Рабочая программа по биологии 7 класс по линии В. В. Пасечник

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено и одобрено Согласовано УТВЕРЖДАЮ на заседании естественно-

математической секции Зам.директора по УВР Директор школы:_____

Протокол №_ от ______2015 г ________________ Приказ № от________2015 г





МБОУ Польниковская СОШ




ПРОГРАММА КУРСА биологии

ДЛЯ 7 КЛАССА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ



Программу разработала

Камкова Татьяна Алексеевна

Учитель биологии и химии

На 2015/2016учебный год.



Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 7 класса, разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

  • Примерная программа основного общего образования по биологии для 7 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.

  • Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету биология 7 класс, авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010г.

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативных документов:

  • Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.

  • Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования.

  • Учебного плана МБОУ «Польниковской средней общеобразовательной школы» на 2015-2016 учебный год и годового календарного графика на 2015- 2016 учебный год.

Цель:

  • знакомство учащихся с зоологией - наукой о животных, этапами её развития,

  • раскрытие роли животных в природе и их значения для человека.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса к изучению природы,

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру,

  • формирование понятия о необходимости охраны животных.

В процессе разработки учебной рабочей программы в вышеуказанную авторскую программу внесены следующие изменения:

  1. Увеличено число часов на изучение следующих тем:

Раздел 1.Многообразие животных - вместо 34 часов до 40

Тема 5. Индивидуальное развитие животных - вместо 3 часов до 5

Тема 7. Биоценозы - вместо 4 часов 5

Большой объем материала.

2.Уменьшено число часов на изучение следующих тем:

Тема 4. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных - вместо 14 часов 9.

Тема 8. Животный мир и хозяйственная деятельность человека - вместо 5часов 4.

Данная рабочая программа составлена для изучения биологии

7 класс по учебнику «В.В.Латюшин, В,А,Шапкин. Биология. Животные. 7 класс».

М., Дрофа 2013 год.

Программа рассчитана на 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю, а исходя из годового календарного плана школы - 68 часов (34 учебные недели).

Формы организации учебного процесса:

• Индивидуальное

• Групповые

• Индивидуально-групповые

• Фронтальные

Формы контроля ОУУН:

• Устные ответы

• Тематические сообщения

• Наблюдение

• Беседа

• Фронтальный опрос

• Самостоятельная работа

• Тестирование

Перечень учебно - методических средств обучения:

1. В.В.Латюшин, В,А,Шапкин. Биология. Животные. 7 класс.

(учебник) М., Дрофа 2013 год.

2. В.В. Латюшин, Е.А. Лемехова Биология. Животные.7 класс.

(рабочая тетрадь) М., Дрофа 2011 год.

3. Н.И. Галушкова поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. Волгоград Издательство «Учитель», 2005.-281

4. Биология 7-8 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания/авт.-сост. М.В. Оданович Волгоград:Учитель,2007.-151

5.Контрольно-измерительные материалы. Биология 7 класс.

Сост. Н.А. Артемьева. М., «ВАКО», 2010год.











Учебно - тематический план по биологии в 7 классе

№ п/п

Тема

Количе

ство

часов

Количество лаборатор

ных работ

Количе

ство экскурсий

1

Введение

2



2

Простейшие




3

Многоклеточные животные

Беспозвоночные

19

3


4

Многоклеточные животные

Позвоночные

19

2

1

5

Эволюция строения и функций органов и их систем

9

1


6

Индивидуальное развитие организмов

5

1


7

Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

3



8

Биоценозы

5


2

9

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

4





Итого

68

7

3

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения предмета учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • основные черты сходства и отличия животных и растений,

  • основные виды животных своей местности,

  • биологические и экологические особенности животных своей местности,

  • связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания,

  • сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных,

  • связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями,

  • особенности индивидуального и исторического развития животных,

  • роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами ценоза и факторами среды,

  • значение животных в природе и жизни человека,

  • законы об охране животного мира

Уметь:

  • пользоваться лабораторным оборудованием,

  • определять принадлежность животных к систематическим категориям,

  • вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты.


4. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Для контроля уровня обученности используются две основные системы:

  1. Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:

  • за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;

  • за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок.

  1. Зачетная система (10-11 классы). В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.

Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (2 часа)

РАЗДЕЛ I. Многообразие животных (40 часа)

Тема 1. Простейшие (2 часа)

Тема 2. Многоклеточные животные

Беспозвоночные (19 часов)

Тема 3. Многоклеточные животные

Позвоночные (19 часов)

РАЗДЕЛ II. Многообразие животных (26 часа)

Тема 4. Эволюция строения и функций органов и их систем (9часов)

Тема 5. Индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Тема 6. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (3 часа)

Тема 7. Биоценозы (5 часов)

Тема 8. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 часов)

Лабораторных, практических работ - 7

Экскурсий - 3.

Количество учебных часов - 68





Тематическое планирование по биологии 7 класс

п/п

Тема урока

Количест-

во

часов

Вид

учебного

занятия

Элементы

содержания

Содержание и форма контроля знаний

д-

демонстрация

л-

лабораторная

Дата

план

факт

1

История развития зоологии

I

1

УОИСЗ

Зоология - наука о животных. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных

беседа

2

Современная зоология.

1

УОИСЗ

Черты сходства и различия животных и растений. Значение животных.




фронтальный

опрос


Раздел I

Многообразие животных (40 часов)

Тема 1. Простейшие (2 часа).

3

Общая характеристика простейших.

1

УИИПЗНЗ

Простейшие - дноклеточные организмы. Колониальные организмы. Образование цисты.

Корненожки. Особенности

строения и многообразие.

Самостоятель ная работа

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

4

Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории.

1

УИИПЗНЗ

Особенности строения. Органоиды движения. Роль простейших в природе и в жизни человека. Простейшие - возбудители заболеваний человека. Жгутиконосцы, инфузории.

фронтальный

опрос

Микропрепараты эвглены

зеленой,

инфузории

туфельки,

микроскоп

5

Тип Губки.

1

КУ

Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя (наружный и внутренний), приспособления для защиты от врагов. Роль губок в природе и в жизни человека.

беседа

Рисунки морских гурок.

.

6

Тип Кишечнополостные.

1

УИИПЗНЗ

Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок.

фронтальный

опрос

Демонстрация микропрепарато в гидры.

7

Многообразие

кишечнополостных.

1

КУ

Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека

фронтальный

опрос

8

Тип Плоские черви.

1

УИИПЗНЗ

Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие

Самостоятель ная работа

Таблица «Тип

Плоские

черви»,


паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Плоские черви -возбудители заболеваний человека и животных.

микроскоп,

микропрепарат

«Белая

планария»

9

Тип Круглые черви.

1

КУ

Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека

фронтальный

опрос

Влажный

препарат

«Аскарида»



10

Тип Кольчатые черви. Полихеты

1

УИИПЗНЗ

Образ жизни. Особенности строения.

Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. Значение полихет в природе.

Фронтальный

опрос

11

Многообразие кольчатых червей.

1

КУ

Образ жизни и особенности строения. Значение в природе и жизни человека.

Беседа, самостоятель ная работа

Лабораторная работа 1

Знакомство с

многообразием

кольчатых

червей. Таблица

«Дождевой

червь»

12

Обобщающий урок

1

УК

Тестирование по темам «Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

13

Тип Моллюски.

1

УИИПЗНЗ

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни,

Фронтальный

Демонстрация

разнообразных


особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины

опрос

моллюсков и их раковин.

14

Многообразие моллюсков.

1

КУ

Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения.

Беседа

Сообщения

учащихся

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.



15

Тип Иглокожие

1

КУ

Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека.

тест

Демонстрация морских звезд и других иглокожих

16

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

1

УИИПЗНЗ

Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела.

Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная выделительная, нервная, половая, органы чувств.

Фронтальный

опрос

Лабораторной работы 2

Знакомство с

разнообразием

ракообразных.

17

Класс Паукообразные. Клещи

1

КУ

Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко).

Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных.

Фронтальный

опрос

18

Класс Насекомые. Общая характеристика и значение

1

КУ

Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий.

Фронтальный

опрос

тест

Коллекция

насекомых

19

Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховертки, поденки.

1

КУ

Признаки отряда Прямокрылые. Представители. Роль в природе и жизни человека

беседа

Таблицы с

рисунками

насекомых

20

Стрекозы, вши, жуки, клопы.

1

КУ

Признаки отрядов Жуки, Клопы. Представители. Роль в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды насекомых. Меры по охране.

Фронтальный

опрос

тест

Коллекции

«Стрекозы»,

«Жуки»

21

Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.

1

КУ

Признаки отрядов Бабочки, Двукрылые. Представители. Тутовый шелкопряд -домашнее животное. Роль в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды насекомых. Меры по охране.

Насекомые - вредители растений и переносчики заболеваний человека

беседа

Набор открыток

22

Перепончатокрылые

насекомые

1

КУ

Признаки отряда

Перепончатокрылые.

Представители.

Медоносная пчела - домашнее животное.

Роль в природе и жизни человека.

беседа

Лабораторная работа 3

Изучение

представителей

отрядов

насекомых

23

Обобщающий урок. Роль насекомых в природе и жизни человека.

1

УК

Тестирование по темам «Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Тип Моллюски. Тип Членистоногие» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).


24

Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные.

1

УИИПЗНЗ

Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека.

Фронтальный

опрос

Индивидуальн ый опрос по карточкам

25

Классы рыб. Костные рыбы.

1

УИИПЗНЗ

Общие признаки подтипа Черепные: наличие

позвоночдвижении рыб. Расположение и значение органов чувств.

Практическое значение.

Фронтальный

опрос

Лабораторная работа 4

«Внешнее

строение и

особенности

передвижения

рыбы». Влажный

препарат

«Рыбы»

26

Хрящевые рыбы.

1

КУ

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания.

Роль в природе и

значение для человека.


Фронтальный

опрос

Рисунки скатов, акул.

27

Костные рыбы.

1

УОИСЗ

Многообразие костистых рыб. Отряды: Осетровые,

Карпообразные и Окунеобразные. Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Приспособления рыб к разным условиям обитания

Тест

Фронтальный

опрос

индивидуальн ый опрос

Таблицы,

открытки

иллюстрации

28

Класс Земноводные.

1

УИИПЗНЗ

Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые.

Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных

Фронтальный

опрос

индивидуальн ый опрос

Скелет лягушки, скелет костистой рыбы, влажный препарат «Лягушка»



29

Класс Пресмыкающихся, или Рептилии.

1

УИИПЗНЗ

Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыкающихся.

Фронтальный

опрос

индивидуальн ый опрос

Скелет ящерицы

30

Отряды пресмыкающихся.

1

КУ

Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека.

Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека.

Охрана пресмыкающихся.

Фронтальный

опрос

индивидуальн

ый опрос

Открытки с изображением черепах и крокодилов.

31

Обобщающий урок по темам

«Тип Хордовые. Класс Земноводные. Класс

Пресмыкающиеся »

1

УК

Тест

Фронтальный

опрос

индивидуальн ый опрос

32

Класс Птицы.

1

УИИПЗНЗ

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету

Тест

Зоовикторина

Сообщения

учащихся

Лабораторная

работаб

«Изучение внешнего строения птиц».

33

Отряды птиц. Страусообразные, нандуоб- разные, казуарообразные, гусеобразные.

1

КУ

Признаки отрядов Страусообразные и Гусеобразные. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц.

Фронтальный

опрос

индивидуальн ый опрос программиров анный опрос

Таблица «Класс

птицы»,

открытки

34

Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные. Экскурсия. Изучение многообразия птиц.

1

КУ

Признаки отрядов Дневные хищники, Совы, Куриные. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц.

беседа

Открытки,

иллюстрации

35

Отряды птиц. Воробьинообразные, голенастые.

1

КУ

Признаки отряда Воробьинообразные. Значение в природе и в жизни человека.

