Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок биологии в 5 классе по теме:

«Плесневые грибы и дрожжи»

(Программа Пасечника В.В.)


Подготовила: Торак Елена Александровна,

учитель химии и биологии

Цель: расширить представления о многообразии царства грибов с помощью технологии развития критического мышления учащихся.

Задачи:

Обучающие: актуализировать и расширить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, о роли их в природе и жизни человека.

Развивающие: формировать умения и навыки работы с информацией, формирования и решения проблем: развивать творческие и коммуникативные способности обучать активному восприятию изучаемого материала, умению соотносить старые знания с новыми, самостоятельно обобщать и классифицировать изученный материал.

Воспитательные: воспитание учащихся как людей критически думающих; формирование представлений о необходимости соблюдения гигиенических норм в повседневной жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид занятия: урок - исследование

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная

Дидактический материал и оборудование: презентация, микроскопы, медиа проектор, ноутбуки, ЦОРы: флэш-анимация «Мукор», видео-ролик «Дрожжи», мини-лаборатория, культура плесени и дрожжей, микропрепараты «Мукор».

Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)






Номер

учебного элемента

(УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство

по усвоению

учебного

материала

УЭ-0

Организационный момент. Приветствие учителя.

Актуализация знаний.

Ребята, что мы изучили на 2-х прошлых уроках? (Бактерии, Шляпочные грибы их строение, питание, размножение и роль в природе).


Повторите учебный материал по рабочей тетради

УЭ -1


Цель: проверить уровень знаний о шляпочных грибах.

- Выполните тест. (5-7 минут)

1. Как размножаются грибы?

а) семенами; б) почкованием; в)спорами; г)простым делением

2. Чем питаются грибы?

а) готовыми органическими веществами б) образуют на свету органические вещества.

3. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?

а) из волокон; б) из гиф; в) из ситовидных труб; г) из сосудов

4. Как называется часть шляпочного гриба, находящаяся в почве? а) пенек; б) корни; в) мицелий;

5. Какую часть шляпочного гриба человек использует в пищу? а) плодовое тело; б) мицелий

6. Чем отличаются трубчатые грибы от пластинчатых?

а) у трубчатых грибов пенек имеет трубчатое строение;

б) у трубчатых грибов трубочки на нижней стороне шляпки больше развиты, чем пластинки; в) у трубчатых грибов споры созревают в трубочках на нижней стороне шляпки

7. Как называется сожительство грибов с корнями деревьев?

а) паразитизмом б) симбиозом в) фотосинтезом

8. Как питаются шляпочные грибы?

а) органические вещества всасываются вместе с водой и минеральными веществами из почвы.

б) Органические вещества всасываются из корней деревьев.

в) Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней деревьев.

9. Что называют микоризой или грибокорнем? (полный ответ)

Проверка теста (СЛАЙД 2)

Индивидуальная работа

Ответы заносят в лист ответов, проверить в парах и сдают учителю.


УЭ-2

Проблемный вопрос (1-2мин)

Ребята, какое на прошлом уроке вам было дано задание?

(Понаблюдать, что произойдет с хлебом или булочкой, если они несколько дней пролежат в пластиковом пакете в теплом и влажном месте.)

Учитель: Подумайте над следующими вопросами и дайте ответы:

Что же вы наблюдали?

Что образуется на хлебе?

СЛАЙД 3

- Относится это к живой или неживой природе?

- Маленькие или большие?

- Много ли их в мире?

- Приносят вред или пользу?

Учитель предлагает учащимся заполнить первую колонку в таблице «Знаю»

Знаю

До

После



- к какому царству они относятся? (К царству Грибы)

-А мы такие грибы уже изучали? (Нет)

-Тогда сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи)

- Зачем нам нужно изучать данные объекты?

Работа с классом


УЭ -3

Интегрирующая цель: в результате овладения содержанием модуля вы будете иметь представление об особенностях строения плесневых грибов и дрожжей, их значении и использовании в народном хозяйстве и медицине; продолжите развивать умение готовить микропрепараты и оформлять лабораторные работы;

В процессе учебной работы над заданием вы должны;

  • Выяснить строение и размножение плесневого гриба мукор, особенности строения пеницилла, дрожжей

  • объяснить значение плесневых грибов и дрожжей в природе и их применение человеком.

Внимательно читают цель урока.


На экран выводятся картинки плесени и дрожжей.

СЛАЙД 4

Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)

Учитель: Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение - это всё говорят про плесень.

В 1680 году голландский натуралист Антони Ван Левенгук впервые увидел дрожжи в оптический микроскоп, однако не распознал в них, из-за отсутствия движения, живых организмов.

И лишь в 1857 году французский микробиолог Луи Пастер доказал, что спиртовое брожение - не просто химическая реакция, как считалось ранее, а биологический процесс, производимый дрожжами.

Учитель: «Мы можем сейчас дать ответ на вопрос: Почему плесень и дрожжи это микроскопические грибы?»

- На этот вопрос мы сможем ответить позже.


УЭ -4


Цель: получить информацию о плесневых грибах. (3-5 мин)

  1. Внимательно прочитайте, пункт мукор и пеницилл §15 ст.78-79 и просмотрите флеш-анимацию «Мукор».

  2. Ответьте на вопросы:

1. Какой организм поселяется на хлебе в теплом и влажном месте? А на фруктах?

2. В чем особенность строения грибницы мукора? пеницилла?

