Рабочая программа по биологии 11 класс к учебнику В. В. Пасечника, серия Линия жизни

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 604

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Принято

Педагогическим советом ГБОУ № 604

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Протокол № _______

От «____» __________ 2015 г.

Рассмотрено

МО естественных наук

Председатель МО Быстрова В.В. ____________

Протокол № _____от «___» __________2015 г.

Утверждаю

Директор ГБОУ № 604

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Е.И. Дерипаска_____________

«___»______ 2015 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Кондратенко Е.К.___________

«____»_________ 2015 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО БИОЛОГИИ


для 11 класса

на 2015-2016 гг.


Смагина Елена Сергеевна






Санкт-Петербург

2015 год

Пояснительная записка

11 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2014,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5-9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения обучающихся. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

Рабочая программа сохраняет традиции учебного предмета и вместе с тем полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта образования по биологии, представляя его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень лабораторных и практических работ.

Содержание программы сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьёзное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.

Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2014.-368с.;

а также методического пособия для учителя:

В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 11 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2014

Содержание программы

11 класс

68 ч/год (2 ч/нед.)

Эволюционное изучение (15ч)

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Главные направления эволюционного процесса.

Демонстрация: живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные работы:

№1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

№2 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

Основы селекции и биотехнологии (10 ч)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.

Демонстрация: живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.

Возникновение и развитие жизни на Земле (8 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

Демонстрация: окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Антропогенез (7 ч)

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация: моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.

Основы экологии (14 ч)

Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия.

Основные экологические характеристики популяции Динамика популяции. Экологические сообщества Структура сообщества Взаимосвязь организмов в сообществах.

Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия.

Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.

Экскурсия. Описание экосистемы своей местности.

Биосфера, ее состояние и эволюция (11 ч)

Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны.

Резервное время - 1 час

Учебно-тематический план

Наименование темы

Общее количество часов

Основы учения об эволюции

15

Эволюция. История эволюционного учения

1

Эволюционное учение Чарлза Дарвина

1

Вид и его критерии

1

Популяции

11

Генетический состав популяций

1

Изменения генофонда популяций

1

Борьба за существование и ее формы

1

Естественный отбор. Формы естественного отбора

1

Изолирующие механизмы

1

Видообразование.

1

Приспособленность видов как результат естественного отбора. Л/р №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1

Макроэволюция, ее доказательства

1

Система растений и животных - отображение эволюции

1

Главные направления эволюции органического мира. Л/р №2 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

1

Контрольная работа №1 «Основы эволюционного учения»

1

Основы селекции и биотехнологии

10

Селекция и ее основные методы

1

Генетика как научная основа селекции

1

Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений

1

Основные методы селекции растений

1

Методы селекции животных

1

Селекция микроорганизмов

1

Методы клеточной и генной инженерии

1

Биотехнология в практической деятельности человека

1

Перспективы развития биотехнологии

1

Контрольная работа №2 «Селекция и биотехнология»

1

Возникновение и развитие жизни на Земле

8

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

1

Современные представления о происхождении жизни

1

Краткая история развития органического мира.

1

Основные ароморфозы в эволюции органического мира.

1

Основные направления эволюции различных групп растений.

1

Основные направления эволюции различных групп животных

1

Филогенетические связи в живой природе.

1

Современные классификации живых организмов. Главные направления эволюции органического мира.

1

Антропогенез

7

Положение человека в системе животного мира

1

Доказательства происхождения человека от животных

1

Движущие силы антропогенеза

1

Биологические и социальные факторы антропогенеза

1

Основные этапы эволюции человека. Гипотезы о происхождении человека

1

Расы и их происхождение.

1

Контрольная работа № 3 «Антропогенез»

1

Основы экологии

14

Что изучает экология.

1

Среда обитания организмов и ее факторы

1

Местообитание и экологические ниши

1

Основные типы экологических взаимодействий

1

Конкурентные взаимодействия

1

Основные экологические характеристики популяции

1

Динамика популяции

1

Экологические сообщества. Структура сообщества.

1

Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи.

1

Экологические пирамиды

1

Экологическая сукцессия

1

Влияние загрязнений на живые организмы

1

Основы рационального природопользования

1

Контрольная работа №4 «Основы экологии»

1

Биосфера, ее состояние и эволюция

11

Основные этапы развития жизни на Земле

1

Эволюция биосферы

1

Функции живого вещества

1

Биогеохимический круговорот веществ и энергии

1

Учение В.И Вернадского о биосфере

1

Место и роль человека в биосфере

1

Антропогенное воздействие на биосферу

1

Понятие о ноосфере

1

Ноосферное мышление

1

Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Биосфера, ее состояние и эволюция»

1

Резервное время

3

Итого:

68

Контрольных работ

4

Лабораторная работа

2

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии учащиеся должны знать:

-основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория антропогенеза); теория эволюции; Н. Н. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере);

сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Хайди-Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистых гамет, сущности происхождения жизни, происхождения человека);

имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно - научной картины мира.

-строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение)» генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

-сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирование приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах в биосфере; эволюции биосферы;

-использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаления гибридизации, трансгенез);

современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез и формирования современной естественно - научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний , генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать биологические задачи разной сложности;

составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде; антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований биологической науке;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет - ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Список литературы.

1.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2014.-368с.;

2. Т.А. Козлова Биология в таблицах. 6-11 классы. Справочное пособие -М.: Дрофа, 2002

3. А.П. Пуговкин Практикум по общей биологии.10-11 класс - М.: Просвещение,2002

4. Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии - М.: Просвещение, 2002

5. Н.И. Галушкова, Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии - М.: Просвещение,2002

6. Мейтленд ИДИ Возникновение человека. Недостающее звено - М.: «Мир», 1997

7. П.ВУД Возникновение человека. Жизнь до человека - М.: «Мир», 1997

8. ДЖОРДЖ Констэбл Возникновение человека. Неандертальцы - М.: «Мир», 1997

9. Э.А. Киселева Книга для чтения по дарвинизму - М.: Просвещение, 1970

10. В.М. Корсунская Карл Линней- М.: Просвещение, 1984

11. С.Н. Зигуненко Н.И. Вавилов - М.: Просвещение, 1987

12. М.Ф. Ивахненко Живое прошлое Земли. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1987

13. Н.А. Богданов Биология. Единый государственный экзамен. Практикум - М.: «Экзамен», 2010

14.Интернет-ресурсы.

Перечень учебно-методического обеспечения

Компьютер ,

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Цифровая лаборатория по биологии

Пособие CD «Уроки биологии. Общая биология»

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Содержание

Кол-во

часов


Основы учения об эволюции

15

1

Эволюция. История эволюционного учения

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные этапы развития эволюционных идей.

1

2

Эволюционное учение Чарлза Дарвина

Входной контроль. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

1

3

Вид и его критерии

Текущий контроль. Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида.

1

4

Популяции

Текущий контроль. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

11

5

Генетический состав популяций

Текущий контроль. Генетический состав популяций. Характерные особенности генетического состава популяций.

1

6

Изменения генофонда популяций

Текущий контроль. Изменения генофонда популяций: причины и последствия.

1

7

Борьба за существование и ее формы

Текущий контроль. Борьба за существование и ее формы.

1

8

Естественный отбор. Формы естественного отбора

Текущий контроль. Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора.

1

9

Изолирующие механизмы

Текущий контроль. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

1

10

Видообразование.

Текущий контроль. Механизмы видообразования. Симпатрическое и аллопатрическое способы видообразования.

1

11

Приспособленность видов как результат естественного отбора.

Текущий контроль. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Л/р №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1

12

Макроэволюция, ее доказательства

Текущий контроль. Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез.

1

13

Система растений и животных - отображение эволюции

Текущий контроль. Систематика живых организмов. Основные принципы систематики. Систематические единицы. Взаимосвязи между организмами.

1

14

Главные направления эволюции органического мира.

Текущий контроль. Главные направления эволюционного процесса.

Л/р №2 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

1

15

Контрольная работа №1 «Основы эволюционного учения»

Тематический контроль.

1


Основы селекции и биотехнологии

10

16

Селекция и ее основные методы

Текущий контроль. Задачи и методы селекции Селекция растений и животных.

Демонстрация: портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных.

1

17

Генетика как научная основа селекции

Текущий контроль. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции.

1

18

Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений

Текущий контроль. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм.

1

19

Основные методы селекции растений

Текущий контроль. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции. Демонстрация: живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных.

1

20

Методы селекции животных

Текущий контроль. Особенности селекции животных. Достижения современной селекции животных.

1

21

Селекция микроорганизмов

Текущий контроль. Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности.

1

22

Методы клеточной и генной инженерии

Текущий контроль. Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.

1

23

Биотехнология в практической деятельности человека

Текущий контроль. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Демонстрация: таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.

1

24

Перспективы развития биотехнологии

Текущий контроль. Проблемы и перспективы биотехнологии.

1

25

Контрольная работа №2 «Селекция и биотехнология»

Тематический контроль.

1


Возникновение и развитие жизни на Земле

8

26

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

Текущий контроль. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции.

1

27

Современные представления о происхождении жизни

Текущий контроль. Современные представления о происхождении жизни.

1

28

Краткая история развития органического мира.

Текущий контроль. Краткая история развития органического мира.

Демонстрация: окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

1

29

Основные ароморфозы в эволюции органического мира.

Текущий контроль. Основные ароморфозы в эволюции органического мира.

