Рабочая программа 5 класс Пономарева И. Н. ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа с. Трубетчино

Рассмотрено

Руководитель МО

________ Данилушкина З.А.

Протокол №____

От «___» __________ 2015г.

Согласовано

Заместитель директора

По УВР ______ Горин М.Н.

«____» ____________ 2015 г.

Утверждаю

Директор МОУ «ООШ» с. Трубетчино______ Поляков В.В.

Приказ № ____

От «____» ____________ 2015




Рабочая программа


Учителя Копейкиной Екатерины Валерьевны

Первой квалификационной категории

По предмету «Биология» 5 класс







Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № _____

от «___» __________ 2015 г










2015 -2016 уч. г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе:

  • Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 о внесении изменений в приказ министерства образования и науки российской федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Примерная основная образовательная программа.

  • Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.-54 с.- (Стандарты второго поколения)

  • Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 304

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2012-2013 уч. г., авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана - Граф, 2012. - 304 с.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение 4-х лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царств животных, растений, грибов и бактерий в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

ЦЕЛИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

Приоритетным направлением при разработке программы являлось создание условий для деятельностного подхода в изучении живой природы, проведению наблюдений, постановке опытов, описанию окружающей среды и навыков оценивания ее состояния.

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУ Пом.) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается в 5 классе 34 часов (1 ч. в неделю).

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА БИОЛОГИИ

Личностные результаты: включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Личностными результаты: изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

  • осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты: включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории изучения курса «Биология», формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • выстраивать логические рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.






Учебно - тематический план

Класс : 5

Учитель: Копейкина Е.В.

Количество часов : всего 34,в неделю 1 час

Плановых контрольных работ 4 , тестов 6

Административных контрольных работ

Планирование составлено на основе программы «Алгоритм успеха» ФГОС Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.Л., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. «Программа. Биология 5 - 9 классы.» Издательский центр «Вентана -Граф» Москва 2013 г. 304 с.

Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Краткое содержание курса


№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Биология - наука о живой природе

8

2.

Многообразие живых организмов

12

3.

Жизнь организмов на планете Земля.

8

4

Человек на планете Земля

6

Итого

34

Календарно - тематическое планирование

№ пп

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания



УУД

Вид контро

ля

Демонст

рации,

ИКТ

Дата прове дения

Фактич дата

Приме чание

Д.З.

  1. Биология - наука о живом мире - 8 час.

1

Наука о живой природе

Урок открытия новых знаний

Знакомство с учебником, це лями и задача ми курса. Чело век и природа. Живые органи змы - важная часть природы. Зависимость жизни перво бытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земле делия и ското водства. Культурные

растения и домашние животные. Наука о живой природе - биология.

Регулятивные_- постановка целей, задач обучения

Личностные - мотивация обучения

Познавательные - поик и выделение информации

Коммуникативные - умение выражать и отстаивать свою точку зрения по данной проблеме

Презентация

8.09

П.1 Рабо

чая тетрадь задание 4,5,6

2

Свойства живого

Построение системы знаний

Отличие живых тел от тел неживой приро ды. Признаки живого: обмен веществ, пита ние, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм - единица живой

природы. Орга ны организма, их функции. Со гласованность работы орга нов, обеспечи вающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Регулятивные - оценка достижения результата деятельности

Познавательные- смысловое чтение текста учебника

Коммуникативные - умение выражать свою точку зрения

Индиви дуальный

Презентация «Свойства живых организмов»

15.09

П. 2. Раб. Тетр. Зад 5,6

3

Методы изучения природы

Построение системы знаний

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Регулятивные - контроль и оценка деятельности

Личностные - оценка усваимого содержания

Познавательные - анализ методов и приемов с целью выделения главного

Коммуникативные - умение выполнять письменные задания

Работа в группах

Презентация

22.09

П.3. Раб. Тетр. №5,6

4

Увеличительные приборы Лабораторная работа №1. «Изучение устройства увеличительных приборов»

Отработка умений и навыков

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объе ктов живой природы. Увеличительные приборы: лу пы ручная, шта тивная, микро скоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовер шенствование микроскопа А. Ван Левенгу ком. Части микроскопа: окуляр, объек тив, тубус, пре дметный сто лик, зеркальце.

МикропрепаратПравила рабо ты с микрос копом.

Личностные - анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов.

