Программа по биологии 7 кл по Пасечнику

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 7 класса оставлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по биологии основного общего образования, авторской программы под ред. В. В. Пасечника 2012года, Положения о рабочей программе по учебному предмету МКОУ ВСОШ №2 при ИК с. Чугуевка, школьного учебного плана на 2015 -2016 у.г.

Программа конкретизирует содержание учебных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и определяет количество лабораторных и контрольных работ.

Школьный учебный план отводит 72 часа в год для изучения предмета биологии в 7 классе. В том числе для проведения:

  • контрольных работ-3ч

  • лабораторных работ- 7ч

Резерв времени-4ч.

Основными целями изучения биологии в 7 классе являются:

  • освоение знаний о строении, жизнедеятельности и многообразии животных; о взаимосвязи организмов и окружающей среды;

  • формирование у учащихся умения проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий; организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  • развитие устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей при проведении биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • формирование у учащихся основ научного мировоззрения и экологического сознания;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • применение знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.

Планируемые результаты освоения обучающимися курса биологии:

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • эволюционный путь развития животного мира;

  • историю изучения животных;

  • структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

  • сущность процессов: обмена веществ, питания, дыхания, выделения, роста, развития, размножения животных; систематику животного мира;

  • особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;

  • исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.

Учащиеся должны уметь:

  • определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

  • объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.

  • объяснять: происхождение и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • наблюдать за поведением животных в природе;

  • прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;

  • работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;

  • использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

  • выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;

  • абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;

  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;

  • работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;

  • презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ;

  • давать характеристику методам изучения биологических объектов;

  • классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

  • наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

  • использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

  • применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

  • сравнивать представителей отдельных систематических групп животных и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека на животных, влияние его поступков на экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными и рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Личностные результаты обучения:

Учащиеся должны:

  • знать правила поведения в природе;

  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;

  • видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;

  • признавать право каждого на собственное мнение;

  • формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

  • уметь отстаивать свою точку зрения;

  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

  • уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Формы контроля качества усвоения обучающимися содержания учебной программы:

  • письменная проверка - это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое.

  • устная проверка - это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачета и другое.

  • комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

Оценка знаний при устном ответе:

  • Отметка «5»: полностью раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.

  • Отметка «4»: раскрыто содержание материала, ответ самостоятельный, но определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах.

  • Отметка «3»: усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно, определение понятий недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.

  • Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятие, при использовании терминологии.


Оценка лабораторных и практических умений учащихся:

  • Отметка «5»: самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

  • Отметка «4»: самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта; в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.

  • Отметка «3»: подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.

  • Отметка «2»: не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.


Используемая учебно-методическая литература, наглядное оборудование, электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Предлагаемая рабочая программа реализуется по учебникам биологии и учебно-методическим пособиям, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника. Выбор УМК проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащимся будет легче освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Учебно-методическая литература:

Учебник Биология: Животные 7кл. В. В. Латюшин, В.А. Шапкин, В.В. Пасечник - М.: Дрофа, 2014.

Программа по биологии для основной общеобразовательной школы 5-9кл. Авторы В. В. Пасечник, В.В. Латюшин.

Дополнительная литература:

Биология: Животные. Р.В. Дольник.- М.: Просвещение, 2005.

Я иду на урок биологии: Зоология.- М.: Издательство «Первое сентября»,2002.


Электронно - образовательные ресурсы:

  1. Интерактивные тренажеры и тестовые задания за курс биологии 7 класса. ООО «Кирилл и Мифодий», 2004г

  2. «10 самых опасных акул» - DVD фильм- BBC: Живая природа.

  3. «Пингвины» - DVD фильм- BBC: Живая природа.

  4. «Гориллы» - DVD фильм- BBC: Живая природа.

  5. «Эволюция жизни» - DVD фильм- BBC: Живая природа.

  6. [email protected] - Фестиваль педагогических идей открытый урок.

  7. ProШколу.ru - интернет- портал Все школы России.

  8. nsportal.ru - социальная сеть работников образования.

  9. BIOLOGIA.NET- онлайн-энциклопедия по биологии.

  10. krugosvet.ru - энциклопедия Кругосвет.

  11. ejonok.ru - энциклопедия юного биолога.

Презентации: Простейшие, Кишечнополостные животные.

Наглядное оборудование:

1. Коллекция членистоногих.

2. Таблицы: «Кишечнополостные животные», « Простейшие», «Строение ланцетника», « Строение желудка копытных», «Биоценоз дубрава».

3. Перья птиц.

4. Раковины моллюсков.








Тематическое планирование 7класс

Название темы

кол-во часов тема

Кол-во часов ЛР, зачет

Введение.

Инструктаж по ТБ.

Повторение: жизнь растений.

История развития зоологии. Современная зоология.

1

Контрольная работа №1 Диагностическое тестирование.

1

1 раздел. Простейшие

Анализ КР. Простейшие животные. Многообразие простейших. Простейшие: Жгутиконосцы.

Демонстрации: таблица « Простейшие»

Презентация: Простейшие.

4

2 раздел. Многоклеточные животные

Тип Губки. Многообразие губок.

Тип Кишечнополостные животные. Многообразие кишечнополостных.

Демонстрации: таблица: «Кишечнополостные животные».

Презентация: Кишечнополостные животные.

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.

Тип Моллюски. Классы моллюсков. Тип Иглокожие.

Морские лилии, Морские звезды.

Тип Членистоногие животные.

Демонстрации: коллекции членистоногих;

Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Многообразие паукообразных. Класс насекомые. Отряды насекомых.

Тип Хордовые. Класс ланцетники.

Демонстрации: таблица: «Строение ланцетника». Позвоночные животные. Класс рыбы. Многообразие рыб. Акулы.

Демонстрации: фильм «Многообразие акул».

Класс земноводные.

Многообразие земноводных.

20

Лабораторные работы:

1.Многообразие кольчатых червей.

2.Знакомство с разнообразием ракоообразных.

3.Изучение представителей отряда насекомых.

4.Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

4

Контрольная работа №2 Простейшие и многоклеточные животные.

1

Обобщающий урок по теме «Простейшие и многоклеточные животные».

1

2 раздел. Многоклеточные животные

Класс пресмыкающиеся.

Отряд Чешуйчатые. Черепахи и Крокодилы.

Класс Птицы.

Демонстрации: чучела птиц, фильм « Отряд пингвины».

10

Лр№5 Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

1

3 раздел. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

Покровы тела. Опорно - двигательная система. Способы передвижения животных. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ. Кровеносная система. Органы выделения. Нервная система, Рефлекс. Органы чувств.

Демонстрации: перья птиц, таблица « Строение желудка копытных».

7



ЛР№6 Изучение особенностей различных покровов тела

1

4 раздел. Индивидуальное развитие животных.

Продление рода. Органы размножения. Развитие животных с превращение и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Демонстрации: развитие животных с превращением и без превращения.

3


ЛР№7 Изучение стадий развития животных и определения их возраста

1

5 раздел. Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

Доказательства эволюции животных. Эволюция жизни.

Ареалы обитания. Миграции.

Демонстрации: Палеонтологические доказательства эволюции.


4

6 раздел. Биоценозы.

Естественные и искусственные биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза.

Демонстрации: пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп; таблица « Биоценозы», фильма «Эволюция жизни».

4



7 раздел. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание животных. Законы России об охране животного мира. Охрана и рациональное использование животного мира.

3

Контрольная работа №3 Многоклеточные животные. Эволюция строения.

1

Обобщающий урок по темам: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. Индивидуальное развитие животных»

1

Резерв времени

4


8


© 2010-2022