Разработка поурочного плана предмета биология

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Күні, айы / Дата

Тобы / Группа

Пән / Предмет: Биологи

Тақырып / Тема: "Дигибридное скрещивание и закономерности независимого расщепления признаков".

Сабақтың мақсаттары / Цели урока :

  1. Білімдік / Образовательная: изучить алгоритм решения задач на дигибридное скрещивание; сформировать общее представление о закономерностях независимого расщепления признаков; научить биологической терминологии, анализу, синтезу и навыкам сравнительной оценки полученных знаний.

  2. Дамытушылық / Развивающая: развить у обучающихся системное мышление, речь, логику.

  3. Тәрбиелік / Воспитательная: воспитать дисциплинированность, ответственность при выполнении домашнего задания, бережное отношение к окружающему миру.

Сабақтың түрі / Тип урока: Комбинированный

Әдістер / Методы : словесный, наглядный, самостоятельная работа, частично - поисковый .

Сабақтың көрнектілігі / Оборудование : учебники, таблицы, раздаточный материал, карточки, интерактивная доска, презентация.

Сабақтың жоспары / План урока :

  1. Ұйымдастыру кезең / Орг. момент

а) Приветствие

б) Проверка готовности и наличие учащихся

2. Yй жумысын тексеру/ Проверка д/з:

- Фронтальный опрос:

1.Расскажите об общих представлениях о генетике как о науке.

2.Перечислите ученных и их вклады, которые они внесли в развитие науки генетики.

3. Гибридологический метод это?

4. Перечислите символику моногибридного скрещивания.

5. Расскажите о первом законе Менделя. В чем его суть?

6. Расскажите о втором законе Менделя. В чем его суть?

3.Откен сабакты кайталау/ Проверка ранее изученного материала:

- Работа по карточкам «Направления биологии».

4. Жаңа тақырыпққа дайындық / Подготовка к изучению нового

материала:

  1. Алгоритм решения задач на моногибридное скрещивание.

5.Жаңа тақырыппен танысу / Изучение нового материала

1. Алгоритм решения задач на дигибридное скрещивание.

2. Решетка Пиннета

  1. Жаңа тақырыптың түсуін тексеру / Проверка понимания нового материала:

- Решение задач на дигибридное скрещивание.

Например:

1. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) - над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

Светловолосый голубоглазый мужчина aabb.

Гетерозиготная кареглазая светловолосая женщина aaBb.

P aabb x aaBb

G ab aB

ab

F1 aaBb aabb

светл.

карегл. светл.

голуб.

2. Врожденная близорукость наследуется как аутосомный доминантный признак, отсутствие веснушек - как аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных парах хромосом. У отца врожденная близорукость и отсутствие веснушек, у матери нормальное зрение и веснушки. В семье трое детей, двое близорукие без веснушек, один с нормальным зрением и с веснушками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и родившихся детей. Рассчитайте вероятность рождения детей близоруких и с веснушками. Объясните, какой закон имеет место в данном случае.

А - врожденная близорукость, а - нормальное зрение.

B - веснушки, b - отсутствие веснушек.

Отец A_bb, мать aaB_.

Дети A_bb, aaB_.

Если отец bb, то все его дети имеют b, значит второй ребенок aaBb.

Если мать aa, то все её дети имеют a, значит первый ребенок Aabb.

Если первый ребенок имеет bb, то он взял одну b от матери и одну от отца, значит мать aaBb.

Если второй ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит отец Aabb.

P Aabb x aaBb

G Ab aB

ab ab

F1 AaBb Aabb aaBb aabb

близ.

весн. близ.

без

весн. норм.

зрен.

весн. норм.

зрен.

без

весн.

1/4

Вероятность рождения близоруких детей с веснушками 25%, работает закон независимого наследования.

3.У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

В потомстве проявились рецессивные признаки, которые у родителей находились в скрытом состоянии.

А - свободная мочка уха, а - сросшаяся мочка уха.

B - треугольная ямка на подбородке, b - гладкий подбородок.

Ребенок aabb, родители A_B_.

Ребенок аа получил одну а от отца, другую от матери; одну b от отца, другую от матери, следовательно, родители AaBb.