Отчет по лабораторной работе

Портреты ученых

29.09

П.4. рабочая тетрадь зад №6

5

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

Отработка умений и навыков

Ткани. Клето чное строение живых орган измов. Клетка. Части клетки: ядро, цитопла зма, вакуоли, клеточная мем брана. Клеточ ная стенка у растительных клеток. Назначе ние частей клее тки. Понятие о ткани.Ткани животных и растений. Их функции.

Регулятивные - целеполагание

Личностные - оценка содержания материала

Презентация «Клетка. Ткани живых организмов»

6.10

П. 5 раб. Тетр. Зад. № 4,5

6

Химический состав клетки

Построение системы знаний

Химические вещества клет ки: неорганичес кие и органиче ские. Неоргани ческие вещест ва, их роль в клетке. Минера льные соли, их значение для организма. Органические вещества клет ки: белки, угле воды, жиры, их значение для жини организ ма и клетки.

Познававательные поиск и выделение информации

Коммуникативные умение выражать свою точку зрения

тест

Анимация «Вода и минеральные соли в жизни клетки»

13.10

П.6 Раб. Тетр. Зад. №6

7

Процессы жизнедеятельности клетки

Урок открытия новых знаний

Основные про цессы, проис ходящие в живой клетке: дыхание, пита ние, обмен ве ществ, рост, раз витие, размно жение. Деление клетки процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки только от клет ки. Деление клеток, обеспе чивающее пе редачу наслед ственного мате риала дочерним клеткам. Взаи мосвязанная работа частей клетки, обусло вливающая её жизнедеятельность как целост

Познавательные - поиск и выделение иформации

Коммуникативные - определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем

Самостоятельная работа

Анимация «Даление клетки»

20.10

П. 7. Стр 28 - 29, презентации индивидуально. Раб. Тетр. Зад №7

8

Великие естество испытатели. Обобщение и систематизация знаний по теме « Биология - наука о живом мире»

Развивающий контроль

Рассказ учителя о великих учё ных естество испытателях (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дар вин, В.И. Верна дский, Н.И. Вавилов). Самостоятельная работа уче ников с текстом учебника и электронными носителями информации в парах и малых группах.

Личностные - мотивация обучения при использовании демонстрационного материала

Познавательные построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные - определение взаимодействия со сверстниками и учителем

Работа в группах, технология продуктивного чтения

27.10

П. 1 - 7, стр. 33, 34 ответить на вопросы

  1. Многообразие живых организмов - 12 ч.

9

Многообразие живых организмов. Царства живой природы

Урок открытия новых знаний

Актуализация понятий «класс сификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных орга низмов: бакте рий, грибов, ра стений и живот ных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и ме ры профилак тики вирусных заболеваний.

Регулятивные -

Оценка качества усвоения пройденного материала

Коммуникативные - умение выражать свою точку зрения

К. р. №1 (20 мин)

10.11

Р.тетр № 3, 4, 5 презентация «Циа нобактерии»

10

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Построение системы знаний

Актуализация знаний о царст ве бактерий. Ба ктерии прими тивные однокле точные организ мы, различные по форме, выно сливые,обитают повсеместно, размножаются делением клее тки надвое. Строение бак терии: цитоплаз ма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутст вуют оформлен ное ядро и ваку оли. Бактерии как самая дре вняя группа организмов. Процессы жиз недеятельности бактерий. Поня тие об автотро фах и гетерот рофах.

Регулятивные

Определение последовательности действий для получения конечного результата

Познавательные - моделирование с помощью систематических единиц. Коммуникативные - постановка проблемных вопросов и их решение

тест

Презентация «Разнообразие бактерий»

17.11

П.9. Раб. Тетр. Зад № 4,6

11

Значение бактерий в природе и для человека

Построение системы знаний

Роль бактерий в природе: раз ложение мёрт вого органиче ского вещества, повышение пло дородия почвы. Симбиоз клубе ньковых бак терий с расте ниями, спосо бствующий усвоению рас тениями недо ступного для них азота воз духа. Фотосин тезирующие ба ктерии. Циано бактерии - по ставщики кис лорода в атмо сферу. Бакте рии, обладаю щие разными типами обмена веществ. Про цесс жизнеде ятельности бак терий - броже ние. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых про дуктов, изгото влении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями.

Познавательные - поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации

тест

Презентация «Болезнетворные бактерии растений»

24.11

П. 10

Раб. Тетр. №5

12

Растения

Урок открытия новых знаний

Флора - исторически сложившаяся совокуп ность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений - авто трофность благодаря на личию в клетках хлоро филла. Значение фотосин теза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения - эукариоты, бактерии - прокариоты. Деление царства рас тений на группы: водоро сли, цветковые (покрыт осеменные), голосемен ные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и по бег. Слоевище водорос лей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений - спора ми. Роль цветковых рас тений в жизни человека.

