Комбинированный урок по биологии в 7 классе с элементами исследовательской работы на тему

Комбинированный урок  по биологии в 7 классе с элементами  исследовательской работы  на тему  "Слово о зеленом друге" призван изучить  лесные богатства России, значение леса в военное время и в наши дни,  рассмотреть вопросы охраны лесных богатств, научиться проводить самостоятельное исследование березы.                    Задачи:о б р а з о в а т е л ь н а я:  познакомить учащихся с лесными богатствами России; значением леса в военное время и в наши дни; рассмотреть вопросы охраны лесных богат...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКомбинированный урок по биологии в 7 классе с элементами исследовательской работы на темуинистерство образования Республики Мордовия

Управление образования Ардатовского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куракинская основная общеобразовательная школа»





Комбинированный урок по биологии в 7 классе с элементами исследовательской работы на тему


Комбинированный урок по биологии в 7 классе с элементами исследовательской работы на тему










Комбинированный урок по биологии в 7 классе с элементами исследовательской работы на тему














Подготовил: учитель биологии и химии

Коновалов Олег Григорьевич








Куракино

2014г.

Комбинированный урок по биологии в 7 классе с элементами исследовательской работы на тему "Слово о зеленом друге"

(Слайд 1) Коновалов Олег Григорьевич, учитель биологии и химии.

Цель урока: изучить лесные богатства России, значение леса в военное время и в наши дни, рассмотреть вопросы охраны лесных богатств, научиться проводить самостоятельное исследование березы.

Задачи:

  • о б р а з о в а т е л ь н а я: познакомить учащихся с лесными богатствами России; значением леса в военное время и в наши дни; рассмотреть вопросы охраны лесных богатств; познакомить учащихся с элементами исследовательской работы на примере исследование березы, как основного представителя лесов России;

  • р а з в и в а ю щ а я: формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, работы в коллективе, прививать первоначальные навыки исследовательской работы, выделять главное, анализировать;

  • в о с п и т а т е л ь н а я: ответственное отношение к выполнению полученного задания. Патриотическое воспитание.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: лекция, беседа, самостоятельная работа.

Требования согласно программе:

Ученик должен

  • и м е т ь п р е д с т а в л е н и е: об разнообразии лесных богатств России, о значении леса в военное время, в наши дни и вопросах охраны лесных богатств; об исследовательской работе;

  • з н а т ь определения: «видовой состав», «бетулин», «бетула», «видовое разнообразие», «исследовательская работа» и др.;

  • у м е т ь объяснить суть исследовательской работы на примере исследования березы, роль лесных богатств России в военное время и в наши дни, роль охраны лесных богатств.

Междисциплинарные связи: химия, экология, история, литература, музыка.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология, анатомия.

Обеспечение урока:

  • наглядные пособия: компьютерная презентация;

  • раздаточный материал;

  • оборудование: компьютер, экран, медиапроектор.

Ход урока

  1. Организационный момент. (Слайд 2)

    • Приветствие;

    • Подготовка аудитории к работе;

    • Наличие учащихся.

2. Проверка знаний учащихся.

Метод: опрос.

Вопросы.

Дополнительные вопросы.

3. Мотивация учебной деятельности.

(Слайд 2) Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Называется оно "Слово о зелёном друге". Мы будем говорить о лесе, его героическом военном прошлом, его настоящем и будущем, проведём небольшую исследовательскую работу на примере березы, как основного представителя лесов России. Полученные знания в области исследования будут использоваться в дальнейшей деятельности.

4. Изложение материала.

Тема: "Слово о зеленом друге".

П л а н

1.Значение леса в военное время.

2. Лес в мирное время.

3. Разнообразие видового состава леса.

4. Исследовательская работа.

(Слайд 3) Какую великую памятную дату отмечал наш народ в мае этого года? ( 70-летие Великой Победы).

Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Дорогой ценой было завоёвано счастье жить и трудиться под мирным небом. И память об этом живёт в сердцах людей. Немало памятников и обелисков появилось на нашей многострадальной земле. Они призывают не забывать трагедий войны. Но есть и другие памятники, живые, которые тоже напоминают о военном времени. Эти памятники - деревья.

Какую роль внес лес в нашу Победу? (Ответы детей)

(Слайд 4-6)

Ни днём, ни ночью фашисты не знали покоя на оккупированной территории. Летели под откос вражеские эшелоны с техникой, взрывались мосты, на дорогах подрывались автомашины с гитлеровцами. В тылу врага шла партизанская война. И как верный друг, лес помогал народным мстителям.

(Слайд 7)

Деревья тоже воевали

И нас спасали от войны:

Стволы под пули подставляли

И гибли гордыми они.

И партизанили деревья.

Горели их сердца - костры.

А пламя, как знамёна, реяло,

Укрывшись в зарослях густых.

Деревья тоже воевали

И стойко вынесли войну.

Деревья тоже умирали,

Корнями к Родине прильнув.

И вместе с нами отстояли

Всю необъятную страну.

