Комплект контрольно - оценочных средств по биологии

В результате освоения учебной дисциплины «Биология»  обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по профессии НПО / специальности СПО специальность «Сварщик», «Автомеханик», «Электромонтёр» следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями: В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать: ·              основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Комплект контрольно - оценочных средств по биологии

Комплект контрольно - оценочных средств по биологии

Комплект контрольно - оценочных средств по биологии

Комплект контрольно - оценочных средств по биологии

Комплект контрольно - оценочных средств по биологии

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ»

Г. СОВЕТСКА

Утверждаю

Директор КОГОАУ СПО

ТП и НП г. Советска

________________О.В. Коршунов «___»____________20____ г.







Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины Биология

15.01.05 Сварщик(электросварочные и газосварочные работы);

23.0103 Автомеханик;

35.01.15 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве

код, наименование профессии













2014 г









ОДОБРЕНА

Методической комиссией

__________________________

наименование комиссии

Протокол № ___

от « __ » _______ 201__г.

Председатель МК
_________/__________

Подпись Ф.И.О.

Разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Биология для профессий среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года.

Составитель: __Козионова. Н. А. преподаватель биологии_

Ф.И.О., должность, наименование ОО



Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: __________________________________________________________________

Ф.И.О., должность, наименование ОО

Содержательная экспертиза:

__________________________________________________________________

Ф.И.О., должность, наименование ОО











































В результате освоения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по профессии НПО / специальности СПО специальность «Сварщик», «Автомеханик», «Электромонтёр» следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

В результате освоения дисциплины«Биология» обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

  • понимать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь опыт использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести общие компетенции: (далее ОК)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководством.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно, общаться с коллегами, руководством, клиентами Формой аттестации по учебной дисциплине является _дифференцированной зачет.

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке:

2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций

Раздел (тема) учебной дисциплины

Результаты

(освоенные умения,

усвоенные знания)

Формы и методы контроля


Текущий

Тематический и итоговый

ВВЕДЕНИЕ

знать:

-цели и задачи курса «Биология»;

-признаки живых организмов;

-уровни организации живой природы;

уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Раздел 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

знать:

-основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории;

-строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом;

-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

-биологическую терминологию

уметь: сравнивать биологические объекты и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

Лабораторная работа №1 «Строение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.»

КР№1

Раздел 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

знать:

-сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения,

-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

-биологическую терминологию уметь:

-объяснять родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека;

-сравнивать биологические объекты: зародышей человека, процессы (половое и бесполое размножение) делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководством.



Контрольная работа №2

Раздел 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

знать:

-основные положения биологических теорий и закономерностей: законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

-строение и функционирование биологических объектов: генов и хромосом

-сущность биологических процессов: действия искусственного и естественного отбора,

-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

-биологическую терминологию и символику

уметь:

-объяснять влияние мутагенов на растения, животных и человека; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;

-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания

-выявлять источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно) ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Лабораторная работа №3«Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.»

Контрольная работа №3

Раздел 4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

знать:

-основные положения биологических теорий и закономерностей: эволюционного учения;

-строение и функционирование биологических объектов: структуры вида;

-сущность биологических процессов: действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов

-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

уметь:

-объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; родство живых организмов; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; необходимость сохранения многообразия видов;

-описывать особенности видов по морфологическому критерию;

-выявлять приспособления организмов к среде обитания

-сравнивать биологические объекты: зародышей человека и других животных, процессы (естественный и искусственный отбор) делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Контрольная работа № 4 по теме: «ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ»

Лабораторная работа №4Изменчивость, построение вариационного ряда м вариационной кривой.

Раздел 5. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

знать: Гипотезы происхождения жизни. Происхождение человека. Эволюция человека. Человеческие расы.