Меры по охране птиц.

Фронтальный

опрос

тест

Открытки,

иллюстрации

36

Класс Млекопитающие, или Звери.

1

УИИПЗНЗ

Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. Первозвери.

беседа

Таблица «Класс Млекопитающие », чучела животных, иллюстрации.


37

Отряды: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные

1

КУ

Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих

Фронтальный

опрос

тест

Иллюстрации с

изображением

животных

названных

отрядов.


38

Отряды: Китообразные, Ластоногие.

1

КУ

Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры

Фронтальный

опрос

индивиду альн

ый опрос

Иллюстрации с

изображением

животных

названных

отрядов.



по охране млекопитающих.

40

Отряды млекопитающих. Парнокопытные, Непарнокопытные

1

КУ



Признаки отряда. Значение в природе и

в жизни человека. Меры по охране

млекопитающих

беседа

Иллюстрации с

изображением

животных

названных

отрядов.

41

Отряды млекопитающих. Приматы.

1

КУ


Признаки отряда. Сходство человеко

образных обезьян с человеком

Фронтальный

опрос

Иллюстрации с

изображением

животных

названных

отрядов.

42

Обобщающий урок по теме «Многообразие живых многоклеточных организмов».

1

ук

тест

Фронтальный

опрос























Раздел II (26 часов)

Тема 4. Эволюция строения и функций органов и их систем (9 часов)


43

Покровы тела

1

УИИПЗНЗ




Разнообразие покровов тела у жи

вотных. Функции. Приспособления к

условиям жизни. Строение кожи мле

копитающих.

Фронтальный

опрос

мини

викторина

Лабораторная работа 6

«Изучение

особенностей

различных

покровов тела».

Микропрепарат

ы: «Эвглена

зеленая»,

«Амеба»,

«Инфузория

туфелька» и другие, таблица «Покровы тела хордовых», микроскопы.


44

Опорно-двигательная система.

1

КУ

Функции.

Приспособления к условиям жизни. Типы скелетов: внешний, внутренний.

Строение скелетов позвоночных животных.

беседа

Скелеты рыб, лягушки, ящерицы, птицы, млекопитающего

45

Способы передвижения. Полости тела.

1

КУ

Передвижение животных.

Полости тела: первичная, вторичная, смешанная.

беседа

Микроскопы,

культура

инфузории

туфельки,

пипетки,

предметные

стекла.

46

Органы дыхания и газообмена.

1

КУ

Дыхание. Пути поступления кислорода. Приспособления к условиям жизни.

беседа

Влажные препараты рака, рыбы, цыпленка, крысы.

47

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

1

УИИПЗНЗ

Питание.

Обмен веществ и превращение энергии. Органы пищеварения. Приспособления к условиям жизни. Строение пищеварительной системы млекопитающих.

беседа

Таблицы «Пищеварительн ая система речного рака», «Пищеварительн ая система птиц»,

«Пищеварительн ая система


млекопитающих

», «Органы

пищеварения

земноводных»,

«Органы

пищеварения

земноводных».

48

Кровеносная система. Кровь.

1

УИИПЗНЗ

Транспортировка

веществ.

Приспособления к условиям жизни.

Фронтальный

опрос

индивидуальны й опрос

Таблица схем кровообращения рыб,

земноводных, пресмыкающихс я, птиц, млекопитающих.



49

Органы выделения.

1

КУ

Органы выделения. Приспособления к условиям жизни и выполняемые функции. Строение органов выделения млекопитающих.

Фронтальный

опрос

заполнение

таблицы

Таблицы строения внутренних органов рыб, земноводных, пресмыкающихс я, птиц, млекопитающих.

50

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

1

УИИПЗНЗ

Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Приспособления к условиям жизни. Строение нервной

системы млекопитающих.

беседа

Таблицы «Строение центральной нервной системы (для различных групп

животных),

муляжи

головного мозга.

51

Органы чувств. Регуляция деятельности

1

КУ

Органы чувств. Приспособления к условиям жизни.

Фронтальный

опрос

индивидуальны й опрос

Макет глаза м л екоп итающих.

