Рабочая программа по биологии 7 класс ( к учебнику Константинова В. М. , Бабенко В. Г.)

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основании:

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273 (гл.2 ст.11,12,13);

- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования (приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 г. №1089);

-Учебного плана МКОУ «Веретенинская ООШ» на 2015-2016 учебный год;

- Положения о рабочей программе МКОУ «Веретенинская ООШ»;

- Годового календарного графика МКОУ «Веретенинская ООШ» на 2015-2016 учебный год;

-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

- Примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М.Константинова, В.С.Кучменко, И.Н.Пономарёвой //Биология в основной школе: Программы.-М.:Вентана-Граф, 2005.- 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 класса по биологии предусматривает обучение биологии в объёме 70 часов учебного времени в неделю .

Авторской программе соответствует учебник: «Биология 7 класс» В.М.Константинов, рекомендовано Министерством образования и науки РФ ,М.: « Вентана- граф», 2013.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных и практических работ.

Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности животных, условиями среды их обитания, а также с происхождением представителей различных таксономических единиц.

Школьный курс «Биология. Животные.» имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. продолжением

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

При изучении данного курса у учащихся складываются представления о целостности животного организма, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой. Учащиеся узнают, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведётся в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,

  • понимание ценности знаний о своеобразии царства животных в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;

  • сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;

  • дать представление о многообразии животных организмов и принципах классификации;

  • сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем.

.

3. Содержание тем учебного курса

Общие сведения о мире животных. ( 5ч.)

Зоология - наука о животных. Краткая история развития зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных..

Строение тела животных. ( 3ч)

Клетка. Ткани, органы и системы органов.

Подцарство Простейшие .( 4ч).

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Значение простейших.

Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории- туфельки"

Подцарство Многоклеточные животные. (2ч).

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Разнообразие кишечнополостных.

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. (5ч)

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. Класс Малощетинковые черви.

Лабораторная работа №2 "Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость",

Лабораторная работа №3 «Внутреннее строение дождевого червя».

Тип Моллюски (5ч).

Общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.

Лабораторная работа №3 "Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков."

Тип Членистоногие. (6ч)

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые: пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые - вредители культур растений и переносчики заболеваний человека.

Лабораторная работа №5 "Внешнее строение насекомого"

Тип Хордовые. (7ч)

Хордовые - примитивные формы. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Внутреннее строение рыб. Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Лабораторная работа №6 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб."

Лабораторная работа №7 « Внутреннее строение рыбы.»

Класс Земноводные, или Амфибии. (4ч)

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов земноводных. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (5ч)

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение.

Класс Птицы. (8ч)

Общая характеристика класса . Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. разнообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Лабораторная работа №8 "Внешнее строение птицы. Строение перьев."

Лабораторная работа №9 "Строение скелета птицы."

Экскурсия №1 "Птицы леса ( парка )".

Класс Млекопитающие , или Звери. (9ч)

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и разнообразие млекопитающих. Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные , хищные, ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные, приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

Лабораторная работа № 10 "Строение скелета млекопитающих".

Развитие животного мира на Земле. (3 ч)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.

Повторение и обобщение. (4 ч)

Красная книга Курской области ( животный мир).

Экскурсия № 2 « Многообразие животных в природе.»


















4.Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен:

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных; растений, животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

уметь: объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания,

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации и находить: в тексте учебника - отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках - значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, укусах животных;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

5.Тематическое планирование.


п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов

Виды занятий





Теоретические

Практические

1

Общие сведения о мире животных

5

5

-

2

Строение тела животных

3

3

-

3

Подцарство Простейшие

4

4

л.р.-1

4

Подцарство Многоклеточные животные

2

2

-

5

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчвтые черви

5

5

л.р.-2

6

Тип Моллюски

5

5

л.р.-1

7

Тип Членистоногие

6

6

л.р.-1

8

Тип Хордовые

7

7

л.р.-2

9

Класс Земноводные, или амфибии

4

4

-

10

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

5

5

-

11

Класс Птицы

8

7

Э.-1

л.р.-2

12

Класс Млекопитающие, или Звери

9

9

л.р.-1

13

Развитие животного мира на Земле

3

3

-


Повторение и обобщение

4

3

Э.-1


Итого:

70

68

2


Рабочая программа по биологии 7 класс ( к учебнику Константинова В.М., Бабенко В.Г.)





















7. Календарно - тематическое планирование.


