- Преподавателю
- Биология
- Конспект занятия по биологии на тему Система в науке-порядок в голове (6 класс)
Конспект занятия по биологии на тему Система в науке-порядок в голове (6 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соловьева Т.В. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Биология 6 класс. Система в науке - порядок в голове.
По учебнику Д. И. Трайтака Н. Д. Трайтак : «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники» 6 класс.
Цель: познакомить учащихся с основными систематическими категориями;
сформировать представление о систематике как разделе биологии.
Задачи :А. Образовательные:
Помочь учащимся узнать, какие систематические группы бывают у
растений, и как они связаны друг с другом.
Помочь учащимся с выявлением признаков у растений для
соотнесения их к той или иной систематической группе.
Б. Развивающие:
Продолжить развитие умения распознавать признаки у растений.
Продолжить развивать умения выбирать, анализировать и
систематизировать информацию, вырабатывать ботанический язык.
В. Воспитательные.
Раскрыть значение работ К. Линнея для развития биологии; на
основе этого продолжить формировать интерес и позитивное
отношение к изучению истории развития биологии.
Оборудование:
Карточки- определители
Информационные листы
Гербарии растений
Презентации к уроку
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
-
Организационный момент.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на совместную работу. Определение темы урока: на учительском столе беспорядочно лежат книги, тетради, учебные принадлежности - учитель просит ученицу, навести порядок на столе.
2 ученицы наводят порядок на столе у учителя, комментируя свои действия.
Тема: «система в науке - порядок в голове»
Слайд №1(тема)
Ну вот, порядок на моем столе восстановлен! А теперь из нашего времени перенесемся в XVIIIвек, в дом шведского ученого «князя» ботаники Карла Линнея, который тоже пытается навести порядок в своем комоде. Давайте послушаем его разговор с Сарой - Лизой
Слайд №2 (Карл Линней)
Сценка учащихся.
Как вы считаете, кто прав в этом споре: Линней или Сара - Лиза?
Обсуждение:……
В итоге не могут отдать предпочтение кому - либо из супругов, поскольку не вполне понимают, чего собственно, добивался Линней, и что означают такие понятия как «Система», «Род», «Вид».
Обращение к учащимся: каких знаний нам не хватает, какие задачи в соответствии с поставленной темой нам необходимо решить?
Слайд №3( вопросы урока)
-
Что такое систематика
-
Какие принципы лежат в основе систематики
-
Дать определение понятиям «род», «вид»
-
Каково значение систематики для науки биологии
Эпиграф урока: «Ариадниной нитью ботаники является система. Без неё хаос» - эти слова принадлежат Карлу Линнею. Систематический ум его принимался классифицировать почти все, что попадалось под руку, и даже коллег - ботаников. Главная заслуга в том, что он предложил свою систематику растений и животных.
Обратиться к эпиграфу урока.
Что такое система? Вам было дано задание, посмотреть определение этого термина. Как звучит определение этого термина в «Словаре русского языка» О. И. Ожегова и «Биологическом энциклопедическом словаре»
Ожегов «Определенный порядок в расположений и связи частей чего - нибудь в действиях»
« Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей»
Как создать систему? Какие принципы (идеи) лежат в ее основе?
Одна из этих идей уже звучала в начале нашего занятия: что делала ученица, наводя порядок на столе. Что она делала?
Вывод: разделила предметы на группы по определенным признакам: тетради и учебники.
Такое деление называется классификацией
А сейчас поиграем в игру «Третий лишний»
БОБ, СМОРОДИНА, СТРУЧОК, ОРЕХ что лишнее?
Слайд №4 (плоды)
Орех - плод односемянка
Смородина - плод сочный
Вывод: правы и те и другие - смотря какой признак взять за основу.
Давайте попробуем дать определение классификации. Что такое классификация?
Слайд №5 (классификация…..)
Признаки, по которым можно классифицировать объекты, могут оказаться удачными или неудачными. Выделить существенные, удачные признаки бывает не так просто.
История с Сократом: В Древне Греции жил такой мудрец - Сократ, который вел публичные беседы и споры с другими философами. Однажды он предложил им дать определение человеку. Собеседник Сократа сказал следующее: «Человек - это двуногое существо без перьев».
Сократ на это ничего не возразил, но на следующую встречу принес ощипанного петуха и в нужный момент выпустил его из мешка со словами: «Вот твой человек!»
Что вы думаете на это счет?
Запись в тетрадь: «Классификация - это процесс деления объектов (предметов. Людей, растений, животных) на группы по определенным признакам»
Мнение учащихся…………………
Вывод: первый принцип создания системы - классификация, но одной классификации недостаточно. Мало разбить предметы на группы, надо в каждой группе отыскать то, что необходимо.