уметь: анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека; ОК 5. Использовать информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Кр№5

Раздел 6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

знать:

-основные положения биологических теорий и закономерностей: учения В.И.Вернадского о биосфере;

-строение и функционирование биологических экосистем;

-сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; ОК 6. Работать в команде, эффективно, общаться с коллегами, руководством, клиентами Формой аттестации по учебной дисциплине является _

-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

уметь:

-объяснять влияние экологических факторов на живые организмы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, устойчивость, развитие и смены экосистем;

-решать составлять элементарные схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

-выявлять источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

-сравнивать биологические объекты: природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

-анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

Лабораторная работа №2 Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

Дифференцированный зачет

3. Оценка освоения учебной дисциплины:

3.1. Формы и методы оценивания

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Критерии оценки знаний учащихся

Устных ответов:

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка «1»:

- ответ на вопрос не дан.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ (контрольных) ЗАДАНИЙ

При выполнении части А без ошибок оценка -«3», при выполнении части А и В без ошибок оценка -«4». При выполнении всех частей А, В, С без ошибок оценка «5».

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (ЛАБОРАТОРНЫХ)

(развернутый ответ на вопрос)

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.

Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Задания для итоговой работы за курс биологии
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и

проанализировали все варианты ответа. На выполнение отводится 80 минут.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить

те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет

вернуться, если у Вас останется время.

Часть А с выбором ответа содержит 12 заданий, в которых следует выбрать один правильный ответ из предложенных. Часть В с выбором ответа со-

держит 3 задания, в которых нужно указать не менее двух правильных ответа,

указать последовательность процессов, либо установить соответствие. Часть С содержит 2 задания, в которых нужно дать развернутый ответ.

При выполнении заданий нельзя пользоваться учебной и вспомогательной

литературой.

Вариант 1

Часть А

Оценка за выполнение работы определяется по пятибалльной шкале:

Выполнение всех частеА, В, С без ошибки - оценка 5,

Выполнение всех частеА, В, без ошибки - оценка 4,

Выполнение всех частеА без ошибки,- оценка 3,

Далее - оценка 2

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только

один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в

бланке ответов. Например, А1. 1, А2. 3 и т.д.

А1. Какая наука использует близнецовый метод исследования?

1) цитология

2) генетика

3) селекция

4) систематика

А2. Изображённый на рисунке органоид, обеспечивающий быстрое продвиже-

ние веществ в клетке, представляет собой

1) комплекс Голь джи

2) плазматическую мембрану

3) эндоплазматическую сеть

4) микротрубочки цитоплазмы

А3. Чем обеспечивается точная последовательность расположения аминокислот

в молекуле белка в процессе его биосинтеза?

1) матричным характером реакций в клетке

2) высокой скоростью химических реакций в клетке

3) окислительным характером реакций в клетке

4) восстановительным характером реакций в клетке

А4. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?

1) полимиелита

2) оспы

3) гриппа

4) ВИЧ

А5. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное

поколение единообразно. Чем это объясняется?

1) все особи имеют одинаковый генотип

2) все особи имеют одинаковый фенотип

3) все особи имеют сходство с одним из родителей

4) все особи живут в одинаковых условиях

А6. Что является структурной единицей вида?

1) особь

2) колония

3) стая

4) популяция

10Комплект контрольно - оценочных средств по биологииКомплект контрольно - оценочных средств по биологии

А7. Каковы последствия действия движущего отбора?

1) сохранение старых видов

2) поддержание нормы реакции

3) появление новых видов

4) устранение особей с новыми мутациями

А8. Какую закономерность отображает рисунок?



1) пищевую цепь

2) экологическую пирамиду

3) колебания численности популяций

4) процесс саморегуляции

А9. В преобразовании биосферы главную роль играют

1) живые организмы

2) химические процессы

3) физические процессы

4) механические явления

А10. В чем состоит сходство молекул ДНК и РНК?

1) состоят из двух полинуклеотидных цепей

2) имеют форму спирали

3) это биополимеры, состоящие из мономеров-нуклеотидов

4) обе содержат по нескольку тысяч генов

А11. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено

потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая. Ка-

ковы генотипы родителей?

