- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по культуре общения
Конспект урока по культуре общения
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нижегородова Е.Н. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
2013--2014 учебный год.
Открытый урок по культуре общения в 5 классе
Тема: «Эти трудные роли - мальчик и девочка»
Цель урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи урока:
Обучающие: Дать понятие ролевого поведения мальчика и девочки в обществе, особенности поведения мальчиков. Этикет рыцарей. Особенности поведения девочек.
Развивающие: закрепить знания об особенностях характера и темперамента и учитывать это в общении друг с другом, расширить правила этикета, коммуникативного поведения мальчиков и девочек, развивать речь, логическое мышление.
Воспитывающие: воспитывать умение устранять причины конфликтов между мальчиками и девочками, воспитывать умение строить собственное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствии с нормами этикета и дружбы.
Учащиеся должны
знать: понятие ролевого поведения мальчика и девочки.
Уметь: применять правила выполнения стандартных ролей мальчика, девочки;
устранять причины конфликтов между мальчиками и девочками;
дружить;
строить собственное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях
в соответствии с нормами этикета и дружбы.
Оборудование урока: Компьютер, проектор, экран, учебник «Культура общения 5 класс», презентация «Эти трудные роли мальчик и девочка», песня «Из чего же, из чего же…», тетради, иллюстрации, мяч, видео физкультминутки.
Здоровье сберегающие методы и приёмы используемые на уроке: приветствие с позитивным настроем, презентация, игра «А это как сказать…», использование презентации с активным участием в ходе показа знаний детей, физминутка под музыку, проблемные вопросы, поясняющие вопросы, беседа, рассказ, работа с учебником и тетрадями, смена разных видов деятельности на уроке, слушание шуточной песни.
Ход урока:
1.Приветствие:
Здравствуйте, ребята!
Мы самые замечательные друзья!
Пожелаем друг другу удачного дня!
Давайте вместе урок сочинять.
И правила поведения и общения соблюдать! ( слайд 1)
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новой темой «Эти трудные роли - мальчик и девочка».
Давайте с вами откроем наши тетрадочки и запишем сегодняшнюю дату и тему нашего урока. Сегодня 15 мая 2014 года. Тема урока: «Эти трудные роли - мальчик и девочка» (слайд 2)
А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Хорошо быть взрослым. А это как сказать…» и приведите свои аргументы в отрицание этого тезиса. «Хорошо быть мальчиком. А это как сказать…», . «Хорошо быть девочкой. А это как сказать…», Итак, начинаем!
2.Беседа по теме. В классе вы не только одноклассники, друзья и ровесники, но вы ещё девочки и мальчики. Сегодня мы поговорим о том, что такое ролевое поведение мальчика и девочки. Не удивляйтесь - мальчик и девочка - это тоже роли, и роли довольно сложные. Поэтому часто мальчики не понимают девочек, девочки обижаются на мальчиков… Во многих случаях это происходит потому, что мальчики и девочки плохо исполняют свои роли . Обратите внимание - в языке одно и тоже понятие употребляется в формах разного рода (слайд 3)
Мужской род
Женский
Ученик
Пассажир
гость
тигр
лев
Учащиеся сами называют форму женского рода.
Не нечто среднее, неопределённого рода, а именно так - ведь очень важно, идёт ли речь о человеке мужского или женского пола. Почему это важно? А важно это потому, что мальчик и девочка в жизни ведут себя по-разному , исполняют разные роли во многих жизненных ситуациях. Если они ведут себя не так, как предписано им их общественной ролью, люди, окружающие их, говорят с осуждением: «Посмотрите на этого мальчика, ведёт себя как девчонка!» или «Посмотрите на эту девочку, она ведёт себя совсем как мальчишка!». Это значит, что люди заметили неправильное исполнение мальчиком и девочкой своих ролей.
3. Давайте послушаем песню в исполнении большого детского хора «Из чего же из чего же…». (слайд 4)
Правда, в этой шуточной песенке многое очень точно подмечено?
С точки зрения психологии(слайд 5)
Мальчики
Быстрее воспринимают информацию.
Лучше разбираются в точных науках.
