Конспект занятия по биологии на тему Система в науке-порядок в голове (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по биологии на тему Система в науке-порядок в голове (6 класс)Конспект занятия по биологии на тему Система в науке-порядок в голове (6 класс)Конспект занятия по биологии на тему Система в науке-порядок в голове (6 класс)Конспект занятия по биологии на тему Система в науке-порядок в голове (6 класс)Биология 6 класс. Система в науке - порядок в голове.

По учебнику Д. И. Трайтака Н. Д. Трайтак : «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники» 6 класс.

Цель: познакомить учащихся с основными систематическими категориями;

сформировать представление о систематике как разделе биологии.

Задачи :А. Образовательные:

Помочь учащимся узнать, какие систематические группы бывают у

растений, и как они связаны друг с другом.

Помочь учащимся с выявлением признаков у растений для

соотнесения их к той или иной систематической группе.

Б. Развивающие:

Продолжить развитие умения распознавать признаки у растений.

Продолжить развивать умения выбирать, анализировать и

систематизировать информацию, вырабатывать ботанический язык.

В. Воспитательные.

Раскрыть значение работ К. Линнея для развития биологии; на

основе этого продолжить формировать интерес и позитивное

отношение к изучению истории развития биологии.

Оборудование:

Карточки- определители

Информационные листы

Гербарии растений

Презентации к уроку







Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на совместную работу. Определение темы урока: на учительском столе беспорядочно лежат книги, тетради, учебные принадлежности - учитель просит ученицу, навести порядок на столе.

2 ученицы наводят порядок на столе у учителя, комментируя свои действия.

Тема: «система в науке - порядок в голове»

Слайд №1(тема)

Ну вот, порядок на моем столе восстановлен! А теперь из нашего времени перенесемся в XVIIIвек, в дом шведского ученого «князя» ботаники Карла Линнея, который тоже пытается навести порядок в своем комоде. Давайте послушаем его разговор с Сарой - Лизой

Слайд №2 (Карл Линней)

Сценка учащихся.

Как вы считаете, кто прав в этом споре: Линней или Сара - Лиза?

Обсуждение:……

В итоге не могут отдать предпочтение кому - либо из супругов, поскольку не вполне понимают, чего собственно, добивался Линней, и что означают такие понятия как «Система», «Род», «Вид».

Обращение к учащимся: каких знаний нам не хватает, какие задачи в соответствии с поставленной темой нам необходимо решить?

Слайд №3( вопросы урока)


  1. Что такое систематика

  2. Какие принципы лежат в основе систематики

  3. Дать определение понятиям «род», «вид»

  4. Каково значение систематики для науки биологии

Эпиграф урока: «Ариадниной нитью ботаники является система. Без неё хаос» - эти слова принадлежат Карлу Линнею. Систематический ум его принимался классифицировать почти все, что попадалось под руку, и даже коллег - ботаников. Главная заслуга в том, что он предложил свою систематику растений и животных.

Обратиться к эпиграфу урока.

Что такое система? Вам было дано задание, посмотреть определение этого термина. Как звучит определение этого термина в «Словаре русского языка» О. И. Ожегова и «Биологическом энциклопедическом словаре»

Ожегов «Определенный порядок в расположений и связи частей чего - нибудь в действиях»

« Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей»

Как создать систему? Какие принципы (идеи) лежат в ее основе?

Одна из этих идей уже звучала в начале нашего занятия: что делала ученица, наводя порядок на столе. Что она делала?

Вывод: разделила предметы на группы по определенным признакам: тетради и учебники.

Такое деление называется классификацией

А сейчас поиграем в игру «Третий лишний»

БОБ, СМОРОДИНА, СТРУЧОК, ОРЕХ что лишнее?

Слайд №4 (плоды)

Орех - плод односемянка

Смородина - плод сочный

Вывод: правы и те и другие - смотря какой признак взять за основу.

Давайте попробуем дать определение классификации. Что такое классификация?

Слайд №5 (классификация…..)

Признаки, по которым можно классифицировать объекты, могут оказаться удачными или неудачными. Выделить существенные, удачные признаки бывает не так просто.

История с Сократом: В Древне Греции жил такой мудрец - Сократ, который вел публичные беседы и споры с другими философами. Однажды он предложил им дать определение человеку. Собеседник Сократа сказал следующее: «Человек - это двуногое существо без перьев».

Сократ на это ничего не возразил, но на следующую встречу принес ощипанного петуха и в нужный момент выпустил его из мешка со словами: «Вот твой человек!»

Что вы думаете на это счет?



Запись в тетрадь: «Классификация - это процесс деления объектов (предметов. Людей, растений, животных) на группы по определенным признакам»







Мнение учащихся…………………

Вывод: первый принцип создания системы - классификация, но одной классификации недостаточно. Мало разбить предметы на группы, надо в каждой группе отыскать то, что необходимо.