1) АА х аа

2) Аа х АА

3) АА х АА

4) Аа х аа

А12. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот

веществ?

1) в ее состав входит небольшое разнообразие видов

2) для нее характерно большое разнообразие видов

3) она имеет длинные цепи питания

4) численность небольшого числа видов в ней высокая

Часть В

При выполнении заданий В1запишите номера трех элементов, относящи-

еся к правильному ответу.

В1. Какие функции выполняет в клетке ядро?

1) обеспечивает поступление веществ в клетку

2) служит местом локализации носителей наследственной информации -

хромосом

3) с помощью молекул посредников участвует в синтезе молекул белка

4) участвует в процессе фотосинтеза

5) в нем органические вещества окисляются до неорганических

6) участвует в образовании хроматид

В2. Установите, в какой последовательности происходит процесс редупликации

ДНК.

А) раскручивание спирали молекулы

Б) воздействие ферментов на молекулу

В) отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

Г) присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Д) образование двух молекул ДНК из одной

Часть С

Для ответов на задания этой части (С1 С2) дайте полный развернутый

ответ.

С1. Какие признаки характерны для царства растений?

С2. В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число

аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число трипле-

тов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок

Вариант2

Часть А

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только

один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в

бланке ответов. Например, А1. 1, А2. 3 и т.д.

А1. Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.

1) Клетки растений отличаются от клеток животных наличием хлоропластов.

2) Клетка - единица строения, жизнедеятельности и развития организмов.

3) Клетки прокариот не имеют оформленного ядра.

4) Вирусы не имеют клеточного строения.

А2. В состав каких молекул входит фосфор, необходимый всем живым орга-

низмам?

1) жиров

2) моносахаридов

3) полисахаридов

4) нуклеиновых кислот

А3. Какие клетки человека наиболее существенно различаются по набору хро-

мосом?

1) соединительной и эпителиальной тканей

2) половые мужские и женские

3) половые и соматические

4) мышечной и нервной тканей

А4. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

1) аллельные

2) доминантные

3) рецессивные

4) сцепленные

А5. Сходство и родство организмов, обусловленное общностью их происхож-

дения, лежит в основе

1) формирования между ними пищевых связей

2) их участия в круговороте веществ

3) их совместного обитания в экосистеме

4) их классификации, объединения в группы

А6. В чем проявляется роль наследственной изменчивости в эволюции?

1) В повышении жизнеспособности популяции

2) В увеличении генетического разнообразия особей в популяции и повыше-

нии эффективности отбора

3) В уменьшении генетического разнообразия особей в популяции и повыше-

нии эффективности отбора

4) В увеличении неоднородности особей в популяции и снижении эффектив-

ности отбора

А7. О чем свидетельствует сходство человека с современными человекообраз-

ными обезьянами?

1) об их родстве, происхождении от общего предка

2) о развитии их по пути идиоадаптации

3) о возможности превращения современных человекообразных обезьян в че-

ловека

4) о возможности возникновения речи у человекообразных обезьян

А8. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями

одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?

1) корневое давление

2) фотосинтез

3) саморегуляция

4) круговорот веществ

А9. Энергетический обмен не может идти без пластического, так как пластиче-

ский обмен поставляет для энергетического

1) богатые энергией молекулы АТФ

2) ферменты для ускорения реакций

3) кислород для реакций расщепления

4) неорганические соли и кислоты

А10. На какой стадии эмбрионального развития объем многоклеточного заро-

дыша не превышает объема зиготы?

1) оплодотворения

2) бластулы

3) гаструлы

4) органогенеза

А11. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?

1) сохранение старых видов

2) сохранение нормы реакции

3) появление новых видов

4) сохранение особей с неизмененными признаками

А12. В селекции растений используют метод полиплоидии для получения

1) явления гетерозиса

2) чистых линий

3) высокоурожайных сортов

4) трансгенных растений

Часть В

При выполнении заданий В1 в бланк ответов запишите номера трех эле-

ментов, относящиеся к правильному ответу, начиная с первой клеточки,

без пропусков и знаков препинания.

