- Преподавателю
- Биология
- Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)
Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Торак Е.А. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок биологии в 5 классе по теме:
«Плесневые грибы и дрожжи»
(Программа Пасечника В.В.)
Подготовила: Торак Елена Александровна,
учитель химии и биологии
Цель: расширить представления о многообразии царства грибов с помощью технологии развития критического мышления учащихся.
Задачи:
Обучающие: актуализировать и расширить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, о роли их в природе и жизни человека.
Развивающие: формировать умения и навыки работы с информацией, формирования и решения проблем: развивать творческие и коммуникативные способности обучать активному восприятию изучаемого материала, умению соотносить старые знания с новыми, самостоятельно обобщать и классифицировать изученный материал.
Воспитательные: воспитание учащихся как людей критически думающих; формирование представлений о необходимости соблюдения гигиенических норм в повседневной жизни.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид занятия: урок - исследование
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная
Дидактический материал и оборудование: презентация, микроскопы, медиа проектор, ноутбуки, ЦОРы: флэш-анимация «Мукор», видео-ролик «Дрожжи», мини-лаборатория, культура плесени и дрожжей, микропрепараты «Мукор».
Номер учебного элемента (УЭ) | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | ||
УЭ-0 | Организационный момент. Приветствие учителя. Актуализация знаний. Ребята, что мы изучили на 2-х прошлых уроках? (Бактерии, Шляпочные грибы их строение, питание, размножение и роль в природе). |
Повторите учебный материал по рабочей тетради | ||
УЭ -1
| Цель: проверить уровень знаний о шляпочных грибах. - Выполните тест. (5-7 минут) 1. Как размножаются грибы? а) семенами; б) почкованием; в)спорами; г)простым делением 2. Чем питаются грибы? а) готовыми органическими веществами б) образуют на свету органические вещества. 3. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? а) из волокон; б) из гиф; в) из ситовидных труб; г) из сосудов 4. Как называется часть шляпочного гриба, находящаяся в почве? а) пенек; б) корни; в) мицелий; 5. Какую часть шляпочного гриба человек использует в пищу? а) плодовое тело; б) мицелий 6. Чем отличаются трубчатые грибы от пластинчатых? а) у трубчатых грибов пенек имеет трубчатое строение; б) у трубчатых грибов трубочки на нижней стороне шляпки больше развиты, чем пластинки; в) у трубчатых грибов споры созревают в трубочках на нижней стороне шляпки 7. Как называется сожительство грибов с корнями деревьев? а) паразитизмом б) симбиозом в) фотосинтезом 8. Как питаются шляпочные грибы? а) органические вещества всасываются вместе с водой и минеральными веществами из почвы. б) Органические вещества всасываются из корней деревьев. в) Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней деревьев. 9. Что называют микоризой или грибокорнем? (полный ответ) Проверка теста (СЛАЙД 2) | Индивидуальная работа Ответы заносят в лист ответов, проверить в парах и сдают учителю.
| ||
УЭ-2 | Проблемный вопрос (1-2мин) Ребята, какое на прошлом уроке вам было дано задание? (Понаблюдать, что произойдет с хлебом или булочкой, если они несколько дней пролежат в пластиковом пакете в теплом и влажном месте.) Учитель: Подумайте над следующими вопросами и дайте ответы: Что же вы наблюдали? Что образуется на хлебе? СЛАЙД 3 - Относится это к живой или неживой природе? - Маленькие или большие? - Много ли их в мире? - Приносят вред или пользу? Учитель предлагает учащимся заполнить первую колонку в таблице «Знаю» Знаю | |||
До | После | |||
|
|
- к какому царству они относятся? (К царству Грибы)
-А мы такие грибы уже изучали? (Нет)
-Тогда сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи)
- Зачем нам нужно изучать данные объекты?
Работа с классом
УЭ -3
Интегрирующая цель: в результате овладения содержанием модуля вы будете иметь представление об особенностях строения плесневых грибов и дрожжей, их значении и использовании в народном хозяйстве и медицине; продолжите развивать умение готовить микропрепараты и оформлять лабораторные работы;
В процессе учебной работы над заданием вы должны;
-
Выяснить строение и размножение плесневого гриба мукор, особенности строения пеницилла, дрожжей
-
объяснить значение плесневых грибов и дрожжей в природе и их применение человеком.
Внимательно читают цель урока.
На экран выводятся картинки плесени и дрожжей.
СЛАЙД 4
Учитель: Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение - это всё говорят про плесень.
В 1680 году голландский натуралист Антони Ван Левенгук впервые увидел дрожжи в оптический микроскоп, однако не распознал в них, из-за отсутствия движения, живых организмов.
И лишь в 1857 году французский микробиолог Луи Пастер доказал, что спиртовое брожение - не просто химическая реакция, как считалось ранее, а биологический процесс, производимый дрожжами.
Учитель: «Мы можем сейчас дать ответ на вопрос: Почему плесень и дрожжи это микроскопические грибы?»
- На этот вопрос мы сможем ответить позже.
УЭ -4
Цель: получить информацию о плесневых грибах. (3-5 мин)
-
Внимательно прочитайте, пункт мукор и пеницилл §15 ст.78-79 и просмотрите флеш-анимацию «Мукор».
-
Ответьте на вопросы:
1. Какой организм поселяется на хлебе в теплом и влажном месте? А на фруктах?
