- Преподавателю
- Биология
- Урок биологии на тему Сходство и отличие в строении клеток растений, животных и грибов 10 класс
Урок биологии на тему Сходство и отличие в строении клеток растений, животных и грибов 10 класс
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лагутина Г.Б. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»
Кореневского района Курской области
УРОК ПО ТЕМЕ
«СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ В СТРОЕНИИ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И ГРИБОВ»
10 класс
Урок разработала и провела:
учитель биологии
Лагутина Галина Борисовна
Тема урока: Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов.
Цель:
Образовательная
-
изучение специфических особенностей клеток растений, животных и грибов и выявление общих структур в их строении.
-
углубить знания о клеточном строении организмов;
-
закрепить знания о строении прокариотических и эукариотических клеток
Развивающая:
-
Способствовать формированию умений сопоставлять факты и делать выводы, развитию логического мышления,
-
продолжить выработку навыков самостоятельно работы, содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
Воспитательная:
-
Совершенствовать системное представление об организации живых существ;
-
Развивать самостоятельность в учебной деятельности;
-
Воспитывать чувства само и взаимоуважение в условиях работы в парах.
Материально- техническое обеспечение урока
Компьютер, проектор, компьютерная презентация, ноутбуки, листы со сводными таблицами,
Методы обучения и технологии :
-
Словесные (объяснение, эвристическая беседа, работа с книгой),
-
Практические: выполнение учебные задач, работа с тесты, заполнение таблицы.
-
Наглядные: таблицы, презентация, опорный конспект
Педагогические технологии, используемые на уроке
-ИКТ;
-игровые технологии;
-развивающее обучение.
Средства обучения:
Таблицы с изображением животной, растительной, прокариотической клеток; компьютер, проектор, ноутбуки.
ХОД УРОКА:
1 Психологический настрой на урок. 1 мин
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Притча: "Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что он не все знает. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
Хорошие слова . И я считаю, что в наших руках возможность создать атмосферу уважения, взаимопонимания, доверия, на уроке, чтобы урок был интересным и полезным для вас, чтобы знания, полученные на уроке, пригодились вам в жизни.
2.Проверка домашнего задания (15 мин).
Каждому человеку приходится в жизни преодолевать трудности, вот и вам я предлагаю взобраться на вершину пирамиды, но для этого нам необходимо преодолеть все препятствия на пути, т.е. выполнить задания. Взбираться на вершину будем вместе, но каждый из вас внесет свою лепту в общее дело. Вы можете самостоятельно выбрать, какое задание вы будете выполнять.
(На доске вывешивается пирамида. Для игры вызываются ученики. Обучающиеся выбирает поле игры и выполняет задание.)
1. .«Выбери правильное» (Выполнение компьютерного теста)
2. «Сравни» Сравни строение клетки прокариот и клетки эукариот? 3.«Узнай по рисунку» Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.
А Б
4.«Своя опора» (сильные учащиеся готовят к уроку опорный конспект)
-Используя опорный конспект, подготовленный к уроку, охарактеризуйте особенности процессов жизнедеятельности прокариот.
(учащиеся выполняют задания)
-Чтобы понять можем ли мы взобраться на вершину пирамиды, давайте узнаем, справились ли с заданием, ученики, выполняющие тест!
Ну, вот первые трудности мы с вами преодолели!!!
3.Изучение нового материала.
- Ребята, мы изучили строение эукариотической клетки, рассмотрели строение и функции органоидов, изучили прокариотическую клетку, выявили черты сходства прокариот и эукариот. Но все ли мы узнали о клеточном строении организмов? (-нет) Конечно, нет! Каких тайн клеточного строения организмов, мы еще не коснулись на уроках?
Я предлагаю посмотреть на экран, рассмотреть слайд и подумать, что же мы будем сегодня изучать,….. сформулируйте тему урока?
( сравнивать строение клеток растений, грибов и животных)
-Правильно тема нашего урока:
«Сходство и отличие в строении клеток растений, животных и грибов»
(запись темы урока в тетрадь)
-Ребята, а какая цель нашего урока?
(Дети формулируют цель)
-Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла жизнь на Земле, какими были первые живые организмы. Но в настоящее время на нашей планете сосуществуют представители разных царств живой природы: растений, грибов, животных. И в строении клеток этих организмов имеется много общего, как вы думаете, почему?
Уч-ся (Имеют единое происхождение).
Уч-ль -Но они абсолютно сходны, или нет? (нет)
-Правильно! В их строении есть и различия.
- А чем мы можем объяснить различия в строении клеток эукариотов?
Учащеся. (разная среда, условия существования, питание)
Уч-ль. В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования в строении клеток различных царств живой природы возникло множество отличий. И выявить отличие мы с вами сможем, используя ваши знания, полученные на предыдущих уроках.
- Посмотрите, фрагменты, каких клеток изображены на экране?
-Объясните, почему вы так считаете?
(-Правильно это клетки растений и животных)
Групповая работа. Я предлагаю вам провести работу в парах.
