Планирование «Дистанционное обучение. Биология 9 класс. Школа 8 вида»

Рабочая программа по биологии  9 класс. Данная программа рассчитана для дистанционного обучения ребенка-инвалида, обучающего на дому, и адаптирована к программам 8 вида. В программе указаны не только цели, задачи, содержание курса обучения биологии, но и дан перечень дополнительных образовательных ресурсов: методической литературы для учителя, литературы для дополнительного чтения учащимися, интернет ресурсов, материально-технического обеспечения. Разработано календарно-тематическое планирование...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа

I и II видов»

Центр дистанционного образования

Рассмотрено на заседании МО

Рук.МО____/Тихонова О.В./

«_______»___________2013г

Согласовано

Зам.Директора______/М.В.Адамская/

«___» _________2013 г.

Утверждено

Директор _______/Н.А. Коткина/

«____»__________ 2013 г.


Рабочая программа по естествознанию (биологии)

9 класс 8 вид


Разработчик: Учитель

Степанова Марина Константиновна

















Смоленск

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта 2004 года

  2. На основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках /Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2012.

  1. В соответствии с учебным планом ЦДО на 2013 - 2014 учебный год

Основными задачами преподавания естествознания (биологии) являются:

1) сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений и животных, организме человека и его здоровье;

2) формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;

3) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;

4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

  1. привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Общая характеристика учебного предмета в учебном плане.

Естествознание, (биология) являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.

Курс «Естествознания» включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Преподавание естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

В 9 классе коррекционной школы 8 вида обучающиеся получают элементарные сведения об анатомии, физиологии и гигиене человека. Учащиеся знакомятся с человеческим организмом и условиями, которые благоприятствуют, либо вредят нормальной его жизнедеятельности. Учащимся сообщаются сведения о необходимости правильного питания, соблюдения гигиенических требований, профилактики заболеваний. Они получают представления о вреде курения, употребления спиртных напитков и наркотических веществ. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и нормальной его жизнедеятельности.

Цель обучения предмету: Формирование представлений об анатомии, физиологии и гигиене организма человека.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- сообщение учащимся знаний о строении и жизнедеятельности организма человека;

- развитие памяти, внимания, мышления, зрительного восприятия, устной речи средствами предмета «Биология»;

- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.

Содержание учебного предмета.

9 класс

Человек

1ч в неделю

Общий обзор организма человека

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

Демонстрация торса человека.

Опора тела и движение. Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.

Кровь и кровообращение

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы

  1. Микроскопическое строение крови.

  2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряди физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Дыхание

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Пищеварение

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

  2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

  3. Действие слюны на крахмал.

  4. Действие желудочного сока на белки.

Почки

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение
почечных заболеваний.

Кожа

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма и гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Нервная система

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Органы чувств

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организации отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса по разделу «Человек»

* Учащиеся должны знать:

  1. названия, строение и расположение основных органов организма человека;

  2. элементарное представление о функциях основных органов них систем;

  3. влияние физических нагрузок на организм;

  4. вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

  5. основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

  1. применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

  2. соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Место курса в учебном плане.

В учебном плане ЦДО биология в 9 классе 8 вида входит в блок обязательных дисциплин. Количество часов в КТП распределено в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающихся в количестве 34 часов.

Рассмотрено на заседании МО

Рук.Рук.МО____/Тихонова О.В./

«_______»___________2013г

Согласовано

Зам.Директора______/М.В.Адамская/

«___» _________2013 г.

Утверждено

Директор _______/Н.А. Коткина/

«____»__________ 2013 г.

Тематическое планирование уроков естествознания (биологии) в 9 классе 8 вида

Учитель: Степанова М.К..