2. В чем особенность строения грибницы мукора? пеницилла?
3.Как они размножаются?
Индивидуальная работа
Работа с классом
Физминутка «Ёлочка» (1 мин)
УЭ -5
Цель: изучить строение мукора на микропрепарате. (10 мин)
Учитель: Какой прибор нам поможет их рассмотреть? (микроскоп)
Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке.
Лабораторная работа
1.Инструктаж по технике безопасности.
2. Выполните лабораторную работу «Плесневый гриб мукор» на с. 78-79 учебника (п.2, 3)
Рассмотрите микропрепараты при малом и большом увеличении.
3 Сравните увиденное вами с фото на презентации учителя.
-
Выполните задание №53 в рабочей тетради (с. 34)
Найдите грибницу, плодовое тело и споры.
-
Обсудите результаты работы.
СЛАЙД 5
Индивидуальная работа
Работа в парах.
УЭ - 6
УЭ - 7
Цель: получить информацию о дрожжевых грибках, изучить их строение. (10 мин)
Задание:
1. Внимательно прочитайте пункт параграфа 15 «Дрожжи», посмотрите ролик «Дрожжи».
2. Выполните лабораторную работу «Строение дрожжей» на с.80 учебника. Сравни увиденное с фото на презентации.
3. Выполните задание №54 в рабочей тетради (с. 34)
СЛАЙД 6
4.Обсудите результаты работы.
Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища.
Обобщение и систематизация знаний
6 Ответьте на вопросы
Учитель: 1. Чем отличаются рассматриваемые объекты от ранее изученных грибов? Есть ли сходства? Совместно формулируется вывод.
Вывод: Плесневые грибы и дрожжи не имеют плодового тела. Мукор имеет грибницу. Дрожжи состоят из множества клеток.
2. Какое значение в природе и для человека имеют плесневые грибы?
3. Для чего человек разводит дрожжи?
7. Тест:
1. Пенициллиум относится к:
а) плесеням;
б) дрожжевым грибам;
в) ржавчинным грибам.
2. Дрожжи размножаются:
а) только делением;
б) только почкованием;
в) делением и почкованием.
3. Дрожжи, которые сейчас используют в хлебопечении, в природе:
а) неизвестны;
б) встречаются часто в нектаре цветков, соке плодов;
в) встречаются, но очень редко.
4. Грибница мукора - это:
а) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и одним ядром;
б) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и множеством ядер;
в) ветвящиеся нити, образованные клетками, каждая из которых имеет цитоплазму и ядро.
5. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что:
а) нити грибницы погибают и загнивают;
б) с возрастом в нитях грибниц образуются вещества черного цвета;
в) в образующихся спорангиях развиваются споры.
По окончании работы ученикам предлагается обменяться тетрадями и сверить ответы(СЛАЙД 7).
8. Учитель предлагает учащимся заполнить вторую колонку в таблице «Знаю»
Знаю
До
После
Индивидуальная работа
Работа в парах.
Работа с классом
Индивидуальная работа
Работа в парах.
УЭ -7
УЭ-8
Подведение итогов урока.
1.Прочитайте цель урока
2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Что нового узнали о грибах?
3. Выводы:
1.Плесень и дрожжи имеют малые размеры. Их строение можно рассмотреть в микроскоп.
2. Размножаться плесень не только спорами, но и обрывками грибницы. Дрожжи почкованием.
3. Дрожжи и отдельные виды плесени по способу питания сапрофиты.
4.Для развития им нужно тепло, влага и питательная среда.
Рассмотрите следующие слайды и прокомментируйте то, что видите
СЛАЙД 8
Вывод: получают антибиотики.
СЛАЙД 9
Вывод: дорогим сортам сыра с плесень придаёт пикантный вкус.
СЛАЙД 10
Вывод: дрожжи используются в получении теста и в косметологии.
Рефлексия
Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его (СЛАЙД 11).
Мне было интересно… Мне было трудно…
Сегодня я узнал… Я научился...
У меня настроение…
Закончите предложения и оцените работу товарища по парте
Больше всего мне понравилось...
Сегодня на уроке я почувствовал…
Оцените свою работу на уроке:
Лист самооценки
ученика _____________________________________________
1. Какова была цель урока? ____________________________________________________
2. Удалось получить результат (решение, ответ)? _____________________________________________________
3. Правильно или с ошибкой? ____________________________________________________
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ____________________________________________________
5. Какую оценку ты бы себе поставил? ____________________________________________________
Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике:
Домашнее задание (СЛАЙД 12).
Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке:
-
Выполнил все УЭ на 4 и 5 - можешь выполнить творческое задание.
-
Иногда испытывал затруднения в работе и допускал ошибки - составь план §15.
Творческое задание (на выбор)
1)Подготовить сообщение об открытии пенициллина.
2) Придумать загадки о плесени, дрожжах, пенициллине.
3)Возможно, вы слышали о "Проклятье Фараонов"? Какие организмы и почему получили такое название?
4)В природе можно увидеть растения, которые словно покрыты сажей или обуглились. Почему они так выглядят?
5)Могут ли растения ржаветь?
Подведение итов.
Спасибо за урок!!!
Индивидуально
Вместе
с классом
Ваша оценка самому (ой) себе.
Индиви-
дуально
Сдайте рабочие тетради на проверку
11