Рабочая программа факультативных занятий Занимательная биология для учащихся 6 класса

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Агириш»





«Рассмотрено» «Утверждаю»

на заседании МО учителей Директор школы п. Агириш

естественно-гуманитарного _______________/Э.В.Козлова/

цикла «___»__________2015г.

Протокол № ______

« ___ » ____________ 2015г.

_____________/Исаева Н.И./






Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


факультативных занятий по биологии

«Занимательная биология»

для учащихся 6 класса

учителя биологии первой квалификационной категории

Нестеровой Татьяны Александровны









Срок реализации программы - I год.

Возраст учащихся - 12 - 13 лет

Учебный план - 35 ч







п. Агириш, 2015г.



Рекомендовано

решением Методического совета

Протокол №____ от « »____________ 2015 г.

Председатель____________ / Э.В. Козлова /

Рецензент: Исаева Н. И., учитель географии первой квалификационной категории МБОУ СОШ п. Агириш

Полные реквизиты источника: Нестерова Т.А. Программа факультативных занятий по биологии «Занимательная биология» для учащихся 6 класса. - п. Агириш, 2015г., 9 страниц.

Краткая аннотация программы:

Программа факультативных занятий по биологии «Занимательная биология» предназначена для учащихся 6 класса, интересующихся данным предметом. Она направлена на помощь в профильном самоопределении школьников. Содержание курса призвано восполнить обеспечение экологического образования и экологической культуры учащихся. Программа разработана для более глубокого изучения курса «Ботаника», в ходе которого особое внимание уделяется развитию практических навыков учащихся.

























Пояснительная записка


Рабочая программа факультативных занятий «Занимательная биология» является частью образовательной программы школы, утвержденной приказом директора от 31.08.2015г. № 355 и предназначена для учащихся 6 класса, интересующихся биологией.

Важнейшие задачи современного общего образования в школах РФ можно сформулировать следующим образом:

  • - научить организовать свою деятельность;

  • - научить объяснять явления действительности;

  • - научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и экологических ценностей;

  • - сформировать ключевые навыки;

  • - подготовить к профессиональному выбору.

Это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут.

Разработка путей и способов помощи школьникам - одна из первостепенных и неотложных задач современной школы.

Содержание данного курса факультативных занятий расширяет представление учащихся о строении, физиологических процессах и разнообразии растений, лекарственных травах, используемых в медицине, рассматривает способы оказания первой медицинской помощи. Актуальность данного курса подкрепляется его практической значимостью - ориентирует на профессии, связанные с медициной, и способствует повышению интереса к познанию биологии.

Данный курс предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, практические и лабораторные работы (которые не только дополняют теоретические знания по биологии, но и актуализируют практические умения), экскурсии, а также самостоятельные работы с использованием различных источников информации (в том числе и Интернета).

Цели курса. Расширение знаний учащихся о растениях, применении их в медицине, оказание помощи в выборе профиля для дальнейшего обучения.

Задачи курса - предоставить учащимся возможность:


  • реализовать интерес к биологии и применять знания о растениях в повседневной жизни;

  • совершенствовать свои экспериментальные умения;

  • развивать общеучебные умения - работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;

  • активизировать самостоятельность и творчество при решении практических задач.

Программа курса рассчитана на 35 часов. Резервное время - 1 час. Завершает курс интеллектуальная игра.

Формы контроля усвоения материала: отчеты по лабораторным и практическим работам, отчет об экскурсии, тест, подготовка и защита рефератов.


Требования к уровню усвоения курса


После изучения данного курса учащиеся должны:

знать/понимать:

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; биосферы; растений и грибов своего региона;

  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

  2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе;

  3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  4. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  5. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  6. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  7. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;

  2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  4. выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.


Учебно- тематический план курса


№ п/п

Название темы

Общее количество часов

Распределение часов

Теория

Практика

Контроль

ВВЕДЕНИЕ - 4ч.

1.

Растительный мир как составная часть природы. Многообразие растительного мира.

1

1

2.

Значение растений в жизни человека.

1

1


+

3.

Основные признаки живого организма.

1

1



4.

Экскурсия № 1.

Разнообразие растений. Осень в жизни растений.

1



+

СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТОК И ТКАНЕЙ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА - 7ч.

5.

Клетка - структурная и функциональная единица растения.

1

1



6.

Лабораторная работа №1. Строение различных клеток растений.

1


1

+

7.

Практическая работа № 1.

Модель растительной клетки.

1


1

+

8.

Химический состав растительных клеток. Ароматы различных растений, их роль в природе, применение человеком.

1

1



9.

Практическая работа № 2.

Поступление веществ в растительную клетку.

1


1

+

10.

Жизнедеятельность органоидов клетки.

1

1



11.

Лабораторная работа №2. Строение ткани растений.

1


1

+

ПИТАНИЕ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВРАСТЕНИИ - 8 ч.


12.

Что и как «едят» растения?

1

1



13.

Поглощение воды и минеральных веществ корнем.

1

1



14.