Более подвижны
Очень остро чувствуют несправедливость
Бывают резкими
Многие конфликты пытаются решить дракой
Девочки
Более спокойны, аккуратны
Более чувствительны и эмоциональны
Умеют сочувствовать другому человеку
Лучше понимают душевное состояние другого человека
главное оружие девочек -
слёзы.
И у мальчиков и у девочек есть свои достоинства.
Что люди в обществе ждут от девочки и мальчика? (слайд 6)
А давайте с вами назовем лучшие женские качества: (теплота, доброта, мягкость, заботливость, сострадание, скромность, привлекательность, мудрость…)
А теперь давайте назовем лучшие мужские качества: (мужественность, умение держать слово, надежность, уверенность в себе, ответственность….)
Проявления лучших женских качеств
Проявления лучших мужских качеств( качества рыцаря)
А сейчас послушайте рассказ писателя Михаила Рощина «Будем рыцарями» (слайд 7)
Кто из мальчиков не представлял себя хоть когда-нибудь рыцарем!
Горячий конь, сверкающие доспехи, гордость и честь, верный меч, верный оруженосец, песня о прекрасной даме и вечная дорога, путь доблести и приключений. В средневековье уже в 7 лет мальчиков отбирали у нянек и мамок и отправляли, как теперь в первый класс, на обучение к опытным мужчинам-воинам: те учили ребят скакать верхом, стрелять из лука, владеть копьём и мечом. В 14 лет мальчик мог стать пажем или даже оруженосцем, а в 21 год молодого человека посвящали в рыцари, перепоясывая поясом с рыцарским мечом, вручая рыцарские шпоры и ударяя плашмя мечом по плечу. Не такая скорая наука: от 7 до 21! А потому, что надо было научить юношу не только мечом махать, но выяснить, годится ли он в рыцари. Ведь кроме военного учения мальчиков воспитывали так, чтобы обязательно быть щедрым, держать слово, говорить правду, защищать слабых. И ещё… благородно, возвышенно, утончённо относиться к женщине, к любви. Настоящий мужчина тогда и мужчина, когда он преодолевает страх. Конечно, неприятно, когда смеются, конечно , странно, когда все грубят, а ты не грубишь, конечно нелегко выстоять одному против всех, да ещё не дай Бог, твоя Дульсинея тебя не поймёт. Нелегко, что и говорить! И звание рыцаря и сейчас нелегко заслужить. Зато на все время, на все века останется как символ благородства и стойкости: «рыцарское отношение», «рыцари науки», «рыцари без страха и упрёка» А что же лежит в основе благородного, рыцарского отношения к делу, к людям, что движет такими людьми, что им нужно? А ничего! В том-то всё и дело, что благородный человек- рыцарь- бескорыстен, что для него важнее всего его честь, его клятва, которую он дал прежде всего самому себе: я буду щедрым, буду держать слово, буду защищать слабых, буду относиться к женщине как рыцарь - корректно, предупредительно, внимательно. Пусть даже она этого не заслуживает и сама груба или зла. Если рыцарь, то рыцарь, никто уже меня с этого не собьёт. Человек должен стоять стойко и говорить себе:»Я так поступать не могу. А только вот так».
4. Физминутка. Физические упражнения (слайд 8)
5. Давайте теперь определим как же должны вести себя мальчики по отношению к девочкам и девочки по отношению к мальчикам. (работа с тетрадями)
Правила поведения мальчика по отношению к девочке.(слайд 9)
Снисходительность ( к девичьим проявлениям)
Чувствовать, что девочка слабее и нуждается в защите(эта защита проявляется в готовности уберечь её от горестей и обид)
Сдержанность в ответна эмоциональные взрывы девочек, умение прощать.
Уважать девичью гордость.
Следовать правилам дружбы и этикета.
Правила поведения девочки по отношению к мальчику. (слайд 10)
Снисходительность (к мальчишеской неуклюжести).
Чувствовать, что мальчик может быть защитником, и утверждать в нём эти качества
(говорить ему, что понимаешь его мальчишеское достоинство).
Искренность слов, поступков и поведения.