В1. Появление каких изменений у растений в процессе эволюции не способ-

ствовало общему подъему их организации?

1) Появление корней у древних папоротников.

2) Появление хлорофилла у мхов.

3) Возникновение тканей у хвойных.

4) Возникновение семени у голосеменных.

5) Появление цветка и плода у покрытосеменных.

6) Возникновение проводящих тканей у цветковых.

При выполнении заданий В2 определите последовательность биологиче-

ских процессов и явлений.

В2. Установите последовательность этапов энергетического обмена.

А) расщепление биополимеров до мономеров

Б) поступление органических веществ в клетку

В) окисление молочной кислоты до углекислого газа и воды

Г) расщепление глюкозы до молочной кислоты

Д) синтез двух молекул АТФ

Е) синтез 36 молекул АТФ

Часть С

Для ответов на задания этой части С1, С2 - полный развернутый ответ.

С1. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в

которых сделаны ошибки, объясните их.

Тестовая работа за полугодие по предмету «Общая биология»

Оценка за выполнение работы определяется по пятибалльной шкале:

от 35до 36 баллов - оценка 5,

от19до 20 баллов - оценка 4,

от 14 до 15 баллов - оценка 3,

менее 10 баллов - оценка 2

1вариант

Выбери один правильный ответ

1. Укажите генотип организма, пол которого является гетерогаметным:

  1. АаBb

  2. Aabb

  3. aaBb

  4. aaXY

  5. AaXX

2. Назовите особенность, которая является наиболее характерной для гомозиготы:

  1. аллели одного гена находятся в одинаковых участках гомологичных хромосом

  2. изучаемый ген представлен одинаковыми аллелями

  3. диплоидный набор хромосом представлен парами гомологичных друг другу хромосом

  4. аллели разных генов расположены в одной и той же хромосоме

3. Какое из свойств характерно для мутаций:

  1. носят массовый характер

  2. всегда проявляются в фенотипе

  3. обычно полезны для организма

  4. передаются по наследству

4. У мужчины и женщины в генотипе имеется по одному аллелью, обусловливающему развитие гемофилии. Кто из членов их семьи обязательно будет страдать этим заболеванием?

  1. только мужчина

  2. только женщина

  3. все их сыновья

  4. все их дочери

  5. мужчина и все дочери

  6. все члены семьи

5. Назовите явление, примером которого служит зеленая окраска гусениц насекомых, пестроокрашенные яйца птиц, белая окраска песцов.

  1. предостерегающая окраска

  2. мимикрия

  3. приспособительная окраска

  4. скрывающая окраска

  5. маскировка

6. Критериями популяции являются её особенности, при наличии которых группа особей одного вида становится популяцией. Назовите один из таких критериев.

  1. структурное и функциональное сходство

  2. общность ареала

  3. генетическое разнообразие особей

  4. относительная изоляция от других подобных групп

  5. единство генофонда

7. Назовите форму естественного отбора, благодаря которой происходит выработка у микроорганизмов и насекомых устойчивости к антибиотикам и ядохимикатам.

  1. движущая

  2. стабилизирующая

  3. дестабилизирующий

8. Назовите приспособление, возникшее в ходе эволюции и явившееся результатом борьбы за существование между организмами и неблагоприятными физико-химическими факторами неживой природы.

  1. длинный корень верблюжьей колючки

  2. пение самцов птиц

  3. яркая окраска самцов фазанов, уток и кур

9. Что из нижеперечисленного является ароморфозом:

  1. формирование хорды

  2. формирование у млекопитающих вторичных половых признаков

  3. формирование у насекомых покровительственной окраски

  4. упрощение строения нервной системы и органов чувств у паразитических червей

10. Назовите группу животных, с расцветом которой на Земле совпал расцвет покрытосеменных растений:

  1. паукообразные

  2. птицы

  3. насекомые

  4. пресмыкающиеся

11. Среди перечисленных особенностей биологического регресса найдите явление, которое к таким особенностям не относится:

  1. снижение численности особей

  2. упрощение строения

  3. уменьшение числа таксонов

  4. сужение ареала

12. Крыло пингвина и грудной плавник акулы; форма тела акулы и дельфина; глаз млекопитающего и глаз кальмара. Назовите явление, примером которого являются эти пары признаков.