Регулятивные - построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений

Познавательные поиск и выделение информации

Коммуникативные - умение выражать свою точку зрения

индивидуальный

Презентация «Многообразие растений»

1.12

П. 11 Раб. Тетр. Зад. №6

13

Лабораторная работа №3. «Знакомство с внешним строением побегов растения»

Отработка умений и навыков

Рассматривать побег цве ткового растения, разли чать и называть его час ти. Определять располо жение почек на побеге цветкового растения. На ходить различные побеги у сосны.Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинё нных побегов у хвойных растений (на примере сосны). Формулировать общий вывод о многооб разии побегов урастений.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием.

Регулятивные - постановка целей и задач обучения

Познавательные - поиск и выделение информации

Коммуникативные - определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем

Отчет по лабораторной работе

8.12

Повторить п 11

14

Животные

Урок открытия новых знаний

Фауна - совокупность всех видов животных. Особенности животных -гетеротрофность, спо собность к передвиже нию, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одно клеточные и многокле точные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависи мость от окружающей среды.

Регулятивные - постановка целей и задач обучения

Познавательные поиск и выделение информации

Коммуникативные - определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем

Презентация «Многообразие од ноклеточных жив отных» «Многообразие мно гоклеточных живот ных»

15.09

П. 12 стр. 52 - 56 Раб тетр. Зад №5

15

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за пе редвижением живот ных»

Отработка умений и навыков

Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Рассматривать живые организмы под микро скопом при малом увели чении. Наблюдать за дви жением животных, отме чать скорость и направ ление движения, сравни вать передвижение двух-трёх особей. Формули ровать вывод о значении движения для животных. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила ра боты в кабинете биоло гии, обращения с лабора торным оборудованием.

Регулятивные - постановка целей и задач обучения, анализ объектов с целью выделения признаков

Отчет по лаб. Раб.

22.09

П 12, раб. Тетр. Зад №6

16

Грибы

Урок открытия новых знаний

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения - грибокорень (микориза).

Регулятивные - поиск и выделение информации Коммуникативные - умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

тест

Презентация

29.12

П. 13 Раб тетр. Зад. 3 5,6 презентация

17

Многообразие и значение грибов

Построение системы знаний . Проектная деятельность

Шляпочные грибы: гриб ница и плодовое тело (шляпка и ножка). Плес невые грибы. Их испо льзование в здравоохра нении. Антибиотик пени циллин. Одноклеточные грибы - дрожжи. Их ис пользование в хлебопе чении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы - наносят боль шой урон урожаю куль турных растений. Роль грибов в природе: учас тие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком.

Регулятивные - постановка целей и задач обучения, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов

Самостоятельная работа

Презентация «Грибы - паразиты»

12.01

П 14. Раб. Тетр. Зад. № 4,5

18

Лишайники

Построение системы знаний

Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники - показатели чистоты воздуха

Коммуникативные - умение выражать свою точку зрения

тест

Презентация «Строение лишайника» «Многообразие лишайников»

19.01

П. 15. Раб. Тетр. Зад. № 5, 6

19

Значение жывых ор ганизмов в природе и жизни человека

Построение системы знаний. Проектная деятельность

Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сор ные растения. Живые ор ганизмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; рас тения, животные, и гри бы, используемые в пи щу; животные, уничто жающие вредителей лесного и сельского хо зяйства. Взаимосвязь по лезных и вредных видов в природе. Значение био логического разнооб разия в природе

и жизни человека.

Регулятивные - поиск и выделение информации

Коммуникативные - умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

Защита проекта «Многообразие живых организмов вокруг нас»

26.01

П. 16 стр. 73-74 ответить на вопросы выпо лнить задания

20

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Развивающий контроль

Опрос учащихся с использованием

итоговых заданий учебника. Использование работы обучаемых в парах и в малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Регулятивные - оценка качества усвоения пройденного материала

2.02

Повторить параграфы темы

  1. Жизнь организмов на планете Земля - 8 час.

21

Среды жизни

Урок открытия новых знаний

Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов -

обитателей этих сред жизни.