Наименова-

ние раздела программы, количество часов

Тема урока

Тип урока

Практичес-

кая часть

Дата

План

Факт

1

Раздел 1. Общие сведения о мире животных (5 ч)

Зоология - наука о животных. Вводный инструктаж по ТБ.

Вводный урок




2

Животные и окружающая среда.

Комбиниро-

ванный урок




3

Классификация животных и основные систематические группы.

Комбиниро-

ванный урок




4

Влияние человека на животных.

Комбиниро-

ванный урок




5

Краткая история развития зоологии.

Комбиниро-

ванный урок




6

Раздел 2.

Строение тела животных(3 ч. )

Клетка.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний




7

Ткани.

Комбиниро-

ванный урок




8

Органы и системы органов.

Комбиниро-

ванный урок




9

Раздел 3. Подцарство Простейшие (4 ч)

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний




10

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.

Комбиниро-

ванный урок




11

Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1

« Строение и передвижение инфузории -туфельки»

Комбиниро-

ванный урок

Лаборатор-

ная работа

№ 1

« Строение и передвиже-

ние инфузории -туфельки»




12

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Комбиниро-

ванный урок




13

Раздел 4. Подцарство Многоклеточ-

ные животные (2 ч)

Тип Кишечнополостные.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний




14

Морские кишечнополостные.

Комбиниро-

ванный урок




15

Раздел 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 ч)

Тип Плоские черви.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний




16

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Комбиниро-

ванный урок




17

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

Комбиниро-

ванный урок




18

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

Комбиниро-

ванный урок




19

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.

Лабораторная работа № 2

«Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость» Лабораторная работа № 3 «Внутреннее строение дождевого червя».

Комбиниро-

ванный урок

Лаборатор-

ная работа № 2

«Внешнее строение дождевого червя; передвиже-

ние; раздражи

мость» Лаборатор-

ная работа № 3 «Внутрен-

нее строение дождевого червя».




20

Раздел 6.Тип Моллюски

( 5 ч )

Тип Моллюски. Общая характеристика типа.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний




21

Класс Брюхоногие моллюски.

Комбиниро-

ванный урок




22

Класс Двустворчатые моллюски.

Лабораторная. работа № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

Комбиниро-

ванный урок

Лаборатор-

ная работа № 4 «Внешнее строение раковин пресновод-

ных и морских моллюсков»




23

Класс Головоногие моллюски.

Комбиниро-

ванный урок




24

Зачет № 1. «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

Тип Моллюски.»

Урок контроля и оценки знаний




25

Раздел 7. Тип Членистоногие (6 ч)

Общая характеристика типа Членистоногие.

Класс Ракообразные.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний




26

Класс Паукообразные.

Комбиниро-

ванный урок




27

Класс Насекомые. Лабораторная работа № 5

«Внешнее строение насекомого»

Комбиниро-

ванный урок

Лаборатор-

ная работа № 5

«Внешнее строение насекомого»



28

Типы развития и разнообразие насекомых.

Комбиниро-

ванный урок




29

Общественные насекомые- пчёлы и муравьи . Полезные насекомые. Охрана насекомых.

Комбиниро-

ванный урок




30

Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Комбиниро-

ванный урок




31

Раздел 8. Тип Хордовые (7 ч)

Хордовые. Примитивные формы.

Комбиниро-

ванный урок




32

Рыбы: общая характеристика и внешнее строение.

Лабораторная работа № 6

«Внешнее строение

и особенности передвижения рыб».

Комбиниро-

ванный урок

Лаборатор-

ная работа № 6

«Внешнее строение

и особенности передвиже-

ния рыб».



33

Внутреннее строение рыб.

Лабораторная работа № 7

«Внутреннее строение

рыбы »

Комбиниро-

ванный урок

Лаборатор-

ная работа № 7

«Внутреннее строение

рыбы ».



34

Особенности размножения рыб.

Комбиниро-

ванный урок




35

Основные систематические группы рыб.

Комбиниро-

ванный урок




36

Промысловые рыбы, их использование и охрана.

Комбиниро-

ванный урок




37

Зачет № 2 «Тип Членистоногие . Тип Хордовые».

Урок контроля и оценки знаний




38

Раздел 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Среда обитания и строения тела земноводных

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний




39

Строение и деятельность внутренних органов земноводных.

Комбиниро-

ванный урок




40

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.

Комбиниро-

ванный урок




41

Многообразие и значение земноводных.