Для создания системы необходимы два принципа - классификация и иерархия, т. е. соподчинение.

Например: время - минуты объединяются в минуты - часы - сутки - недели - месяцы - года….

Придумайте пожалуйста иерархическую классификацию на примере адреса.



Квартира - дом - улица - село - район - область…

Исторической заслугой Карла Линнея является принцип ИЕРАРХИЧНОСТИ. Самой мелкой систематической единицей или «таксоном» является «ВИД».

Задание: учебник стр 146 « Для термина найти соответствующее ему определение»

Слайд № 6 (Таксономические единицы)

Стр 146

Единицы иерархической системы называются «таксоны» или «таксономические единицы»

Вид - группа орган организмов, сходные по строение и особенностям жизнедеятельности особи, дающие плодовитое потомство и населяющие определенную территорию.

Род -объединяет близкие по строению виды.

Семейство - объединяет по ряду признаков несколько родов.

Класс - объединяет несколько семейств. Принадлежность к ……………….. определяется по числу семядолей в зародыше

Отдел - систематическая единица, объединяющая близкие по происхождению классы. Принадлежность к

……………………………определяется по отсутствию или наличию цветка и плода.

Царство - самая крупная систематическая единица, объединяющая животных или растения, или грибы, или бактерии.

Взаимопроверка

В группе по кругу поменялись работами

ФИЗМИНУТКА!!!!

Задание: на ваших столах лежат биологические термины - расположить их в порядке:

А)возрастания

Б) уменьшения

В) начиная с середины.

Итог: благодаря введению систематических категорий, точной и ясной терминологии, был положен конец путанице в систематике

Слайд №7 (стих)

Вид- …

Царство - ….

… - … - семейство - … - … - …

Поэзия названий

Цветов, деревьев, трав...

Я раньше по поляне

Шел, голову задрав.

Я с именами древними

Был шапочно знаком:

Деревья звал деревьями,

Цветок я звал цветком.

Был прав великий гений,

Цветам названья дав:

В отечестве растений

Нет безымянных трав.

Георгий Кондаков

Описания растений и животных отличались сложностью и противоречивостью. Каждый вид растений и животных в разных странах назывался по - разному, и ,даже. в одной стране имел несколько названий. Это приводило к ошибкам и вызывало споры.

Линней вял за основу систематики растений тычинки и пестики- такие мелкие части цветка, на которые натуралисты и внимания не обращали. На самом же деле пестик и тычинки - самые главные части цветка. Почему?





Участвуют в образовании плодов и семян.

Вопрос классу: как вы думаете, морковь и смородина похожи между собой? А камыш и барбарис? Они оказались в одних классах, поскольку имеют одинаковое количество тычинок. Значит, этот признак не является определяющим. Хоть система Линнея была удобна в практическом отношении, она была искусственной. Что такое искусственная система? А какая система является естественной?

Слайд № 8( Система искусственная, естественная)

Учебник стр 145 (1 и 2 обзац), дополнить схему

Систематика



(сходство растений по (родство растений)

Определенным признакам)

Более того Линней дал растениям бинарные названия

«би» - два, двойные названия.

Итог: Бинарная номенклатура позволила устранить несогласованность названий в различных странах и облегчила процесс нахождения растений в определителях по их описанию.

Работа по картам - определителям (на примере семейства лилейные).

Если вы встретили незнакомое растение, по строению цветков, внешнему строению листьев, стеблей, корней - вы можете определить название растения, используя карту - определитель.

Работа по карте - определителю

С древних времен на Руси, в странах Востока, в Европе лилия считалась символом чистоты, непорочности, надежды. Поэтому во все времена славили ее в стихах. Иван Андреевич Бунин писал о лилии так:

Сон неясный стих.

Ветерок ночной прохладой

Обвивает их.

Ночь их чашечки закрыла

Ночь хранит цветы

В одеянии невинном

Чистой красоты.

Определение растения(гербарий) по карточке - определителю(схему дополнить)

Пастушья сумка

Закрепление :

1.Какова заслуга Карла Линнея?

2. Что такое систематика?

Слайд №9 (Определение «СИСТЕМАТИКА»)

Систематика - особая область биологии которая занимается распределением растений по группам, т.е. систематизируют их, дают названия, производят описание их свойств, устанавливают сходство и родственные связи.

Основой систематики является классификация - схема которая позволяет найти место того или иного растения в многообразии растительного мира.



  1. Ввел таксоны, иерархичность, бинарные названия

рефлексия

Активность

Активно работал

Иногда отвлекался

Доступность

Все понял

Не все понятно

Комфортность

Понравился урок

Не все понравилось

Оцениваю свою работу

«5»

«4»

«3»

Д/З стр.145-146



© 2010-2022