Регулятивные - составление плана действий

Познавательные - выбор оснований для сравнения и классификации

К. р. №2 (15 мин)

9.02

П. 17 Раб. Тетр. Зад. № 5

22

Экологические факторы среды

Урок открытия новых знаний

Условия, влияющие на жизнь организмов в при роде - экологические фа кторы среды. Факторы неживой природы, факто ры живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Регулятивные поиск и выделение информации

Коммуникативные - определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации

Самостоятельная работа

Презентация

16.02

П. 18

Раб. Тетр. Зад. №5,6

23

Приспособления организмов к жизни в природе

Построение системы знаний

Влияние среды на органи змы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Приме ры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль за щитной окраски у живот ных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

Регулятивные - целеполагание

Логические- анализ объектов с целью выделения признаков

тест

1.03

П. 19 раб. Тетр. №5

24

Природ ные сообщест ва

Построение системы знаний

Потоки веществ между живой и неживой приро дой. Взаимодействие жи вых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы - пищевая цепь. Расте ния - производители органических веществ; животные - потреби тели органических веще ств; грибы, бактерии - разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество - совоку пность организмов, свя занных пищевыми цепя ми, и условий среды. При меры природных сообществ

Логические - анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные - поиск и выделение информации

Состав ление пище вых цепей

15.03

П. 20 раб. Тетр. №5

25

Природ

ные зоны России

Построение системы знаний

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Регулятивные - постановка целей и задач обучения, поиск и выделение информации

Личностные - мотивация к обучении.

Коммуникативные - умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

презентация

22.03

П. 21, презентации индивидуально

26

Жизнь организмов на разных материках

Урок открытия новых знаний

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Мно гообразие живого мира нашей планеты. Откры тие человеком новых видов организмов. Своео бразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии,

Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Коммуникативные - постановка вопросов и инициативное сотрудничество в сборе и поиске информации

Работа с географической картой

5.04

п. 22 р. Тетр. №4,5

27

Жизнь в морях и океанах

Урок открытия новых знаний

Условия жизни органи змов в водной среде - на мелководье, средних глубинах и на дне. Оби татели мелководий - скат и камбала. Обита тели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплён ные организмы: устри цы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Коммуникативные - постановка вопросов и инициативное сотрудничество в сборе и поиске информации

12.04

П.23

28

Обобщение и система тизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

Развивающий контроль

Проверка знаний путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблемных вопросов темы в парах и малых группах. По строение схемы круговорота веществ в природе с заданными в учебнике

объектами живого мира. Оценка.

Регулятивные - оценка своей деятельности, саморегуляция

Защита проекта «Земля наш общий дом»

19.04

Стр. 104 - 105 «Подведем итоги»

  1. Человек на планете Земля - 6 час

29

Как появился человек на Земле

Урок открытия новых знаний

Предки Человека разум ного: австралопитек, че ловек умелый, кроманьо нец. Родственник чело века современного типа - неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьо нца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Био логические особенности современного человека: большой объём голов ного мозга, общение с помощью речи, творче ская и мысли тельная деятельность. Земледелие

и скотоводство. Деятель ность человека в природе в наши дни.

Коммуникативные - постановка вопросов и инициативное сотрудничество в сборе и поиске информации

Конт. Р. 3 Описание стадий развития ченловека как вида

26.04

П. 24 раб тетр №4

30

Как человек изменял природу

Урок открытия новых знаний

Изменение человеком окружающей среды, при способление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охо та, уничтожение дикорас тущих растений как при чины освоения челове ком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Зна чение лесопосадок. Меро приятия по охране приро ды. Знание законов разви тия живой природы - не обходимое условие её

сохранения от негатив ных последствий деятельности человека.

Регулятивные - постановка целей и задач обучения, поиск и выделение информации

Личностные - мотивация к обучении.

Коммуникативные - умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

3.05

П. 25 раб тетр № 3,6

31

Важность охраны живого мира планеты

Построение системы знаний

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причи ны исчезновения многих видов животных и расте ний. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современ ным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению числен ности редких видов и природных сообществ.

Коммуникативные - умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

10.05

П. 26

32

Сохраним богатство живого мира планеты. Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»

Развивающий контроль

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причи ны исчезновения многих видов животных и расте ний. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современ ным человечеством забо ты о живом мире. Запове дники, Красная книга. Мероприятия по восстано влению численности ред ких видов и природных сообществ. Проверка зна ний учащихся путём бесе ды по предложенным во просам. Обсуждение про блем, заданных в учеб нике, мнений учащихся. Работа в парах и малых группах.