3.Как они размножаются?

Индивидуальная работа


Работа с классом


Физминутка «Ёлочка» (1 мин)

УЭ -5

Цель: изучить строение мукора на микропрепарате. (10 мин)

Учитель: Какой прибор нам поможет их рассмотреть? (микроскоп)

Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке.

Лабораторная работа

1.Инструктаж по технике безопасности.

2. Выполните лабораторную работу «Плесневый гриб мукор» на с. 78-79 учебника (п.2, 3)

Рассмотрите микропрепараты при малом и большом увеличении.

3 Сравните увиденное вами с фото на презентации учителя.

  1. Выполните задание №53 в рабочей тетради (с. 34)

Найдите грибницу, плодовое тело и споры.

  1. Обсудите результаты работы.

СЛАЙД 5

Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)

Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)



Индивидуальная работа



Работа в парах.


УЭ - 6




















УЭ - 7

Цель: получить информацию о дрожжевых грибках, изучить их строение. (10 мин)

Задание:

1. Внимательно прочитайте пункт параграфа 15 «Дрожжи», посмотрите ролик «Дрожжи».

2. Выполните лабораторную работу «Строение дрожжей» на с.80 учебника. Сравни увиденное с фото на презентации.

3. Выполните задание №54 в рабочей тетради (с. 34)

СЛАЙД 6

Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)

4.Обсудите результаты работы.

Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища.

Обобщение и систематизация знаний

6 Ответьте на вопросы

Учитель: 1. Чем отличаются рассматриваемые объекты от ранее изученных грибов? Есть ли сходства? Совместно формулируется вывод.

Вывод: Плесневые грибы и дрожжи не имеют плодового тела. Мукор имеет грибницу. Дрожжи состоят из множества клеток.

2. Какое значение в природе и для человека имеют плесневые грибы?

3. Для чего человек разводит дрожжи?

7. Тест:

1. Пенициллиум относится к:

а) плесеням;
б) дрожжевым грибам;
в) ржавчинным грибам.

2. Дрожжи размножаются:

а) только делением;
б) только почкованием;
в) делением и почкованием.

3. Дрожжи, которые сейчас используют в хлебопечении, в природе:

а) неизвестны;
б) встречаются часто в нектаре цветков, соке плодов;
в) встречаются, но очень редко.

4. Грибница мукора - это:

а) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и одним ядром;
б) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и множеством ядер;
в) ветвящиеся нити, образованные клетками, каждая из которых имеет цитоплазму и ядро.

5. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что:

а) нити грибницы погибают и загнивают;
б) с возрастом в нитях грибниц образуются вещества черного цвета;
в) в образующихся спорангиях развиваются споры.

По окончании работы ученикам предлагается обменяться тетрадями и сверить ответы(СЛАЙД 7).

8. Учитель предлагает учащимся заполнить вторую колонку в таблице «Знаю»

Знаю

До

После




Индивидуальная работа








Работа в парах.








Работа с классом



Индивидуальная работа



















Работа в парах.


УЭ -7


























































УЭ-8

Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цель урока

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Что нового узнали о грибах?

3. Выводы:

1.Плесень и дрожжи имеют малые размеры. Их строение можно рассмотреть в микроскоп.

2. Размножаться плесень не только спорами, но и обрывками грибницы. Дрожжи почкованием.

3. Дрожжи и отдельные виды плесени по способу питания сапрофиты.

4.Для развития им нужно тепло, влага и питательная среда.

Рассмотрите следующие слайды и прокомментируйте то, что видите

СЛАЙД 8

Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)

Вывод: получают антибиотики.

СЛАЙД 9

Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)

Вывод: дорогим сортам сыра с плесень придаёт пикантный вкус.

СЛАЙД 10

Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)

Вывод: дрожжи используются в получении теста и в косметологии.

Рефлексия

Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его (СЛАЙД 11).

Мне было интересно… Мне было трудно…

Сегодня я узнал… Я научился...

У меня настроение…

Закончите предложения и оцените работу товарища по парте

Больше всего мне понравилось...

Сегодня на уроке я почувствовал…


Оцените свою работу на уроке:

Лист самооценки

ученика _____________________________________________

1. Какова была цель урока? ____________________________________________________

2. Удалось получить результат (решение, ответ)? _____________________________________________________

3. Правильно или с ошибкой? ____________________________________________________

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ____________________________________________________

5. Какую оценку ты бы себе поставил? ____________________________________________________

Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике:

Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)

Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)Урок биологии на тему «Плесневые грибы и дрожжи» (5 класс)

Домашнее задание (СЛАЙД 12).

Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке:

  • Выполнил все УЭ на 4 и 5 - можешь выполнить творческое задание.

  • Иногда испытывал затруднения в работе и допускал ошибки - составь план §15.

Творческое задание (на выбор)

1)Подготовить сообщение об открытии пенициллина.

2) Придумать загадки о плесени, дрожжах, пенициллине.

3)Возможно, вы слышали о "Проклятье Фараонов"? Какие организмы и почему получили такое название?

4)В природе можно увидеть растения, которые словно покрыты сажей или обуглились. Почему они так выглядят?

5)Могут ли растения ржаветь?

Подведение итов.

Спасибо за урок!!!

Индивидуально

Вместе

с классом








Ваша оценка самому (ой) себе.



Индиви-

дуально




Сдайте рабочие тетради на проверку

11


© 2010-2022