет рыцарей. Особенности поведения девочек.

Развивающие: закрепить знания об особенностях характера и темперамента и учитывать это в общении друг с другом, расширить правила этикета, коммуникативного поведения мальчиков и девочек, развивать речь, логическое мышление.

Воспитывающие: воспитывать умение устранять причины конфликтов между мальчиками и девочками, воспитывать умение строить собственное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствии с нормами этикета и дружбы.

Учащиеся должны

знать: понятие ролевого поведения мальчика и девочки.

Уметь: применять правила выполнения стандартных ролей мальчика, девочки;

устранять причины конфликтов между мальчиками и девочками;

дружить;

строить собственное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях

в соответствии с нормами этикета и дружбы.

Оборудование урока: Компьютер, проектор, экран, учебник «Культура общения 5 класс», презентация «Эти трудные роли мальчик и девочка», песня «Из чего же, из чего же…», тетради, иллюстрации, мяч, видео физкультминутки.

Здоровье сберегающие методы и приёмы используемые на уроке: приветствие с позитивным настроем, презентация, игра «А это как сказать…», использование презентации с активным участием в ходе показа знаний детей, физминутка под музыку, проблемные вопросы, поясняющие вопросы, беседа, рассказ, работа с учебником и тетрадями, смена разных видов деятельности на уроке, слушание шуточной песни.

Ход урока:

1.Приветствие:

Здравствуйте, ребята!

Мы самые замечательные друзья!
Пожелаем друг другу удачного дня!
Давайте вместе урок сочинять.
И правила поведения и общения соблюдать! ( слайд 1)

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новой темой «Эти трудные роли - мальчик и девочка».

Давайте с вами откроем наши тетрадочки и запишем сегодняшнюю дату и тему нашего урока. Сегодня 15 мая 2014 года. Тема урока: «Эти трудные роли - мальчик и девочка» (слайд 2)

А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Хорошо быть взрослым. А это как сказать…» и приведите свои аргументы в отрицание этого тезиса. «Хорошо быть мальчиком. А это как сказать…», . «Хорошо быть девочкой. А это как сказать…», Итак, начинаем!

2.Беседа по теме. В классе вы не только одноклассники, друзья и ровесники, но вы ещё девочки и мальчики. Сегодня мы поговорим о том, что такое ролевое поведение мальчика и девочки. Не удивляйтесь - мальчик и девочка - это тоже роли, и роли довольно сложные. Поэтому часто мальчики не понимают девочек, девочки обижаются на мальчиков… Во многих случаях это происходит потому, что мальчики и девочки плохо исполняют свои роли . Обратите внимание - в языке одно и тоже понятие употребляется в формах разного рода (слайд 3)

Мужской род

Женский

Ученик

Пассажир

гость

тигр

лев

Учащиеся сами называют форму женского рода.

Не нечто среднее, неопределённого рода, а именно так - ведь очень важно, идёт ли речь о человеке мужского или женского пола. Почему это важно? А важно это потому, что мальчик и девочка в жизни ведут себя по-разному , исполняют разные роли во многих жизненных ситуациях. Если они ведут себя не так, как предписано им их общественной ролью, люди, окружающие их, говорят с осуждением: «Посмотрите на этого мальчика, ведёт себя как девчонка!» или «Посмотрите на эту девочку, она ведёт себя совсем как мальчишка!». Это значит, что люди заметили неправильное исполнение мальчиком и девочкой своих ролей.

3. Давайте послушаем песню в исполнении большого детского хора «Из чего же из чего же…». (слайд 4)

Правда, в этой шуточной песенке многое очень точно подмечено?

С точки зрения психологии(слайд 5)

Мальчики

Быстрее воспринимают информацию.

Лучше разбираются в точных науках.

Более подвижны

Очень остро чувствуют несправедливость

Бывают резкими

Многие конфликты пытаются решить дракой

Девочки

Более спокойны, аккуратны

Более чувствительны и эмоциональны

Умеют сочувствовать другому человеку

Лучше понимают душевное состояние другого человека

главное оружие девочек -

слёзы.