Оценка достижений учащихся по усвоению материалов темы 4.

Регулятивные - анализ объектов живой природы

17.05

Повторение пройденного

33

Итоговая контрольная работа

Регулятивные - оценка качества усвоения пройденного материала

К.р. №4

24.05

34

Экскурсия «Весенние яв ления в при роде» итого вый урок по курсу биология 5 класс

Коммуникативные - умение выражать свою точку зрения по данной проблеме




Содержание тем учебного курса

Тема 1. Биология - наука о живом мире (8 ч)

Наука о живой природе.

Знакомство с учебником, целями

и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы - важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные

растения и домашние животные. Наука о живой природе - биология.

Свойства живого.

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм - единица живой

природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Методы изучения природы.

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы.

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце.

Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа №1.«Изучение устройства увеличительных приборов».

Строение клетки.

Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани.

Ткани животных и растений. Их функции.

Лабораторная работа № 2«Знакомство с клетками растений».

Химический состав клетки.

Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жини организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки.

Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки - процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки - только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостного организма.

Защита проектов.

Тема 2. Многообразие живых организмов (12ч)

Царства живой природы.

Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии - примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах.

Значение бактерий в природе и для человека.

Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии - поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий - брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения.

Флора - исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений - автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения - эукариоты, бактерии - прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений - спорами. Роль цветковых растений в жизни человека.

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением

побегов растения».

Животные.

Фауна - совокупность всех видов животных. Особенности животных -гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша

и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды

Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных».

Грибы.

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения - грибокорень (микориза).

Многообразие и значение грибов.

Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляп ка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы - дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы - наносят большой урон урожаю культурных растений. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком. Лишайники.

Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники - показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе

и жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме 2.

Опрос учащихся с использованием

итоговых заданий учебника. Использование работы обучаемых в парах и в малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Защита проектов

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

Многообразие условий обитания на планете.

Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов -

обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды.

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе - экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов

Приспособления организмов к жизни в природе.

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений

Природные сообщества.

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы - пищевая цепь. Растения - производители органических веществ; животные - потребители органических веществ; грибы, бактерии - разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество - совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.

Природные зоны России.

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных материках.

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии,

Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах.

Условия жизни организмов в водной среде - на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий - скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Обобщение и систематизация знаний по теме 3.

Проверка знаний путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблемных вопросов темы в парах и малых группах. По строение схемы круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценка.

Защита проектов

Человек на планете Земля (6ч)

Как появился человек на Земле.

Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа - неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мысли тельная деятельность. Земледелие

и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни.

Как человек изменял природу.

Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы - необходимое условие её

сохранения от негативных последствий деятельности человека.

Важность охраны живого мира планеты.

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Сохраним богатство живого мира.

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы.

Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Обобщение и систематизация знаний по теме 4.

Проверка знаний учащихся путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблем, заданных в учебнике, мнений учащихся. Работа в парах и малых группах.

Оценка достижений учащихся по усвоению материалов темы 4.

Итоговый контроль.

Проверка знаний по курсу биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Требования к результатам обучения

Деятельность учителя в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

- эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1-4-й линии развития:

- осознание роли жизни (1-я линия развития);

- рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);

- использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

- объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития - осознание роли жизни:

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития - рассмотрение биологических процессов в развитии:

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития - использование биологических знаний в быту:

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития - объяснять мир с точки зрения биологии:

- перечислять отличительные свойства живого;

- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- определять основные органы растений (части клетки);

- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития - оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Умения информационной компетентности учащихся 5 классов.

Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для выполнения учебных заданий.

Пользуются энциклопедиями и справочниками по нахождению информации для выполнения учебной задачи.

Находят значение указанных терминов в справочной литературе.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • Работа в малых группах (2-5 человек);

  • Подготовка рефератов;

  • Исследовательская деятельность;

  • Информационно-поисковая деятельность;

  • Выполнение практических и лабораторных работ.

Перечень учебно -методического обеспечения

Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

Учебник:

И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

Интернет-ресурсы aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития). ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей. "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания). edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html ( Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.). Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.

Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом - для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений.

Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиапроектор, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.

Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии.

.

Перечень оснащения кабинета биологии

Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Растительные сообщества

Коллекции

Семена и плоды

Комплекты микропрепаратов

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения

Раздаточные

Микроскоп







© 2010-2022