Элективный курс Экология и здоровье человека

    Данный элективный курс «Экология и здоровье человека» задает примерный объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть школьники. В результате изучения курса учащиеся должны научится решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, овладеть рядом интеллектуальных умений на уровне их свободного использования.В каждой теме есть задания на актуализацию и систематизацию знаний и способов деятельности, что способствует эффективному освоению предлагаемого курса. ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15городского округа город Нефтекамск



Элективный курс по биологии и экологии

Экология и здоровье человека

Для обучающихся 10 класса

Авторская программа учителя Гимаевой Гульнары Рифовна










Нефтекамск

Пояснительная записка

Новое содержание образования отличают вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками, и наличие разных уровней образования, что позволяет развивать индивидуальные способности школьника, формировать творческий активную личность.

Элективные курсы по биологии и экологии позволяют улучшить качество знаний, выявить проблемные темы в обучении школьного материала, позволяют заинтересовать больше учеников и расширить биологические знания.

Освоение курса предполагает дальнейшее развитие и формирование учебной, информационной, коммуникативной, социально-профессиональной компетенции.

Главным в содержании курса является его практическая направленность, связь теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Курс включает в себя элементы:

-наблюдение

-измерение

-экспериментирование

-математический анализ данных

-работа информационными источниками в том числе и Интернет.

Центральное место среди экологических проблем занимает проблема трансформации окружающей среды под влиянием производственной деятельности людей и возникающие при этом её загрязнения техногенными веществами.

Загрязнение среды в настоящее время рассматривается как один из экологических факторов снижающих уровень здоровья населения.

Появляется целый специфический ряд заболеваний, вызванных влиянием техногенных факторов. Ознакомление школьников со всеми этими проблемами, следует рассматривать как элемент экологического воспитания и повышение уровня экологической культуры учащихся.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, в основном упор делается на проблемы питания и здоровья человека, влияния окружающей среды на здоровье человека, влияние среды на антропогенез и решение задач по биологии.






Цель курса:

Формирование современных знаний в области экологии человека и пропаганда здорового образа жизни.

Задачи курса: раскрыть взаимосвязь загрязнения среды и здоровья человека.

Содержание программы

1.Экология. Критерии живых систем. (2ч)

Экология. Экологические кризисы и революции. Особенности современного экологического кризиса. Критерии и признаки живых систем, человек в этой системе.

2.Биосфера. Место человека в биосфере. (7ч)

Биосфера. Ноосфера. Экосистема. ПДК. Загрязнения. Природные ресурсы. Биотехнология. Штаммы микроорганизмов, круговорот вещества Земле. Роль человека в круговороте веществ. Основы рационального природоиспользования. Образование торфяников, нефти, угля их значение в природе и жизни человека. Экскурсия в очистные сооружения КГРЭС.

3.Антропогенез. (3ч)

Эволюционные факторы. Борьба за существование. Естественный отбор. Изменчивость. Факторы антропогенеза. Человеческие расы. Возникновение рас в результате действия условий среды. Экскурсия в школьный музей.

4.Решение основных типов задач по биологии. (3ч)

Задачи по теме: Генетические заболевания. Правило комплементарности. С межпредметным содержанием по биологии, химии и физике. Зачет в форме теста.

5.Биосинтез веществ в организме человека. Влияние вредных веществ на белки человеческого организма.(4ч)

Биосинтез белков. Реакции матричного синтеза. Влияние этанола, никотина, одурманивающих веществ, тяжелых металлов, радиации на организм человека. Влияние антибиотиков и пестицидов. Иммунитет. Аллергия.

6. Обмен веществ в организме.(5ч)

Ассимиляция, диссимиляция. Нормы питания. Пищевые отравления. Витамины. Мед. Практическая работа №1. Определение витаминов и веществ в продуктах питания человека. Экскурсия в аптеку с.Энергетик.