И у мальчиков и у девочек есть свои достоинства.

Что люди в обществе ждут от девочки и мальчика? (слайд 6)

А давайте с вами назовем лучшие женские качества: (теплота, доброта, мягкость, заботливость, сострадание, скромность, привлекательность, мудрость…)

А теперь давайте назовем лучшие мужские качества: (мужественность, умение держать слово, надежность, уверенность в себе, ответственность….)

Проявления лучших женских качеств

Проявления лучших мужских качеств( качества рыцаря)

А сейчас послушайте рассказ писателя Михаила Рощина «Будем рыцарями» (слайд 7)

Кто из мальчиков не представлял себя хоть когда-нибудь рыцарем!

Горячий конь, сверкающие доспехи, гордость и честь, верный меч, верный оруженосец, песня о прекрасной даме и вечная дорога, путь доблести и приключений. В средневековье уже в 7 лет мальчиков отбирали у нянек и мамок и отправляли, как теперь в первый класс, на обучение к опытным мужчинам-воинам: те учили ребят скакать верхом, стрелять из лука, владеть копьём и мечом. В 14 лет мальчик мог стать пажем или даже оруженосцем, а в 21 год молодого человека посвящали в рыцари, перепоясывая поясом с рыцарским мечом, вручая рыцарские шпоры и ударяя плашмя мечом по плечу. Не такая скорая наука: от 7 до 21! А потому, что надо было научить юношу не только мечом махать, но выяснить, годится ли он в рыцари. Ведь кроме военного учения мальчиков воспитывали так, чтобы обязательно быть щедрым, держать слово, говорить правду, защищать слабых. И ещё… благородно, возвышенно, утончённо относиться к женщине, к любви. Настоящий мужчина тогда и мужчина, когда он преодолевает страх. Конечно, неприятно, когда смеются, конечно , странно, когда все грубят, а ты не грубишь, конечно нелегко выстоять одному против всех, да ещё не дай Бог, твоя Дульсинея тебя не поймёт. Нелегко, что и говорить! И звание рыцаря и сейчас нелегко заслужить. Зато на все время, на все века останется как символ благородства и стойкости: «рыцарское отношение», «рыцари науки», «рыцари без страха и упрёка» А что же лежит в основе благородного, рыцарского отношения к делу, к людям, что движет такими людьми, что им нужно? А ничего! В том-то всё и дело, что благородный человек- рыцарь- бескорыстен, что для него важнее всего его честь, его клятва, которую он дал прежде всего самому себе: я буду щедрым, буду держать слово, буду защищать слабых, буду относиться к женщине как рыцарь - корректно, предупредительно, внимательно. Пусть даже она этого не заслуживает и сама груба или зла. Если рыцарь, то рыцарь, никто уже меня с этого не собьёт. Человек должен стоять стойко и говорить себе:»Я так поступать не могу. А только вот так».

4. Физминутка. Физические упражнения (слайд 8)

5. Давайте теперь определим как же должны вести себя мальчики по отношению к девочкам и девочки по отношению к мальчикам. (работа с тетрадями)

Правила поведения мальчика по отношению к девочке.(слайд 9)

Снисходительность ( к девичьим проявлениям)

Чувствовать, что девочка слабее и нуждается в защите(эта защита проявляется в готовности уберечь её от горестей и обид)

Сдержанность в ответна эмоциональные взрывы девочек, умение прощать.

Уважать девичью гордость.

Следовать правилам дружбы и этикета.

Правила поведения девочки по отношению к мальчику. (слайд 10)

Снисходительность (к мальчишеской неуклюжести).

Чувствовать, что мальчик может быть защитником, и утверждать в нём эти качества

(говорить ему, что понимаешь его мальчишеское достоинство).

Искренность слов, поступков и поведения.

Беречь мальчишеское достоинство.

Поощрять рыцарство в мальчиках, быть благодарной за его проявления

Быть скромной, терпеливой, мягкой, вежливой.

