Урок по биологии для 10 класса «Сцепленное наследование генов. Закон Моргана»

На данном уроке изучается сущность явления сцепленного наследования генов. Дается понятие о группах сцепления и генетических картах. Выясняются причины полного и неполного сцепления и формулируются положения хромосомной теории Моргана. Эти вопросы учащиеся решают работая в творческих группах, используя соответствующие электронные образовательные ресурсы из материалов ЦОР или ФЦИОР.  Практической частью урока является решение генетических задач на полное и неполное сцепление генов. Тип урока: про...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока с использованием ЭОР по теме: «Сцепленное наследование генов. Закон Моргана».

Цель урока: изучить сущность явления сцепленного наследования генов.

Задачи: углубить знания о локализации генов в хромосомах;

- дать понятия о группах сцепления и генетических картах;

- выяснить причины полного и неполного сцепления;

- сформулировать положения хромосомной теории, выяснить ее практическое значение;

научиться решать задачи на полное и неполное сцепление;

продолжить формирование у учащихся умения работать в группе, слушать мнение друг друга и принимать общее решение.

10. Тип урока: проблемно - поисковый с использованием ИКТ.

11. Формы работы учащихся: фронтальная устная работа, групповая работа с использованием ИК средств, рефлексия решение электронных тестов.

12. Необходимое техническое оборудование.

Структура и ход урока.

Этап урока

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Организационный момент


Здоровается с учащимися

готовят рабочее место, садятся

1-мин

2

Актуализация знаний

1

Вызывает одного из учеников выполнять контрольное задание по дигибридному скрещиванию. В это время учитель с классом выполняет задание «переведи с русского на русский». Называет понятие, ученики комментируют его.

Ученик выполняет задание на ПК учителя, представляет результат задания.

Ученики класса фронтально дают определения генетическим понятиям.

3-4 мин

3

Постановка проблемы


?1 При каком условии наследование двух или более признаков происходит независимо.

?2 Число генов равно числу хромосом.

? 3 Как наследуются гены, расположенные в одной хромосоме.

На эти вопрос мы должны ответить сегодня на уроке.

Сформулируйте тему урока и запишите в тетрадь.

Дают устно ответы на вопросы.



Формулируют тему и записывают в тетрадь.

3 мин

4

Изучение нового материала.



1)Сообщение о Томасе Моргане.


2) Работа в группах по изучению полного и неполного сцепления генов, положений хромосомной теории и ее практического значения.







2



3, 4, 5, 6

Исключений из третьего закона Менделя накапливалось все больше. Например, у гороха форма пыльцы и окраска венчика не давали независимого наследования. Почему? Ответить на этот вопрос удалось американскому генетику Томасу Моргану. Послушайте сообщение о его работах и подумайте над вопросами:

1) объект генетических исследований, выбранный Морганом?

2)Что такое группа сцепления ?

3)Чему равно число групп сцепления?

Учитель раздает учащимся задания на карточках, которые они выполняют, работая в группах.



Слушают сообщение одноклассника и отвечают на поставленные вопросы.

Делают выводы.

Получают задание на карточках на группу и работают с материалами ФЦИОР и ЦОР на ноутбуках в течение 7 минут.

1 группа ЭОР 3,4(слайд 1,2) при выступлении рассматривает решение задачи на сцепленное наследование генов.

2 группа ЭОР 4 (слайды 3,4,5) и 5 неполное сцепление и его причины с решением задачи.

3 группа формулирует положения хромосомной теории, ЭОР 4 (слайд 7).

4 группа -генетические карты и их практическое значение, ЭОР 4, 6. Учащиеся записывают задачи в тетрадь.

5 мин


25 мин

5.

Закрепление нового материала

7

Предлагает учащимся выполнить в группе практический модуль на закрепление изученного материала.

Выполняют задание по группам на ноутбуках, сообщают результат учителю

5 мин

6.

Подведение итогов, домашнее задание


Оценивает выступление представителей групп, выполнение практического модуля, ставит оценку группе

Если оценка «3», то читать п.33, вопр. стр 210, № 1,2,3 устно.

«4» - придумать 2 задачи на полное сцепление генов и решить (признаки гипотетические).

«5» - придумать и решить 2 задачи на неполное сцепление.

2 мин

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Интерактив на дигибридное скрещивание

интерактивное задание

тест

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004fa-1000-4ddd-c116-470046bc4338/202.swf

2.

Томас Морган

Иллюстрация, биография ученого

иллюстрация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000508-1000-4ddd-c4cc-450046bc4339/206.swf

3.

Сцепленное наследование генов

Анимация

Анимация (1 часть до кроссинговера)

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000507-1000-4ddd-dfa3-3b0046bc4339/205.swf

4.

Сцепленное наследование

Информационный модуль

Текст с иллюстрациями

fcior.edu.ru/card/11191/sceplennoe-nasledovanie.html

5.

Кроссинговер

Анимированная иллюстрация процесса

Анимированная иллюстрация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/23fbe213-4544-487c-8fc5-d3bd66345db1/%5BBIO9_04-21%5D_%5BMA_04%5D.swf

6.

Генетическая карта

Генетическая карта на примере томатов

иллюстрация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28960f7c-06d7-40f3-b55a-5b3a70382a50/%5BBIO9_04-21%5D_%5BTI_03%5D.htm

7.

Сцепленное наследование - закрепление

Практический модуль

Интерактивное практическое задание

fcior.edu.ru/card/993/ponyatie-o-genotipe-kak-celostnoy-sisteme-sceplennoe-nasledovanie.html


© 2010-2022