AB Ab aB ab

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

9 A_B_ свободная мочка уха, треугольная ямка на подбородке

3 A_bb свободная мочка уха, гладкий подбородок

3 aaB_ сросшаяся мочка уха, треугольная ямка на подбородке

1 aabb сросшаяся мочка уха, треугольная ямка на подбородке

4.Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей, потомков и закономерность наследования признаков. Гены двух признаков не сцеплены, доминантные признаки - черное оперение (А), хохлатость (В).

A - черное оперение, а - бурое оперение.

B - хохлатость, b - без хохла.

Петух A_B_, курица A_B_.

Цыплята A_B_ 10 шт., aaB_ 5 шт., A_bb 3 шт., aabb 2 шт.

Если ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит родители AaB_.

Если ребенок имеет bb, то он взял одну b от матери и одну от отца, значит родители AaBb.

AB Ab aB ab

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

9 A_B_ черные хохлатые

3 A_bb черные без хохла

3 aaB_ бурые хохлатые

1 aabb бурые без хохла

Закономерность наследования признаков - закон независимого наследования.

5.При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды красные, шаровидные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

Если в первом поколении все потомство одинаковое (единообразное, первый закон Менделя), значит, скрещивали гомозигот, у потомства проявился доминантный признак.

А - красные плоды, а - желтые плоды.

B - шаровидные плоды, b - грушевидные плоды.

Родители AABB, aabb.

P AABB x aabb

G AB ab

F1 AaBb

красн.

шар.

100%

Во втором поколении при скрещивании дигетерозигот получится расщепление по фенотипу 9:3:3:1.

AB Ab aB ab

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

6.При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

А - пурпурный стебель, а - зеленый стебель.

B - красные плоды, b - желтые плоды.

Родители A_B_, aaB_.

Потомство A_B_ 722 шт., A_bb 231 шт.

По признаку цвета стебля всё потомство получилось одинаковое, следовательно, скрещивали двух гомозигот (первый закон Менделя), родители AA и aa.

По признаку цвета плодов получилось расщепление 3:1, следовательно, скрещивали двух гетерозигот (второй закон Менделя), родители Bb и Bb.

P AABb x aaBb

G AB aB

Ab ab

F1 AaBB AaBb AaBb Aabb

пурпур.

красн. пурпур.

красн. пурпур.

красн. пурпур.

желт.

Соотношение генотипов 1:1:1:1.

Соотношение фенотипов 3:1.

7.При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.

Первый раз скрещивали растение с полосатыми и растение с зелеными плодами, получили единообразие (всё потомство с зелеными плодами) - согласно первому закону Менделя, скрещивали гомозигот, в потомстве проявился доминантный признак.

Второй раз скрещивали растение с длинными плодами и растение с круглыми плодами, получили единообразие (все потомство с круглыми плодами) - согласно первому закону Менделя, скрещивали гомозигот, в потомстве проявился доминантный признак.

А - зеленые плоды, а - полосатые плоды.

B - круглые плоды, b - длинные плоды.

Растение, которое участвовало в обоих скрещиваниях - aabb.

Первое скрещивание было aabb x ААB_. Т.к. по признаку формы было расщепление, генотип родителя AABb.

Второе скрещивание было aabb x ааB_. Т.к. расщепления в потомстве не было совсем, генотип родителя aaBB.

У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

А - черная шерсть, а - коричневая шерсть.

B - длинная шерсть, b - короткая шерсть.

Самка A_B_, самец aabb (анализирующее скрещивание - скрещивание с рецессивной гомозиготой).

Потомство A_B_, aaB_.

Поскольку имеется потомки аа, они взяли один а от матери, один от отца. Следовательно самка AaB_.

По признаку цвета шерсти в потомстве нет расщепления, следовательно скрещивали двух гомозигот (первый закон Менделя), самка AaBB.

P AaBB x aabb

G AB ab

aB

F1 AaBb aaBb

черн.

длин. коричн.

длин.


  1. Білімді бекіту / Закрепление знаний и способов действий:

1. Решение задач на дигибридное скрещивание.


  1. Қорытынды / Подведение итогов занятия: выставление оценок, анализ урока.

Үй жұмысы туралы бағдарламалау / Информация о д/з: пересказ конспекта, самостоятельно составить и решить по 1 задаче на дигибридное скрещивание.




© 2010-2022