Следовать правилам дружбы и этикета.

Повторим правила дружбы и этикета? (слайд 11)

Правила дружбы и этикета

  • Не ссориться

  • Уступать

  • Не бояться просить прощения, если обидел друга

  • Быть вежливым

  • Не злиться

  • Не жадничать

  • Помогать другу

  • Быть честным

  • Быть внимательным

  • Просто быть ЧЕЛОВЕКОМ.

6. Чтение и обсуждение текстов - стихотворений А.Барто.

Ребята, сейчас я вам прочитаю стихи известной детской писательницы А.Л.Барто. Вы внимательно послушайте. ( Слайд 12)

ЕСЛИ БЬЮТ…

У мальчишки, после драки,

Отличительные знаки,

Но не прячет он царапин.

Нет, наоборот.

Он, услышав голос папин,

Говорит:- Ну вот.

Всё в порядке! Я им выдал!

Я им дал слегка! -

И отец с довольным видом

Смотрит на сынка.

Чудеса! Подрался малый,

Но молчит родня,

Не твердит, волнуясь, мама:

- Ты срамишь меня!-

Смотрит нежно на ребёнка,

Не клянёт судьбу.

Только ищет:- Где зелёнка,

Смажь синяк на лбу.

До сегодняшнего дня

Огорчалась вся родня:

- Ну и мальчик, размазня!

Не умел давать он сдачи,

Был труслив, сказать иначе.

Васюка толкали в классе

Девочки и те.

Наконец решился Вася

Быть на высоте.

И сегодня на бульваре

Дрался он как лев,

Двух обидчиков ударил,

Сразу осмелев.

- Молодец!- одобрил папа.-

Вот теперь ты не растяпа,

И запомни впредь:

Затевать позорно драку.

Если бьют тебя, однако,

Если бьют - ответь.

Сын садится рядом с папой,

Радостный, за стол.

Даже кошка тянет лапу:

Поздравляю, мол.

А сейчас давайте обсудим поведение мальчика.

Вопросы.

1.За что папа похвалил сына?

2.Как вы думаете, прав ли папа?

3. Что вы можете сказать о мальчишке?

4. Является ли драка единственным способом самоутверждения?

И еще одно стихотворение А.Л.Барто.

Я С НЕЙ ДРУЖУ.

Я осторожно по бревну иду через речонку,

А за собой тяну, тяну смешливую девчонку.

Она вопит:- Ой, утону!- Она хохочет звонко.

А я тяну её, тяну, как малого ребёнка.

Потом мы мчимся под дождём…

Мы прыгаем по лужам,

Мы под дождём друг друга ждём.

Да, я с девчонкой дружен.

Кричат мальчишки мне: -Жених!-

Я злюсь, конечно, злюсь на них,

Но чувств своих не выдам-

Иду с небрежным видом.

Пускай хоть в школьный «Крокодил»

Строчат они заметку,-

Я с ней дружу, я с ней ходил

И в лыжную разведку.

Она летит с горы крутой,

Летит и не поморщится,

А мне кричит: - Боюсь! Постой! - Такая уж притворщица.

Ну а теперь давайте обсудим поведение девочки.

Вопросы.

  1. Почему девочка говорит, что она боится?

  2. Как относится мальчик к девочке? Понимает ли она его?

  3. Как относитесь вы к такой ситуации - дружбе мальчика и девочки?

7. Рефлексия, обобщение учителя. (слайд 13).

Ребята, обратите внимание на доску:

Постараемся запомнить!

  • Скромность, терпение, аккуратность, великодушие - всегда были украшением девочки

  • Звание рыцаря, защитника, скромность, терпение и достоинство всегда украшают мальчика.

Домашнее задание: Выучить правила к поведению мальчиков и девочек в отношении друг к другу (.слайд 14)

Будьте настоящими мальчиками и девочками! (слайд 15)

Удачи вам в исполнении своих ролей! Музыку сделать потише….

Оценки за урок.




© 2010-2022