52

Продление рода. Органы размножения.

1

УИИПЗНЗ

Размножение. Бесполое и половое размножение у животных.

Органы размножения. Раздельнополые животные. Гермафродиты

беседа

Таблицы строения внутренних органов рыб, земноводных, пресмыкающихс я, птиц, млекопитающих.

53

Способы размножения животных. Оплодотворение.

1

КУ

Способы бесполого размножения: деление, почкование. Способы полового размножения: оплодотворение (внешнее, внутреннее).

Фронтальный

опрос

Схемы деления

простейших,

схемы

размножения

гидры.

54

Развитие животных с превращением и без превращения.

1

КУ

Типы развития. Стадии развития с

превращением. Стадии развития без превращения.

Фронтальный

опрос

индивидуальны й опрос

Лабораторная работа 7

«Изучение стадий развития животных и

определение их

возраста».

Коллекции

«Цикл развития

тутового

шелкопряда»,

«Цикл развития

майского жука»,

влажный

препарат

«Развитие

лягушки».

55

Периодизация и продолжительность жизни животных.

1

КУ

Эмбриональный

период.

Формирование и рост организма. Половая зрелость и старость

Фронтальный

опрос

индивидуальны й опрос

Таблицы:

«Биоценоз

Широколиственн

ого леса»,

«Биоценоз

пресноводного

водоема».

56

Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»

1

УК

Тест

Фронтальный

опрос

индивидуальны й опрос

57

Доказательства эволюции животных.

1

УОИСЗ

Понятие об эволюции.

Доказательства

эволюции.

Фронтальный

опрос

сообщения учащихся

Таблицы

«Схемы

кровообращения

позвоночных», «Схемы

строения

головного

мозга»,

«Строения

зародышей

различных

позвоночных».

58

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

1

УОИСЗ

Учение Ч. Дарвина

Фронтальный

опрос

Портрет Ч. Дарвина.



59

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

1

УОИСЗ

Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточных, систем органов.

Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу

Фронтальный

опрос

Таблицы

животных

различных

классов.

60

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

1

УОИСЗ

Закономерности размещения животных. Миграции животных и их роль

Фронтальный

опрос

индивидуальны й опрос

Зоогеографическ ая карта, климатическая карта мира.

61

Естественные и

искусственные

биоценозы.

1

УИИПЗНЗ

Биоценоз.

Примеры биоценозов: естественные и искусственные

Фронтальный

опрос

Таблицы: «Биоценоз луга», «Биоценоз пресноводного водоема».

62

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

1

КУ

Основные среды жизни: водная, почвенная, наземновоздушная. Условия в различных средах

Гербарный

материал, чучела

животных,

таблицы

внешнего

строения

представителей

различных

классов

хордовых.



63

Цепи питания и поток энергии.

1

КУ

Цепь питания. Примеры цепей питания.

беседа

Таблицы:

«Биоценоз

широколиственн

ого леса»,

«Биоценоз

пресноводного

водоема»,

«Схема пищевых цепей в природе».

64

Взаимосвязь компонентов биоценоза.

Экскурсия «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных».

1

КУ

Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи.

Беседа

отчет

Коллекции насекомых: «Вредители сада и огорода», «Вредители леса».

65

Воздействие человека и его деятельности на животных. Домашние животные.

1

УОИСЗ

Положительное и отрицательное воздействие.

Домашние животные. Промыслы

Фронтальный

опрос

индивиду альн ый опрос

Таблицы

«Промысловые

птицы»,

«Пушные

звери».

66

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

1

УОИСЗ

Охрана животных. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное природопользование.

беседа

Пособие «Животные Красной книги России».

67

Охрана и рациональное использование животного мира.

1

УОИСЗ

Признаки разных систематических групп животных

Фронтальный

опрос

Пособие «Животные Красной книги России», карта России.


68

Обобщающий урок.

Летние задания.

1

УОИСЗ

Признаки приспособленности животных к среде обитания и образу жизни, выработанные в процессе эволюции

беседа





© 2010-2022