7. Биологическое загрязнение организма как экологический фактор.(6ч)

Кожа её гигиена. Заболевания кожи. Меры профилактики. Инфекционные заболевания и их предупреждение. Паразиты организма человека. Профилактика. Практическая работа № 2. Определение экологического состояния воздуха в кабинете. Экскурсия в поликлинику села Энергетик.

8. Мутации в организме человека.(2ч)

Мутации в организме, мутагены и их влияние.

9. Итоговое повторение. (2ч)

Защита проектов. Итоговой зачет

Всего: 34 часа.



Учебно-тематический план

п/п

Название темы:

Коли

чество

часов

1

2

Экология. Критерии живых систем.

Экология. Экологические кризисы и революции.

Критерии живых систем. Человек представитель живой системы.

2

1

1

3,4

5

6

7

8

9

Биосфера. Место человека в биосфере.

Ноосфера. Решение задач с экологическим содержанием.

Биотехнология. Использование штаммов микроорганизмов.

Природные ресурсы образование торфяников, угля и нефти, их роль в природе и жизни человека.

Человек в круговороте веществ на Земле.

Основы рационального природоиспользования.

Экскурсия в очистные сооружения КГРЭС.

7

2

1

1

1

1

1

10

11

12

Антропогенез.

Эволюционные факторы (борьба за существование, естественный отбор, изменчивость) антропогенеза.

Возникновение человеческих рас в результате воздействия условий среды.

Экскурсия в музей СОШ №15. Наши предки и их труд.

3

1

1

1

13

14

15

Решение основных типов задач.

Решение задач по теме: генетические заболевания.

Решение задач с межпредметным содержанием содержанием по биологии, химии и физике.

Зачет в форме теста.

3

1

1

1

16

17,18

19

Биосинтез белков в организме человека. Влияние вредных веществ на белки человеческого организма.

Биосинтез белков в организме человека.

Влияние тяжелых металлов, этанола, нитратов на белки.

Раковые болезни. Антибиотики и пестициды.

4

1

2

1

20

21

22,

23

24

Обмен веществ в организме.

Ассимиляция. Диссимиляция.

Нормы питания. Пищевые отравления.

Витамины.

Практическая работа№1. Определение веществ и витаминов в продуктах питания человека.

Экскурсия в аптеку с.Энергетик.

5

1

1

2

1

25

26

27,28

29

30

Биологическое загрязнение организма как экологический фактор.

Гигиена кожи. Кожные болезни.

Одежда человека. Гигиена одежды.

Инфекционные заболевания и их предупреждение.

Практическая работа №2. Определение экологического состояния воздуха в кабинете.

Паразиты организма человека.

Экскурсия в поликлинику с.Энергетик

6

1

1

2

1

1

31,

32

Мутации в организме человека.

Мутагены. Их влияние на живую природу и человека. Мутации в организме человека.

2

2

33

34

Итоговое повторение.

Защита проектов.

Итоговой зачет.

Всего:

2

1

1

34ч.

Контроль качества образования

Успешность усвоения курса оценивается в форме «зачет/незачет» по следующим критериям: «зачет»-ученик обладает основными знаниями материала, овладел основными навыками и приемами работы, проявляет творчество и инициативу, может самостоятельно выбирать и применить технологию работы для создания творческого проекта. Практические работы выполняются в группе по два человека, творческие зачетные проекты индивидуально.

Курс рассчитан на 34 часа обучения, включает теоретический и практический разделы, экскурсии.

Методические рекомендации.

Данный элективный курс «Экология и здоровье человека» задает примерный объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть школьники. В результате изучения курса учащиеся должны научится решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, овладеть рядом интеллектуальных умений на уровне их свободного использования.

В каждой теме есть задания на актуализацию и систематизацию знаний и способов деятельности, что способствует эффективному освоению предлагаемого курса.

На уроках использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.

Комментированные упражнения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. При этом нет механического списывания задания с доски, а имеет место процесс повторения. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности к работе, к быстрой ориентации в материале. Активным учащимся можно давать творческие задания.