Практическая работа № 3.

Поступление воды в корень. Дыхание корней.

1


1

+

15.

Значение воды и минеральных веществ в жизни растений.

1

1



16.

Практическая работа № 4.

Выращивание растений при разной концентрации веществ. Подкормка растений.

1


1

+

17.

Фотосинтез. Космическая роль зеленых растений.

1

1



18.

Лабораторная работа №3. Образование крахмала на свету в листьях растений.

1


1

+

19.

Значение фотосинтеза в природе и народном хозяйстве.

1

1



ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ - 3 Ч.

20.

Дыхание растений и его значение.

1

1



21.

Биологические основы хранения семян и овощей.

1

1



22.

Загрязнение воздуха и его влияние на дыхание.

1

1



РАЗМНОЖЕНИЕ, РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ - 5ч.


23.

Размножение и его биологическое значение в жизни растений.

1

1



24.

Практическая работа № 5.

Размножение комнатных растений различными способами.

1


1

+

25.

Рост и развитие растительного организма.

1

1



26.

Периодичность роста. Покой и его значение в жизни растений. Стимуляторы роста.

1

1



27.

Влияние внешних и внутренних факторов на развитие растений. Управление ростом и развитием растений.

1

1



РАСТЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ - 4 ч.

28.

Удивительные растения родного края.

1

1



29.

Экология жилища. Комнатные растения.

1

1


+

30.

Растения - индикаторы состояния окружающей среды. Индикаторы загрязнения.

1

1



31.

Лекарственные растения.

1

1



РАСТЕНИЯ В СООБЩЕСТВАХ - 4 ч.

32.

Биоценоз - природное сообщество.

1

1



33.

Практическая работа № 6.

Цепи питания.

1


1

+

34.

Экскурсия №2.

Природные сообщества. Их многообразие.

1


1

+

35.

Итоговое занятие. Урок-турнир.

1


1

+

ИТОГО:

35 часов

23 часа

12 часов














Содержание учебного материала



Факты: Растительный мир как составная часть природы. Многообразие растительного мира.

Значение растений в жизни человека. Основные признаки живого организма.

Основные понятия: Биология, экология, среда обитания, живые организмы, рост, развитие, раздражимость, размножение, саморегуляция, обмен веществ.

Экскурсия № 1. Разнообразие растений. Осень в жизни растений.

Тема: 2. Строение и жизнедеятельность клеток и тканей растительного организм (7 часов)

Факты: Клетка - структурная и функциональная единица растения. Химический состав растительных клеток. Ароматы различных растений, их роль в природе, применение человеком. Жизнедеятельность органоидов клетки.

Основные понятия: Клеточные формы жизни, вирусы, ядерные и безъядерные организмы, гомологичные хромосомы, одинарный и двойной набор. Плазмолиз, фагоцитоз, пиноцитоз, сеть канальцев, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр.

Лабораторная работа №1. Строение различных клеток растений.

Лабораторная работа №2. Строение тканей растений.

Практическая работа № 1.Модель растительной клетки.

Практическая работа № 2.Поступление веществ в растительную клетку

Тема: 3. Питание и передвижение в растении (8 часов)

Факты: Что и как «едят» растения? Поглощение воды и минеральных веществ корнем.

Значение воды и минеральных веществ в жизни растений.

Фотосинтез. Космическая роль зеленых растений. Значение фотосинтеза в природе и народном хозяйстве.

Основные понятия: Корень, корневые волоски, сосуды, лист, устьица, фотосинтез.

Корневые волоски, зона роста, проведения. Водообмен, испарение, передвижение по сосудам.

Лабораторная работа №3. Образование крахмала на свету в листьях растений.

Практическая работа № 3.Поступление воды в корень. Дыхание корней.

Практическая работа № 4.Выращивание растений при разной концентрации веществ.

Подкормка растений.

Тема: 4. Дыхание растений (3 час)

Факты: Дыхание растений и его значение. Биологические основы хранения семян и овощей. Загрязнение воздуха и его влияние на дыхание.

Основные понятия: устьица, чечевички, воздушные корни,

Обмен веществ. Углеводы. Химические превращения.

Тема: 5. Размножение, рост и развитие растений (5 часов)

Факты: Размножение и его биологическое значение в жизни растений. Рост и развитие растительного организма. Периодичность роста. Покой и его значение в жизни растений. Стимуляторы роста. Влияние внешних и внутренних факторов на развитие растений.

Управление ростом и развитием растений.

Основные понятия: Вегетативные и генеративные органы растений. Бесполое и половое размножение.

Черенкование, прививка, подвой, привой, микро размножение. Суточная и сезонная периодичность. Стимуляторы роста. Факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

Практическая работа № 5.Размножение комнатных растений различными способами.

Тема: 6. Растения и среда обитания (4 часа)

Факты: Удивительные растения родного края. Экология жилища. Комнатные растения. Значение растений в экологии жилища. Препараты бытовой химии как экологический фактор.

Растения - индикаторы состояния окружающей среды. Индикаторы загрязнения.

