- Преподавателю
- Биология
- Планирование «Дистанционное обучение. Биология 9 класс. Школа 8 вида»
Планирование «Дистанционное обучение. Биология 9 класс. Школа 8 вида»
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степанова М.К. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа
I и II видов»
Центр дистанционного образования
Рассмотрено на заседании МО
Рук.МО____/Тихонова О.В./
«_______»___________2013г
Согласовано
Зам.Директора______/М.В.Адамская/
«___» _________2013 г.
Утверждено
Директор _______/Н.А. Коткина/
«____»__________ 2013 г.
Рабочая программа по естествознанию (биологии)
9 класс 8 вид
Разработчик: Учитель
Степанова Марина Константиновна
Смоленск
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
-
Федерального государственного образовательного стандарта 2004 года
-
На основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках /Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2012.
-
В соответствии с учебным планом ЦДО на 2013 - 2014 учебный год
Основными задачами преподавания естествознания (биологии) являются:
1) сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений и животных, организме человека и его здоровье;
2) формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;
3) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
-
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Общая характеристика учебного предмета в учебном плане.
Естествознание, (биология) являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Курс «Естествознания» включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Преподавание естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
В 9 классе коррекционной школы 8 вида обучающиеся получают элементарные сведения об анатомии, физиологии и гигиене человека. Учащиеся знакомятся с человеческим организмом и условиями, которые благоприятствуют, либо вредят нормальной его жизнедеятельности. Учащимся сообщаются сведения о необходимости правильного питания, соблюдения гигиенических требований, профилактики заболеваний. Они получают представления о вреде курения, употребления спиртных напитков и наркотических веществ. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и нормальной его жизнедеятельности.
Цель обучения предмету: Формирование представлений об анатомии, физиологии и гигиене организма человека.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- сообщение учащимся знаний о строении и жизнедеятельности организма человека;
- развитие памяти, внимания, мышления, зрительного восприятия, устной речи средствами предмета «Биология»;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.
Содержание учебного предмета.
9 класс
Человек
1ч в неделю
Общий обзор организма человека
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение. Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды
Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы
-
Микроскопическое строение крови.
-
Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряди физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
-
Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
-
Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
-
Действие слюны на крахмал.
-
Действие желудочного сока на белки.
Почки
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение
почечных заболеваний.
Кожа
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма и гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организации отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса по разделу «Человек»
* Учащиеся должны знать:
-
названия, строение и расположение основных органов организма человека;
-
элементарное представление о функциях основных органов них систем;
-
влияние физических нагрузок на организм;
-
вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
-
основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
-
применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
-
соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Место курса в учебном плане.
В учебном плане ЦДО биология в 9 классе 8 вида входит в блок обязательных дисциплин. Количество часов в КТП распределено в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающихся в количестве 34 часов.
Рассмотрено на заседании МО
Рук.Рук.МО____/Тихонова О.В./
«_______»___________2013г
Согласовано
Зам.Директора______/М.В.Адамская/
«___» _________2013 г.
Утверждено
Директор _______/Н.А. Коткина/
«____»__________ 2013 г.
Тематическое планирование уроков естествознания (биологии) в 9 классе 8 вида
Учитель: Степанова М.К..
№ п/п
Раздел
Количество часов
1
Введение
1
2
Общий обзор организма человека
2
3
Опорно-двигательная система
9
4
Кровь и кровообращение
4
5
Дыхательная система
3
6
Пищеварительная система
4
7
Мочевыделительная система
2
8
Кожа
3
9
Нервная система
2
10
Органы чувств
3
11
Охрана здоровья человека в РФ
1
Итого:34 часа
Рассмотрено на заседании МО
Рук.МО____/Тихонова О.В./
«_______»___________2013г
Согласовано
Зам.Директора______/М.В.Адамская/
«___» _________2013 г.
Утверждено
Директор _______/Н.А. Коткина/
«____»__________ 2013 г.
Календарно-тематическое планировние по естествознанию (биологии) в 9 классе 8 вида
Учитель:Степанова М.К.
№ урока по программе
Программная тема
Тема урока
Кол-во часов
Дата
1
Введение
Место человека среди млекопитающих
1
2
Общий обзор организма человека
Строение клеток и тканей организма
1
3
Органы и системы органов человека
1
4
Опорно-двигательная система
Скелет человека. Основные части скелета
1
5
Состав и строение костей. Соединение костей
1
6
Череп. Скелет туловища
1
7
Скелет верхних конечностей.
1
8
Скелет нижних конечностей.
1
9
Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека
1
10
Работа мышц. Физическое утомление
1
11
Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие
1
12
Значение опорно-двигательной системы
1
13
Кровь и кровообращение
Значение крови и кровообращения. Состав крови
1
14
Органы кровообращения. Сосуды. Сердце и его работа.
1
15
Большой и малый круги кровообращения.
1
16
Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение
1
17
Дыхательная система
Дыхание. Органы дыхания. Их строение и функции
1
18
Газообмен в легких и тканях.
1
19
Гигиена дыхания
1
20
Пищеварительная система
Значение питания. Пищевые продукты. Витамины
1
21
Органы пищеварения. Ротовая полость
1
22
Изменение пищи в желудке. Изменение пищи в кишечнике. Печень
1
23
Гигиена питания
1
24
Мочевыделительная система
Почки - органы выделения
1
25
Предупреждение почечных заболеваний
1
26
Кожа
Кожа и ее роль в жизни человека. Уход за кожей
1
27
Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями
1
28
Закаливание организма
1
29
Нервная система
Головной и спинной мозг. Нервы
1
30
Значение нервной системы. Режим дня, гигиена труда
1
31
Органы чувств
Орган зрения. Гигиена зрения
1
32
Орган слуха. Гигиена слуха
1
33
Орган обоняния. Орган вкуса
1
34
Охрана здоровья человека в РФ
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
1
Итого: 34 часа
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1) Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках/Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2012.
2) Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева «Биология (человек)» - М., Просвещение, 2011г.Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы:
DVD с видео-инструкцией по применению графического планшета Bamboo
DVD с видео-инструкцией по работе с программой ArtRage
DVD с видео-инструкцией по работе с программой Skype
DVD с видео-инструкцией по работе с электронной почтой
Ресурсы интернет:
e-school67.ru/ - сайт нашей школы
iclass.home-edu.ru/ - сайт i-школы
Материальная база учителя:
MacBook (apple), графический планшет, принтер, сканер, наушники, микрофон, интернет - подключение
Материальная база учащегося:
MacBook (apple), графический планшет, принтер, сканер, наушники, микрофон, интернет - подключение, мышь, цифровой фотоаппарат.
Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.
1. Романов И. В., Агафонова И. Б. Биология. Человек., 9 класс. - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ;
2. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 352 с. Агеева И.Д.
3. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Сост. Д.И. Трайтак. - М.: Просвещение, 1987. - 271 с.
4. 100 великих загадок природы. - М.: ВЕЧЕ, 2005. - 480 с. Непомнящий Н.Н.
5. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. - М.: 5 за знания, 2005. - 208 с. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е.
6. virtulab.net/
7. bio.1september.ru/
8. plant.geoman.ru/
9. learnbiology.ru/category/poleznoe/biologiya
10. biouroki.ru/test/