Рабочая программа по естествознанию 6 класс (VIII вид)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по естествознанию VIII вида для 6 класса составлена на основе:

- Федерального закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 №273,приказ №41-4ст.79 ФЗ

- Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред.М.И. Бгажноковой. М., «Просвещение», 2010 г

Для реализации данной программы используется учебник «Естествознания» для 6 класса СКОУ VIII вида авторов Н.В.Королева , Е.В.Макаревич (М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2005).

Цель обучения:

-познакомить с многообразием неживой природы, свойствами предметов и явлениями, происходящими в неживой природе; научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме; тренировать память, развивать наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Задачи обучения:

-развивать и корректировать недостатки психического, речевого развития, формировать речь как средства общения;

-способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету;

-познакомить с отличием живой природы от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, с элементарными физическими и химическими свойствами и использованием воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, с явлениями неживой природы.

Общая характеристика учебного предмета.

Новое содержание образования предполагает вариативность, определяемую альтернативными учебными программами и учебниками, что позволит учитывать типологические и индивидуальные возможности школьников со сниженным интеллектом и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Эти требования повлекли за собой и перестройку школьного курса естествознания.

Данная программа существенно отличается от традиционной, многолетне апробированной. В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.

Программа продолжает вводные курсы «Живой мир» (0-4 классы) и «Природоведение» (5 класс), при изучении которых учащиеся получили элементарную естественнонаучную подготовку.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников.

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у детей чувство любви к природе и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Курс «Естествознание» состоит из четырёх разделов: «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».

Распределение времени на изучение тем указано в программе ориентировочно, оно может быть изменено исходя из местных (региональных) условий.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: тренировать память, развивать наблюдательность, корригировать мышление и речь.

В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:

- традиционное обучение;

- активное обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения);

- проблемное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Формы контроля достижений учащихся:

- пересказ;

- работа с раздаточным материалом.

Виды контроля:

- самоконтроль;

- контроль учителя.

Место предмета в учебном плане.

Согласно базисному учебному плану школы на изучение естествознания отводится 35 часов в год, 1 ч в неделю.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

- отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

Учащиеся должны уметь:

- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;

- определять температуру воздуха, воды.

Содержание программы

1. Введение (2ч.)

Природа живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей - в газы. Для чего нужно изучить неживую природу.

2. Вода (8ч.)

Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; испарение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды. Чистая и мутная вода. Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.

3. Воздух (7ч.)

Воздух. Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование свойства упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Испарение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздух. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания ,в жизни животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.

4. Полезные ископаемые (11ч.)

Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).Черные металлы. Свойства черных металлов. Чугун. Сталь. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди. Распознавание меди и применение. Олово. Свойства олова. Применение. Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и использование. Экономия при использовании металлов человеком. Охрана недр.

5. Почва (5ч.)

Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества - минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.(сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы - плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв. Эрозия почв.




Календарно - тематическое планирование


№ п/п

№ур. по теме

Дата

Тематическое планирование

Содержание курса

Характеристика деятельности

Примечание

По плану

Фак-тич.

Кор-рекц.

Введение - 2 часа

1

1

Неживая и живая природа.

Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей - в газы.

Определять отличительные признаки твердых тел, жидкостей, газов.

2

2

Неживая и живая природа.

Вода - 8 часов

3

1

Вода в природе. Вода - жидкость.

Свойства воды.

Три состояния воды.

Способность воды растворять некоторые твердые вещества.

Растворимые и нерастворимые вещества.

Прозрачная и мутная вода. Питьевая вода.

Учет и использование свойств воды.

Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

Бережное отношение к воде. Охрана воды.



Определять некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды. Знать свойства воды: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло. Обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. Определять температуру воды. Знать использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

4

2

Температура воды и ее измерение.

5

3

Изменение состояния воды при замерзании.

6

4

Превращение воды в пар. Кипение воды.

7

5

Три состояния воды в природе. Вода - растворитель.

8

6

Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. Нерастворимые в воде вещества.

9

7

Чистая и мутная вода. Питьевая вода.

10

8

Повторение темы «Вода».

Воздух - 7 часов

11

1

Воздух в природе.

Свойства воздуха.

Использование свойств воздуха.

Состав воздуха.

Кислород, его свойство поддерживать горение.

Значение кислорода воздуха для дыхания ,в жизни животных и человека.

Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

Чистый и загрязненный воздух.

Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).

Борьба за чистоту воздуха.

Отличать твердые тела, жидкости, газы.

Знать некоторые свойства газообразных тел на примере воздуха: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

Обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.

Определять температуру воздуха.

12

2

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

13

3

Движение воздуха в природе.

14

4

Состав воздуха. Кислород. Углекислый газ.

15

5

Состав воздуха. Кислород. Углекислый газ.

16

6

Чистый и загрязненный воздух. Значение воздуха. Охрана воздуха.

17

7

Повторение темы «Воздух».

Полезные ископаемые - 11 часов

18

1

Полезные ископаемые: гранит, известняки, песок, глина.

Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

Горючие полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть, природный газ.

Внешний вид и свойства.

Добыча и использование. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Внешний вид и свойства.

Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения.

Их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд. Черные металлы.

Свойства черных металлов. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы.

Отличие черных металлов от цветных.

Применение цветных металлов. Местные полезные ископаемые.

Их физические свойства и использование.

Экономия при использовании металлов человеком.

Охрана недр.

Знать отличительные признаки твердых тел, жидкостей, газов.

Отличать основные полезные ископаемые.

Сравнивать некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере полезных ископаемых, способность хорошо или плохо проводить тепло.

Распознавать черные и цветные металлы.

Обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.

Знать отличительные признаки основных полезных ископаемых.

19

2

Горючие полезные ископаемые. Торф.

20

3

Каменный уголь.

21

4

Нефть. Природный газ.

22

5

Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений.

23

6

Калийная соль. Фосфориты.

24

7

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная руда.

25

8

Черные металлы. Чугун. Сталь.

26

9

Цветные металлы. Алюминий. Медь.

27

10

Экономия при использовании металлов человеком. Охрана недр.

28

11

Повторение темы «Полезные ископаемые».

Почва - 5 часов

29

1

Почва - верхний слой земли. Состав почвы.

Почва - верхний и плодородный слой земли.

Как образуется почва.

Состав почвы.

Перегной - органическая часть почвы.

Песчаные и глинистые почвы и их свойства.

Основное свойство почвы - плодородие.

Местные типы почв.

Обработка почвы.

Значение почвы в народном хозяйстве.

Охрана почв. Эрозия почв.

Знать отличительные признаки песчаной и глинистой почвы.

Обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.

Сравнивать различные почвы по водным свойствам.

30

2

Органическая и неорганическая части почвы. Минеральные соли.

31

3

Разнообразие почв.

32

4

Почвы родного края. Обработка почвы. Эрозия почв. Охрана почв.

33

5

Повторение темы «Почва».

Повторение - 2 часа

34

1

Повторительно-обобщающий урок.

Обобщать и систематизировать знания, полученные за год.

35

2

Итоговый урок.

Учебно-методическое обеспечение

1.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для 5 - 9 классов 2 сборник под редакцией

В.В.Воронковой М.- Москва «Владос» 2011г.

2.Н.В.Королева, Е.В. Макаревич Специальная (коррекционная) школа VIII вида. Естествознание. Неживая природа. 6 класс М. ВЛАДОС 2007


© 2010-2022