Лекарственные растения.

Основные понятия: Лекарственные растения, съедобные, ядовитые растения, редкие и исчезающие виды растений. Красная книга. Заповедник, экология, индикаторы.

Тема: 7. Растения в сообществах (4 часа)

Факты: Биоценоз - природное сообщество. Цепи питания. Структура экосистемы. Круговорот веществ в природе. Приспособленность растений, животных, грибов и бактерий к жизни в природном сообществе. Составление цепей питания на примере местного сообщества. Структура природного сообщества. Роль каждого звена в природном сообществе.

Основные понятия: Биоценоз, цепь питания, продуценты, консументы, редуценты. Природное сообщество. Мутуализм. Конкуренция.

Практическая работа № 6. Цепи питания.

Экскурсия №2. Природные сообщества. Их многообразие.

























Перечень литературы и средств обучения


Литература для учителя:


  1. Н.И. Сонин «Биология. Лучшие нестандартные уроки» 6 класс. М. «Айрис пресс», 2003 г.

  2. Б.Т. Величковский «Здоровье человека и окружающая среда» М. «Новая школа», 1997г.

  3. Г.З. Минеджян «Сборник по народной медицине и нетрадиционным способам лечения» М.1993г

  4. Приложение к газете «Первое сентября» серия «Биология».

Литература для учащихся:


  1. Д.В. Колесов «Основы гигиены и санитарии» М. «Просвещение», 1989г.

  2. А.Т. Смирнов «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» М. «Просвещение», 2001г.

  3. Атлас биологии.

  4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. - М.:Вентана-Граф, 2010 .-240с.



































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Агириш»




«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УВР Директор школы

_____________Т.А. Нестерова ___________/Э.В. Козлова/

«____»_____________2015г «____» ___________2015 г


Календарно-тематическое планирование


факультативных занятий по биологии

«Занимательная биология»

для учащихся 6 класса


Класс 6АБ

Учитель Нестерова Татьяна Александровна

Количество часов всего -35 , в неделю -1

Плановых лабораторных работ- 3

Практических работ-6

Экскурсий-2

Планирование составлено на основе рабочей программы факультативных занятий по биологии «Занимательная биология»


«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

учителей естественно-гуманитарного цикла

Протокол № ____ от « _____ » сентября 2015г.

Руководитель МО _______/ Исаева Н.И./





Календарно тематическое планирование

факультативных занятий по биологии в 6 классе

«Занимательная биология»



№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема 1. «Введение» (4 часа)

1

Растительный мир как составная часть природы. Многообразие растительного мира.



2

Значение растений в жизни человека.



3

Основные признаки живого организма.



4

Экскурсия №1. Разнообразие растений. Осень в жизни растений.



Тема: 2. Строение и жизнедеятельность клеток и тканей растительного организм (7 часов)

5

Клетка - структурная и функциональная единица растения.



6

Лабораторная работа №1.Строение различных клеток растений.



7

Практическая работа №1.Модель растительной клетки.



8

Химический состав растительных клеток. Ароматы различных растений, их роль в природе, применение человеком.



9

Практическая работа №2. Поступление веществ в растительную клетку.



10

Жизнедеятельность органоидов клетки.



11

Лабораторная работа №2. Строение тканей растений.



Тема: 3. Питание и передвижение в растении (8 часов)

12

Что и как «едят» растения?



13

Поглощение воды и минеральных веществ корнем.



14

Практическая работа №3. Поступление воды в корень. Дыхание корней.



15

Значение воды и минеральных веществ в жизни растений.



16

Практическая работа №4. Выращивание растений при разной концентрации веществ. Подкормка растений.



17

Фотосинтез. Космическая роль зеленых растений.



18

Лабораторная работа №3. Образование крахмала на свету в листьях растений.



19

Значение фотосинтеза в природе и народном хозяйстве.



Тема: 4. Дыхание растений (3 часа)

20

Дыхание растений и его значение.



21

Биологические основы хранения семян и овощей.



22

Загрязнение воздуха и его влияние на дыхание.



Тема: 5. Размножение, рост и развитие растений (5 часов)

23

Размножение и его биологическое значение в жизни растений.



24

Практическая работа №5. Размножение комнатных растений различными способами.



25

Рост и развитие растительного организма.



26

Периодичность роста. Покой и его значение в жизни растений. Стимуляторы роста.



27

Влияние внешних и внутренних факторов на развитие растений. Управление ростом и развитием растений.



Тема: 6. Растения и среда обитания (4 часа)

28

Удивительные растения родного края.



29

Лекарственные растения.



30

Экология жилища. Комнатные растения.



31

Растения - индикаторы состояния окружающей среды. Индикаторы загрязнения.



Тема: 7. Растения в сообществах (4 часа)

32

Биоценоз - природное сообщество.



33

Практическая работа № 6. Цепи питания.



34

Экскурсия №2.Природные сообщества. Их многообразие.



35

Итоговое занятие. Урок - турнир.



Итого: 35 часов











© 2010-2022