Комбиниро-

ванный урок




42

Раздел 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч)

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

Комбиниро-

ванный урок




43

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

Комбиниро-

ванный урок




44

Многообразие пресмыкающихся.

Комбиниро-

ванный урок




45

Значение пресмыкающихся. Происхождение пресмыкающихся.

Комбиниро-

ванный урок




46

Зачет № 3 « Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии».

Урок контроля и оценки знаний




47

Раздел 11. Класс Птицы (8 ч).

Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 8

« Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Лаборатор-

ная работа № 8

« Внешнее строение птицы. Строение перьев».




48

Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 9

« Строение скелета птицы».

Комбиниро-

ванный урок

Лаборатор-

ная работа № 9

« Строение скелета птицы».




49

Внутреннее строение птиц.

Комбиниро-

ванный урок




50

Размножение и развитие птиц.

Комбиниро-

ванный урок




51

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

Комбиниро-

ванный урок




52

Многообразие птиц.

Комбиниро-

ванный урок




53

Значение и охрана птиц. Происхождение.

Комбиниро-

ванный урок




54

Экскурсия № 1.

« Птицы леса

( парка).

Комбиниро-

ванный урок




55

Раздел 12. Класс Млекопита-

ющие , или Звери ( 9 ч).

Внешнее строение млекопитающих. Среды жизни и места обитания.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний




56

Внутреннее строение млекопитающих.

Лабораторная работа № 10

«Строение скелета млекопитающих».

Комбиниро-

ванный урок

Лаборатор-

ная работа № 10

«Строение скелета млекопитаю-щих».




57

Размножение и развитие млекопитающих.

Годовой жизненный цикл.

Комбиниро-

ванный урок




58

Происхождение и многообразие млекопитающих.

Комбиниро-

ванный урок




59

Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные

Комбиниро-

ванный урок




60

Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.

Комбиниро-

ванный урок




61

Высшие, или Плацентарные, звери: приматы.

Комбиниро-

ванный урок




62

Экологические группы млекопитающих.

Комбиниро-

ванный урок




63

Значение млекопитающих для человека.

Комбиниро-

ванный урок




64

Раздел 13. Развитие животного мира на Земле

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина

Урок изучения нового материала и закрепления знаний




65

Основные этапы развития животного мира на Земле. Современный животный мир.

Комбиниро-

ванный урок




66

Зачет № 4

«Класс Млекопита-

ющие , или Звери. Развитие животного мира на Земле».

Урок контроля и оценки знаний




67

Раздел 14.

Повторение и обобщение ( 4 ч).

Красная Книга Курской области

( животный мир).

Комбиниро-

ванный урок




68

Экскурсия № 2.

«Многообразие животных в природе».

Урок системаизации и обобщения знаний




69

Итоговая контрольная работа

Урок контроля и оценки знаний




70

Анализ итоговой контрольной работы. Зоовикторина.

Комбиниро-

ванный урок





8.Учебно-методическое обеспечение.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Биология. 7 класс (авт. Константинов В.М., Бабенко., В.Г., Кучменко В.С.) - М.: Вентана-Граф, 2013.


Методическое обеспечение для учителя:

1. Герасимов В.П, Позвоночные животные, изучение их в школе: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся. Пособие для учителей.-2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1979.-144с.

2. Мамаев Б.М., Бордуков Е.А. Энтомология для учителя.-М.: Просвещение, 1985.-114с.

3. Открытые уроки по биологии. 7-9 классы / Авт-сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева.- Волгоград: Учитель, 2003.-65с.

4. Л.Г.Прилежаева. ГИА. Экспресс- диагностика. 7 класс; « Национальное образование» ; М:, 2014.- 127 с.

5. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: книга для учителя.-М.: Изд-во «Первое сентября», 2001.-224с

6. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 7 класс / Сост.Н.А.Артемьева.-М.: ВАКО, 2010.-111с

Дополнительная литература для учащихся:

  • Залыгин А.Г. Беседы о животноводстве: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение. 1986.-126с.

  • Молис С.А. книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 кл / Сост. С.А.Молис.-2-е изд., перераб- М.: Просвещение, 1986.-224с.

  • Я познаю мир: Дет.энцикл.: Животные/ Сост. П.Р.Ляхов; Под общ.ред О.Г.Хинн - М.: АСТ, 1994.-544с.

  • Л.Семаго « Золотая флейта», М:,» Молодая гвардия», 1990, 320 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

bio.1september.ru - газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru - научные новости биологии

km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


© 2010-2022