В ходе обучения учащимися систематически предлагаются короткие задания на проверку освоения изученных способов действий. При этом ученики выступают полноправными субъектами оценивания - проводят самоанализ, контроль, самооценку и взаимооценку выполняемых заданий. Такая деятельность ведет к закреплению знаний, служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса, а так же гарантирует повышенную мотивацию обучения

Ожидаемые результаты:

Ученик должен знать:

-причины и пути распространения загрязняющих веществ

-закономерности концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде и в живых организмах

-влияние основных загрязняющих веществ на здоровье человека

-зависимость уровня здоровья населения от экологической ситуации территории

-процесс биосинтеза белка в организме

-методы решения задач по биологии человека

-биотехнологию

-антропогенез, расы

-экологию и критерии

уметь:

-прогнозировать экологические ситуации, связанные

с распространением загрязняющих веществ

-давать оценку состояния окружающей среды в районах с тем или иным характером производственной деятельности

-применять на практике полученные знания, определять состав пищевых продуктов, экологическое состояние помещений

-бережно относится к своему организму и к окружающей среде







Раз

дела

Наименование разделов и тем

Кол-во

ча

сов

Основные виды

деятельности

обучающихся

д

а

т

ы

При

ме

ча

ние

1

2


3,4

5

6

7

8

9

10


11

12


13

14

15


16

17

18

19

20

21

22

23

24


25

26

27

28


29

30

31

32

33

34

1



2





3




4


5



6




7





8


9

Экология. Критерии живых систем.2ч

Экология. Экологические кризисы и революции. Критерии живых систем. Лабораторная работа№1.Определение одноклеточных в аквариумной воде.

Биосфера. Место человека в биосфере.7ч

Ноосфера. Решение задач с экологическим содержанием. Биотехнология. Использование штаммов микроорганизмов.

Природные ресурсы. Образование торфяников, угля, нефти, их роль в природе и жизни человека.

Человек в круговороте веществ на Земле.

Основы рационального природоиспользования.

Экскурсия в очистные сооружения КГРЭС.

Антропогенез.3ч

Эволюционные факторы (борьба за существование, естественный отбор, изменчивость) антропогенеза.

Возникновение человеческих рас в результате воздействия условий среды.

Экскурсия в музей СОШ№15 Наши предки и их труд.

Решение основных типов задач. 3ч

Генетические задачи

Решение задач с межпредметным содержанием по биологии, химии и физике.

Зачет в форме теста.

Биосинтез белков в организме человека. Влияние вредных веществ на белки человеческого организма.4ч

Биосинтез белков в организме человека.

Влияние тяжелых металлов, этанола, нитратов на белки.

Раковые болезни. Антибиотики и пестициды.

Обмен веществ в организме.5ч

Ассимиляция. Диссимиляция.

Нормы питания.

Пищевые отравления.

Витамины.

Практическая работа№1. Определение веществ и витаминов в продуктах питания человека.

Экскурсия в аптеку с.Энергетик.

Биологическое состояние организма человека как экологический фактор.6ч

Гигиена кожи. Кожные болезни.

Одежда человека. Гигиена одежды.

Инфекционные заболевания и их предупреждение.

Практическая работа №2. Определение экологического состояния воздуха в кабинете.

Паразиты организма человека.

Экскурсия в поликлинику с.Энергетик

Мутации в организме человека.2ч

Мутагены. Их влияние на живую природу и человека. Мутации в организме человека.

Итоговое повтрение.3ч

Защита проектов.

Итоговой зачет.

1

1


2

1

1

1

1

1

1


1

1


1

1

1


1

2

1

1

1

2


1


1

1

2


1

1

1

1

1

1

Дать определе

ние термину:

Экология.Определить место че

ловека в систе

ме. Выполнить

л/р,описать наблюдения опыта.Дать опре

деление биосфе

ра,ноосфера. Решить задачи по экологии че

ловека. Характе

ризовать поня -

тие биотехноло

гия, штаммы. Классифициро

вать ресурсы,вы

яснить их роль в

жизни человека.