  1. аналогичное сходство

  2. полиморфизм

  3. гомологичное сходство

  4. дивергенция

13. Что из нижеперечисленного имеется только у человека и отсутствует у других животных, в том числе у человекообразных обезьян:

  1. безусловные рефлексы

  2. первая сигнальная система

  3. рефлексы на слово

  4. абстрактное мышление

  5. предметное мышление

  6. условные рефлексы

14. Укажите ответ, в котором перечислены ископаемые предки человека, которых относят к группе «древнейшие люди».

  1. питекантропы, синантропы

  2. кроманьонцы

  3. неандертальцы

  4. австралопитеки

  5. дриопитеки

15. Какой абиотический фактор является для большинства растений и животных, обитающих в средних широтах, сигнальным фактором, определяющим направление важнейших биологических процессов:

  1. температура

  2. влажность

  3. продолжительность светлой части суток

  4. смена дня и ночи

  5. продолжительность темной части суток

16. Укажите наиболее устойчивый биогеоценоз:

  1. пруд

  2. озеро

  3. дубрава

  4. степь

17. Назовите область Земли, где не происходит резких колебаний численности животных многих видов:

  1. приполярные широты

  2. средние широты

  3. тропики

18. Определите среди названных эволюционных изменений идиоадаптации: а.появление четырехкамерного сердца

б. возникновение покровительственной окраски у насекомых

в.появление легочного дыхания у земноводных

г. появление многоклеточных растений и животных

19. К газовой функции живого вещества НЕ относится

а. выделение кислорода растениями

б. выделение углекислого газа при дыхании

в. накопление в организмах химических элементов

г. восстановление азота бактериями

20. Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах?

  1. АТФ

  2. солнечный свет

  3. живые организмы

  4. органические вещества

21. В чем причина смены одного биоценоза другим?

  1. изменение погодных условий

  2. сезонные изменения в природе

  3. колебание численности популяций одного вида

  4. изменение среды обитания живыми организмами

22. К редуцентам, как правило, относятся

  1. Низшие растения

  2. Беспозвоночные животные

  3. Грибы и бактерии

  4. Вирусы

23. Саморегуляция в биоценозе направлена на

  1. уменьшение видового состава

  2. возвращение к норме

  3. увеличение видового состава

  4. верны все ответы

24. Наиболее вредное воздействие на живые организмы может оказывать

  1. инфракрасное излучение

  2. излучение в сине-зе6леной части спектра

  3. излучение в желто-красной части спектра

  4. ультрафиолетовое излучение

24. Кислород атмосферы представляет из себя

  1. живое вещество

  2. биогенное вещество

  3. косное вещество

  4. биокосное вещество

25. По мере перемещения энергии по пищевой цепи происходит ее

  1. потеря

  2. возрастание

  3. сохранение

  4. попеременное возрастание и уменьшение

26. Для гетеротрофных организмов НЕхарактерным является

  1. получение энергии за счет окисления органических веществ

  2. использование кислорода

  3. самостоятельный синтез пищи

  4. наличие хорошо развитых ферментативных систем

27. Какой из перечисленных ароморфных признаков позволил млекопитающим освоить разнообразные среды обитания?