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Общий обзор организма человека

2

3

Опорно-двигательная система

9

4

Кровь и кровообращение

4

5

Дыхательная система

3

6

Пищеварительная система

4

7

Мочевыделительная система

2

8

Кожа

3

9

Нервная система

2

10

Органы чувств

3

11

Охрана здоровья человека в РФ

1

Итого:34 часа


Рассмотрено на заседании МО

Рук.МО____/Тихонова О.В./

«_______»___________2013г

Согласовано

Зам.Директора______/М.В.Адамская/

«___» _________2013 г.

Утверждено

Директор _______/Н.А. Коткина/

«____»__________ 2013 г.

Календарно-тематическое планировние по естествознанию (биологии) в 9 классе 8 вида

Учитель:Степанова М.К.

№ урока по программе

Программная тема

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Введение

Место человека среди млекопитающих

1

2

Общий обзор организма человека

Строение клеток и тканей организма

1

3

Органы и системы органов человека

1

4

Опорно-двигательная система

Скелет человека. Основные части скелета

1

5

Состав и строение костей. Соединение костей

1

6

Череп. Скелет туловища

1

7

Скелет верхних конечностей.

1

8

Скелет нижних конечностей.

1

9

Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека

1

10

Работа мышц. Физическое утомление

1

11

Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие

1

12

Значение опорно-двигательной системы

1

13

Кровь и кровообращение

Значение крови и кровообращения. Состав крови

1

14

Органы кровообращения. Сосуды. Сердце и его работа.

1

15

Большой и малый круги кровообращения.

1

16

Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение

1

17

Дыхательная система

Дыхание. Органы дыхания. Их строение и функции

1

18

Газообмен в легких и тканях.

1

19

Гигиена дыхания

1

20

Пищеварительная система

Значение питания. Пищевые продукты. Витамины

1

21

Органы пищеварения. Ротовая полость

1

22

Изменение пищи в желудке. Изменение пищи в кишечнике. Печень

1

23

Гигиена питания

1

24

Мочевыделительная система

Почки - органы выделения

1

25

Предупреждение почечных заболеваний

1

26

Кожа

Кожа и ее роль в жизни человека. Уход за кожей

1

27

Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями

1

28

Закаливание организма

1

29

Нервная система

Головной и спинной мозг. Нервы

1

30

Значение нервной системы. Режим дня, гигиена труда

1

31

Органы чувств

Орган зрения. Гигиена зрения

1

32

Орган слуха. Гигиена слуха

1

33

Орган обоняния. Орган вкуса

1

34

Охрана здоровья человека в РФ

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

1

Итого: 34 часа











Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.


1) Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках/Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2012.

2) Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева «Биология (человек)» - М., Просвещение, 2011г.Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


Электронные (цифровые) образовательные ресурсы:

DVD с видео-инструкцией по применению графического планшета Bamboo

DVD с видео-инструкцией по работе с программой ArtRage

DVD с видео-инструкцией по работе с программой Skype

DVD с видео-инструкцией по работе с электронной почтой

Ресурсы интернет:

e-school67.ru/ - сайт нашей школы

iclass.home-edu.ru/ - сайт i-школы

Материальная база учителя:

MacBook (apple), графический планшет, принтер, сканер, наушники, микрофон, интернет - подключение

Материальная база учащегося:

MacBook (apple), графический планшет, принтер, сканер, наушники, микрофон, интернет - подключение, мышь, цифровой фотоаппарат.

Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.

1. Романов И. В., Агафонова И. Б. Биология. Человек., 9 класс. - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ;

2. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 352 с. Агеева И.Д.
3. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Сост. Д.И. Трайтак. - М.: Просвещение, 1987. - 271 с.
4. 100 великих загадок природы. - М.: ВЕЧЕ, 2005. - 480 с. Непомнящий Н.Н.
5. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. - М.: 5 за знания, 2005. - 208 с. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е.

6. virtulab.net/

7. bio.1september.ru/

8. plant.geoman.ru/

9. learnbiology.ru/category/poleznoe/biologiya

10. biouroki.ru/test/



© 2010-2022