(Слайд 8)

Прошли годы… Заросли травой партизанские землянки. Не звучат в рощах автоматные очереди, не сотрясают землю взрывы гранат. Ушла в прошлое война, но время не стёрло её следы в лесу.

Изранен он воронками и рвами,

Вот старая траншея, словно шрам…

Мы в этот лес приходим за цветами,

Он всё, что может, щедро дарит нам.

(Слайд 9)

Людей всегда радушно принимая,

Открытый солнцу и тугим ветрам,

Как молодеет он в начале мая!..

Как будто в день Победы ветеран.

(Слайд 10)

Лес в мирное время - это кладезь тишины, покоя и счастья. Как приятно в жаркий летний день войти под сень деревьев, ощутить прохладу и умиротворённость.

Лес - сложное сочетание множества разнообразных растений, которые сильно различаются по своим размерам строению, размножению, типу питания и т.д. Это как бы своеобразный живой механизм, большой и очень сложный, а отдельные растения - его части, детали. Леса формировались у нас в разных частях страны, в разных почвенно-климатических условиях - на севере и на юге, на равнинах и в горах, на песках и на суглинках, на водоразделах и в поймах рек. Особенно чётко проявляется зависимость растительного населения леса от почвенных условий на небольшом равнинном пространстве.

Под пологом деревьев, которые образуют первый ярус, обычно располагаются более низкие ярусы растительности: подлесок (кустарники), травяной и моховой покров.

Среди деревьев есть светолюбивые и теневыносливые? К первым относятся лиственница, берёза, сосна и т.д. Об их светолюбии можно судить по внешнему виду: кроны этих деревьев очень рыхлые, ажурные, они пропускают много света. Теневыносливые деревья, напротив, имеют густые, плотные кроны, создающие сильное затенение. Примерами таких деревьев могут быть ель, пихта, липа. Дуб занимает промежуточное положение, его нельзя отнести ни к типично светолюбивым, ни к типичным теневыносливым древесным породам.

В лесу, помимо растений, обитают разнообразные представители животного мира: звери и птицы, многочисленные насекомые и т.д. Они населяют лес сверху донизу - от вершин крон деревьев до концов их корней. Не остаётся незаселённой даже лесная почва: здесь живут мышевидные грызуны, кроты, личинки разных насекомых, дождевые черви.

Лесная растительность находятся в тесном взаимодействии с окружающей средой. Каждый лесной фитоценоз развивается на том или ином участке земной поверхности, в определённых почвенных и климатических условиях.

--- Какие же из наших деревьев светолюбивые (Ответы детей: лиственница, берёза, сосна).

--- А какие теневыносливы? (Ответы детей: ель, пихта, липа).

--- Какие деревья наших лесов вы знаете? (Ответы детей)

--- Среди всех перечисленных вы назвали дерево, о котором идет речь в следующей загадке. Что это за дерево?

(Слайд 11)

Стоит дерево, цветом зелено,

Листвою поет, много пользы дает:

Первая польза - больных исцелять,

Вторая польза - мир освещать,

Третья польза - чистоту соблюдать,

Четвертая польза - тепло давать,

А еще кузовок подарить

Да и жажду утолить. (Береза)

Самым любимым деревом у нашего народа издавна была берёзка. Белоствольная красавица щедро поила людей своим соком, лечила от недугов, верно хранила девичьи тайны, собирала в праздники на веселье молодёжь. Берёза делила с народом радость и грусть в мирное время, разделила она и тяготы войны.

Невозможно представить нашу Родину без берёзовых рощ. Полстраны украсила белоствольная красавица. Удивительная красота и чистота, простота и теплота соединились в ней. В дни военных испытаний берёза волновала сердца, поднимала в душе великую любовь к отчему краю, вселяла веру в победу.

Всего на Земном шаре насчитывается более 120 видов березы! Это белоствольное дерево давно уже стало символом России. (Слайд 12)

(Слайд 13) Практическая часть:

-- Техника безопасности.

-- На столах лежат пакеты с кусочками коры различных деревьев. Рассмотрите и выберите кору, которая принадлежит березе. Почему?

-- Рассмотрите кору различных деревьев. Что вы заметили, кроме цветового отличия? (Что на темной коре больше трещин, а светлое березкино «платье» практически гладкое). (Слайд 14)

Почему, как вы думаете?

-- Если вы потрете березовую кору рукой, ладошка станет белой (еще лучше потереть ствол кусочком темной ткани). Это и есть краска бетулин. (Березовая кора пропитана особым белым веществом - бетулином, получившим свое название благодаря латинскому названию березы - «бетула». У других деревьев такой краски нет. Как известно, белый цвет хорошо отражает солнечные лучи. Бетулин помогает березе выжить ранней весной, не давая коре сильно нагреваться. В это время солнце днем уже пригревает, а ночью еще стоят морозы. От резких перепадов температуры у многих деревьев с темной корой появляются трещины).