  1. Теплокровность

  2. гетеротрофное питание

  3. легочное дыхание

  4. рефлекторная нервная деятельность

28. Пищевая цепь - это

  1. Набор пищевых объектов, характерных для потребителя в сообществе

  2. Взаимоотношение хищников и жертв в биоценозе

  3. Перенос энергии от ее источника через ряд организмов

  4. Рассеивание энергии в ряду продуцент-редуцент

29. Устойчивость экосистемы при увеличении ее сложности, как правило:

  1. Снижается

  2. Не изменяется

  3. Возрастает

  4. Подвержена колебаниям

30. Типичной структурой биоценоза является структура, состоящая из

  1. Консументов и редуцентов

  2. Продуцентов и консументов

  3. Продуцентов, консументов и редуцентов

  4. Возможны разные варианты

31. Саморегуляция в биоценозе направлена на

  1. уменьшение видового состава

  2. возвращение к норме

  3. увеличение видового состава

  4. верны все ответы

32. Организмы, питающиеся гниющей листвой, называются

  1. консументами

  2. редуцентами

  3. продуцентами

  4. симбионтами

33. Пастбищная пищевая цепь начинается с

  1. бактерий

  2. растений

  3. животных

  4. грибов

34. Взаимоотношения между культурными и сорными растениями называют:

  1. внутривидовой борьбой

  2. конкуренцией

  3. паразитизмом

  4. симбиозом

35. Почва представляет из себя

  1. живое вещество

  2. биогенное вещество

  3. косное вещество

  4. биокосное вещество

36. Окислительно-восстановительная функция живого вещества планеты связана с

  1. эволюцией организмов

  2. климатическими условиями

  3. обменом веществ и энергии

  4. освоением организмами новых мест обитания

2вариант

Выбери один правильный ответ

1. Из предложенных ответов выберите одно из положений клеточной теории:

  1. Клетка бактерий не имеет оформленного ядра

  2. Клетка - структурная и функциональная единица живого

  3. Снаружи клетка растений покрыта целлюлозной оболочкой

  4. С помощью цитоплазмы осуществляется взаимосвязь органоидов клетки

2. Молекулы белка представляют собой

  1. Нуклеотид, в состав которого входит аденин и остатки фосфорной кислоты

  2. Биополимер, мономерами которого являются глюкоза и фруктоза

  3. Биополимер, мономерами которого являются аминокислоты

  4. Биополимер. состоящий из нуклеотидов

3. АТФ считают основным источником энергии в клетки, так как:

  1. Она содержит богатые энергией связи

  2. Она представляет собой нуклеотид

  3. Это фермент

  4. Она преобразует энергию света

4. Обмен веществ происходит в каждой живой клетке и представляет собой:

  1. Передвижение веществ в организме

  2. Совокупность реакций синтеза и распада органических веществ

  3. Процесс передачи наследственной информации от материнского организма к дочернему

  4. Перемещение органоидов клетки вследствие движения цитоплазмы

5. Зародыш животного, человека развивается как целостный организм, так как происходит:

  1. Дифференциация клеток

  2. Образование тканей

  3. Взаимодействие зародыша со средой

  4. Взаимодействие клеток и тканей в зародыше

6. «Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости» - это формулировка

  1. Закона сцепленного наследования Т. Моргана

  2. Закона расщепления признаков Г. Менделя

  3. Закона независимого распределения генов Г. Менделя

  4. Закона гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова

7. Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?

  1. 25%

  2. 50%

  3. 75%

  4. 100%

8. Изменчивость, которая отражает изменения фенотипа под действием условий существования организма, не затрагивающая генотип, оказывается:

  1. наследственной

  2. генотипической

  3. модификационной

  4. комбинативной

9. Главный признак, по которому живое можно отличить от неживого, -

  1. обмен веществ

  2. уменьшение веса

  3. изменение окраски

  4. изменение формы

10. Мономер белка - это

  1. нуклеотид

  2. глюкоза

  3. аминокислота

  4. дезоксирибоза

11. Органические вещества окисляются в

  1. рибосомах

  2. митохондриях

  3. лейкопластах

  4. клеточном центре

12. В клетках отсутствует ядерная оболочка у представителей царства

  1. растений

  2. животных

  3. грибов

  4. бактерий

13. Ассимиляция органических соединений - это процесс

  1. биосинтеза

  2. гликолиза

  3. окисления

  4. гидролиза

14. Органоиды, видимые в оптический микроскоп только во время деления клетки - это

