• Преподавателю
  • Биология
  • Доклад по теме Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественно-научного цикла на основе личностного ориентированного подхода в рамках подготовки к ЕГЭ

Доклад по теме Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественно-научного цикла на основе личностного ориентированного подхода в рамках подготовки к ЕГЭ

Вопросы активизации учения школьников относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности  в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.Активность-это черта характера человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека. Познавательная активность школьников выражается в стремле...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

» Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественно-научного цикла на основе личностного ориентированного подхода в рамках подготовки к ЕГЭ

Вопросы активизации учения школьников относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Активность-это черта характера человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека. Познавательная активность школьников выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание, перелистывание книги и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении. Познавательная активность школьника-качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого школьника (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности. Степень познавательной активности учеников зависит и от них самих от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий, ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса. Но если у ученика этих качеств нет, то формирование их тоже входит в профессиональную функцию учителя. На уроке необходима познавательная активность учащихся, а она зависит от учителя от его умения активизировать их. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя.

Каждый метод обучения по источнику знаний обладает активизирующими потенциями, реализация которых зависит от творчества учителя, например от его умения, создавать на уроке проблемную ситуацию.

Данная цель достигается через личностно ориентированный подход к ученику, развивающее обучение личности. Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Считаю, что личностно ориентированный подход- одно из обязательных условий успеха формирования профессиональной мотивации школьника в процессе обучения.

Обучение-это один из наиболее значимых процессов, происходящих в жизни каждого человека. Для того, чтобы сформировалась здоровая, успешная личность, необходимо еще в школьном возрасте обращать внимание на успеваемость, успешность. Педагог должен пристально следить за каждым из своих учеников. Существует достаточно большое количество методов обучения. Необходимо знать эти методы, классифицировать их для эффективного процесса обучения, для того, чтобы полученные в процессе обучения знания использовались в повседневной жизни.

Российская школа в последние годы претерпевает процесс системных преобразований. Из-за смены социального заказа к образованию актуально звучит вопрос подбора методов, методик преподавания предметов. Основным элементом изменения является введение единого государственного экзамена.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения биологии ученик должен знать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и наследственности

  • хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и

бактерий; популяций; экосистем; биосферы;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

  • уметь объяснять: роль различных организмов в жизни человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека, органы и системы органов животных, растения разных отделов, культурные растения и домашних животных;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

Проблемы подготовки к ЕГЭ


Что такое для нас ЕГЭ? Это, во-первых, внешняя экспертиза по единым правилам, это способ управлять качеством системы, ввести элементы конкуренции в систему образования, это способ анализа эффективности работы системы и учреждений.

Чрезвычайно важным нам представляется отработка алгоритма выполнения тестовых заданий ЕГЭ. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределять свое время. Авторы инструкции к ЕГЭ пишут: «Советуем выполнять задания в том порядке, в каком они даны, и при этом предполагают, что учащийся не обязан решать все задачи даже для получения отличной оценки. Та же инструкция гласит: «Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу».

Нужно готовить учащихся к новой форме проведения экзамена.

Использование на уроках тренировочных тестов может выработать навык обращения с ними. Такие тренировки выполнения тестовых заданий научат школьников мобилизовать себя в решающей ситуации. Актуализация использования всех функций тестов в процессе обучения позволила сформулировать ряд советов учащимся при самостоятельной подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ с готовыми тестовыми заданиями: открыть в сборнике тестовых заданий вариант 1 постараться выполнить все задания; провести анализ каждой своей неудачи. Записать, к какой теме курса они относятся; повторить эти темы и вновь проверить себя, выполнив задания следующего варианта.

Определенные трудности испытывают выпускники при оформлений задач со свободной конструкций ответа части «С». Необходимо готовить к тому, что оценивание этих заданий происходит пошагово. Если полного и точного ответа ученик не знает, то нужно писать то , в чем он уверен - уравнения, формулы, начало решения задачи, просто рассуждения. Нужно стараться не оставлять такие задания совсем без ответа в данном случае важно положить в копилку хотя бы немного баллов.

При решении тестов в части А и В не нужно пренебрегать своей интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ оказывается верным.

Очень важно, чтобы учащиеся усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ- тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.





© 2010-2022