Используя данный рисунок, составьте в тетради сравнительную характеристику клеток растений и животных.
(учащиеся работают в парах, анализируя рисунок, и применяя имеющиеся знания, составляют сравнительную характеристику клеток с последующих выступлений)
(выступление учащихся, группы дополняют друг друга)
-
В клетках растений есть пластиды, а в клетках животных их нет.
-
Растительная клетка автотрофная по способу питания, а животная гетеротрофная
-
В растительной клетки есть клеточная стенка, а в животной нет.
-
В растительной клетки нет центриолей в клеточном центре, а в животной есть.
-
Запасное вещество растительной клетки крахмал, а в животной гликоген.
-
В растительной клетке содержатся вакуоли с клеточным соком, а в животной клетке пищеварительные и сократительные вакуоли.
Уч. Кроме растений и животных к эукариотам относятся и грибы. Это очень необычное царство живых организмов. Необычно оно тем, что грибы имеют, признаки сходства с животными и признаки сходства с растениями, а так же они имеют и свои специфические признаки, которых нет у других организмов.
Задание. Перед вами текст «Особенности строения и жизнедеятельности грибов» Обучающиеся 1 ряда найдите в тексте черты сходства грибов с растениями, 2го ряда- черты сходства грибов с животными, а 3го ряда должны выявить специфические особенности грибов.
(Работа с текстом, поиск нужной информации и последующее заполнение таблицы, выступления обучающихся и заполнение таблицы)
Сходство растений с грибами
Сходство грибов с животными
Специфические свойства грибов
1.неограниченный рост
1.в клеточной стенке хитин
2.неподвижность
2.запасное питательное вещество гликоген
Тело образовано грибницей
3.Всасывание воды и минеральных веществ из почвы
3.гетеротрофный тип питания
4.Размножение спорами
4.в процессе обмена веществ образуется мочевина
-А сейчас ребята, я предлагая вам немного отдохнуть и посмотреть слайд-шоу «Волшебная река» - минутка релаксации
Уч-ль -А вот выявить черты сходства клеток грибов и клеток растений нам поможет следующее задание : На доске написаны признаки клеток растений и клеток грибов. Я предлагаю вам разобраться и распределить, какие признаки относятся к растительным клеткам, а какие к грибным. Результат своей работы продемонстрируйте на доске.
( у интерактивной доски работают 2 человека (по желанию), формируют две колонки из признаков грибных и растительных клеток, результаты их работы обсуждаются классом. Предложенные признаки: автотрофный тип питания, гетеротрофный тип питания, пластиды, клеточная стенка, образованная хитином; клеточная стенка, образованная клетчаткой; запасное вещество крахмал, запасное вещество гликоген, вакуоли с клеточным соком, клеточный центр имеет ценртриоли, клеточный центр не имеет центриолей)
Уч-ль: Различие в строении клеток различных царств эукариотов мы выяснили, а вот в чем их сходство?
Для того, чтобы более полно ответить на этот вопрос вы должны вспомнить положения клеточной теории. (Беседа с учащимися, в ходе которой выявляются черты сходства клеток)
Сходство:
1.Общий план строения
2. Сходный химический состав
3. Сходство процессов обмена веществ
4.Одинаковое кодирование наследственной информации, с помощью нуклеотидов.
5. Сходство процессов деления клеток.
4.Закрепление
Я думаю, что наш урок прошел плодотворно, и вы расширили свои знания о клетке.
Материал урока поможет вам справиться с заданиями развернутого типа из контрольно- материалов ЕГЭ. Давайте ответим на некоторые из них.
А) Почему Эвглену зеленую ботаники относят к растениям, а зоологи к животным. Укажите не менее 3 причин. (слайд )
Б) Прочитайте текст, найдите предложения, в которых допущены ошибки и исправьте их. (На доске дети маркером выделяют номера предложений, в которых допущены ошибки, следующий человек подчеркивает слова, которые неверны, а третий человек исправляет их)
1. Грибы выделяют в отдельное царство. 2. Грибная клетка не имеет клеточной стенки, а в животной клетке есть клеточная стенка, образованная хитином. 3. В клетках грибов и животных синтез АТФ происходит в митохондриях. 4. Запасное вещество этих клеток - крахмал. 5. По способу питания грибы и животные автотрофы. 6. Грибы неподвижны, растут в течении всей жизни..
Уч-ль: Сегодня у двух учащихся вашего класса было задание оценить вашу и свою работу на уроке, им мы и предоставим слово. Учащиеся оглашают выставленные ими отметки, аргументируют их.
-Поднимите руки, кто согласен с выставленными отметками? Кто не согласен? Объясните, почему и оцените себя сами.
Рефлексия
Продолжите предложение
Меня удивило…
У меня получилось…
Было трудно…
Было интересно…
5.Домашнее задание
1.уровень параграф - 19, ответить на вопросы
2. уровень составить кроссворд по теме «Клеточное строение организмов»
3 уровень составить вариант опорного конспекта по теме «Сходство и отличие в строении клеток эукариотических организмов»