Рабочая программ 2 вида по биологии для 11 класса. Программа под редакцией В. В Пасечника

Рабочая программа составлена на основании федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом  уровне; программы для общеобразовательных школ к комплекту учебников под руководством В.В, Пасечника 11 класс.- 3-е изд., М.»Дрофа», 2011 год, на основе положения о рабочей программе в  МБОУ СОШ  №4. В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для среднего (полного)   общего  образования  программа рассчитана на преподавание курса биологии в...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край ,Отрадненский район, с.Петровское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Утверждено

решение педсовета протокол № 1

от «29» августа 2013года

председатель педсовета

__________Н.Г. Мащенко


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2 вида


По биологии

Ступень обучения (класс): основное общее (полное) 11 класс

Количество часов: 68 Уровень : базовый

Учитель Дворядкина Вера Николаевна

Программа разработана на основе :

Примерной программы основного общего образования ,программы для общеобразовательных школ к комплекту учебников под руководством В.В, Пасечника 11 класс.- 3-е изд., М.»Дрофа», 2011 год.


1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы для общеобразовательных школ к комплекту учебников под руководством В.В, Пасечника 11 класс.- 3-е изд., М.»Дрофа», 2011 год, на основе положения о рабочей программе в МБОУ СОШ №4

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Вид; Экосистемы.

Программа предусматривает ормирование у учащихся общеобразовательных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приаритетами являются:сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. В программе дается распределение материала по разделам и темам.К каждой теме приведены основные понятия и перечень демонстраций, допускающих использование различных средств обучения с учетом специфики школы и его материальной базы.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 4, из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год).

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела:

  • пояснительную записку;

  • основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий;

  • требования к уровню подготовки выпускников.\

Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Цели

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в 11 кл. - 68 часов (2 час в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Результаты обучения

Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.




2.Тематическое распределение часов.

п\п

Тема

Количество часов

авторская программа

рабочая программа

I.

Радел 4. Вид.

Тема 4.1.

История эволюционных идей

Тема 4.2.

Современное эволюционное учение

Тема 4.3.

Происхождение жизни на Земле.

Тема 4.4.

Происхождение человека.

20


4



9


3


4

36


4



21



4

7

II.

Раздел 5. Экосистемы.

Раздел 5.1. Экологические факторы

Раздел 5.2.

Структура экосистем

Раздел 5.3.

Биосфера - глобальная экосистема

Раздел 5.4.

Биосфера и человек.

11

30

Заключение

1

2

Резерв

3


ИТОГО

35

68

Перечень лабораторных работ


Тема

1.

Лабораторная работа № 1. Описание особей вида по морфологическому критерию.

2.

Лабораторная работа № 2. Выявление изменчивости у особей одного вида.

3.

Лабораторная работа № 3. Выявление приспособлений к среде обитания.

4.

Лабораторная работа № 4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

5.

Лабораторная работа № 5. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

6.

Лабораторная работа № 6. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

7.

Лабораторная работа № 7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

8.

Лабораторная работа № 8. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

9.

Лабораторная работа № 9. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

10.

Лабораторная работа № 10. Решение экологических задач.

11.

Лабораторная работа № 11. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

3.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 часа)

Вид. (38 часов)

Тема4.1.

История эволюционных идей (4часа)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционнойтеории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории вформировании современной естественнонаучнойкартины мира.

Тема4.2.

Современное эволюционное учение ( 21 часов)

Вид, его критерии. Видообразовние. Понятие микроэволюции. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор и его формы. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Борьба за существование - как основа естественного отбора. Изолирующие механизмы.

Понятие о макроэволюции и филогенз. Диффиринциация организмов в ходе филогенеза, как выражение прогрессивной эволюции.Закономерности филогенеза. Система растений и животных-отображение эволюции . Соотношение микро и макро эволюции.

Главные направления эволюционных процесов. Типы эволюционных изменений.

Биологический прогресс и биологический регресс.

Синтетическая теория эволюции.

Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов . Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.

Тема 4.3

Происхождение жизни на Земле (4часа)

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема4.4.

Происхождение человека (7 часа)

Гипотезы происхождения человека. Отличительные признаки живого.

Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция чеовека. Движущие силы антропогенеза. Происхождение человеческих рас.

ДЕМОНСТРАЦИЯ:

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция - структурная единица вида, единицаэволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе»,«Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Редкие и исчезающие виды»,«Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас.

Лабораторные и практические работы.

  • Описание особей вида по морфологическомукритерию.

  • Выявление изменчивости у особей одного вида.

  • Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

  • Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

  • Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Экскурсия.

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе(окресности школы).

Раздел.5

Экосистемы(30 часов)


Тема 5.1.

Экологические факторы (3часа)

Экология как наука.Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Местообитане .Экологичекие ниши. Экологическое взаимодействие. Нейтрализм.Аменсализм.Комменсализм. Протокооперация. Мутуализм. Симбиоз. Хищничество.Паразитизм. Конкуренция. Конкурентные взаимодействия.

Тема 5.2.

Структура экосистемы.

Демографические показатели популяции: обилие, плотность, рождаемость, смертность.Возрастная структура. Динамика популяции. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Искуственные экосистемы. Агробиоценоз. Структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Продуценты. Консументы. Редуценты. Детрит. Круговорот веществ в экосистеме. Биогенные элементы.

Экологические пирамиды. Сукцессия. Природные ресурсы. Экологическое сознание.

Тема 5.3.

Биосфера человек.

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде

Демонстрация.

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов икомпьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм,хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусностьрастительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие»,«Глобальные экологические проблемы», «Последтвия деятельности человека в окружающей среде. «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России».

Лабораторные и практические работы.

  • Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

  • Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания).

  • Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

  • Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

  • Решение экологических задач.

  • Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения..

Экскурсия.

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

Заключение. (1час)








4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;

  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;биологическую терминологию и символику;

уметь объяснять:

  • роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать

  • элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

5. Критерии оценивания


Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.




5.Литература.

Основная литература.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Биология. Общая биология. 10-11классы: учебник

для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, любое издание, начиная с 2007 г.

Дополнительная литература:

1. АйлаФ., КайгерДж. Современная генетика. Т. 1-3.М.: Мир, 1987.

2.Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

3. ВоробьевФ.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня... М.: Просвещение, 1995.

4. ИорданскийН.Н. Эволюция жизни. М.: Академия,2001.

6. КемпП., АрмсК. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

7. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, любое издание, начиная с 2007 г.

8. МедниковБ.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.

9. ЯблоковА.В., ЮсуфовА.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4е изд. М.: Высшая школа, 1998.

10. П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1993. - 240с.

Электронные и цифровые -образовательные ресурсы.

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  2. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (school-collection.edu.ru/).

  3. bio.1september.ru- газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  4. bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

6. bio.nature.ru - научные новости биологии

7. edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

8. km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  2. djvu-inf.narod.ru/ - электроннebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все ая библиотека

  3. biology.ru/index.php - Сайт является Интернет - версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология". Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета.




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

протокол заседания № заместитель директора по УВР :

МО учителей естественного цикла _____________Л.Т. Кобрешвили

от _____________________

Руководитель МО__________ «___»__________2013г.







































15


© 2010-2022