Давать характеристику

деятельности че

ловека как одно

му из регулиру

ющих факторов

в экологических

системах.Сравнивать факторы антропогенеза, вознкновения рас. Классифи

цировать по расам людей.

Описать наблюдения во время экскур

сии.

Решить задачи по генетике человека и по физиологии человека с межпредметным

содержанием. Выполнить тес

товые задания.

Называть этапы

Биосинтеза бел

ка в организме человека. Выяс

нить роль ве

ществ на организм чело

века и профилак

тику опасных болезней в орга

низме человека.

Давать определе

ние анаболизм,

катаболизм. Ха

рактеризовать

нормы питания,

пищевые отрав ления, витами-

ны. Оформить наблюдения по практической ра

боте. Описать увиденное и ответить на вопросы по экс

курсии. Выяснить основ

ные меры про

филактики кож

ных и инфекци

онных болезней и характеризо

вать эти болез

ни.Выполнить Пр/р. Описать наблюдения и

зафиксировать результаты. Оформить наблюдения и ответить на вопросы экскур

сии. Давать опр

еделение мута

циям , характе

ризовать мутаге

ны.

Защита проек

тов. Обобщить знания, зачет








Список литературы для учителя:

1. Биология в школе. Научно-методические журналы.- М.: Школа-Пресс1

2. Кисилева З.С. Генетика.- М.: Просвещение. 1977.-176с.

3. Маркосян А.А. Физиология. -М.: Медицина.1975.-351с.

4. Миркин Б.М. Хрестоматия по экологии. Уфа. Китап. 1994.-200с.

5. Профильная школа. Учебно-методический и научно-практический журнал. -М.: Русский журнал. 2003.

6.Петунин О.В. Изучение экологии в школе. Ярославль. Академия развития. 2008.-192с.

7. Сапин М.Р. Анатомия человека. В 2 кн.- М.: Оникс 1996.-431с.

8. Чебышев Н.В. Основы экологии. М.: РИЯ.»Новая волна».2010.-336с.

Список литературы для обучающихся:

1. Каменский А.А. Биология. Ответы на вопросы.- М.: 1 Федеративная книготорговая компания.1998.-63с.

2. Кошель П. Биология. Энциклопедический словарь школьника.- М.: Олма-пресс.2000.-542с.

3. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные задания.- М.: Аквариум. 1998.-238с.

4. Миркин Б.М. Популярный Экологический словарь. Уфа. Китап. 1996.-200с.

5. Сосновская Р.Л. Общая биология. В 2-х ч. Саратов. Лицей. 2003.-79с.

6. Трайтак Д.И. Биология. -М.: Просвещение. 1983.-208с.

Универсальные учебные действия:

Предметные: обучающиеся получают новые знания о человеке его здоровье и зависимости его состояния от экологии, повторяют правила техники безопасности, характеризуют роль процессов происходящих в природе во взаимосвязи с жизнедеятельностью человека. Находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их. Перечислять основные положения биосинтеза , обмена веществ и других теорий. Объяснять вклад ученых в развитие знаний в экологии человека.

Метапредметные:

Познавательные УУД. Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации действия человека в окружающей среде. Логические: анализ объектов, самостоятельное создание способов решения экологических проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД. Планирование сотрудничества-определение целей, функций участников образовательного процесса и способов взаимодействия, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с экологическими задачами.

Регулятивные УУД Составление плана и последовательности экологических действий, предвосхищение результата и уровня усвоения, коррекция - внесение необходимых экологических действий человека , выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению по отношению к природе, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД. Осознавать единство и целостность организма человека и природы, возможность его познаваемости на основе достижений науки, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение, учиться признавать незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения, понимать важность знаний о строении и функциях человека, о связи строения органов с выполняемыми ими функциями


© 2010-2022