Для создания системы необходимы два принципа - классификация и иерархия, т. е. соподчинение.
Например: время - минуты объединяются в минуты - часы - сутки - недели - месяцы - года….
Придумайте пожалуйста иерархическую классификацию на примере адреса.
Квартира - дом - улица - село - район - область…
Исторической заслугой Карла Линнея является принцип ИЕРАРХИЧНОСТИ. Самой мелкой систематической единицей или «таксоном» является «ВИД».
Задание: учебник стр 146 « Для термина найти соответствующее ему определение»
Слайд № 6 (Таксономические единицы)
Стр 146
Единицы иерархической системы называются «таксоны» или «таксономические единицы»
Вид - группа орган организмов, сходные по строение и особенностям жизнедеятельности особи, дающие плодовитое потомство и населяющие определенную территорию.
Род -объединяет близкие по строению виды.
Семейство - объединяет по ряду признаков несколько родов.
Класс - объединяет несколько семейств. Принадлежность к ……………….. определяется по числу семядолей в зародыше
Отдел - систематическая единица, объединяющая близкие по происхождению классы. Принадлежность к
……………………………определяется по отсутствию или наличию цветка и плода.
Царство - самая крупная систематическая единица, объединяющая животных или растения, или грибы, или бактерии.
Взаимопроверка
В группе по кругу поменялись работами
ФИЗМИНУТКА!!!!
Задание: на ваших столах лежат биологические термины - расположить их в порядке:
А)возрастания
Б) уменьшения
В) начиная с середины.
Итог: благодаря введению систематических категорий, точной и ясной терминологии, был положен конец путанице в систематике
Слайд №7 (стих)
Вид- …
Царство - ….
… - … - семейство - … - … - …
Поэзия названий
Цветов, деревьев, трав...
Я раньше по поляне
Шел, голову задрав.
Я с именами древними
Был шапочно знаком:
Деревья звал деревьями,
Цветок я звал цветком.
Был прав великий гений,
Цветам названья дав:
В отечестве растений
Нет безымянных трав.
Георгий Кондаков
Описания растений и животных отличались сложностью и противоречивостью. Каждый вид растений и животных в разных странах назывался по - разному, и ,даже. в одной стране имел несколько названий. Это приводило к ошибкам и вызывало споры.
Линней вял за основу систематики растений тычинки и пестики- такие мелкие части цветка, на которые натуралисты и внимания не обращали. На самом же деле пестик и тычинки - самые главные части цветка. Почему?
Участвуют в образовании плодов и семян.
Вопрос классу: как вы думаете, морковь и смородина похожи между собой? А камыш и барбарис? Они оказались в одних классах, поскольку имеют одинаковое количество тычинок. Значит, этот признак не является определяющим. Хоть система Линнея была удобна в практическом отношении, она была искусственной. Что такое искусственная система? А какая система является естественной?
Слайд № 8( Система искусственная, естественная)
Учебник стр 145 (1 и 2 обзац), дополнить схему
Систематика
(сходство растений по (родство растений)
Определенным признакам)
Более того Линней дал растениям бинарные названия
«би» - два, двойные названия.
Итог: Бинарная номенклатура позволила устранить несогласованность названий в различных странах и облегчила процесс нахождения растений в определителях по их описанию.
Работа по картам - определителям (на примере семейства лилейные).
Если вы встретили незнакомое растение, по строению цветков, внешнему строению листьев, стеблей, корней - вы можете определить название растения, используя карту - определитель.
Работа по карте - определителю
С древних времен на Руси, в странах Востока, в Европе лилия считалась символом чистоты, непорочности, надежды. Поэтому во все времена славили ее в стихах. Иван Андреевич Бунин писал о лилии так:
Сон неясный стих.
Ветерок ночной прохладой
Обвивает их.
Ночь их чашечки закрыла
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном
Чистой красоты.
Определение растения(гербарий) по карточке - определителю(схему дополнить)
Пастушья сумка
Закрепление :
1.Какова заслуга Карла Линнея?
2. Что такое систематика?
Слайд №9 (Определение «СИСТЕМАТИКА»)
Систематика - особая область биологии которая занимается распределением растений по группам, т.е. систематизируют их, дают названия, производят описание их свойств, устанавливают сходство и родственные связи.
Основой систематики является классификация - схема которая позволяет найти место того или иного растения в многообразии растительного мира.
-
Ввел таксоны, иерархичность, бинарные названия
рефлексия
Активность
Активно работал
Иногда отвлекался
Доступность
Все понял
Не все понятно
Комфортность
Понравился урок
Не все понравилось
Оцениваю свою работу
«5»
«4»
«3»
Д/З стр.145-146