  1. рибосомы

  2. митохондрии

  3. хромосомы

  4. лизосомы

15. При половом размножении индивидуальное развитие организма начинается с образования

  1. зародыша

  2. зиготы

  3. бластулы

  4. гаструлы

16. Период, начинающийся образованием зиготы и заканчивающийся рождением организма или выходом зародыша из яйца называют

  1. онтогенезом

  2. постэмбриональным

  3. эмбриональным

  4. адаптационным

17. Промежуточный характер наследования признаков проявляется при

  1. наследовании генов, сцепленных с полом

  2. сцепленном наследовании

  3. полном доминировании

  4. неполном доминировании

18. Наследственная информации организмов заключена в молекуле

  1. аминокислоты

  2. липида

  3. ДНК

  4. рРНК

19. Скрещиванию особей разных популяций одного вида препятствует

  1. особенность их питания

  2. наличие у них развитого хромосомного набора

  3. различное местообитание

  4. обитание в разных средах

20. Стадию образования шарообразного однослойного зародыша у позвоночных животных называют

  1. дроблением

  2. гаструлой

  3. бластулой

  4. зиготой

21. Особь с рецессивными признаками, которую используют с анализирующим скрещиванием, имеет генотип

  1. АаВв

  2. АаВВ

  3. ААвв

  4. аавв

22. Темный цвет глаз и волос определенного человека, характеризуют

  1. действие одного гена

  2. его генофонд

  3. его фенотип

  4. проявление всех генов

23. Появление плодовитого потомства у особей одной популяции возможно благодаря сходству их

  1. хромосомного набора

  2. процессов обмена веществ

  3. строения соматических клеток

  4. процессов образования их половых клеток

25. По мере перемещения энергии по пищевой цепи происходит ее

  1. потеря

  2. возрастание

  3. сохранение

  4. попеременное возрастание и уменьшение

26. Для гетеротрофных организмов НЕхарактерным является

  1. получение энергии за счет окисления органических веществ

  2. использование кислорода

  3. самостоятельный синтез пищи

  4. наличие хорошо развитых ферментативных систем

27. Какой из перечисленных ароморфных признаков позволил млекопитающим освоить разнообразные среды обитания?

  1. Теплокровность

  2. гетеротрофное питание

  3. легочное дыхание

  4. рефлекторная нервная деятельность

28. Пищевая цепь - это

  1. Набор пищевых объектов, характерных для потребителя в сообществе

  2. Взаимоотношение хищников и жертв в биоценозе

  3. Перенос энергии от ее источника через ряд организмов

  4. Рассеивание энергии в ряду продуцент-редуцент

29. Устойчивость экосистемы при увеличении ее сложности, как правило:

  1. Снижается

  2. Не изменяется

  3. Возрастает

  4. Подвержена колебаниям

30. Типичной структурой биоценоза является структура, состоящая из

  1. Консументов и редуцентов

  2. Продуцентов и консументов

  3. Продуцентов, консументов и редуцентов

  4. Возможны разные варианты

31. Саморегуляция в биоценозе направлена на

  1. уменьшение видового состава

  2. возвращение к норме

  3. увеличение видового состава

  4. верны все ответы

32. Организмы, питающиеся гниющей листвой, называются

  1. консументами

  2. редуцентами

  3. продуцентами

  4. симбионтами

33. Пастбищная пищевая цепь начинается с

  1. бактерий

  2. растений

  3. животных

  4. грибов

34. Взаимоотношения между культурными и сорными растениями называют:

  1. внутривидовой борьбой

  2. конкуренцией

  3. паразитизмом

  4. симбиозом

35. Почва представляет из себя

  1. живое вещество

  2. биогенное вещество

  3. косное вещество

  4. биокосное вещество

36. Окислительно-восстановительная функция живого вещества планеты связана с

  1. эволюцией организмов

  2. климатическими условиями

  3. обменом веществ и энергии

  4. освоением организмами новых мест обитания



© 2010-2022