1

30

Основные направления эволюции различных групп растений.

Текущий контроль. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

1

31

Основные направления эволюции различных групп животных

Текущий контроль. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

1

32

Филогенетические связи в живой природе.

Текущий контроль. Филогенетические связи в живой природе. Построение филогенетических рядов.

1

33

Современные классификации живых организмов. Главные направления эволюции органического мира.

Текущий контроль. Современные классификации живых организмов. Основные систематические единицы. Биологический прогресс и регресс организмов.

1


Антропогенез

7

34

Положение человека в системе животного мира

Текущий контроль. Место человека в системе органического мира.

1

35

Доказательства происхождения человека от животных

Текущий контроль. Доказательства происхождения человека от животных. Демонстрация: моделей скелетов человека и позвоночных животных.

1

36

Движущие силы антропогенеза

Текущий контроль. Движущие силы антропогенеза.

1

37

Биологические и социальные факторы антропогенеза

Текущий контроль. Биологические и социальные факторы антропогенеза.

1

38

Основные этапы эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.

Текущий контроль. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Демонстрация: модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.

1

39

Расы и их происхождение.

Текущий контроль. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

1

40

Контрольная работа № 3 «Антропогенез»

Текущий контроль.

1


Основы экологии

16

41

Что изучает экология.

Текущий контроль. Что изучает экология. Экология как наука. Значение экологии в жизни человека.

1

42

Среда обитания организмов и ее факторы

Текущий контроль. Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и экологические ниши.

1

43

Местообитание и экологические ниши

Текущий контроль. Местообитание и условия обитания. Общие характеристики. Экологические ниши.

1

44

Основные типы экологических взаимодействий

Текущий контроль. Основные типы экологических взаимодействий.

1

45

Конкурентные взаимодействия

Текущий контроль. Конкурентные взаимодействия. Виды конкурентного взаимодействия.

1

46

Основные экологические характеристики популяции

Текущий контроль. Основные экологические характеристики популяции: численность, плотность, видовое разнообразие, биомасса.

1

47

Динамика популяции

Текущий контроль. Динамика популяций. Причины изменения численности популяции.

1

48

Экологические сообщества. Структура сообщества.

Текущий контроль. Экологические сообщества. Структура сообщества. Пространственная, половая, возрастная структуры.

1

49

Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи.

Текущий контроль. Взаимосвязь организмов в сообществах. Трофические, топические, форические, фабрические связи между организмами. Пищевые цепи. Понятие. Детритные и пастбищные пищевые цепи. Составление схем пищевых цепей.

1

50

Экологические пирамиды

Текущий контроль. Экологические пирамиды. Пирамиды энергии, численности, биомассы. Составление экологических пирамид. Решение задач по экологии.

1

51

Экологическая сукцессия

Текущий контроль. Экологическая сукцессия. Первичная, вторичная сукцессии. Причины сукцессий.

1

52

Влияние загрязнений на живые организмы

Текущий контроль. Влияние загрязнений на живые организмы. Химическое, физическое и другие виды загрязнений. Причины загрязнений. Последствия загрязнений.

1

53

Основы рационального природопользования

Текущий контроль. Основы рационального природопользования.

Экскурсия. Описание экосистемы своей местности.

1

54

Контрольная работа №4 «Основы экологии»

Тематический контроль

1

55


Биосфера, ее состояние и эволюция

.

11

56

Основные этапы развития жизни на Земле

Текущий контроль. Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.

Ноосферное мышление. Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере.

1

57

Эволюция биосферы

Текущий контроль. Основные этапы эволюции биосферы. Причины, движущие силы, результаты.

1

58

Функции живого вещества

Текущий контроль. Живое вещество: свойства, функции, роль.

1

59

Биогеохимический круговорот веществ и энергии

Текущий контроль. Биогеохимический круговорот веществ и энергии. Круговороты основных биогенных элементов: углерод, азот, кислород.

1

60

Учение В.И Вернадского о биосфере

Текущий контроль. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Сущность учения. Биография В.П. Вернадского.

1

61

Место и роль человека в биосфере

Текущий контроль. Место и роль человека в биосфере.

1

62

Антропогенное воздействие на биосферу

Текущий контроль. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Причины и последствия.

1

63

Понятие о ноосфере

Текущий контроль. Понятие о ноосфере. Новая облочка- ноосфера, как высший уровень организации живой материи.

1

64

Ноосферное мышление

Текущий контроль. Новый уровень мышления человека- ноосферное мышление. Особенности и характер ноосферного мышления. Новый этап в эволюции человека.

1

65

Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

Текущий контроль. Международные и национальные программы оздоровления природной среды. Их значение для развития человечества. Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны.

1

66

Обобщение и систематизация знаний по теме «Биосфера, ее состояние и эволюция»

Тематический контроль.

Резервное время

3

Итого:

68



© 2010-2022