(Слайд 15)

Березовая кора отличается тонкостью, легко отслаивается. Рассмотрите внимательно бересту: она состоит из отдельных слоев, словно книжка с крепко прижатыми друг к другу страницами. За год вырастает один слой. Определите самые старые (на поверхности ствола) и самые молодые слои. (внутри)

А теперь капните водой на кусочек бересты, затем проверьте, насколько она промокла (вода стекла). Когда-то в сырую погоду солдаты клали тонкую кору березы в сапоги, делая между двумя слоями подошвы прокладку. Ноги в таких «утепленных» сапогах не промокали.

В золе березовой древесины содержится много микроэлементов, поэтому она считается ценным удобрением. Ее также используют в борьбе с насекомыми для опрыскивания растений.

(Слайд 16) Березовую древесину применяют для производства фанеры, лыж, деревянной посуды, паркета, используют как дрова, из веток делают веники и метлы.

--- А еще как использовалась кора березы? Вспомните из курса истории Древней Руси. (Береста)

(Слайд 17)

В древние времена, когда еще не было бумаги, береста помогала людям передавать информацию. Во многих музеях хранятся берестяные грамоты. Буквы на бересте процарапывали специальной костяной или металлической палочкой, которая назвалась «писало». Попробуйте, как и наши предки, написать или нарисовать что-нибудь на кусочке коры с помощью острой палочки.

5. Закрепление изученного материала.

Обобщение изученного.

Береза давно использовалась человеком для самых разных целей. Вспомним загадку про березу.

Береза много пользы дает:

Первая польза - больных исцелять… (О чем идет речь?)

(Слайд 18)

Старинные травники содержат многочисленные советы, как применять различные части березы для лечения многих недугов. Листья, почки, сок, пыльца этого дерева рекомендовались при самых разных болезнях: сердечно-сосудистой и нервной систем, почек, легких, при желудочных заболеваниях, ангине. Из березовой древесины получают активированный уголь и деготь (применяют при кожных заболеваниях, для лечения язв, ожогов, ран).

Вторая польза - мир освещать…(О чем идет речь?)

Лучины из березы считали самыми лучшими, так как долго горели.

Третья польза - чистоту соблюдать…(О чем идет речь?)

Березовый веник помогает при болях в мышцах и суставах, прекрасно очищает кожу. Способствует заживлению ран и ссадин. Но главное достоинство березового веника - расширение бронхов в пару. Это способствует улучшению вентиляции легких. Это имеет особую ценность для астматиков и бывших курильщиков. Настой березового веника полезен для кожи головы: уничтожает перхоть. В листьях березы есть дубильные вещества, эфирные масла, витамин С и провитамин А.

Четвертая польза - тепло давать…(О чем идет речь?)

Дрова из березы - по праву считаются истинно русскими дровами, еще в старые времена наши предки заготавливали их для топки печи, а их жар мог прогреть огромный дом, надолго сохранив тепло.

А еще кузовок подарить (Слайд 19)

Из коры березы (бересты) делали кузовки для грибов и ягод, небольшие кастрюльки для хранения творога, сметаны.

Да и жажду утолить. А здесь о чем идет речь?

(Слайд 20)

Березовый сок очень полезен как общеукрепляющее средство. Еще наши прабабушки умывались таким соком, после чего их кожа становилась гладкой и красивой. В березовом соке содержатся витамины, различные микроэлементы, сахар, белки, кислоты и многие другие вещества.

(Слайд 21)

Сокодвижение начинается весной с первыми оттепелями и продолжается до распускания почек. Обычно с берёзы получают 2-3 л сока в сутки. Крупное дерево может дать в сутки около 7 литров сока, а иногда и больше. Предпочтительно собирать сок там, где планируется вырубка, и не рекомендуется брать его у молодых деревьев. Вопреки определению сок обычно добывают надрезая или надрубая кору дерева. В прорезь вставляется алюминиевый или пластмассовый желобок, по которому сок стекает в подвешенную ёмкость. Иногда сок добывают, обрезая небольшие ветки и прикрепляя к месту среза полиэтиленовый пакет. Березовый сок нужно брать в меру. Неограниченный сбор сока приведет к гибели дерева. После получения нужного количества сока прорезь замазывают воском , садовым варом или затыкают мхом.

6. Подведение итогов урока.

1. Оценить степень реализации поставленных на занятии задач и цели.

2. Оценить работу учащихся.

7. Сообщение домашнего задания.

Ребята, а вы пробовали «березовую кашу»? (Нет). (Раздать памятки)

В памятках сказано о том, что это такое. Ваше домашнее задание: узнать, что такое «березовая каша» и прочитать учебник стр.___ по стр.___

Рефлексия.

-- Наш урок подошёл к концу. Вам было скучно?

-- А теперь, ребята, скажите, что нового вы узнали на занятии?

-- Понравилось вам занятие? Мне тоже.

Я уверен, что в ваших сердцах загорелись маленькие звездочки любви и бережного отношения к лесу, а так же к исследовательской работе. С возрастом, я думаю, эти искорки разгорятся еще больше. Ведь лес - наш незаменимый помощник и друг. Его надо беречь.

(Слайд 22)

Спасибо.


© 2010-2022