Беречь мальчишеское достоинство.
Поощрять рыцарство в мальчиках, быть благодарной за его проявления
Быть скромной, терпеливой, мягкой, вежливой.
Следовать правилам дружбы и этикета.
Повторим правила дружбы и этикета? (слайд 11)
Правила дружбы и этикета
-
Не ссориться
-
Уступать
-
Не бояться просить прощения, если обидел друга
-
Быть вежливым
-
Не злиться
-
Не жадничать
-
Помогать другу
-
Быть честным
-
Быть внимательным
-
Просто быть ЧЕЛОВЕКОМ.
6. Чтение и обсуждение текстов - стихотворений А.Барто.
Ребята, сейчас я вам прочитаю стихи известной детской писательницы А.Л.Барто. Вы внимательно послушайте. ( Слайд 12)
ЕСЛИ БЬЮТ…
У мальчишки, после драки,
Отличительные знаки,
Но не прячет он царапин.
Нет, наоборот.
Он, услышав голос папин,
Говорит:- Ну вот.
Всё в порядке! Я им выдал!
Я им дал слегка! -
И отец с довольным видом
Смотрит на сынка.
Чудеса! Подрался малый,
Но молчит родня,
Не твердит, волнуясь, мама:
- Ты срамишь меня!-
Смотрит нежно на ребёнка,
Не клянёт судьбу.
Только ищет:- Где зелёнка,
Смажь синяк на лбу.
До сегодняшнего дня
Огорчалась вся родня:
- Ну и мальчик, размазня!
Не умел давать он сдачи,
Был труслив, сказать иначе.
Васюка толкали в классе
Девочки и те.
Наконец решился Вася
Быть на высоте.
И сегодня на бульваре
Дрался он как лев,
Двух обидчиков ударил,
Сразу осмелев.
- Молодец!- одобрил папа.-
Вот теперь ты не растяпа,
И запомни впредь:
Затевать позорно драку.
Если бьют тебя, однако,
Если бьют - ответь.
Сын садится рядом с папой,
Радостный, за стол.
Даже кошка тянет лапу:
Поздравляю, мол.
А сейчас давайте обсудим поведение мальчика.
Вопросы.
1.За что папа похвалил сына?
2.Как вы думаете, прав ли папа?
3. Что вы можете сказать о мальчишке?
4. Является ли драка единственным способом самоутверждения?
И еще одно стихотворение А.Л.Барто.
Я С НЕЙ ДРУЖУ.
Я осторожно по бревну иду через речонку,
А за собой тяну, тяну смешливую девчонку.
Она вопит:- Ой, утону!- Она хохочет звонко.
А я тяну её, тяну, как малого ребёнка.
Потом мы мчимся под дождём…
Мы прыгаем по лужам,
Мы под дождём друг друга ждём.
Да, я с девчонкой дружен.
Кричат мальчишки мне: -Жених!-
Я злюсь, конечно, злюсь на них,
Но чувств своих не выдам-
Иду с небрежным видом.
Пускай хоть в школьный «Крокодил»
Строчат они заметку,-
Я с ней дружу, я с ней ходил
И в лыжную разведку.
Она летит с горы крутой,
Летит и не поморщится,
А мне кричит: - Боюсь! Постой! - Такая уж притворщица.
Ну а теперь давайте обсудим поведение девочки.
Вопросы.
-
Почему девочка говорит, что она боится?
-
Как относится мальчик к девочке? Понимает ли она его?
-
Как относитесь вы к такой ситуации - дружбе мальчика и девочки?
7. Рефлексия, обобщение учителя. (слайд 13).
Ребята, обратите внимание на доску:
Постараемся запомнить!
-
Скромность, терпение, аккуратность, великодушие - всегда были украшением девочки
-
Звание рыцаря, защитника, скромность, терпение и достоинство всегда украшают мальчика.
Домашнее задание: Выучить правила к поведению мальчиков и девочек в отношении друг к другу (.слайд 14)
Будьте настоящими мальчиками и девочками! (слайд 15)
Удачи вам в исполнении своих ролей! Музыку сделать потише….
Оценки за урок.